ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
13 апреля 2020 года | Дело №А17-1636/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2020 года.
Арбитражный суд Ивановской области
в составе судьи Тимошкина Константина Александровича
при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмовой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Базис» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об изменении Постановления от 22.01.2020 года №11.2-Пс/271И-1259пл-2020 о назначении административного наказания путем снижения размера административного штрафа до 100000 рублей
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Базис» (далее – заявитель, ООО «Базис») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (далее – Управление, административный орган) об изменении Постановления о назначении административного наказания от 22.01.2020 года №11.2-Пс/271И-1259пл-2020 путем снижения размера административного штрафа до 100000 руб.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что из материалов административного дела следует наличие смягчающих вину обстоятельств, предусмотренных п.2, п.7 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ, а именно: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, а также устранение до момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении нарушений, указанных в пунктах 1, 3, 4, 6, 7 протокола об административных правонарушениях.
Заявитель обратил внимание суда, что согласно отчету о финансовых результатах за январь-сентябрь 2019 года чистая прибыль ООО «Базис» составила 311 тыс. руб., по результатам работы за 2018 год чистая прибыль (убыток) составила 342 тыс. руб. С учетом чего Общество полагает, что наложение штрафа в размере 200000 руб. является чрезмерным и карательным. На основании изложенного, ООО «Базис» просит суд снизить размер штрафа до 100000 руб.
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору согласно отзыву на заявление считает Постановление от 22.01.2020 года №11.2-Пс/271И-1259пл-2020 законным и обоснованным. Административное наказание ООО «Базис» назначено в соответствии с общими правилами назначения административных наказаний, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, соразмерно степени вины правонарушителя и характеру совершенного административного правонарушения. Учитывая положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ Управление полагает, что исключительные обстоятельства, свидетельствующие о возможности снижения штрафа, отсутствуют. Характер и степень общественной опасности настоящего деяния, посягающего на общественные отношения в области промышленной безопасности, не позволяют прийти к выводу о малозначительности совершенного правонарушения. В данном случае выявленное нарушение свидетельствует о внутренней дезорганизации деятельности Общества, которая сама по себе представляет существенную угрозу общественным отношениям, поскольку подобные нарушения лицензионных требований безотносительно к наличию или отсутствию каких-либо последствий ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Допущенные ООО «Базис» нарушения носят многочисленный характер.
Определением суда от 02.03.2020 заявление Общества принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 13.04.2020, лица, участвующие в деле уведомлены о возможности завершения предварительного судебного заседания и переходе к рассмотрению дела в суде первой инстанции 13.04.2020.
До начала предварительного судебного заседания от лиц, участвующих в деле, поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. По окончанию предварительного судебного заседания, с учетом заявленных ходатайств, отсутствия возражений заявителя и административного органа против рассмотрения дела в их отсутствие, суд с учетом положений Президиума ВС РФ и Совета судей РФ от 08.04.2020 №821, в порядке статей 123, 137, 156, 210 АПК РФ перешел к рассмотрению дела без участия представителей Общества и Управления.
Изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
В период с 10.12.2019 по 17.12.2019 в соответствии с распоряжением Центрального управления Ростехнадзора от 25.11.2019 № В-1259-пр «О проведении плановой выездной проверки ООО «Базис» с целью выполнения Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2019 год, размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, была проведена проверка по контролю за соблюдением юридическим лицом требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта: Площадка установки по переработке газового конденсата, peг. № A16-04126-0001, III класс опасности, расположенного по адресу: 155908, Ивановская область, Шуйский район, деревня Остапово, местечко ФИО1 роща.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 17.12.2019 № 11.2-1259пл-А/263И-2019.
В ходе проведения указанного мероприятия административным органом установлено, что ООО «Базис» допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно:
1.Положение о порядке учета и технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте ООО «Базис», утвержденное директором ООО «Базис» ФИО2 20.04.2017 не предусматривает:
-принятие мер по защите собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий инцидента;
-принятие мер по сохранению обстановки на месте инцидента до начала расследования их причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации последствий инцидента и сохранению жизни и здоровья людей.
Нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности); п. 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480;
2.Не обеспечивается соблюдение общих требований взрывобезопасности на опасном производственном объекте: Площадка установки по переработке газового конденсата, рег.№А 16-04126-0001, III класс опасности, а именно: Системы контроля, управления и ПАЗ технологических процессов, а также системы СиО не маркированы с нанесением соответствующих надписей, четко отражающих их функциональное назначение, величины уставок защиты и регламентированные значения контролируемых параметров.
Нарушение требований ст. 9 Закона о промышленной безопасности, п. 6.1.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» утвержденным приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года № 96 (далее - ФНП ОПВ № 96).
3.Не выполняются требования безопасности к технологическим процессам перемещение горючих жидкостей, а именно: фланцевые соединения трубопроводов не плотно и не прочно соединены между собой. (Визуальным осмотром установлено отсутствие части крепежных болтов в соединительных фланцах).
Нарушение статьи 9 Закона о промышленной безопасности, п. 4.1.1 ФНП ОПВ № 96;
4.Корпусы насосов (HI5/1, HI5/2), не заземлены независимо от заземления электродвигателей, находящихся на одной раме с насосами.
Нарушение ст. 9 Закона о промышленной безопасности; п.3.138 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 марта 2016 года №125 (далее - ФНП №125);
5.В местах пешеходного перехода через трубопроводы, мостики не ограждены с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 метра, со сплошной обшивкой внизу на высоту 0,15 метра и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 метра от настила.
Нарушение ст. 9 Закона о промышленной безопасности; п.3.12 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 марта 2016 года №125;
6.Проверка знаний работников ООО «Базис» (протоколы от 18.01.2019 №№ 1/19, 2/19, 3/19, 4/19, 5/19, 6/19) проведена с участием - ФИО3, не входящего в состав аттестационной комиссии ООО «Базис» (Приказ от 14.02.2018 № 1/02-11(2)).
Нарушение ст. 9, ст. 14.1 Закона о промышленной безопасности; п. 3 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2019 года № 1365;
7.Внутри взрывоопасной зоны (помещения для трубчатых печей) установлены устройства для подключения передвижного и переносного электрооборудования (электрические розетки).
Нарушение ст. 9 Закона о промышленной безопасности; п.7.14 ФНПОПВ №96;
8.В нарушение требований проекта «Техническое перевооружение опасного производственного объекта «площадка установки по переработке газового конденсата» с внедрением процесса алкилирования. Ивановская область, Шуйский район, в районе д. Остапово» заказ:№08/17 рампа азотного пожаротушения РА1 не оборудована навесом из стальных труб с обшивкой профилированными оцинкованными листами.
Нарушение ст. ст. 8, 9 Закона о промышленной безопасности; п.п. 511, 526 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116;
9.В нарушение требований проекта «Техническое перевооружение опасного производственного объекта «площадка установки по переработке газового конденсата» с внедрением процесса алкилирования. Ивановская область, Шуйский район, в районе д. Остапово» заказ: №08/17 рампа азотного пожаро-тушения не оснащена необходимым количеством вентилей (вместо 10 предусмотренных проектом установлен 1).
Нарушение ст. ст. 8, 9 Закона о промышленной безопасности; п. 1.3. ФНП №125, п. 3.20 ФНП ОПВ №96;
10. Рампа азотной продувки РА2, установлена в месте, не предусмотренном проектом «Техническое перевооружение опасного производственного объекта «площадка установки по переработке газового конденсата» с внедрением процесса алкилирования. Ивановская область, Шуйский район, в районе д. Остапово» заказ:№08/17.
Нарушение ст. ст. 8, 9 Закона о промышленной безопасности; п. 1.3 ФНП №125, п. 3.8 ФНП ОПВ №96.
По фактам нарушений, выявленным в ходе проверки, Управлением в отношении ООО «Базис» составлен Протокол об административном правонарушении от 17.12.2019 № 11.2-1259пл-Пр/271И-2019 по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в присутствии представителя Общества.
Постановлением административного органа от 22.01.2020 года №11.2-Пс/271И-1259пл-2020 ООО «Базис» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является необоснованным и противоречащим действующему законодательству в части назначения административного наказания ООО «Базис» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 23.31 КоАП РФ предусмотрено, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частями 1 и 2 статьи 9.1, частью 3 статьи 9.1 (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), частью 4 статьи 9.1, настоящего Кодекса.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», органом, осуществляющим государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Оспариваемый акт принят Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
Закон о промышленной безопасности определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (статья 1 Закона о промышленной безопасности).
