ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-190/17 от 10.05.2017 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б. Хмельницкого, 59-б, г. Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

18 мая 2017 года

Дело № А17-190/2017

Резолютивная часть решения оглашена 10 мая 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 18 мая 2017 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Тимошкина Константина Александровича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (ОГРН: 1083705000422; ИНН: 3705063189)

к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области

о признании недействительным Предписания № 12-б от 13.12.2016 г.;

при участии в судебном заседании:

от Ивгосжилинспекции: Люкшинова М.Е. по доверенности № 42 от 05.10.2016 г. и паспорту;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее: заявитель, ООО «ГУК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее: Ивгосжилинспекция, Служба, административный орган) о признании недействительным Предписания № 12-б от 13.12.2016 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» считает оспариваемое Предписание незаконным по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему. Обществом указано, что административным органом нарушен порядок оформления результатов проверки, предусмотренный п. 8 ч. 2 и ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. Копия предписания была вручена директору компании 09.01.2017 г. во время составления протокола по делу об административном правонарушении. Кроме того, установленные сроки исполнения предписания не соответствуют критерию разумности. Для заключения договора на проведение работ по техническому диагностированию ВДГО МКД требуется определенное время для поиска подрядчика в другом регионе по причине отсутствия таковых в Ивановской области. При этом коммерческие предложения на проведение данных работ превышают размер ежемесячных начислений собственникам МКД. Также проверяющий некорректно ссылается на годы постройки МКД, поскольку срок для проведения работ по техническому диагностированию подлежит исчислению с момента ввода в эксплуатацию газового оборудования или от даты последней проверки технического диагностирования. По мнению заявителя, нормативный срок эксплуатации газового оборудования на основании Постановления Госгортехнадзора РФ от 30.11.1998 г. «Об утверждении правил безопасности в газовом хозяйстве» составляет 30 лет. Имеющиеся акты ввода в эксплуатацию газового оборудования свидетельствуют о том, что данный срок в отношении ряда домов, указанных в оспариваемом предписании, не истек.

Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Административным органом указано, что акт проверки и оспариваемое предписание были направлены в адрес ООО «ГУК» почтовым отправлением, что подтверждается почтовой квитанцией и почтовым уведомлением. В связи с умышленным неполучением данной почтовой корреспонденции, инспектор Службы был вынужден повторно вручить указанные документы законному представителю ООО «ГУК». По мнению Ивгосжилинспекции, сроки исполнения предписания не могут рассматриваться в качестве основания для признания предписания недействительным. Пункт 3.4 Положения № 101 Служба считает фактически недействующим, поскольку в нем содержится ссылка на Постановление Госгортехнадзора России от 30.11.1998 г. № 71, действие которого отменено. Кроме того, п. 3.4 Положения № 101 устанавливает 30-летний нормативный срок эксплуатации исключительно для внутреннего газопровода. Позиция Службы о необходимости применения двадцатилетнего срока основывается на требованиях Положения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. № 312, действующего в период газификации многоквартирного дома. Таким образом, спорными являются многоквартирные дома, нормативный срок службы газового оборудования которых составляет более 20 лет, но менее 30 лет со дня ввода в эксплуатацию газового оборудования, а именно: г. Фурманов, ул. Колосова, д. 21, д. 23, а также г. Фурманов, ул. Революционная, д. 14.

Определением Арбитражного суда от 25.01.2017 г. заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, дело назначено к судебному разбирательству. В порядке ст. 158 АПК РФ судебное заседание по делу было отложено. На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 мая 2017 года до 13 часов 30 минут.

ООО «Городская управляющая компания», надлежащим образом извещенное о времени и месте продолжения судебного заседания, по окончании перерыва в судебное заседание представителя не направило, представив ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя заявителя, в котором заявленные требования поддержало.

Заявление ООО «ГУК» рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке статей 156, 170, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, суд установил следующее.

В период с 25.11.2016 г. по 13.12.2016 г. на основании приказа № 1806 от 25.11.2016 г. заместителя начальника Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» с целью проверки деятельности юридического лица по соблюдению установленных требований по содержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении юридического лица, на основании Приказа начальника Службы от 24.11.2016 г. № 109, изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 г. № ДК-П9-6905.

Административным органом в адрес ООО «Городская управляющая компания» был направлен запрос № 45-кр от 25.11.2016 г. о предоставлении в Службу документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, в отношении находящихся в управлении Общества МКД. 05.12.2016 г. ООО «ГУК» представило административному органу письменные пояснения с приложением имеющихся документов.

