ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-1105/2022 от 29.09.2022 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-1105/2022

г. Иваново

06 октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2022 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен 06 октября 2022 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Савельевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области

к Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуре

о признании недействительным Представления № 02-08-2022/1 от 17.01.2022;

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ассоциация «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>), Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, ФИО1,  ФИО2;

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель ФИО3 по доверенности № 83 от 27.07.2022, служебному удостоверению, документу об образовании и свидетельству;

от Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - представитель ФИО4 по доверенности № 08-05-2022 от 12.08.2022;

от Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры - представитель ФИО4 по служебному удостоверению;

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратился Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее: заявитель, Департамент) с заявлением к Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуре (далее: административный орган, Прокуратура) о признании недействительным Представления № 02-08-2022/1 от 17.01.2022; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена: ассоциация «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» (далее: Ассоциация, Ассоциация «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов»).

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2022 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, назначено дело к судебному разбирательству. Определением Арбитражного суда Ивановской области от 25.04.2022 для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. Определением Арбитражного суда Ивановской области от 29.07.2022 для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО1 (далее: ФИО1),  ФИО2 (далее: ФИО2). Рассмотрение дела произведено с самого начала, назначено предварительное судебное заседание, дело назначено к судебному разбирательству. На основании ст. 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.

Представитель ассоциации «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов», ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились. В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 123 АПК РФ извещение третьих лиц признается судом надлежащим. В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в их отсутствии. 

Департамент считает оспариваемое Представление № 02-08-2022/1 от 17.01.2022 незаконным по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему. Департамент указал, что  Некоммерческое партнерство «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» осуществляло охотхозяйственную деятельность в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 12.03.2013 № 44/481-2013, заключенным между Службой по охране объектов животного мира Ивановской области и указанной организацией. В 2020 - 2021 гг. указанная организация ликвидирована и создана Ассоциация, являющиеся правопреемником, поскольку все имущественные и неимущественные права, обязанности, услуги, договора и прочее перешли от одной организации к другой на основании передаточного акта. Информация о правопреемстве отражена в Уставе Ассоциации (пункт 6.3), зарегистрированном Управлением Минюста. Само по себе прекращение деятельности организации на основании решения суда, которая является признанным правопреемником в силу закона не может являться снованием к расторжению охотхозяйственного соглашения. Установление квот и выдача бланков Ассоциации осуществлялось основании указа, который прошел общественные слушания, получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, согласован без замечаний с Волжской межрегиональной прокуратурой и Прокуратурой Ивановской области. Выводы прокуратуры о том, что Департаментом совершены действия, способствующие осуществлению незаконной охотхозяйственной деятельности Ассоциацией, а принятие уполномоченным органом - Управлением Минюста решения о государственной регистрации Ассоциации на основании ее Устава не устанавливают юридического факта правопреемства и не является безусловным основанием для подтверждения законности содержащихся в Уставе положений, по мнению заявителя, не соответствует нормативному правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций и является результатом вольного и субъективного толкования прокуратурой норм законодательства в указанной сфере.

Кроме того, прокуратура вменяет в полномочия Департаменту осуществлять проверку на установление наличия или отсутствия правопреемства в рамках реализации федерального охотничьего надзора в отношении юридических лиц. Однако законодательство в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов не содержит таких требований, вопреки изложенному прокурором, законодатель четко регламентировал и регламентирует, что проверки ограничиваются обязательными требованиями, изложенными в форме проверочного листа. Формой проверочного листа не предусмотрено проведение анализа о правопреемственности организации, к тому же для проведения контрольных надзорных мероприятий в отношении юридических лиц в рамках федерального охотничьего надзора необходимы основания к их проведению. Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, к числу прочих относится: учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения. Учитывая изложенное, Департамент полагает, что анализ положений учредительного документа Ассоциации осуществлен надлежащим образом уполномоченным на то органом, что подтверждается регистрацией указанного документа.

Более подробно позиция Департамента изложена в заявлении и дополнениях к нему.

Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура с требованиями Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Административным органом указано, что Департаментом не был выявлен факт осуществления хозяйственной деятельности не имеющим на это право лицом. Несмотря на ликвидацию Некоммерческого партнерства, осуществление охотхозяйственной деятельности по охотхозяйственному соглашению от 12.03.2013 № 44/481-2013 продолжено иным юридическим лицом - Ассоциацией «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее также - Ассоциация). Правовых оснований для осуществления охотхозяйственной деятельности Ассоциацией не имеется. Ассоциация зарегистрирована в ЕГРЮЛ 17.03.2021 Управлением Федеральной налоговой службы по Ивановской области в связи с созданием юридического лица. Реорганизация Некоммерческого партнерства, в ходе которой образована Ассоциация, не производилась, в связи с чем положения ст. 58 Гражданского кодекса РФ о правопреемстве при реорганизации юридических лиц в данном случае не применяются. Сведений о правопреемстве Ассоциации в ЕГРЮЛ не имеется. При наличии решения Мытищинского городского суда Московской области от 21.06.2018 о ликвидации Некоммерческого партнерства, имея доступ к соответствующим информационным системам, и руководствуясь законом, Департамент мог и должен был установить отсутствие правопреемства между Некоммерческим партнерством и Ассоциацией, установить отсутствие правовых оснований для осуществления охотхозяйственной деятельности Ассоциацией, и принять меры к прекращению пользования Ассоциацией охотничьими ресурсами.

Более подробно позиция  Прокуратуры изложена в отзыве и дополнениях к нему.

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в своем отзыве указала следующее. Учитывая, что решением Мытищинского городского суда Московской области от 21.06.2018 по делу № 2А-2848/2018 Некоммерческое партнерство «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» ликвидировано, охотхозяйственное соглашение № 44/481-2013 в соответствии с положениями ст. 419 ГК РФ прекратило свое действие. Осуществление охотхозяйственной деятельности по охотхозяйственному соглашению от 12.03.2013 № 44/481-2013 иным юридическим лицом - зарегистрированной в ЕГРЮЛ 17.03.2021 вновь созданной Ассоциацией «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов», является незаконным. Осуществление Ассоциацией незаконного пользования охотничьими ресурсами нарушает права иных охотопользователей и установленный законом порядок получения права пользования охотничьими ресурсами. Таким образом, доводы оспариваемого представления являются законными и обоснованными, подлежат рассмотрению в установленные законом сроки и порядке. Представление внесено уполномоченным лицом при наличии законных оснований, какие-либо права истца при этом не нарушены, препятствия в осуществлении Департаментом экономической деятельности не созданы, не предусмотренные законом права и обязанности не возложены. Полагает, что дело подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. Оснований для удовлетворения искового заявления Департамента не имеется.

Ассоциация «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов», ФИО1 полагают, что заявленные требования являются законными и обоснованными.

Ассоциация «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» указала, что во исполнение решения учредителей от 25.10.2020 года и в связи с тем, что новое юридическое лицо еще не было зарегистрировано, учредитель ФИО1 заключил 01.12.2020 года с Некоммерческим партнерством «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» договор передачи всех прав и обязанностей по охотхозяйственному соглашению от 12.03.2013 года №44/481-2013. После регистрации Ассоциации «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» ФИО1 заключил с последним 19.03.2021 года договор передачи всех прав и обязанностей по охотхозяйственному соглашению от 12.03.2013 года № 44/481-2013. Таким образом, Ассоциация «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» получила права и обязанности по охотхозяйственному соглашению от 12.03.2013 года № 44/481-2013 и начала добросовестно исполнять свои обязанности перед Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области. Ассоциация «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» является надлежащей стороной охотхозяйственного соглашения от 12.03.2013 года № 44/481-2013, добросовестно исполняет свои обязательства и не нарушает законодательство об охоте и охране охотничьих ресурсов.

