ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-1233/14 от 27.08.2015 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

28 августа 2015 года

Дело №А17-1233/2014

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2015 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи  Романовой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>) к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (ОГРН <***>), Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ОГРН <***>)о взыскании убытков, вызванных  неисполнением обязанности по возмещению платы, неполученной за перевозку льготных категорий потребителей в сумме 166 218 рублей, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, Администрации города Иванова,

при участии:

от истца:  ФИО1 (паспорт),  ФИО2 по доверенности от 03.03.2014 г. 

от ответчика:  ФИО3 по доверенности от 15.01.2015 г.

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с иском к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области о взыскании убытков, вызванных неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 166 348 рублей. Истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 40 000 рублей.

   Определением арбитражного суда от 11.04.2014 исковое заявление принято к рассмотрению. Истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

Определением арбитражного суда от 18.09.2014 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ. 

  Решением Арбитражного суда Ивановской области от 19.11.2014г. исковое заявление удовлетворено.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.04.2015 по делу № А17-1233/2014 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ивановской области

Определением арбитражного суда от 13.04.2015 года дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 04.06.2015 года на 09-00 часов.

Протокольным определением от 04.06.2015 года на основании ст. 48 АПК РФ произведена замена третьего лица  Комитета Ивановской области по транспорту на Департамент Ивановской области дорожного хозяйства и транспорта.

Определением арбитражного суда от 10.06.2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Иваново, судебное заседание назначено на 14-00 часов 17.08.2015 года, о чем лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом.

В судебное заседание ответчик Министерство финансов РФ и третьи лица не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 123, 136, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц по имеющимся в материалах дела документам.

В судебном заседании истец пояснил, что Указами Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 № 165-УГ и от 14.02.2006 № 15-УГ установлен льготный проезд гражданам, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Ивановской области, путем осуществления перевозки на основании единых льготных проездных билетов. Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-УГ утверждены перечни (федеральный регистр и областной регистр) категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта, а также Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области. С 10.01.2012 по 16.03.2013 года истец на основании лицензии № АСС-37-410456 от 05.12.2006, разработанного и согласованного паспорта городского маршрута № 6 («Сухово-Дерябихский микрорайон – м. Авдотьино») осуществлял деятельность по пассажирским перевозкам. Услуги по перевозке были оказаны, в том числе и  пассажирам, оплатившим проезд с использованием социальной карты жителя Ивановской области. В рассматриваемый период льготополучателями было совершено 16 257 поездки, в том числе по федеральному регистру 4 097 поездок, по региональному регистру 12 160 поездки. Отказ третьего лица в возмещении расходов по перевозке  льготных категорий граждан необоснован. Истец полагает, что невозмещение расходов, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, привело к возникновению у предпринимателя  убытков в указанной сумме. При этом с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области истец просит взыскать 141 253 рублей за перевозку граждан, указанных в региональном и федеральном регистре и с Министерства финансов Российской Федерации 24 965 рублей за перевозку граждан, указанных в федеральном регистре. Кроме того, истец просит взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 40 000 рублей и расходы по оформлению нотариальной доверенности на представителя в сумме 900 рублей

Ответчик – Департамент финансов исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что возмещение расходов, связанных с оказанием  услуг по льготному проезду с использованием социальной жителя Ивановской области производится в рамках действующих договоров на осуществление перевозок пассажиров на всех видах пассажирского автомобильного транспорта регулярных маршрутов Ивановской области. Маршруты формируются организатором транспортного обслуживания населения в целях удовлетворения потребностей населения Ивановской области в регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Действия предпринимателя по перевозке пассажиров в Ивановской области в отсутствие договора на осуществление перевозок являются самовольными и неправомерными. Истец осуществлял деятельность без ведома органов власти, с нарушением законодательства, регулирующего порядок организации транспортного обслуживания населения.  Истцом не представлено доказательств незаконности действий государственных органов.

Из письменного отзыва представителя Министерства финансов РФ следует,  что исковые требования необоснованны и подлежат оставлению без удовлетворения. С 2005 года федеральными законами не предусмотрена льгота в виде бесплатного проезда на общественном транспорте, а, следовательно, и обязанность Российской Федерации по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях.  Российская Федерация никаких обязательств ни перед Ивановской областью, ни перед истцом в сфере транспортных услуг не имеет.

Из письменного отзыва Администрации города Иваново следует, что в соответствии с п. 1.2. Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам города Иванова, утвержденным постановлением Главы города Иваново от 23.07.2007 № 2271, регулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам в городе Иванове осуществляются на основании соответствующих договоров (краткосрочных договоров), заключенных в соответствии с указанным положением. По информации, представленной Комитетом по транспорту и связи Администрации города Иваново в письме от 30.07.2015 № 16-08-394. В сентябре 2011 года был объявлен отбор перевозчиков для заключения краткосрочных  договоров на регулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам №№ 1, 1-б, 2,3, 6,7,78, 10,12, 13, 14, 15/4, 17, 18, 20,23, 24, 27, 28,29, 30, 30-б, 31, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 42, 50 на территории города Иванова, в ходе которого было объявлено о необходимости в заключении договоров, в том числе на маршрут № 6. Перевозчиками заявок для заключения договора на маршрут № 6 не подавалось, отбор по данному маршруту признан несостоявшимся. В связи с отсутствием востребованности данного маршрута у перевозчиков открытые конкурсы и отборы на автобусный маршрут больше не объявлялись. Истец участие в конкурсе и отборах не принимала. В отсутствие договора на осуществление перевозок пассажиров на всех видах пассажирского автомобильного транспорта деятельность истца по оказанию услуг является незаконной.