Результаты данной проверки оформлены в акте проверки № 14-б от 13.12.2016 года. На основании акта проверки Службой вынесено предписание от 13.12.2016 г. № 12-б.

Из текста оспариваемого пункта Предписания № 12-б от 13.12.2016 г. следует, что административным органом было выявлены следующие нарушения:

1. Не обеспечено надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов в газифицированных МКД, находящихся под управлением ООО «ГУК», не соблюдена периодичность проверок состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки, что является нарушением п.п. «в» п. 12, п. 11 Правил № 410, п. 5.5.12 Правил № 170, п. 15 Перечня № 290.

Мероприятия (работы), подлежащие исполнению ООО «ГУК» в целях устранения выявленного нарушения:

1.1. В срок до 03.02.2017 г. обеспечить надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов в указанных МКД путем проверок состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта.

2. Не проведение технического диагностирования ВДГО в отношении газифицированных МКД, находящихся под управлением ООО «ГУК» в условиях отработки нормативного срока эксплуатации данного оборудования, что является нарушением п. 8 Правил № 410.

Мероприятия (работы), подлежащие исполнению ООО «ГУК» в целях устранения выявленного нарушения:

2.1 В срок до 03.02.2017 г. обеспечить проведение технического диагностирования ВДГО в отношении указанных МКД путем заключения договора о техническом диагностировании ВДГО в отношении данного многоквартирного дома.

Не согласившись с вынесенным Предписанием № 12-б от 13.12.2016 г., ООО «ГУК» обжаловало его в Арбитражный суд Ивановской области.

Заявление Общества рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в соответствии с порядком предусмотренном ст. ст. 152-170, 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как видно из материалов дела и пояснено заявителем, оспариваемыми пунктами предписания Службы государственной жилищной инспекции нарушены права и законные интересы ООО «ГУК» в сфере экономической деятельности, поскольку деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе является основным видом деятельности заявителя.

На основании ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, п.п. 2 п. 9 Административного регламента по исполнению государственной функции по лицензионному контролю предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Приказом Ивгосжилинспекции Ивановской обл. от 31.12.2014 г. № 75 при осуществлении лицензионного контроля должностные лица Ивгосжилинспекции имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Судом отклоняются доводы заявителя о наличии грубых нарушений проведения проверки, установленных положениями п. 8 ч. 2 и ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в силу следующего.

Пунктом 8 части 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ установлено, что в акте проверки указываются сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

В материалах дела имеется сопроводительное письмо № 4970ис от 13.12.2016 г. о направлении генеральному директору ООО «ГУК» акта проверки № 14-б от 13.12.2016 г. и предписания № 12-б от 13.12.2016 г., оформленных по результатам внеплановой документарной проверки. Кроме того, административным органом представлена почтовая квитанция от 14.12.2016 г. № 37373 с приложением списка № 509 внутренних почтовых отправлений от 14.12.2016 г. о направлении указанной почтовой корреспонденции по юридическому адресу ООО «ГУК»

В соответствии с п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Таким образом, неполучение ООО «ГУК» почтовой корреспонденции по своему юридическому адресу не свидетельствует о наличии грубых нарушений проведения проверки со стороны административного органа.

При оценке вопроса о законности оспариваемых пунктов предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и процедуры проведения проверки выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности по соблюдению указанных в предписании положений и проведению требуемых мероприятий на момент вынесения предписания.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с п.п. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 (далее: Правила от 13.08.2006 года № 491).

В соответствии с пп. «а», «б», «г» п. 10 Правил от 13.08.2006 года № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 11 Правил от 13.08.2006 года № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Подпунктом «д» пункта 2 Правил от 13.08.2006 года № 491 определено, что в состав общего имущества в числе прочего включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги (п. 5 Правил от 13.08.2006 года № 491).

В силу пункта 16 Правил от 13.08.2006 года № 491 при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что согласно реестру лицензий Ивановской области, размещенному на официальном сайте Ивгосжилинспекции, по состоянию на 13.12.2016 года (дата выдачи оспариваемого Предписания) ООО «Городская управляющая компания» осуществляет деятельность по управлению 53 газифицированными многоквартирными домами, перечень которых зафиксирован в акте проверки № 14-б от 13.12.2016 г.

