АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново Дело № А17-270/2010
2 апреля 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 2 апреля 2010 г. Полный текст решения изготовлен 2 апреля 2010 г.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Герасимова В.Д., при ведении протокола помощником судьи Земцовой С.А., рассмотрев в судебном заседании дело, возбуждённое по исковому заявлению предпринимателя ФИО1 к Администрации города Иваново о признании незаконным расторжение в одностороннем порядке договора № 270 на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа в городе Иванове, заключенного с индивидуальным предпринимателем ФИО1, оформленное уведомлением от 29.12.2009 г. № 02-21-3650
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, предпринимателя, ФИО2, (доверенность от 02.03.2010 г.),
от Администрации города Иваново – ФИО3, (доверенность от 10.04.2009 г.),
установил:
в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Администрации города Иваново о признании незаконным решения Администрации, оформленного решением транспортной комиссии при Администрации г. Иванова от 24.12.2009 г. и уведомлением от 29.12.2009 г. № 02-21-3650 о расторжении договора № 270 на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа в городе Иванове, обратился индивидуальный предприниматель ФИО1
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ предприниматель ФИО1 уточнил предмет заявления, который был сформулирован как признание незаконным расторжение Администрацией г. Иванова в одностороннем порядке договора № 270 на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа в городе Иванове, заключенного с индивидуальным предпринимателем ФИО1, оформленное уведомлением от 29.12.2009 г. № 02-21-3650.
В обоснование необходимости удовлетворения заявленных требований предпринимателем приведены следующие доводы.
ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность - оказание услуг, по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в городе Иваново в том числе на основании договора № 270 от 10.03.2009 г., заключенного с Администрацией г.Иванова.
14.01.2010 г. ФИО1 получил уведомление от 29.12.2009 г. № 02-21-3650, о расторжении вышеназванного договора, подписанное заместителем Главы Администрации г. Иванова.
По мнения заявителя, односторонний отказ от договора является незаконным и нарушающим его экономические права и интересы.
Указанный отказ принят с нарушением положений статьи 12 Федерального закона «О муниципальной службе», а так же статей 450-453 Гражданского кодекса РФ.
Администрацией г. Иваново не представлено доказательств, подтверждающих нарушение предпринимателем ФИО1 условий договора № 270 от 10.03.2009 г.
Уведомление о расторжении договора подписано заместителем Главы города Иванова на основании доверенности, срок действия которой на момент совершения данных действий истек.
Администрация города Иваново считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению судом по следующим основаниям.
Процедура расторжения договора № 270 от 10.03.2009 г. заключенного Администрацией г. Иванова с предпринимателем ФИО1 соответствовала требованиям части 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ и 4.3 пункта договора. Основанием для досрочного прекращения действия договора перевозки являлись нарушения, предусмотренные пунктом 4.2 договора. Факт нарушения предпринимателем ФИО1 условий договора подтверждается представленными в материалы дела документами. Действия по одностороннему отказу о договора были совершены заместителем Главы города Иванова в пределах полномочий предоставленных ему доверенностью от 27.05.2008 г.
Рассмотрение искового заявления предпринимателя ФИО1 в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ откладывалось. В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв.
Заявление предпринимателя ФИО1 рассмотрено арбитражным судом в соответствии со статьями 153-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что Администрацией города Иваново в лице заместителя Главы города, действовавшего на основании доверенности от 22.05.2008 г. и предпринимателем ФИО1 10.03.2009 г. был заключен договор № 270 на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в городе Иваново. В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ стороны свободны при заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон.
Пунктом 4.2 договора Администрации г. Иванова предоставлено право одностороннего отказа от договора при наступлении случаев предусмотренных пунктами 4.2.1 – 4.2.8 договора. В качестве основания для досрочного отказа от договора пункт 4.2.8 договора предусматривал нарушение перевозчиком условий настоящего договора
29.12.2009 г. Администрацией г. Иванова в адрес предпринимателя ФИО1 было направлено уведомление № 02-21-3650, подписанное заместителем Главы города Иванова, о расторжении договора № 270. Основанием для расторжения договора послужило решение транспортной комиссии от 24.12.2009 г. в связи с систематическим нарушением предпринимателем условий договора.
Считая действия по расторжению договора неправомерными по причине отсутствия нарушений, наличие которых могло бы быть основанием для расторжения договора, предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного отказа неправомерным.
Согласно пункту 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. Возможность одностороннего отказа от договора предоставлена Администрации г. Иванова пунктом 4.2 договора № 270. Отказ от договора направлен в адрес предпринимателя заместителем Главы города Иванова ФИО4, действовавшим на основании доверенности от 27.05.2008 г. № 02-25-984.
В доверенности от 27.05.2008 г. № 02-25-984 определен срок ее действия определенный до истечения срока действия трудового договора, заключенного Администрацией города Иванова с уполномоченным на основании доверенности лицом. Срок действия трудового договора от 28.04.2008 г., заключенного муниципальным образованием город Иваново и гражданином ФИО4, определен окончанием срока полномочий действующего Главы города Иванова ФИО5
Срок действия доверенности от 27.05.2008 г. № 02-25-984 определен, на момент направления в адрес предпринимателя ФИО1 уведомления об отказе от договора предельный срок действия доверенности 3 года не истек, ФИО5 был Главой города Иванова, что является общеизвестным фактом и в силу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ не нуждается в доказывании.