ФИО1 в своем отзыве пояснил, что в соответствии с решением единственного учредителя некоммерческого партнерства «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» (далее партнерство) ФИО1 от 25.10.2020 г, в связи с невозможностью приведения учредительных документов в соответствие с измененным законодательством было принято решение о создании Ассоциации «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» (далее Ассоциация) и передаче всех активов в созданную организацию, в том числе: охотхозяйственное соглашение №44/481-2013 от 12.03.2013 г и договор аренды лесов б/н от 29.10.2014, при этом учредители не изменились. Факт правопреемственности отражен в уставе Ассоциации и утверждён Управлением Минюста России по Ивановской области.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, судом установлено следующее.

Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от 13.01.2022 № 2, направленного в адрес Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, проведена проверка исполнения Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов.

По результатам данной проверки прокуратурой в адрес начальника Департамента 17.01.2022 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих.

Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области выявлены нарушения федерального законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов.

Установлено, что Службой по охране объектов животного мира Ивановской области 12.03.2013 с Некоммерческим партнерством «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: Московская область, Мытищенский район, с. Марфино, далее также - Некоммерческое партнерство) заключено охотхозяйственное соглашение № 44/481-2013, в соответствии с которым охотпользователь - Некоммерческое партнерство с 01.03.2013 по 28.02.2061 осуществляет охотхозяйственную деятельность на территории Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в границах охотничьих угодий, установленных данным соглашением.

Решением Мытищинского городского суда Московской области от 21.06.2018 по делу № 2А-2848/2018, размещенным на официальном сайте указанного суда, удовлетворено исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области о ликвидации Некоммерческого партнерства. Основанием для вынесения судебного решения явилось совершение Некоммерческим партнерством неоднократных и грубых нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, включая невыполнение требований Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» о представлении в орган юстиции отчетов о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств.

Сведения о ликвидации Некоммерческого партнерства по решению суда внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) 23.12.2020 Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области.

17.03.2021 Управлением Федеральной налоговой службы по Ивановской области в связи с созданием юридического лица в ЕГРЮЛ зарегистрирована ассоциация «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» за № ОГРН: <***>.

Согласно п. 6.3 Устава Ассоциации «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов», утвержденного Общим собранием учредителей от 19.02.2021, Ассоциация является правопреемником всех активов, долгов и обязательств Некоммерческого партнерства «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов», в том числе охотхозяйственного соглашения от 12.03.2013 № 44/481-2013.

После ликвидации Некоммерческого партнерства, осуществление охотхозяйственной деятельности по охотхозяйственному соглашению от 12.03.2013 № 44/481-2013 продолжено Ассоциацией «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов».

На основании заявки Ассоциации от 13.10.2021 приказом Департамента от 14.10.2021 № 452-од в оборот введены бланки разрешений и по акту приема - передачи от 18.10.2021 № исх-1554, Ассоциации выдано 218 бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в том числе: 4 разрешения серии 37 (кабан) с номерами 015722-015725; 3 разрешения серии 37 (олень пятнистый) с номерами 015726-015728; И разрешений серии 37 (лось) с номерами 015729-015739; 100 разрешений серии ПД (птица) с номерами 077456-077555; 100 разрешений серии ПЗ (пушные животные) с номерами 027195-027294.

Кроме того, Департаментом принята к работе поступившая на основании п. 6 Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу, утвержденного приказом Минприроды России от 27.11.2020 № 981, заявка Ассоциации от 31.03.2021 на установление квот добычи для каждого вида охотничьих ресурсов для закрепленного охотничьего угодья на период охоты с 01.08.2021 по 01.08.2022.

Указом Губернатора Ивановской области от 22.07.2021 № 110-уг «Об утверждении лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2021 до 01.08.2022, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения» Ассоциации установлены следующие квоты добычи охотничьих ресурсов: барсук - 1 особь; пятнистый олень - 3 особи; лось -11 особей.

При наличии решения Мытищинского городского суда Московской области от 21.06.2018 о ликвидации Некоммерческого партнерства, имея доступ к соответствующим информационным системам, и руководствуясь законом, Департамент мог и должен был установить отсутствие правопреемства между Некоммерческим партнерством и Ассоциацией, установить отсутствие правовых оснований для осуществления охотхозяйственной деятельности Ассоциацией, и принять меры к прекращению пользования Ассоциацией охотничьими ресурсами. Кроме того, ввиду отсутствия у Ассоциации охотхозяйственного соглашения, оснований для выдачи 218 бланков разрешений на добычу охотресурсов по заявке от 13.10.2021, а также установление квот добычи для каждого вида охотничьих ресурсов для закрепленного охотничьего угодья  по заявке от 31.03.2021 у Департамента не имелось.