ООО «Городская управляющая компания» в материалы дела представлены договоры управления по рассматриваемым многоквартирным домам. Пунктами 2.1 и 2.2.1 указанных договоров определено, что предметом договоров является оказание Управляющим услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, представление коммунальных услуг Собственнику помещений в таком доме, и пользующимся на законном основании помещениями в этом доме лицам. Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает обеспечение функционирования всех инженерных систем и оборудования дома (вентиляционных каналов, систем отопления, водоснабжения, систем дымоудаления, внутридомовых электрических сетей) в пределах установленных норм. В соответствии с п.п. «е» п. 2.2.3.1 договоров управления при проведении технических осмотров и обходов (обследований) проводится проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах. Согласно п.п. «з» п. 2.2.3.2 договоров управления при подготовке дома к эксплуатации в осенне-зимний период проводится ремонт, утепление и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов.

Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки; проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холодоснабжения; контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления; сезонное открытие и закрытие калорифера со стороны подвода воздуха; контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ включены в минимальный перечнь услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 (п. 15).

Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, установлены Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410.

Согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.

Обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов. Проверка, очистка и ремонт дымовых и вентиляционных каналов выполняется в соответствии с настоящими Правилами, иными нормативными правовыми и нормативными техническими актами (п. 5, 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410).

В соответствии с п.п. «а» п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410, надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии у них лицензии, предусмотренной пунктом 14 настоящих Правил), либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в пункте 14 настоящих Правил.

Пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410, установлено, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится:

а) при приемке дымовых и вентиляционных каналов в эксплуатацию при газификации здания и (или) подключении нового газоиспользующего оборудования;

б) при переустройстве и ремонте дымовых и вентиляционных каналов;

в) в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона);

г) при отсутствии тяги, выявленной в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Согласно п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410, договор о проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте дымовых и вентиляционных каналов заключается с организацией, допущенной к выполнению соответствующих работ на основании лицензии, выданной в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1225, и исполняется в порядке, предусмотренном статьями 730 - 739 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410 организация, указанная в пункте 14 настоящих Правил, не вправе отказаться от заключения договора о проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте дымовых и вентиляционных каналов.

Возможностью выполнения указанных работ считается наличие условия, при котором указанная организация осуществляет лицензируемый вид деятельности в границах населенного пункта, на территории которого расположены домовладение или многоквартирный дом, оборудованные дымовыми и вентиляционными каналами, проверку, очистку и ремонт которых необходимо произвести.

В случае если такая организация в пределах населенного пункта отсутствует, то обязанность по заключению договора о проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте дымовых и вентиляционных каналов (по обращению лиц, ответственных за содержание общего имущества в многоквартирном доме или собственников домовладений) несет обладающая соответствующей лицензией организация, местонахождение которой является наиболее приближенным (по расстоянию) к указанному населенному пункту.

Из совокупности вышеуказанных норм права следует, что деятельность по проверке, а также очистке и (или) о ремонте дымовых и вентиляционных каналов может осуществляться исключительно организацией, допущенной к выполнению соответствующих работ на основании лицензии, выданной в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1225. При этом управляющая компания имеет возможность получить соответствующую лицензию самостоятельно, либо заключить договор о проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте дымовых и вентиляционных каналов с организацией, обладающей такой лицензией.

Из материалов дела следует, что в подтверждение проверки технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов ООО «ГУК» административному органу были представлены акты периодических проверок дымоходов и вентиляционных каналов от газоиспользующего оборудования, проведенных сотрудниками ООО «ГУК». Также ООО «ГУК» в Ивгосжилинспекцию были представлены копии удостоверений № 1843, 364, выданных автономной некоммерческой организацией «Учебно-курсовым центром «Оператор» о том, что сотрудники ООО «ГУК» окончили курсы для лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию газового хозяйства общественных зданий непроизводственного характера и жилых домов.

Ссылка заявителя на наличие у лиц, проводивших рассматриваемые работы удостоверений об окончании курсов для лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию газового хозяйства общественных зданий непроизводственного характера и жилых домов, судом не может быть принята во внимание в силу следующего.

Лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В соответствии с ч. 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ соответствие соискателя лицензии требованиям, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Статьей 8 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1225.