Доверенность от 27.05.2008 г. № 02-25-984 соответствует требованиям, предъявляемым к ее форме и содержанию статьями 185-186 Гражданского кодекса РФ. Направляя уведомление об одностороннем отказе от договора, заместитель Главы города Иванова ФИО4 действовал в пределах полномочий, предоставленных ему доверенностью от 27.05.2008 г. № 02-25-984.
Как следует из текста уведомления от 29.12.2009 г. основанием для направления уведомления о расторжении договора № 270, послужило решение транспортной комиссии при администрации города Иванова от 24.12.2009 г. принятое в связи с нарушением предпринимателем ФИО1 условий договора. В то же время выступая стороной по договору № 270 от 10.03.2009 г. Администрация г.Иванова вправе принять решения о досрочном прекращении действия договора.
Перечень нарушений явившихся основанием для досрочного прекращения действия договора был приведен Администрацией г. Иваново в судебное заседание.
В силу действия части1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве одного из правонарушений явившегося основанием для одностороннего отказа от исполнения договора Администрация указывает на нарушение предпринимателем условий пунктов 1.1., 1.4 договора, согласно которых Месхия получил право осуществлять перевозку пассажиров по маршруту № 7 одним транспортным средством марки ГАЗ 32275-02 государственный номер МТ 391 37. Так же на аналогичных условия перевозки по маршруту № 7 заявителем могли осуществляться на законных основаниях транспортным средством марки ГАЗ 322131 государственный номер МА 539 37 ( по договору № 271 от 10.03.2009 г. ), и транспортным средством марки ГАЗ 322 131 государственный номер МТ 091 37 ( по договору № 272 от 10.03.2009 г. ),
Фактически на данном маршруте использовались и иные транспортные средства, разрешения на использование которых для перевозки пассажиров на указанном маршруте у предпринимателя ФИО1 не имелось.
Данный факт подтверждается протоколом от 15.12.2009 г. № 0422 об административном правонарушении, постановлением № 0422 от 15.12.2009 г. о назначении административного наказания и объяснениями ФИО1 в протоколе об административном правонарушении.
Факт использования для перевозки пассажиров большего количества транспортных средств не предусмотренных договором так же подтверждается выпиской из реестра лицензий в которой указаны транспортные средства используемые ФИО1 для перевозки пассажиров, актами проверки соблюдения правил перевозки от 16.11.2009 г., 25.11.2009 г., от 01.12.2009 г., от 3.12.2009 г., и т.д., объяснением водителей ФИО6 от 01.12.2009 г. и ФИО7 от 3.12.2009 г.
Заявление предпринимателя ФИО1 о том, что действия по перевозке пассажиров по маршруту № 7 производились третьими лицами без его ведома не подтверждаются материалами дела.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В ходе судебного заседания представителем ФИО1 был подтвержден факт, что у водителей, осуществлявших перевозки пассажиров по маршруту №7 на транспортных средствах не указанных в договорах №№ 269, 270, 271 от 10.03.2009 г. имелись лицензионные карточки выданные предпринимателю ФИО1 В соответствии с пунктом 13 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637 и пунктом 14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 18.12.2006 г. № 153 , зарегистрированного Минюстом РФ 19.02.2007 г. № 8950 лицензионные карточки, подлежат возврату лицензиатом в Управление в случае выведения транспортного средства из состава транспортных средств, используемых лицензиатом для перевозок пассажиров.
В рассматриваемом случае возврат лицензионных карточек не производился., перевозка пассажиров производилась на основании разрешения полученного предпринимателем ФИО1
Кроме того используя дополнительные транспортные средства не предусмотренные договором предприниматель ФИО1 получает преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, что может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – перевозчикам пассажиров на маршруте № 7, имеющим соответствующие лицензии. Данное обстоятельство в соответствии с положениями пункта 4.2.4 договора также явилось основанием для досрочного отказа от договора.
С учетом вышеизложенного односторонний отказ от договора № 270 от 10.03.2009 г. произведен Администрацией г. Иванова в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу отнести на предпринимателя ФИО1 Принимая во внимание изменение предмета заявленных требований с учетом положений подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ с предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета подлежит к взысканию 1900 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
1. В удовлетворении искового заявления предпринимателя ФИО1 к Администрации города Иваново о признании незаконным расторжение в одностороннем порядке договора № 270 на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа в городе Иванове, заключенного с индивидуальным предпринимателем ФИО1, оформленное уведомлением от 29.12.2009 г. № 02-21-3650 отказать.
2. Судебные расходы по делу отнести на предпринимателя ФИО1 Взыскать с предпринимателя ФИО1 ( <...> д.28.кв.21) дата рождения 30.01.1965, место рождения с. Обуджи Цаленджихского района Грузинской ССР в доход федерального бюджета через Инспекцию ФНС России по г. Иваново 1900 руб. государственной пошлины.
3. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Герасимов В.Д.