17.01.2022 Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области вынесено представление № 02-08-2022/1, согласно тексту которого Департаменту необходимо принять меры к устранению причин и условий, способствовавшим нарушению федерального законодательства, принять меры к пресечению осуществления Ассоциацией «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» охотхозяйственной деятельности в отсутствие предусмотренных законом оснований.

Не согласившись с вынесенным Представлением № 02-08-2022/1 от 17.01.2022 Департамент обратился в Арбитражный суд Ивановской области о признании его незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет заявленных в рамках настоящего дела требований полностью соответствует положениям главы 24 АПК РФ, так как связан с оспариванием акта государственного органа, принятых в рамках реализации публичных полномочий.

Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на основании охотхозяйственных соглашений.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона, предоставляются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи. Согласно части 1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется: физическому лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в случаях осуществления им охоты: а) в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения. Таким образом, исходя из действующего правового регулирования, Департамент выдает лицу, заключившему охотхозяйственное соглашение, бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов. В дальнейшем такое юридическое лицо выдает соответствующие разрешения охотникам. Согласно п. 2.3 Устава (редакция с учетом изменений от 15.09.2021) Ассоциация вправе заниматься приносящей доход деятельностью для привлечения дополнительных средств, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана и соответствует им. Аналогичные положения содержались также в п. 3.2 первоначальной редакции Устава Ассоциации.

Таким образом, оспариваемое Представление принято в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и влияет на правоотношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Следовательно, данное дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде по существу. Ходатайство Прокуратуры о передаче дела в суд общей юрисдикции подлежит отклонению.

Частью 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно положениям статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1).

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение (п.п. 24 пункта 2 указанной статьи).

На основании ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача права на добычу охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями статей 27 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (часть 1 статьи 27 указанного закона).

По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 указанного закона).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 27).

Как следует из материалов дела, 12.03.2013 Службой по охране объектов животного мира Ивановской области (далее: Администрация) с Некоммерческим партнерством «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» (далее: Охотпользователь) заключено охотхозяйственное соглашение № 44/481-2013, в соответствии с которым охотпользователь - Некоммерческое партнерство с 01.03.2013 по 28.02.2061 осуществляет охотхозяйственную деятельность на территории Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в границах охотничьих угодий, установленных данным соглашением. Как указано в п.1 охотхозяйственного соглашения № 44/481-2013 от 12.03.2013 Некоммерческое партнерство «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона - Служба по охране объектов животного мира Ивановской области обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия Соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

21.06.2018 Решением Мытищинского городского суда Московской области  по делу № 2А-2848/2018, размещенным на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, Некоммерческое партнерство «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» ликвидировано. Основанием для вынесения судебного решения явилось совершение Некоммерческим партнерством неоднократных и грубых нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, включая невыполнение требований Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» о представлении в орган юстиции отчетов о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств.

15.12.2020 Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Московской области вынесено Распоряжение № 2700-р «Об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц некоммерческой организации на основании решения суда» в отношении Некоммерческое партнерство «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов».

Сопроводительным письмом от 15.12.2020 № 50-3-11136/20 соответствующие документы направлены Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Московской области в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области для внесения записи в ЕГРЮЛ.

23.12.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области внесены Сведения о ликвидации Некоммерческого партнерства «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» по решению суда. Данные сведения Управление Федеральной налоговой службы подтвердило в имеющемся в материалах дела письме от 20.01.2022 № 09-14/003110, где дополнительно указано, что процедура реорганизации, предусмотренная ст. 57-60 ГК РФ и Законом № 129-ФЗ в отношении Некоммерческого партнерства «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» не осуществлялась.