При этом к лицензионным требованиям при осуществлении данного вида деятельности относится не только наличие в штате у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование и прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, но и наличие не менее чем у 50 процентов работников минимального стажа работы в области лицензируемой деятельности, составляющего 3 года; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимого оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения; применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, имеющей декларацию о соответствии или сертификат соответствия, которые предусмотрены частью 4 статьи 145 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; выполнение лицензиатом требований, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» (п. 4 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1225).

Сведения о наличии необходимой лицензии у ООО «ГУК» не были предоставлены заявителем ни при проведении проверки Ивгосжилинспекции, ни при рассмотрении дела в суде.

Довод заявителя о том, что наличие лицензии на проверку, а также очистку и (или) ремонт дымовых и вентиляционных каналов, не является обязательным, судом отклоняется как противоречащий пунктам 5, 11, 12, 13, 14, 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410, п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, Службой государственной жилищной инспекции по Ивановской области ввиду непредставления соответствующей лицензии либо договора с имеющей лицензию организацией, сделан правомерный вывод, что заявителем в нарушение п.п. «в» п. 12, п. 11 Правил № 410, п. 5.5.12 Правил № 170, п. 15 Перечня № 290 не обеспечено проведение периодических проверок дымоходов и вентиляционных каналов в МКД, находящихся под управлением ООО «ГУК».

Доводы заявителя о недостаточности установленного срока для исполнения данного пункта предписания судом отклоняются по следующим основаниям.

Предписание следует считать законным, если вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для определенной организации однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения.

Исполнимость предписания следует понимать как наличие у лица, которому выдано предписание, реальной возможности устранения в указанный срок выявленного нарушения.

Оспариваемым пунктом 1.1 Предписания № 12-б от 13.12.2016 г. установлен срок его исполнения – до 03.02.2017 г., оформление необходимых документов – до 13.02.2017 г., то есть 2 месяца со дня вынесения.

ООО «ГУК» как юридическое лицо для достижения целей своей деятельности вправе осуществлять любые имущественные и личные неимущественные права, предоставляемые законодательством обществам с ограниченной ответственностью, от своего имени совершать любые допустимые законом сделки.

Из материалов дела не следует, что ООО «ГУК» было лишено возможности оформления лицензии, либо заключения договора с имеющей соответствующую лицензию организацией. Кроме того, Общество не было лишено права ходатайствовать о продлении срока исполнения предписания.

Несвоевременное получение копии предписания по вине заявителя не может свидетельствовать о неисполнимости выданного предписания.

Следовательно, в рассматриваемом случае основания для отмены оспариваемого пункта 1 Предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области № 12-б от 13.12.2016 г. отсутствуют.

Относительно мероприятий, подлежащих исполнению ООО «ГУК» в целях устранения выявленного нарушения по пункту 2 Предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области № 12-б от 13.12.2016 г., судом установлено следующее.

В соответствии с п.п. «в» п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления, в том числе, технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования представляет собой определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования (п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410).

Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.

Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив) (пункт 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410).

В соответствии с п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410, требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору правилами, которые размещаются на официальном сайте этой Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, устанавливающие порядок технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а также требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (сетей газопотребления жилых зданий), утверждены Приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2013 г. № 613.

Положения данных Правил распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а также физических лиц (граждан), в том числе собственников (нанимателей) жилого дома либо помещения, приобретающих газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 Правил проведения технического диагностирования).

Согласно пункту 4 данных Правил, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования проводится в целях: определения фактического технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей; поиска и определения неисправностей указанного оборудования: определения возможности дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования являются в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений (подпункт «а» пункта 7 Правил № 613).

Таким образом, обязанность по заключению договора на выполнение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования возложена на ООО «ГУК» как управляющую компанию рассматриваемых МКД.

Вместе с тем, у лиц, участвующих в деле возникли разногласия относительно определения сроков, по истечении которых возникает обязанность осуществления технического диагностирования используемого газового оборудования.

В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Правил № 613, работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении газового оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.

В рассматриваемом случае сведения о сроках эксплуатации установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией в отношении газового оборудования, используемого в МКД, отсутствуют.

По мнению Общества, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы пункта 3.4 Положения № 101 устанавливающего 30 летний нормативный срок службы внутридомового газопровода.

Инспекция считает необходимым применить к рассматриваемым правоотношениям 20 летний срок, установленный приложением № 3 к Положению от 23.11.1988.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения № 101 первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с п. 3.8.5 «Правил безопасности в газовом хозяйстве», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.98 г. № 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.

