ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-2250/2021 от 19.10.2021 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-2250/2021

г. Иваново

21 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2021 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен 21 октября 2021 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Римской Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

к Службе государственного финансового контроля Ивановской области

о признании незаконными пунктов 8,9 описательной части и пункта 2 резолютивной части Представления от 10.02.2021 г. № 04-01/01-19-4;

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент развития информационного общества Ивановской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель ФИО1 по доверенности от 11.11.2019 (на 3 года), паспорта; представитель ФИО2 по доверенности от 19.07.2021, паспорту;

от Службы ГФК - представитель ФИО3 по доверенности № 59 от 31.05.2021, паспорту; представитель ФИО4 по доверенности № 53 от 06.05.2021, паспорту и документу об образовании;

установил:

областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»  (далее: заявитель, ОГБУ «МФЦ», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее: СГФК, Служба, административный орган) о признании незаконными пунктов 8,9 описательной части и пункта 2 резолютивной части Представления от 10.02.2021 г. № 04-01/01-19-4; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент развития информационного общества Ивановской области (далее: Департамент).

В обосновании заявленных требований Учреждение указало, что уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Учредителем ОГБУ «МФЦ» в связи со сдачей в аренду части недвижимого имущества не вносились изменения в государственное задание, размер субсидии на выполнение государственного задания не уменьшался. Как следует из отчетов об исполнении государственного задания, в 2019 и 2020 гг. ОГБУ «МФЦ» государственное задание на выполнение государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг» было перевыполнено и достигло следующих показателей: 2019 год - 192777 руб. (110,2%); 2020 год - 177384 руб. (101,4%). При составлении и ведении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждение имеет право самостоятельно перераспределять средства в пределах общего объема субсидии по видам расходов в зависимости от потребности учреждения. Так, в 2019 году средства, полученные от сдачи в аренду помещений, в сумме 179344,78 руб. и средства, полученные от сдачи в аренду помещений в 2020 году, в сумме 93617,19 руб. были направлены на текущее содержание ОГБУ «МФЦ», в том числе, на техническое обслуживание учреждения. В материалы проверки были представлены, как государственное задание, так и отчеты о его выполнении, из содержания которых напрямую следует вывод о недофинансировании учреждения. В соответствии с указанными документами, в 2019 году объем предоставленной ОГБУ «МФЦ» субсидии на выполнение государственного задания на оказание государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» составил 41 489 534,37 руб., количество государственных услуг 175 000, стоимость одной государственной услуги 237,08 руб. Согласно отчету об исполнении государственного задания в 2019 году государственное задание учреждением было перевыполнено и достигло 110,2%, т.е. учреждением оказано на 17 777 услуг больше, чем предусмотрено плановыми показателями. В 2019 году государственное задание для учреждения учредителем не заменялось и объем субсидии на его выполнение не увеличивался. Таким образом, в 2019 году учреждение было недофинансировано на сумму  4 214 571,16 руб. На основании изложенного заявитель полагает, что в действиях ОГБУ «МФЦ» отсутствуют признаки нецелевого использования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг». Более подробно позиция Учреждения изложена в заявлении и дополнениях к нему.

Служба государственного финансового контроля Ивановской области с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Службой указано, что оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен в рамках установленных полномочий, соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, незаконно не возлагает какие-либо обязанности и не создает иные препятствия для осуществления экономической деятельности. На законодательном уровне установлен запрет на осуществление расходов на содержание имущества, переданного в аренду, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Учреждением за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществлены расходы на оплату ООО «ТТ-Инвест» услуг по техническому содержанию и обслуживанию имущества, коммунальных услуг (теплоэнергии, электроэнергии) по имуществу, сданному в аренду, не используемому Учреждением для оказания государственной услуги. В совокупности факты перевыполнения Учреждением государственного задания в 2019-2020 годах, предоставления учредителем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в излишнем объеме, согласование учредителем заключения договоров аренды и не уменьшение учредителем объема субсидии в связи с заключением Учреждением договоров аренды не свидетельствует об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств со стороны Учреждения. Нарушение Учреждением целевого характера использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания привело к дополнительному расходованию средств областного бюджета и, тем самым, нанесло ущерб бюджету Ивановской области. Более подробно позиция Службы изложена в отзыве и дополнениях к нему.

