ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-1659/19 от 23.04.2019 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иваново

Дело № А17-1659/2019

24 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2019 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрев в судебном  заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Кэрри» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании незаконным и отмене Постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 11.2-Пс/109И-1231вн-2019 о назначении административного наказания от 22.02.2019  в части размера административного штрафа,

административный орган: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

при участии в судебном заседании:

- от общества с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Кэрри» -  ФИО2 на основании доверенности от 21.07.2018,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Кэрри» (далее - заявитель, ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление, административный орган, ЦУ Ростехнадзора) № 11.2-Пс/109И-1231вн-2019 о назначении административного наказания от 22.02.2019,которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что назначенный административным органом штраф в размере 400 000 рублей является чрезмерно суровым, не отвечающим тяжести совершенного правонарушения и степени вины правонарушителя, а также требованиям справедливости и соразмерности и не обеспечивает достижения целей административного наказания. Обществом предприняты возможные меры по выполнению    Предписания об устранении выявленных нарушений № 11.2-1231вн-П/009-2019: отключена подача газа в газопровод газопоршневой электростанции, установлена стальная заглушка (электростанция не эксплуатируется), оформлено право  собственность на наружный газопровод от ШГРП до электростанции, заключены договоры на проведение экспертизы промышленной безопасности газопроводов для определения сроков службы газопроводов и газоиспользующего оборудования. Обществом были подготовленыдокументы, необходимые для оформления права собственности на газопоршневую электростанцию,найдены документы, подтверждающие аренду земельного участка, по которому проложен наружный газопровод для газоснабжения котельной торгового центра, подготовлены сведения о составе опасного производственного объекта сеть газопотребления рег.№ A01-08226-0019, по адресу: Ивановская область, Ивановский район, южнее деревни Игнатово, строение 1.В настоящее время нарушения, зафиксированные актом проверки от 18.01.2019, устранены Обществом в полном объеме, в административный орган 17.04.2019 представлен отчет о выполнении Предписания об устранении выявленных нарушений № 11.2-1231вн-П/009-2019. Учитывая указанные обстоятельства заявитель, на основании части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, просит суд рассмотреть вопрос о снижении административного штрафа, установленного оспариваемым Постановлением до 200 000 рублей.

Административный орган считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей назначено Обществу в соответствии с общими правилами назначения наказаний, установленными статьей 4.1 КоАП РФ, является соразмерным степени вины правонарушителя и характеру совершенного правонарушения. При рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением не было установлено исключительных обстоятельств, позволяющих на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначить Обществу  административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного части 11 статьи 19.5 КоАП РФ. Выявленное нарушение свидетельствует о внутренней дезорганизации деятельности заявителя, которая сама по себе представляет существенную угрозу общественным отношениям, угрозу публично-правовому порядку, поскольку Общество повторно привлечено к административной ответственности за неисполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, что свидетельствует о повышенной степени опасности совершенного административного правонарушения (дело № А17-6883/2018).На основании изложенного, Управление просит заявление Общества оставить без удовлетворения.

ЦУ Ростехнадзора, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, в суд явку представителя не обеспечило, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного органа.

Заявление ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри» рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке, предусмотренном статьями 156-170, 207-211 АПК РФ, в отсутствие заявителя.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри» является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект: сеть газопотребления per. № А01-08226-0019, расположенная по адресу: 153009, Ивановская область, Ивановский район, южнее деревни Игнатово, строение 1.

В период с 14.01.2019 по 18.01.2019 в соответствии с распоряжением ЦУ Ростехнадзора от 28.12.2018 № В-1231-пр «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица» проведена внеплановая выездная проверка ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри» с целью контроля за исполнением юридическим лицом ранее выданного Предписания об устранении выявленных нарушений от 06.07.2018 № 11.2-1837вн-П/109И-2018, срок для исполнения которых истек.

