ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
08 июля 2020 года | Дело №А17-2955/2020 |
Решение в виде резолютивной части вынесено 23 июня 2020 года.
Полный текст решения по заявлению лица, участвующего в деле, изготовлен 08 июля 2020 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Доступное жилье - Авдотьино» (ОГРН <***> ИНН <***>) об оспаривании постановления Службы государственного строительного надзора Ивановской области от 27.03.2020 № 15 по делу об административном правонарушении в области строительства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Доступное жилье - Авдотьино» (далее - заявитель, ООО) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного строительного надзора Ивановской области (далее – Служба, административный орган) об оспаривании постановления от 27.03.2020 № 15, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Заявитель полагает, что оспариваемое постановление является незаконным и необоснованным в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Более подробно позиция Общества со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства дела приведена в заявлении (л.д. 5-6).
Определением суда от 24.04.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, установлен срок для представления административным органом отзыва на заявление и обосновывающих отзыв письменных доказательств, а также срок для представления в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направления друг другу дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Лица, участвующие в деле, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) надлежащим образом, извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда.
В установленный в определении суда от 25.05.2020 срок от Службы поступил отзыв. Административный орган считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что вынесенное Постановление является законным и обоснованным, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела.
Более подробно позиция Службы изложена в отзыве (л.д. 12-15).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 АПК РФ. 23.06.2020 по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения. Принятая по результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 24.06.2020.
В силу части 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
30.06.2020 от ООО поступило заявление о составлении мотивированного решения, в связи с чем суд принимает решение по данному делу по правилам, установленным главой 20 АПК РФ, и составляет мотивированное решение по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Оценив документы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, прокуратурой Октябрьского района г. Иваново во исполнение Указания прокуратуры Ивановской области от 30.04.2019 № 51/7 «Об усилении надзора за исполнением градостроительного и земельного законодательства», Указания прокуратуры Ивановской области от 29.12.2017 № 152/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере долевого строительства многоквартирных жилых домов, осуществляемого с привлечением денежных средств граждан», Распоряжения прокуратуры Ивановской области от 26.03.2018 № 23/20р, задания прокуратуры Ивановской области от 28.09.2011 «О проверке соблюдения прав граждан при участии в долевом строительстве многоквартирных домов» осуществлен мониторинг исполнения федерального законодательства в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, градостроительного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью «ДЖ-Авдотьино» (далее - ООО «ДЖ - Авдотьино»).
На основании решения о проведении проверки от 20.12.2019 № 630 прокуратурой Октябрьского района г. Иваново 27.12.2019 проведена выездная проверка в отношении ООО «ДЖ - Авдотьино» при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <...>.
В январе 2020 года в Службу на рассмотрение поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.01.2020, вынесенное прокуратурой Октябрьского района г. Иваново в отношении ООО «ДЖ - Авдотьино» по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в связи с нарушением Обществом требований технических регламентов и проектной документации.
Согласно материалам дела ООО «ДЖ - Авдотьино» является застройщиком многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Прокуратурой Октябрьского района г. Иваново в ходе выездной проверки 27.12.2020 в период времени с 10 часов до 11 часов установлено, что Обществом при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <...> (ЖК «Панорама-Авдотьино») допущены следующие нарушения обязательных требований в области строительства:
1. В нарушение проекта 55/16-ПОС-ПЗ листы 6,7,8,9 не выполняются мероприятия по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта.
2. В нарушение проекта 55/16-ПОС-ПЗ лист 11 помещения бытового городка не оборудованы противопожарной сигнализацией и огнетушителями;
3. В нарушение проекта 55/16-ПОС-ПЗ листы 2, 45 строительная площадка не оборудована постом зимней очистки колес;
4. В нарушение ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком - ООО «Доступное жилье - Авдотьино» не представлены документы, подтверждающие производство контроля за выполненными работами, возведенными конструкциями, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и за соответствием указанных работ и возведенных конструкций требованиям технических регламентов и проектной документации.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 27.12.2019.
По результатам рассмотрения материалов административного производства, начальником Службы 27.03.2020 вынесено постановление N 15, которым Общество признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Указанное Постановление оспорено Обществом в судебном порядке.
Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Служба государственного строительного надзора Ивановской области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от 22.11.2012 N 472-п «Об утверждении Положения о службе государственного строительного надзора Ивановской области», является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Ивановской области.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Объектом данного правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, является нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, в том числе, при реконструкции объектов капитального строительства.
Субъектами ответственности, предусмотренной названной нормой КоАП РФ, могут быть как застройщик, так и подрядная организация, непосредственно осуществляющие работы по строительству.
Согласно положениям статей 1, 21, 22, 24 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов; прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона; представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.