Департамент развития информационного общества Ивановской области в письменном отзыве поддержал позицию заявителя.

Представитель Департамента в судебное заседание не явился. Извещен о начавшемся арбитражном процессе. Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена в сети Интернет. В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 123 АПК РФ извещение третьего лица признается судом надлежащим. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствии.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, суд установил следующее.

В соответствий с распоряжением Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 20.11.2020 №36 «О назначении плановой камеральной проверки в Областном государственном бюджетном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Службой государственного финансового контроля Ивановской области в период с 23.11.2020 по 30.12.2020 проведена плановая камеральная проверка в Областном государственном бюджетном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по теме: «Осуществление финансово-хозяйственной деятельности, полнота и достоверность отчетности об исполнении государственного задания за 2019 год и истекший период 2020 года» по результатам которой составлен акт проверки от 30.12.2020.

В ходе проверки в Учреждении установлены следующие нарушения, указанные в Представлении от 10.02.2021 г. № 04-01/01-19-4:

- в нарушение пункта 3.1 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ивановской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства .Ивановской области от 03.09.2015 № 419-п (далее - Порядок № 419-п), пунктов 1, 2.3.1,   2.3.2   соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 25.01.2019 № 1, пункта 5.13 Устава Учреждения в 2019 году Учреждением допущено нецелевое использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на   оказание   государственной   услуги   «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» в общей сумме 128 005,19  рублей ввиду  оплаты коммунальных услуг (теплоэнергия, электроэнергия) и услуг на содержание (организация технического содержания и обслуживания помещений, сервисное обслуживание  систем кондиционирования воздуха, услуги по охране, уборка    помещений) имущества, переданного Учреждением в аренду и не участвующего в оказании государственной услуги «Организация  предоставления государственных и    муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» (пункт 8 Представления);

- в нарушение пункта 3.1 Порядка № 419-п,: пунктов 1, 2.3.1, 2.3.2 соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 20.01.2020 № 1, пункта 5.13 Устава Учреждения в 2020 году Учреждением допущено нецелевое использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» в общей сумме 96 352,47 рублей ввиду оплаты коммунальных услуг (теплоэнергия, электроэнергия) и услуг на содержание имущества (организация технического содержания и обслуживания помещении, сервисное обслуживание систем кондиционирования воздуха, услуги по охране, уборка помещений), переданного Учреждением в аренду и не участвующего в оказании государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» (пункт 9 Представления).

Пунктом 2 резолютивной части Представления от 10.02.2021 г. № 04-01/01-19-4 на заявителя возложена обязанность устранить нарушения, указанные в пунктах 8,9 представления, путем возмещения средств в размере 224357,66 руб. в доход областного бюджета, в срок до 01.09.2021.

Не согласившись с пунктами 8,9 описательной части и пунктом 2 резолютивной части Представления от 10.02.2021 г. № 04-01/01-19-4 ОГБУ «МФЦ» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.

Заявление Учреждения рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в соответствии с порядком предусмотренном ст. ст. 152-170, 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с Положением о Службе государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 № 540-п, Служба является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль, контроль в сфере закупок.

Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

В соответствии со статьей 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе государственные учреждения (пункт 2).

Таким образом, Учреждение является объектом контроля Службы.

Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

При вынесении представлений Служба руководствуется нормами статьи 270.2 БК РФ.

По результатам контрольного мероприятия в Учреждении, проведенного Службой в соответствии с планом контрольных мероприятий службы государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденным распоряжением Службы от 20.12.2019 № 99, на основании требований статей 269.2, 270.2 БК РФ Службой в адрес Учреждения направлено представление от 10.02.2021 № 04-01/01-19-4 (далее - Представление).

Таким образом, Службой оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен в рамках установленных полномочий с соблюдением требований законодательства.

На основании приложения №10 к Закону Ивановской области от 13.12.2018 № 76-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», а также к Закону Ивановской области от 16.12.2019 № 75-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Департаменту развития информационного общества Ивановской области предусмотрены средства на реализацию основного мероприятия «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», предоставление субсидии на финансирование расходов, необходимых для организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе ОГБУ «МФЦ».

В соответствии с п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и, особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

В соответствии с п. 3.1 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ивановской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2015 № 419-п объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением Ивановской области или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению Ивановской области учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, затрат на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственной услуги (выполнения работы).