17.03.2021 Управлением Федеральной налоговой службы по Ивановской области в связи с созданием иного юридического лица в ЕГРЮЛ зарегистрирована Ассоциация «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» за № ОГРН: <***>. В письме от 21.01.2022 г. № 37/03-08/176 Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области указало, что передаточные акты о правопреемстве Ассоциацией в Управление не предоставлялись.

Согласно п. 8 ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр   юридических лиц со дня  внесения соответствующей записи в этот реестр.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Согласно ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего (ст. 64.2 ГК РФ) к обязательственным отношениям, в которых оно участвовало, подлежит применению ст. 419 ГК РФ (абз. 2 п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств»).

В силу ст. 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, реорганизация Некоммерческого партнерства «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов», в ходе которой образована Ассоциация «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов», не производилась, в связи с чем положения ст. 58, 61, 419 Гражданского кодекса РФ о правопреемстве при реорганизации юридических лиц в данном случае не могут быть применены. Сведений о правопреемстве Ассоциации «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» согласно выписке из ЕГРЮЛ не имеется.

В рассматриваемом случае ликвидация Некоммерческого партнерства в отсутствие юридического правопреемника не может свидетельствовать о продолжении действия охотхозяйственного соглашения от 12.03.2013 № 44/481-2013 в порядке правопреемства.

Ссылка Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области на то, что в соответствии с п. 6.3 Устава Ассоциация является правопреемником всех активов, долгов и обязательств некоммерческого партнерства «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов», в том числе охотхозяйственного соглашения № 44/481-2013 от 12.03.2013 и договора аренды лесов б/н от 29.10.2014, судом отклоняется по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что данный пункт в первоначальной редакции Устава,  утвержденной протоколом общего собрания учредителей № 1 от 19.02.2021, представленной при регистрации Ассоциации в качестве юридического лица, отсутствовал.

Пункт 6.3 внесен в Устав изменениями, утвержденными протоколом общего собрания № 4 от 15.09.2021. Сопоставление редакций Устава свидетельствует о внесении в него многочисленных иных изменений. Следовательно, внесение таких изменений в Устав по прошествии более 6 месяцев с момента образования юридического лица вне соблюдения установленной законом процедуры не может свидетельствовать о правопреемстве в порядке реорганизации между указанными юридическими лицами.

Доводы Департамента о том, что произошедшее правопреемство подтверждает регистрация Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Ивановской области указанных изменений в Устав, судом отклоняется, поскольку согласно имеющемуся в материалах дела заявлению о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, именно заявитель (ФИО5) подтверждает, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

Таким образом, ссылка Департамента на п. 6.3 Устава Ассоциации о правопреемстве всех активов, долгов и обязательств Некоммерческого партнерства не является юридическим основанием для возникновения данного правопреемства, так как противоречит действующему законодательству.

Принятие уполномоченным органом - Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области решения о государственной регистрации Ассоциации на основании ее Устава также не устанавливает юридического факта правопреемства и не является безусловным основанием для подтверждения законности содержащихся в Уставе положений.

Проверив доводы Ассоциации «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» о перемене лиц в обязательстве по охотохозяйственному соглашению от 12.03.2013 № 44/481-2013, суд пришел к следующим выводам.

В обоснование данных аргументов Ассоциация представила в суд решение единственного члена Некоммерческого партнерства «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) от 15(25).10.2020  года, договор всех прав и обязанностей по охотохозяйственному соглашению от 12.03.2013 № 44/481-2013 другому лицу (передача договора) от 01.12.2020, договор всех прав и обязанностей по охотохозяйственному соглашению от 12.03.2013 № 44/481-2013 другому лицу (передача договора) от 19.03.2021 следующего содержания.

Из указанного решения от 15(25).10.2020 следует, что Единственный член Некоммерческого партнерства «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» решил исключить из членов Партнерства гражданина РФ ФИО6 в связи с его смертью; создать Ассоциацию «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов»; включить в члены Ассоциации вместо ФИО6 его супругу ФИО2; передать все активы в созданную организацию Ассоциация «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов», в том числе охотхозяйственное соглашение № 44/481-2013 от 12.03.2013 и договор аренды лесов б/н от 29.10.2014; поручить Председателю Партнерства зарегистрировать вышеуказанные изменения в установленном законом порядке.

