ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
18 июля 2019 года | Дело №А17-2964/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2019 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тайковой В.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «САН ДЕМА» (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании недействительными решений Государственного учреждения – Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации № 302 от 28.02.2019 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа ООО «САН ДЕМА» в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 17 208,80 руб.; № 303 от 28.02.2019 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «САН ДЕМА»: ФИО1 (представитель по доверенности от 18.04.2019),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «САН ДЕМА» (далее - ООО, Общество, ООО«САН ДЕМА») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-ИРО ФСС РФ, Фонд социального страхования, Фонд) № 302 от 28.02.2019 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа ООО «САН ДЕМА» в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 17 208,80 руб.; № 303 от 28.02.2019 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 17 208,80 руб.
Оспаривая решения Фонда, заявитель полагает, что работодателем ООО «САН ДЕМА» соблюдены условия, необходимые для возмещения понесенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, спорные пособия исчислены и выплачены работнику в установленном размере. При этом Общество ссылается на то, что действующим законодательством не установлены специальные правила расчета пособий в случае, если часть периода до наступления страхового случая работник работал на условиях неполного рабочего времени, ввиду чего, основания для уменьшения спорных выплат в связи с изменением режима работы сотрудника ФИО2, по мнению заявителя, отсутствовали.
Определением суда от 25.04.2019 заявление было принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 10.06.2019. По окончании предварительного судебного заседания 10.06.2019 суд пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству. С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражным судом в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершено предварительное заседание, 11.07.2019 открыто судебное заседание в суде первой инстанции.
Государственное учреждение - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, признанное судом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, представило отзыв.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие указанного лица.
Государственное учреждение - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с доводами Общества не согласно по основаниям, изложенным в отзыве: решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17208 руб. 80 коп. обусловлено выводом ГУ – ИРО ФСС РФ о создании Обществом искусственной ситуации для получения средств Фонда в повышенном размере. Такой вывод обоснован ссылками на следующие обстоятельства: расчет компенсаций работнику в связи с наступлением страхового случая (временной нетрудоспособности и в связи с материнством) – ухода в отпуск по беременности и родам производился Обществом без учета неполного рабочего дня сотрудника; ООО искусственно создана ситуация по завышению компенсации утраченного заработка в связи с переводом работника с 0,5 ставки на полную и, как следствие, увеличение должностного оклада непосредственно в день наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам).
Данные обстоятельства, по мнению Фонда, свидетельствуют о том, что обществом создана искусственная, экономически необоснованная ситуация, направленная на получение завышенного пособия за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
В период с 16.01.2019 по 29.01.2019 ГУ - ИРО ФСС РФ проведена камеральная проверка страхователя ООО «САН ДЕМА» по вопросу правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2017 по 30.06.2018.
Результаты проверки оформлены актом № 302 от 29.01.2019 года, согласно которому в ходе проверки установлено, что страхователем произведены расходы с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 17208,80 руб. По результатам проверки предложено не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных и правовых актов по обязательному социальному страхованию, в сумме 17208,80 руб.
По результатам проверки заместителем управляющего Фондом приняты решение № 302 от 28.02.2019 о частичном выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 34 668,79 руб. и отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 17 208,80 руб.; решение № 303 от 28.02.2019 года о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17208 руб., Обществу предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы непринятых к зачету расходов в сумме 17 208,80 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2019 года по 31.03.2019 года, а также доплатить страховые взносы в сумме непринятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17208,80 руб.
Основанием для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 17208,80 руб. и непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17208,80руб. послужил вывод Фонда о том, что расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведены Обществом с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов: ООО «САН ДЕМА» искусственно создается ситуация по завышению компенсации утраченного заработка в связи с переводом работника с 0,5 ставки на полную и, как следствие, увеличение должностного оклада непосредственно в день наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам).
Не согласившись с решениями Фонда в указанной части, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к заключению об удовлетворении требований ООО «САН ДЕМА».