В силу приведенных нормативных положений, расходы на содержание имущества, сданного в аренду, за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания не предусмотрены.

На основании приказа Департамента развития информационного общества Ивановской области от 25.01.2019 №04/19 «Об утверждении значения базового норматива затрат на оказание государственной услуги для областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (в редакции приказов от 27.05.2019 №04/19-1, от 30.10.2019 №04/19-2) объем финансового обеспечения выполнения Учреждением в 2019 году государственного задания установлен Департаментом в размере 41 489 534,37 рублей, включая затраты на содержание имущества.

Согласно приказу Департамента развития информационного общества Ивановской области от 20.01.2020 № 06/20 «Об утверждении значения базового норматива затрат на оказание государственной услуги для областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (в редакции приказа от 30.04.2020 № 27/20) объем финансового обеспечения выполнения Учреждением в 2020 году государственного задания установлен Департаментом в размере 49 889 001,60 рублей, включая затраты на содержание имущества.

Из материалов дела следует, что Департаментом и Учреждением в 2019-2020 годах заключены соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 25.01.2019 № 1, от 20.01.2020 № 1, предметом которых является определение порядка и условий предоставления субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, в соответствии с законами об областном бюджете на 2019 год, 2020 год, подпрограммой «Повышение качества государственных и муниципальных услуг» № 456-п, Соглашениями от 25.01.2019 № 1, от 20.01.2020 № 1, являющимися правовыми основаниями предоставления Субсидии, целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе областного государственного бюджетного  учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно пункту 2.3.1 Соглашений от 25.01.2019 № 1, от 20.01.2020 № 1 Учреждение обязуется использовать субсидии в целях оказания государственных услуг в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку   оказания   государственных   услуг,   определенными   в   государственном задании.

На основании пункта 2.3.2 Соглашений от 25.01.2019 № 1, от 20.01.2020 № 1 Учреждение обязуется своевременно информировать Департамент об изменении условий оказания государственных услуг (выполнения работ), которые могут повлиять на изменение размера субсидии.

В соответствии с распоряжением Департамента управления имуществом Ивановской области от 30.10.2014 № 894 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления» за Учреждением с 01.01.2015 на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, являющееся собственностью Ивановской области, расположенное по адресу: <...>, лит. А: помещение, назначение: нежилое, общей площадью 416,8 кв.м, этаж 4, номера на поэтажном плане 1, 2, 3, 4, 90, 91, 92, 93; 6/25 долей в праве общей долевой собственности на помещение, назначение: нежилое, общая площадь 353,2 кв.м, этаж 4, номера на поэтажном плане 95.

Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что часть нежилого помещения № 90, являющаяся частью нежилого помещения с кадастровым номером 37:24:000000:3217 общей площадью 416,8 кв.м, расположенного на 4 этаже по адресу: <...>, 3, 4, 90, 91, 92, 93, Литер А, передана Учреждением в аренду на основании договоров аренды: индивидуальному предпринимателю ФИО5, Акционерному обществу «Росцийский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации», ООО «Инновационная система», АО КИБ «Евроальянс».

Учреждением с арендаторами заключены договоры на возмещение расходов по передаче коммунальных услуг расходов по техническому обслуживанию и выставлены арендаторам акты об оказании услуг по возмещению расходов по поставке теплоэнергии, электроэнергии, по техническому содержанию и обслуживанию нежилых помещений.

Как установлено в ходе проверки и подтверждается материалами дела, Учреждением в рамках договорных отношений с ООО «ТТ-Инвест» в 2019 - 2020 годах за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществлена оплата за оказанные услуги, в том числе за содержание и обслуживание имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления и переданного в аренду, а также осуществлено возмещение расходов по поставке коммунальных услуг (электроэнергии, теплоэнергии), потребленных арендаторами в 2019 - 2020 годах, в общей сумме 224 357,66 рублей, в том числе в 2019 году - 128 005,19 рублей, в 2020 году - 96 352,47 рублей.

Спора по суммам между лицами, участвующими в деле не имеется. Заявителем в материалы дела представлен расчет по спорному имуществу, сданному в аренду на те же суммы.