Согласно договору о передаче всех прав и обязанностей по охотохозяйственному соглашению от 12.03.2013 № 44/481-2013 другому лицу (передача договора) от 01.12.2020, заключенному между Некоммерческим партнерством «Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» (Цедент) в лице ФИО5 и гр. РФ ФИО1 (Цессионарий), Цедент уступает, а Цессионарий принимает все права и обязанности по охотохозяйственному соглашению от 12.03.2013 № 44/481-2013.

Из содержания договора о передаче всех прав и обязанностей по охотхозяйственному соглашению от 12.03.2013 № 44/481-2013 другому лицу (передача договора) от 19.03.2021 г., заключенного между гр. РФ ФИО1 (Цедент) и Ассоциацией «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» в лице ФИО5 (Цессионарий), Цедент уступает, а Цессионарий принимает все права и обязанности по охотохозяйственному соглашению от 12.03.2013 № 44/481-2013.

При этом из представленного в материалы дела ответа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области от 09.09.2022 № 37/03-11/2452 следует, что указанные решения от 15.10.2020, 25.10.2020 и договоры от 01.12.2020 и от 19.03.2021 в Управление не представлялись.

Из представленных в суд документов следует, что государственная регистрация создания Ассоциации «Некоммерческое партнерство Иваново-Вознесенское общество охотников и рыболовов» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) произведена только на основании заявления ФИО7 по форме Р11001, заверенной нотариально 03.03.2021 г. с приложением протокола № 1 Общего собрания учредителей Ассоциации от 19.02.2021. Устава, утвержденного данным протоколом, в которых ссылка на указанные выше решения и договоры отсутствует.

Как указано выше изменения в п. 6.3 Устава Ассоциацией вносились значительно позднее – на основании заявления о государственной регистрации изменений по форме Р13014, заверенной нотариально 20.09.2021 г. К данному заявлению приложены только новая редакция Устава и Протокол № 4 Общего собрания членов Ассоциации.

Порядок замены стороны охотхозяйственного соглашения регулируется статьей 27.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 11.06.2021 № 164-ФЗ, согласно которой замена юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение (далее - замена стороны охотхозяйственного соглашения), на другое юридическое лицо или другого индивидуального предпринимателя, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее в настоящей статье - третье лицо), допускается на основании заключаемого между ними соглашения (далее - соглашение о замене стороны охотхозяйственного соглашения) с согласия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение тридцати дней со дня получения запроса, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, принимает одно из следующих решений: 1) о даче согласия на замену стороны охотхозяйственного соглашения; 2) об отказе в даче согласия на замену стороны охотхозяйственного соглашения.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена замена стороны охотохозяйственного соглашения, которая в свою очередь должна быть проведена в соответствии с предусмотренной статьей 27.1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» процедурой, которая предусматривает подачу сторонами соглашения в течение пяти рабочих дней со дня подписания соглашения запроса о получении согласия на такую замену в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключивший соответствующее охотхозяйственное соглашение.

Из материалов дела и пояснений Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области следует, что в рассматриваемом случае документально оформленного согласия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на замену стороны охотхозяйственного соглашения не имеется. Извещения Департамента о перемене стороны письмом от 24.03.2021 являлось недостаточным, что также подтверждается ответом Департамента от 26.03.2021 г. Таким образом, указанная процедура Некоммерческим партнерством и Ассоциацией соблюдена не была, каких-либо сведений о согласовании сделок, о замене стороны охотхозяйственного соглашения в материалы дела не представлено.

Ссылка Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области на то, что статья 27.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ вступила в силу с 09.12.2021 г. и такое согласие в рассматриваемом случае не требовалось, судом отклоняется по следующим основаниям.

Согласно п. 10.1 и п. 10.2 охотхозяйственного соглашения от 12.03.2013 № 44/481-2013 все изменения и дополнения к настоящему Соглашению считаются действительными, если они оформлены в письменном виде и подписаны надлежащим образом уполномоченными лицами сторон. По вопросам, не отраженным в настоящем Соглашении, стороны руководствуются нормами законодательства Российской Федерации и Ивановской области.