Приложением № 3 к Положению от 23.11.1988 даны рекомендации относительно минимального срока эксплуатации внутридомовых газотрубопроводов, составляющие 20 лет.

В абзаце 3 пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410, дано понятие внутридомового газового оборудования применительно к многоквартирному дому, каковым признается являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.

Пунктом 12 Правил № 613 также определен перечень элементов газового оборудования многоквартирного дома.

Анализ содержания вышеназванных норм свидетельствует о том, что в состав внутридомового газового оборудования помимо внутреннего газопровода включаются технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.

Как пункт 3.4 Положения № 101, так и Приложение № 3 к Положению от 23.11.1988 № 312 не устанавливают нормативные сроки эксплуатации внутридомового газового оборудования, не относящегося к внутреннему газопроводу. Приложение № 3 к Положению от 23.11.1988 не может рассматриваться в качестве нормативного акта, так как носит рекомендательный характер.

При названных обстоятельствах, по мнению суда, спорные правоотношения подлежат разрешению с учетом требований абзаца 2 пункта 5 Правил № 613 предусматривающего, что в случае отсутствия сведений о сроках эксплуатации внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования решение о проведении работ по техническому диагностированию данного оборудования принимается специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, по результатам оценки технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

С учетом изложенного, обязанности заключения договора на техническое диагностирование внутридомового газового оборудования должно предшествовать получение управляющей организацией решения о необходимости проведения работ по техническому диагностированию данного оборудования, принимаемому специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, по результатам оценки технического состояния газового оборудования.

В силу положений пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.

В этой связи предписание должностного лица Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области об устранении нарушений требований жилищного законодательства, выявленных при проверке объектов, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им с учетом фактического технико-эксплуатационного состояния объекта обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Доказательств, свидетельствующих о наличии решения организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования рассматриваемых МКД, о необходимости проведения работ по техническому диагностированию газового оборудования, применяемого в МКД, в материалы дела не представлено.

Являясь управляющей организацией, обеспечивающей безопасное содержание и эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома, ООО «ГУК» обязано осуществить действия по организации работы по получению такого решения и после его получения заключить договор по проведению работ по техническому диагностированию газового оборудования при наличии в этом необходимости.

С учетом изложенного, в рассматриваемой ситуации при отсутствии соответствующего решения Ивгосжилинспекция не вправе обязывать ООО «ГУК» заключать договор на техническое диагностирование, основываясь только на годах постройки многоквартирных домов.

Полученные Ивгосжилинспекцией после выдачи оспариваемого предписания сведения от ОАО «Газпром газораспределение Иваново» о датах ввода в эксплуатацию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах о законности данного пункта предписания не свидетельствуют, поскольку административным органом в ходе проверочных мероприятий не установлены сроки эксплуатации газового оборудования, определенные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.

Таким образом, пункт 2.1 Предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области № 12-б от 13.12.2016 г. является незаконным и подлежит отмене.

На основании вышеизложенного, требования ООО «ГУК» подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с частью 5 статьи 96 АПК РФ в виду отказа в удовлетворении заявленных требований по пунктам 1 и 1.1 оспариваемого предписания Определение Арбитражного суда Ивановской области от 13.02.2017 года о приостановлении действия оспариваемого акта подлежит признанию утратившим силу в указанной части после вступления решения суда в законную силу.

Согласно п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

Учитывая данные обстоятельства, сумма государственной пошлины в размере 3000 рублей, уплаченная по платежному поручению № 1 от 11.01.2017 года подлежит взысканию со Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области в пользу ООО «ГУК».

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (ОГРН: 1083705000422; ИНН: 3705063189) удовлетворить частично.

2. Признать недействительным и отменить пункт 2.1 Предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области № 12-б от 13.12.2016 г. В остальной части требования Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (ОГРН: 1083705000422; ИНН: 3705063189) оставить без удовлетворения.

3. Взыскать со Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (адрес: 153000, Ивановская область, г. Иваново, ул. Театральная, д. 16, зарегистрирована в качестве юридического лица 20.04.2006 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Иваново, ОГРН: 1063702132889; ИНН: 3702092230) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (155520, Ивановская область, Фурмановский район, г. Фурманов, ул. Революционная, д. 20А, зарегистрировано в качестве юридического лица 01.08.2008 года, ОГРН: 1083705000422; ИНН: 3705063189) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по делу. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

4. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья К.А. Тимошкин