Согласно п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Исходя из изложенного, в нарушение пункта 2.3.1 Соглашений от 25.01.2019 № 1, от 20.01.2020 № 1 Учреждением допущено нецелевое расходование субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, ввиду направления средств, полученных из областного бюджета, на цель, не соответствующую цели, установленной законами об областном бюджете на 2019 год, 2020 год, подпрограммой «Повышение качества государственных и муниципальных услуг» № 456-п, пунктом 1 Соглашений от 25.01.2019 № 1 20.01.2020, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств, в связи с оплатой за счет средств указанной субсидии услуг по техническому содержанию и обслуживанию имущества, коммунальных услуг (теплоэнергии, электроэнергии) на общую сумму 224 357,66 рублей по имуществу, сданному в аренду.

Как указано в пункте 6 статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, пункте 3.1 Порядка № 419-п расходы на содержание имущества, сданного в аренду, или переданного в безвозмездное пользование, за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания не предусмотрены, данное имущество не участвует в оказании государственной услуги.

Средства, возмещенные Учреждению в 2019-2020 годах арендаторами за техническое обслуживание имущества, передачу коммунальных услуг, поступившие на счет Учреждения как доход от приносящей доход деятельности, были использованы Учреждением по своему усмотрению, в частности, на премирование сотрудников, а не на оплату услуг по техническому содержанию и обслуживанию имущества, коммунальных услуг (теплоэнергии, электроэнергии).

Таким образом, Учреждением за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществлены расходы на оплату ООО «ТТ-Инвест» услуг по техническому содержанию и обслуживанию имущества, коммунальных услуг (теплоэнергии, электроэнергии) по имуществу, сданному в аренду, не используемому Учреждением для оказания государственной услуги, что свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств ввиду оплаты расходов, не предусмотренных законом.

Указание заявителя на то обстоятельство, что учредителем в связи со сдачей в аренду части помещений государственное задание не изменялось, размер субсидии не уменьшался, о незаконности предписания в оспариваемой части не свидетельствуют.

Как установлено в ходе проверки, сведениями о сдаче в аренду имущества Департамент, являющийся учредителем Учреждения, располагал, поскольку в силу абзаца третьего пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ недвижимое имущество может быть сдано в аренду исключительно с согласия учредителя. При этом объем финансового обеспечения выполнения Учреждением государственного задания рассчитан Департаментом с включением затрат на содержание имущества, переданного Учреждением в аренду, что противоречит положениям пункта 3.1 Порядка № 419-п, абзаца третьего пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 5.13 Устава.

В силу пункта 3.28 Порядка № 419-п уменьшение объема субсидии, предоставленной из областного бюджета государственному бюджетному или автономному учреждению Ивановской области, в течение срока выполнения государственного задания осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания или изменении состава недвижимого имущества, затраты на содержание которого учтены при расчете нормативных затрат на оказание государственной услуги.

В соответствии с разделом 6 письма Минфина России от 22.10.2013 № 124-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ», уменьшение объема субсидии на государственное (муниципальное) задание, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Вместе с тем, Департаментом в ходе исполнения бюджета в нарушение пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.1, 3.3, 3.28 Порядка № 419-п, пункта 2.1.1 Соглашений от 25.01.2019 № 1, от 20.01.2020 № 1 не уменьшен объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания при изменении состава недвижимого имущества, затраты на содержание которого учтены при расчете нормативных затрат на оказание государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» в связи с предоставлением Учреждением в аренду недвижимого имущества.

При этом нарушение Департаментом положений Порядка №419-п при определении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания для Учреждения, выразившееся в завышении объема субсидии, предоставленной Учреждению, не освобождает Учреждение от соблюдения требований законодательства, указывающего на невозможность осуществления расходов за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по имуществу, сданному в аренду, не участвующему в оказании государственных услуг.

В рассматриваемом случае у Учреждения отсутствовали правовые основания осуществления расходов за счет субсидии на выполнение государственного задания по имуществу, сданному в аренду, не участвующему в оказании государственных услуг, в силу прямого указания закона.

Доводы заявителя о том, что в связи с перевыполнением государственного задания денежные средства были направлены на текущие нужды учреждения, непосредственно связанные с выполнением государственного задания, об общей направленности имевшихся в распоряжении учреждения денежных средств, об отсутствии ущерба, ничем не подтверждены, и не указывают на расходование бюджетных денежных средств по их целевому назначению.