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон № 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Статьей 22 Федерального закона № 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон № 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом №255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон №255-ФЗ). Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Из пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N255-ФЗ следует, что обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании статьи 8 Федерального закона N165-ФЗ и статьи 1.4 Федерального закона N255-ФЗ являются, в том числе, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен в статье 14 Федерального закона №255-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона №255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Согласно ч. 1.1 указанной статьи, в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Как установлено судом применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, расчет пособия по беременности и родам застрахованному лицу ФИО2 производился страхователем исходя из минимального размера оплаты труда на день наступления страхового случая (11163 руб.).
При этом основанием для частичного отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных ООО «САН ДЕМА», послужили выводы Фонда о необходимости расчета пособия рассматриваемому застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда пропорционально продолжительности рабочего времени со ссылкой на необоснованное изменение указанному работнику условий рабочего времени (перевод на полную ставку) непосредственно перед наступлением страхового случая, целью которого, по мнению Фонда, являлось получение возмещения из средств Фонда социального страхования Российской Федерации в большем размере.
Вместе с тем, суд не может согласиться с правомерностью правовой позиции отделения Фонда социального страхования, придя к выводу о том, что независимо от приводимых заинтересованным лицом доводов о наличии признаков искусственной ситуации по изменению рассматриваемым застрахованным лицам режима рабочего времени, в основу оспариваемых решений Фонда положен неверный расчет спорных пособий, исходя из которого Фондом частично было отказано в признании необоснованными спорных расходов страхователя.
Так, на основании пункта 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N375 (далее - Положение об особенностях порядка исчисления пособий), в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11названного Положения, не имело заработка, а также, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
В силу п. 16 Положения N 375 в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен п. 15(1) - 15(3) данного Положения.
Таким образом, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Изложенное означает, что расчет среднего заработка в рассматриваемых случаях (принимая во внимание, что средний заработок застрахованных лиц ниже МРОТ, установленного на день наступления страхового случая, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается) должен производиться исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, независимо от установленного застрахованному лицу режима рабочего времени. Данный вывод соответствует буквальному смыслу нормы, закрепленной ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ (с учетом пунктов 11(1), 15(1)-15(3) Положения N 375), устанавливающей минимальный гарантированный размер среднего заработка (МРОТ на дату наступления страхового случая), применяемого для исчисления страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в виде, в частности, спорных пособий.
Указанный подход соответствует выводам, поддержанным в Определениях Верховного Суда РФ от 05.06.2018 N 309-КГ18-6206 по делу N А50-20675/2017, от 05.10.2018 №309-КГ18-16194 по делу №А50-2794/2018.
Исходя из указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии у Фонда правовых оснований для принятия оспариваемых решений №302 от 28.02.2019 и № 303 от 28.02.2019 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, основанных на ошибочном выводе о необходимости производить расчет спорных пособий, исчисляемых исходя из среднего заработка в размере минимального размера оплаты труда, в размере МРОТ, пропорциональном продолжительности рабочего времени. В указанной связи, учитывая, что подобный расчет среднего заработка является неправомерным, поскольку противоречит ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ (с учетом пунктов 11(1), 15(1)-15(3) Положения N 375), доводы Фонда о создании страхователем искусственной ситуации по изменению рассматриваемым застрахованным лицам режима рабочего времени не имеют правового значения, ввиду чего, по существу судом не оцениваются.
В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, требования заявителя о признании недействительными решений Государственного учреждения – Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.02.2019 № 302 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа ООО «САН ДЕМА» в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения на сумму 17208 руб. 80 коп.; от 28.02.2019 № 303 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 17208 руб. 80 коп. подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения настоящего дела, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины по платежному поручению №261 от 18.04.2019 при обращении в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением об оспаривании решений заинтересованного лица подлежат взысканию с Фонда с пользу Общества в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 170 - 176, 198,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1.Требования общества с ограниченной ответственностью «САН ДЕМА» (ОГРН <***> ИНН <***>) удовлетворить.
2. Признать недействительными решения Государственного учреждения – Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации № 302 от 28.02.2019 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа ООО «САН ДЕМА» в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 17 208,80 руб.; № 303 от 28.02.2019 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
3.Взыскать с Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «САН ДЕМА» (ОГРН <***> ИНН <***>) 3000 руб. расходов по государственной пошлине.
4. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 5. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
5. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья Никифорова Г.М.