В соответствии со статьей 3 Закона о промышленной безопасности к требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Частью 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности предусмотрено, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В статье 9 Закона о промышленной безопасности закреплены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, обязательные для организации, эксплуатирующей такой объект, к которым в частности относятся следующие обязанности:
-соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта;
-обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
-организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
-обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа
В силу статьи 17 Закона о промышленной безопасности лица, виновные в нарушении данного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект и не исполнившая предусмотренные Законом о промышленной безопасности обязанности, направленные на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества в области промышленной безопасности, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов настоящего дела Обществу вменено в вину нарушение требований Закона о промышленной безопасности, Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» утвержденным приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года № 96, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 марта 2016 года №125, Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2019 года № 1365.
Факт совершения выявленных нарушений Обществом не оспаривается, сведения о частичном устранении правонарушений отражен административным органом в оспариваемом постановлении, что свидетельствует об оценке данного обстоятельства Управлением при вынесении оспариваемого постановления.
Вместе с тем, данные правонарушения выявлены административным органом при проведении проверки и их устранение заявителем не подтверждает их несовершение, что свидетельствует о правомерном включении поименованных нарушений в перечень правонарушений, указанных в оспариваемом постановлении.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 65 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд в судебном заседании проверяет оспариваемое постановление административного органа о привлечении к административной ответственности на предмет его законности и обоснованности не только по доводам заявителей, но и в полном объеме.
Частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 24.5 КоАП РФ). При этом отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения проступка не подтвержден. Это возможно в следующих случаях: а) в действии (бездействии) отсутствовали признаки предусмотренного КоАП РФ противоправного деяния, б) при невозможности установления (выявления) признаков правонарушения.
Установление в действиях лица события правонарушения должно производиться на основании имеющихся в материалах дела доказательств. При этом доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с частями 1,4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Доказательств принятия ООО «Базис» всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение нарушений действующего законодательства, которые могли быть оценены в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии его вины, в материалах дела не имеется.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения ООО «Базис» к административной ответственности, не установлено, в связи с чем, вина ООО «Базис» в совершении вменяемого административного правонарушения установлена.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно п. 18.1 данного Постановления, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Критериями определения малозначительности правонарушения должны являться объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, отсутствие причиненного материального ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункт 18 Постановления Пленума).
В Определении № 349-О от 05.11.2003 Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что ООО «Базис» предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства, факта того, что допущенное заявителем нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля ООО «Базис», нарушение требований законодательства допущено по вине ООО «Базис» и ввиду пренебрежительного отношения лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения ряда правил, применяемых в рассматриваемых правоотношениях, данное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Административное наказание Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору назначено ООО «Базис» в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 1статьей 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, условиями применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является наличие в совокупности следующих обстоятельств:
1)наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства;
2)правонарушение совершено им впервые;
3)вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб;
4)правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
По смыслу взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, в отсутствие совокупности всех указанных выше обстоятельств возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом характера совершенных правонарушение и их совокупности. Кроме того, как указано выше, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере промышленной безопасности.
Вместе с тем, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Из смысла положений указанной нормы следует, что возможность снижения назначенного лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, отсутствия отягчающих вину обстоятельств, цели административного наказания, с учетом принципов законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характера совершенного правонарушения, признание вины и совершенных действий ООО «Базис», направленных на незамедлительное устранение выявленных правонарушений, финансового положения Общества исходя из представленных бухгалтерских балансов, суд приходит к выводу, что назначенный штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей нормы КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера административного штрафа.
Таким образом, заявленные ООО «Базис» требования подлежат удовлетворению, а административный штраф, назначенный по Постановлению от 22.01.2020 года №11.2-Пс/271И-1259пл-2020 в размере 200000 руб. снижению до 100000 руб.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1.Требования общества с ограниченной ответственностью «Базис» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору об изменении Постановления о назначении административного наказания от 22.01.2020 года №11.2-Пс/271И-1259пл-2020 путем снижения размера административного штрафа до 100000 рублей удовлетворить.
2.Снизить размер административного штрафа для общества с ограниченной ответственностью «Базис» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) по Постановлению Центрального управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 22.01.2020 года №11.2-Пс/271И-1259пл-2020 19 с 200000 рублей до 100000 рублей.
3.Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья К.А. Тимошкин