Согласно п. 2.2 Постановления Правительства Ивановской области от 03.09.2015 № 419-п в государственном задании могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных значений показателей качества и (или) объема, если иное не установлено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении государственного задания или его части (далее - допустимые (возможные) отклонения в отношении государственного задания или его части). Значения указанных показателей могут быть изменены только при формировании государственного задания на очередной финансовый год.

Таким образом, не любое перевыполнение государственного задания влечет за собой дополнительное финансирование. Вопрос о дополнительном финансировании при перевыполнении государственного задания регулируется в отдельном порядке и не является основанием для неприменения ответственности за нецелевое использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Кроме того, перевыполнение государственного задания, на которое указывает заявитель, не свидетельствует об отсутствии факта нецелевого использования денежных средств в отношении объектов, сданных в аренду. Представленными в материалы договорами аренды предусмотрено возмещение заявителю со стороны арендаторов расходов по поставке теплоэнергии, электроэнергии, по техническому содержанию и обслуживанию нежилых помещений. Заявитель имел возможность произвести оплату спорных услуг не за счет выделенных денежных средств, а за счет средств арендаторов со счета по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности, пропорционально произведенным фактическим расходам.

Согласно Нормативным затратам на 2019-2020 годы Учредителем в объем государственного задания, рассчитанного на основании Порядка № 419-п, были включены, в частности, расходы на уборку помещений, на образовательные услуги, поставку бутилированной воды. Согласно штатным расписаниям Учреждения на 2019-2020 годы штатная численность сотрудников содержит ставки уборщиков помещений в количестве двух единиц, соответственно, в Нормативные затраты на 2019-2020 годы расходы на оплату труда указанных работников также включены в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания. Согласно представленным в материалы дела отчетам об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности на конец 2019-2020 годов на счетах Учреждения также находились остатки субсидии, которые остались в распоряжении Учреждения на следующий финансовый год.

Нарушение Учреждением целевого характера использования субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного задания привело к дополнительному расходованию средств областного бюджета и, тем самым, нанесло ущерб бюджету Ивановской области.

Согласно письму Минфина России от 14.07.2014 № 02-10-09/34216 орган внутреннего государственного финансового контроля в рамках правоприменительной практики может самостоятельно квалифицировать наличие ущерба, причиненного Российской Федерации (субъекту Российской Федерации).

Соответственно, реализация обязанности на основании абзаца 2 пункта 4 статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ по направлению средств от приносящей доход деятельности от сдачи в аренду государственного имущества, а именно на цели, связанные с целями создания Учреждения - оказание государственных услуг населению (на уборку помещений, образовательные услуги, поставку бутилированной воды), не может исключать факта нецелевого использования бюджетных средств, как и равно, не может указывать на возможность какого-либо зачета указанных средств при определению размера причиненного бюджету ущерба.

При этом на основании пункта 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств влечет их бесспорное взыскание.

Исходя из позиции, сформулированной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 12.05.2020 № 305-ЭС20-5204, расходы бюджетного учреждения, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, не могут способствовать достижению целей предоставления субсидии, а равно задач и целей деятельности учреждения, в связи с чем, подлежат возврату в бюджет.

Таким образом, Учреждением в 2019 - 2020 годах допущено нецелевое использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» в общей сумме 224 357,66 рублей, в том числе в 2019 - 128 005,19 рублей, в 2020 году - 96 352,47 рублей ввиду оплаты коммунальных услуг (теплоэнергия, электроэнергия) и услуг на содержание (организация технического содержания и обслуживания помещений, сервисное обслуживание систем кондиционирования воздуха, услуги по охране, уборка помещений) имущества, переданного Учреждением в аренду.

На основании вышеизложенного, требования областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» подлежат оставлению без удовлетворения.

В связи с отказом в удовлетворении требований областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», обеспечительные меры,  принятые Определением Арбитражного суда Ивановской области от 10.08.2021 по делу №  А17-2250/2021, в соответствии со статьей 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  подлежат отмене.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по делу судом не рассматривается, поскольку областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» освобожден от ее оплаты на основании ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

1. Требования Областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) к Службе государственного финансового контроля Ивановской области о признании незаконными пунктов 8,9 описательной части и пункта 2 резолютивной части Представления от 10.02.2021 г. № 04-01/01-19-4 оставить без удовлетворения.

2. Признать утратившим силу Определение суда от 10.08.2021 года о приостановлении действия оспариваемого акта с момента вступления решения суда в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                               М.С. Савельева