В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен ФИО4, который пояснил, что работал водителем на маршруте 38 м. Афанасово -Сухово-Дерябихский микрорайон. В январе договор закончился, и представитель городского комитета по транспорту предложил разработать маршрут № 6 Авдотьино - Сухово-Дерябихский микрорайон. Изучали пассажиропоток, делали замеры, посмотрели рентабельность, обкатали маршрут. На место выходил Боровиков, делал с нами замеры. Разработали техпаспорт маршрута. С февраля стали ездить по данному маршруту. У нас с женой и дочерью ФИО1 семейный подряд, мы одни работали на данном маршруте. В марте 2013 года сломал три ребра, потом подошла пенсия,  и перестал работать. ФИО5 нам сказал -  у вас есть схема маршрута, паспорт, график – работайте. Несколько раз ходил к ФИО5 спрашивал насчет договора. Он говорил, что пока некогда, потом подпишем, работайте. Нас никто не трогал на маршруте. Других перевозчиков на данном маршруте не было, мы были одни.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Для осуществления вида деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом предпринимателем оформлена  лицензия № АСС- 37-410456  от 05.12.2006 сроком действия бессрочно.

Из материалов дела следует, что в период с января 2012 по март 2013 года  предприниматель оказывала услуги населению по перевозке по маршруту № 6. В рассматриваемый период истцом было перевезено 16 257 граждан, в том числе федерального регистра 4 097, регионального регистра 12 160.

Обращение истца по вопросу принятия поездок, совершенных льготополучателями с использованием социальной карты жителя Ивановской области Комитет Ивановской области по транспорту оставил без удовлетворения

Отказ в возмещении расходов истца по перевозке льготной категории граждан послужил основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков. Правовым основанием иска истец указал статьи 16, 790, 1069 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 15 Кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученныедоходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 790 Кодекса за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 5 статьи 790 Кодекса в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Из материалов дела следует, что в январе 2012 – марте 2013 года истец  оказывал услуги по перевозке граждан, в том числе льготной категории по разработанному им маршруту № 6 «Сухово-Дерябихский микрорайон – м. Авдотьино» на основании паспорта маршрута, согласованного с председателем комитета по транспорту и связи ФИО6 и утвержденного первым заместителем Главы города Иваново 07.02.2012.  Из объяснений истца следует, что при наличии лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом и паспорта автобусного маршрута № 6 отказ Департамента дорожного хозяйства и транспорта неправомерен.

С данным доводом суд согласиться не может в силу следующего.

  Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг «О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области» Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области предписано заключать договоры с перевозчиками на возмещение расходов, связанных с оказанием услуг по льготному проезду с использованием социальной карты жителя Ивановской области (временной транспортной карты жителя Ивановской области), в рамках действующих договоров на осуществление перевозок пассажиров на всех видах пассажирского автомобильного транспорта регулярных маршрутов Ивановской области

Согласно части 1 и 2 статьи 14 Закона Ивановской области от 11.04.2011 № 25-03 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области» (далее - Закон № 25-03) регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются в соответствии с договором по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области, заключаемым организатором транспортного обслуживания населения с перевозчиком.

Постановлением Главы города Иванова от 23.07.2007 N 2271 «Об утверждении Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам города Иванова» также предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам в городе Иванове осуществляются на основании соответствующих договоров (краткосрочных договоров), заключенных в соответствии с данным Положением.

            Таким образом, довод истца о правомерности осуществления им деятельности по перевозке граждан по разработанному им маршруту судом отклоняется как основанный на неверном толковании действующего законодательства.

 Кроме того суд учитывает, что в соответствии с законодательством Ивановской области в сфере транспортного обслуживания населения договор регулярных перевозок заключается по результатам конкурсного отбора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 15 и 16 Закона № 25-03.

В силу части 4 статьи 14 данного Закона осуществление перевозчиком перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок без договора регулярных перевозок или временного договора по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области на период проведения конкурсного отбора запрещается.

   При обращении в суд с иском о взыскании убытков истцу необходимо доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения государственных  органов и причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

            При данных обстоятельствах в связи с недоказанностью истцом совокупности условий необходимых для возложения ответственности на публично-правовые образования в исковых требованиях должно быть отказано.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.  

Руководствуясь ст. ст. 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Иск индивидуального предпринимателя ФИО1 к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области,  Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков, вызванных неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 166 218 рублей, -  оставить без удовлетворения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5 986 рублей 54 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                                                   Т.В. Романова