В ходе проведения мероприятий по контролю (надзору) ЦУ Ростехнадзора выявлены факты невыполнения ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри» в установленный срок п.п. 3,4,5,6 и ненадлежащее выполнение п.п. 1,2 Предписания об устранении выявленных нарушений от 06.07.2018, выданного ЦУ Ростехнадзора, а именно: отсутствует право собственности или иное законное основание на земельный участок, на котором расположен подземный газопровод, входящий в состав опасного производственного объекта - сеть газопотребления per. № А01-08226-0019, от точки врезки в распределительный газопровод среднего давления, принадлежащий АО «Газпром газораспределение Иваново», до границы земельного участка ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» кадастровый номер 37:05:031602:13 (нарушение п.п. а) п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 492);  отсутствует право собственности или иное законное основание на наружные подземный и надземный газопроводы от точки врезки до стены помещения котельной здания торгового центра и до входа в контейнер газопоршневой установки, а так же внутренние газопроводы в помещении котельной и контейнерах газопоршневой установки (нарушение п.п, а) п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г № 492);отсутствует право собственности или иное законное основание на газопоршневую установку 2G-KWK-400EG, смонтированную в стационарно установленных контейнерах, по проектной документации резервная ТЭС для электроснабжения ЕЦ МЕТРО,  по адресу: Ивановский район, южнее д. Игнатово, стр. 1 шифр 15-2013 (нарушение п.п. а) п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г № 492); не укомплектован штат газо-поршневой установки 2G-KWK-400EG (ТЭС) в соответствии с проектной документацией № 15-2013-ИОС7, а именно, в штатном расписании на 2018 год № 29/12/17-1059ШР-01 от 12.12.2017, утвержден приказом № 29/12/17-1059ШР-01 от 29.12.2017 отсутствуют: начальник станции (энергетик), инженер по организации и ремонту газовое хозяйство, мастер участка - 3 ед., дежурный пульта управления 3 ед., слесарь по ремонту оборудования топливоподачи 1 ед., слесарь КИПиА 1 ед., электромонтер по обслуживанию электрооборудования 1 ед. (нарушение п.п. д) п. 5 Положения о лицензировании, эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и Ш классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г № 492, ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-№ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;не соблюдаются требования к регистрации опасного производственного объекта -  сеть газопотребления per. № А01-08226-0019, расположенная по адресу: 153009, Ивановская область, Ивановский район, южнее деревни Игнатово, строение 1, а именно, в сведениях, характеризующих ОПО, не указаны, подземный и наземный газопроводы, технические устройства, установленные на газопроводах после строительства газо-поршневой установки 2G-KWK-400EG (ТЭС) в соответствии с проектной документацией № 15-2013 (нарушение требований п.п «т» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492, ст. 2, ст. 9 Федерального закона 21.07.1997 № 116 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, п. 21, п. 24, приложение 4 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержден приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 N 494, раздел II Требований к регистрации объектов, в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 N 495);отсутствует проектная документация или экспертиза промышленной безопасности, в которой указаны  назначенные  сроки  службы  на  подземный   и  надземный газопроводы, а так же внутренние газопроводы в помещении котельной и газопоршневой установки 2G-KWK-400EG (ТЭС), смонтированные на опасном производственном объекте -   сеть газопотребления per; № А01-08226-0019, расположенная по адресу: 153009, Ивановская область, Ивановский район, южнее деревни Игнатово, строение 1 (нарушение п.п. у) п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, П и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 № 492, ст. 7, ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-№ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 4, 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», ст. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013  № 538.

Результаты   проверки   зафиксированы   в   Акте   проверки  Управления от 18.01.2019 № 11.2-1231вн-А/009И-2019.

По факту выявленных нарушений административным органом в отношении ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри» был составлен протокол об административном правонарушении от 18.01.2019 № 11.2-1231вн-Пр/009И-2019 по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

 По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела Управлением  было вынесено Постановление № 11.2-Пс/009И-1231вн-2019 о назначении ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри» административного наказания от 22.02.2019 в виде штрафа в размере 400 000  рублей.

Не оспаривая по существу факт совершения правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об  уменьшении размера административного штрафа, установленного оспариваемым Постановлением ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в виновном невыполнении в установленный срок  или ненадлежащем выполнении законного предписания  соответствующего  контрольного органа, то есть виновное  невыполнение (ненадлежащее выполнение)  законно возложенной обязанности   совершить определенные действия.

Как следует из материалов дела, на момент проведения административным органом проверки, требования Предписания от 06.07.2018 № 11.2-1837вн-П/109И-2018 надлежащим образом Обществом не исполнены: не выполнены пункты 1,4,5,6 Предписания от 06.07.2018, ненадлежащим образом выполнены пункты 1, 2, что зафиксировано в Акте проверки от 18.01.2019 № 11.2-1231вн-А/009И-2019.

Факт невыполнения заявителем требований  Предписания № 11.2-Пс/109И-1231вн-2019 от 22.02.2019 доказан материалами административного дела и по существу заявителем не отрицается.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ. В пункте 16.1 указанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства  наличия обстоятельств, вызванных объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Таким образом, в действиях (бездействии) ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри» имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

 Между тем суд, рассмотрев материалы дела, считает возможным в целях обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания, смягчить в рассматриваемом случае административную ответственность Общества, уменьшив размер штрафа до 200 000 рублей по следующим основаниям.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2). При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2  настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3).

             Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения размера административного штрафа, суд принимает во внимание, что на момент вынесения оспариваемого Постановления Общество приняло меры по устранению ряда  нарушений, выявленных в ходе проверки. В настоящее время нарушения Обществом  составлен отчет о выполнении Предписания об устранении выявленных нарушений от 06.07.2018 № 11.2-1837вн-П/109И-2018, который представлен в административный орган. Основная часть нарушений, выявленных в ходе проверки, носит организационно-документальный характер. По информации Общества, не опровергнутой административным органом,   с 6 марта 2018 года  была отключена подача газа в газопровод газопоршневой электростанции, установлена стальная заглушка.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, суд считает возможным с соблюдением требований части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа, подлежащего взысканию с заявителя,  до 200 000 рублей. По мнению суда, такое наказание является разумным, справедливым и соразмерным допущенному правонарушению. 

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В связи с выявлением судом оснований для снижения размера административного штрафа, Постановление ЦУ Ростехнадзора № 11.2-Пс/109И-1231вн-2019 о назначении административного наказания от 22.02.2019 подлежит изменению в части размера наказания.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, так как согласно статье 208 АПК РФ об оспаривании решения административного органа государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями,  167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Изменить назначенное обществу с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Кэрри» Постановлением Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  № 11.2-Пс/109И-1231вн-2019 от 22.02.2019 административное наказание, снизив размер административного штрафа до 200 000 рублей.

2.  Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд  в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                                                  Калиничева М.С.