В соответствии с пунктами 6,8 приказа Генерального прокурора от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» органам прокуратуры предписано проверки исполнения законов проводить для защиты общезначимых или государственных интересов.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, прокуратурой Октябрьского района г. Иваново во исполнение Указания прокуратуры Ивановской области от 30.04.2019 № 51/7 «Об усилении надзора за исполнением градостроительного и земельного законодательства», Указания прокуратуры Ивановской области от 29.12.2017 № 152/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере долевого строительства многоквартирных жилых домов, осуществляемого с привлечением денежных средств граждан», Распоряжения прокуратуры Ивановской области от 26.03.2018 № 23/20р, задания прокуратуры Ивановской области от 28.09.2011 «О проверке соблюдения прав граждан при участии в долевом строительстве многоквартирных домов» осуществлен мониторинг исполнения федерального законодательства в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, градостроительного законодательства в деятельности ООО «ДЖ - Авдотьино».
На основании решения о проведении проверки от 20.12.2020 № 630 прокуратурой Октябрьского района г. Иваново 27.12.2019 проведена выездная проверка в отношении ООО «ДЖ - Авдотьино» при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <...>.
В целях проведения полной и всесторонней проверки, руководствуясь ст. 22 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», п. 2 Положения о службе государственного строительного надзора Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 22.11.2012 № 472-п прокуратуре Октябрьского района г. Иваново был выделен специалист службы государственного строительного надзора Ивановской области (заместитель начальника отдела по надзору за строительством Службы государственного строительного надзора Ивановской ФИО1) для участия в указанной проверке.
С решением о проверке, а также с результатами проверки уполномоченные лица ООО «ДЖ - Авдотьино» были ознакомлены, о чем имеются соответствующие отметки на документах в материалах дела.
В силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса)
В силу части 6 названной статьи, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В процессе проверки, прокуратурой выявлены нарушения требований проектной документации 55/16-ПОС-ПЗ (проекта организации строительства):
- в нарушение проекта 55/16-ПОС-ПЗ листы 6,7,8,9 не выполняются мероприятия по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта;
- нарушение проекта 55/16-ПОС-ПЗ лист 11 помещения бытового городка не оборудованы противопожарной сигнализацией и огнетушителями;
- в нарушение проекта 55/16-ПОС-ПЗ листы 2, 45 строительная площадка не оборудована постом зимней очистки колес.
Согласно части 12 статьи 48 ГрК РФ, проект организации строительства (ПОС) является обязательным разделом и входит в состав проектной документации.
В силу положений ст. 52 ГрК РФ, требования проектной документации являются обязательными для участников строительной деятельности.
Таким образом, доводы заявителя о том, что перечисленные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.01.2020 прокуратуры Октябрьского района г. Иваново нарушения не имеют никакого отношения к строительству, не соответствуют действительности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о градостроительной деятельности составляет один год со дня совершения, таким образом, постановление по делу об административном правонарушении № 15 от 27.03.2020 вынесено Службой в пределах срока давности по данной категории дел об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Наличие указанных обстоятельств из материалов настоящего дела не следует. Доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения Обществом действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении и вынесении оспариваемого Постановления Службой не допущено. Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена.
Вместе с тем, относительно суммы административного штрафа, наложенного на заявителя Постановлением №15 от 27.03.2020, судом установлено следующее.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2). При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3).
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд считает возможным с соблюдением требований части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа, подлежащего взысканию с заявителя, до 50 000 рублей. По мнению суда, такое наказание является разумным, справедливым и соразмерным допущенному правонарушению.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться, в том числе, указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом (пункт 3 части 4 статьи 211 АПК РФ).
В связи с наличием в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, оснований для признания оспариваемого постановления судом незаконным не имеется.
В то же время, в связи с выявлением судом оснований для снижения размера административного штрафа, постановление Службы № 15 от 27.03.2020 по делу об административном правонарушении в области строительства подлежит изменению в части размера наказания.
Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, так как согласно статье 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа государственной пошлиной не облагается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 211, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Доступное жилье - Авдотьино» (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного строительного надзора Ивановской области от 27.03.2020 № 15 по делу об административном правонарушении в области строительства отказать.
2. Изменить назначенное обществу с ограниченной ответственностью «Доступное жилье - Авдотьино» постановлением Службы государственного строительного надзора Ивановской области от 27.03.2020 № 15 административное наказание, снизив размер административного штрафа до 50 000 рублей.
3. Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В течение пяти дней со дня размещения решения (резолютивной части), принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», лицо, участвующее в деле, может обратиться в арбитражный суд с заявлением о составлении мотивированного решения.
Мотивированное решение изготавливается судом в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении пятнадцатидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Жалобы (в том числе направленные посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» (система «Мой арбитр») подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Г.М. Никифорова