Согласно статье 392.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.

В соответствии со ст. 388 Гражданского кодекса Российской Федерации уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным (пункт 2 статьи 391 ГК РФ).

Охотхозяйственное соглашение заключено по результатам аукциона, личность охотпользователя в рассматриваемом случае имеет существенное значение.

В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в порядке ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется федеральный государственный охотничий контроль (надзор).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно пункту 1 статьи 173.1 ГК РФ сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе. Законом или в предусмотренных им случаях соглашением с лицом, согласие которого необходимо на совершение сделки, могут быть установлены иные последствия отсутствия необходимого согласия на совершение сделки, чем ее недействительность.

Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 71) в редакции, действовавшей в 2013 году, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

 В период заключения спорного охотхозяйственного соглашения действовало принятое в соответствии с частью 5 статьи 74 ЛК РФ постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», которым утверждена форма примерного договора аренды лесного участка, подлежавшая применению для всех видов использования лесов.

 Подпунктом «г» пункта 10 раздела III формы примерного договора было предусмотрено, что арендатор имеет право сдавать лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору другим лицам, отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив только с согласия арендодателя.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» (далее – Закон № 206-ФЗ) внесены изменения, в том числе в статью 71 ЛК РФ.

Частью 4 данной статьи предусмотрено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом.

 Данный Закон вступил в действие с 01.10.2015. Положениями Закона № 206-ФЗ не предусмотрено, что он распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие. Таким образом, является ошибочным вывод Департамента и Ассоциации о том, что к спорным правоотношениям, возникшим по охотхозяйственному соглашению от 12.03.2013 аренды лесного участка, заключенному до вступления в силу Закона № 206-ФЗ, подлежат применению положения земельного законодательства (пункт 9 статьи 22 ЗК РФ), позволяющие арендатору передавать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка, заключенному на срок более чем пять лет, третьему лицу без согласия собственника этого участка при условии его уведомления.

 Согласно пункту 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.

Лесным кодексом Российской Федерации не были предусмотрены иные, чем в пункте 2 статьи 615 ГК РФ, условия передачи арендатором лесного участка своих прав и обязанностей по договору аренды.

 В разделе VIII спорного охотхозяйственного соглашения, которым определены права и обязанности сторон, также не предусмотрено право охотпользователя уступать свои права и обязанности без согласия Администрации.

Следовательно, для заключения договоров от 01.12.2020, от 19.03.2021 о передаче прав по охотхозяйственному соглашению от 12.03.2013 требовалось согласие уполномоченного органа.

В материалах дела нет доказательств, подтверждающих получение Ассоциацией такого согласия.

В соответствии со статьей 392.3 ГК РФ в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга. Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным (пункт 2 статьи 391 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в силу прямого указания закона к ничтожным сделкам, в частности, относится соглашение о переводе должником своего долга на другое лицо при отсутствии согласия кредитора (пункт 2 статьи 391 ГК РФ).

При таких обстоятельствах договоры от 01.12.2020, от 19.03.2021 о передаче прав по охотхозяйственному соглашению от 12.03.2013, заключенные между Некоммерческим партнерством и ФИО1 и между ФИО1 и Ассоциацией без согласия уполномоченного органа, в силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ является недействительной (ничтожной) сделкой, противоречащей приведенным нормам права.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2016 № 302-ЭС15-19746.

Таким образом, оспариваемое представление, обязывающее Департамент принять меры к устранению причин и условий, способствовавших нарушению федерального законодательства, а также меры к пресечению осуществления Ассоциацией «Некоммерческое партнерство Иваново- Вознесенское общество охотников и рыболовов» охотхозяйственной деятельности в отсутствие предусмотренных законом оснований, соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Департамента.

На основании вышеизложенного, требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по делу судом не рассматривается, поскольку Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области освобожден от ее оплаты на основании ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

1. Требования Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области к Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуре о признании недействительным Представления № 02-08-2022/1 от 17.01.2022 оставить без удовлетворения.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                               М.С. Савельева