АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б http://ivanovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И ЕДело № А17-2967/2021
г. Иваново 30 апреля 2021 года Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С., при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1, рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Резонанс» (ИНН <***>; ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без участия представителей сторон, установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области (далее – заявитель, административный орган, Управление, Управление Роскомнадзора) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Резонанс» (далее – ООО «Резонанс», Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В обоснование заявленных требований Управление указало на выявленный в результате проведенного в отношении Общества планового систематического наблюдения факт осуществления ООО «Резонанс» предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией на осуществление телевизионного вещания от 24.01.2018 № 29119. На основании составленного по данному факту Протокола об административном правонарушении от 16.03.2021 № АП-44/03/46 и приложенных к нему материалов административного дела административный орган просит привлечь Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. ООО «Резонанс» в письменном отзыве факт совершения вменяемого правонарушения по существу не отрицает, сообщает, что выявленные нарушения устранены Обществом в полном объеме. При назначении наказания просит суд учесть названные обстоятельства, факт совершения правонарушения Обществом впервые, а так же указывает, что, ООО «Резонанс» является субъектом малого предпринимательства. Определением суда от 08.04.2021 заявление Управления Роскомнадзора принято к производству в порядке упрощенного производства на основании главы 29 АПК РФ. Для выяснения дополнительных обстоятельств по делу, учитывая ходатайство административного органа о рассмотрении дела А17-2967/2021 по общим правилам административного судопроизводства, определением от 16.04.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, назначив предварительное судебное заседание, судебное разбирательство по делу на 30.04.2021. Лица, участвующие в деле, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. К дате судебного заседания от Управления Роскомнадзора представлено ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя административного органа. На основании части 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения дела. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон. Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее. ООО «Резонанс» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***> и осуществляет лицензируемый вид деятельности – телевизионное вещание телеканала на основании лицензии № 29119 от 24.01.2018, предоставленной Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, срок действия лицензии 10 лет. Согласно приложения к выписке из реестра лицензий по лицензии № 29119 от 24.01.2018 (раздел 1, раздел 2) ООО «Резонанс» должно осуществлять на территории г. Нерехта Костромской области вещание телеканала «НЕРЕХТА ТВ».Общий объем вещания телеканала «НЕРЕХТА ТВ» в неделю должен составлять 168 часов, время вещания – ежедневно, круглосуточно. Направления вещания: детское; спортивное; для подростков, молодежи; культурно-просветительское; развлекательное; информационное; для инвалидов; религиозное; образовательное - без указания процентного соотношения тематик. В пункте 2 раздела 1 приложения к выписке из реестра лицензий по лицензии № 29119 от 24.01.2018 применительно к распространяемому Обществом средству массовой информации (далее – СМИ) «НЕРЕХТА ТВ» предусмотрено соотношение вещания продукции данного СМИ к общему объему вещания 168 часов в неделю. Управлением на основании Приказа от 30.11.2020 № 115 в отношении ООО «Резонанс» проведено плановое систематическое наблюдение. В ходе проведения систематического наблюдения Управлением Роскомнадзора осуществлена запись эфира телепрограмм «НЕРЕХТА ТВ» за период с 00 час. 00 мин 01.02.2021 по 24 час.00 мин. 07.02.2021. В результате планового мероприятия в отношении ООО «Резонанс» административным органом установлен факт осуществления Обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) а именно: - в нарушение требований п. 2 части 9 статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», подп. «а» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 № 1529, объем установленного в лицензии № 29119 от 24.01.2018 вещания ООО «Резонанс» не соблюден. В результате анализа записи эфира за период за период с 00 час. 00 мин 01.02.2021 по 24 час.00 мин. 07.02.2021 административным органом установлено, что объем вещания СМИ «НЕРЕХТА ТВ» составляет 76 часов 52 минуты 22 секунды в неделю вместо заявленных в лицензии 168 часов; соотношение вещания телеканала «НЕРЕХТА ТВ» к общему объему вещания составляет 76 часов 52 минуты 22 секунды в неделю вместо заявленных в лицензии 168 часов в неделю;программная направленность СМИ «НЕРЕХТА ТВ» не соблюдается: направления вещания, заявленные в лицензии № 29119 от 24.01.2018: «детское», «религиозное», «образовательное», отсутствуют в записи эфира ООО «Резонанс» за период с с 00 час. 00 мин 01.02.2021 по 24 час.00 мин. 07.02.2021,присутствуют направления вещания, не заявленные в лицензии:программы «Самая полезная программа» (потребительская и научно популярная программа), «Интересный факт» (научно-популярная и познавательная программа), «Большой скачок» (научно-популярная и познавательная программа), «Химия. Самые красивые и зрелищные опыты» (научно-познавательная программа);условия лицензии № 29119 от 24.01.2018 о периодичности и времени вещания Обществом не соблюдаются – присутствуют перерывы вещания (демонстрация заставки телеканала «НЕРЕХТА ТВ»); - в нарушение требований п. 5 части 9 статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», подп. «л» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 № 1529,ООО «Резонанс» не обеспечена доступность продукции СМИ для инвалидов по слуху – в ходе анализа записи эфира ООО «Резонанс» СМИ «НЕРЕХТА ТВ») за период с 00 час. 00 мин 01.02.2021 по 24 час.00 мин. 07.02.2021 было выявлено отсутствие обеспечения способов (средств) для адаптации продукции телеканала для инвалидов по слуху. По результатам внепланового систематического наблюдения Управлением составлен акт А-44/03/7 от 19.02.2021, в котором наряду с иными обстоятельствами отражены указанные факты несоблюдения Обществом требований Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 № 1529. По данному факту 16.03.2021 должностным лицом Управления в отношении ООО «Резонанс» составлен протокол об административном правонарушении № АП-44/03/46, которым выявленные факты нарушений квалифицированы административным органом как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией на осуществление телевизионного вещания, и квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. На основании протокола об административном правонарушении № АП-44/03/46 от 16.03.2021 и иных материалов административного дела Управление обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении ООО «Резонанс» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. В соответствии с подпунктом 37 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ телевизионное вещание и радиовещание подлежит лицензированию. Согласно статье 31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон № 2124-1) телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, предоставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган) (части 1 указанной статьи). В лицензии на телевизионное вещание, радиовещание содержатся: 1) сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; 2) наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала; 3) программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные); 4) территория распространения телеканала или радиоканала; 5) объем вещания (в часах); 6) дата начала вещания; 7) срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание, отметка о продлении срока ее действия в случае, предусмотренном статьей 31.4 настоящего Закона; 8) сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания) в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи; 9) сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона), в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи (часть 8 статьи 31 Закона № 2124-1). Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1529 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» во исполнение Закона № 99-ФЗ и Закона № 2124-1 утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания (далее - Положение № 1529). В соответствии с пунктом 4 Положения № 1529 к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату, помимо прочих, относится соблюдение лицензиатом следующих параметров телевизионного вещания или радиовещания, указанных в лицензии: вещание предусмотренного лицензией телеканала или радиоканала; вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, предусмотренной лицензией; соблюдение объемов вещания, периодичности и времени вещания; соблюдение даты начала вещания; вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией распространяемого лицензиатом телеканала или радиоканала; вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного либо спутникового вещания; вещание телеканала или радиоканала на предусмотренной лицензией конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания; соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания; соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, - соблюдение программной концепции вещания (подпункт «а» пункта 4 Положения № 1529). В то же время, из материалов административного дела следует, что объем установленного в лицензии № 29119 от 24.01.2018 вещания ООО «Резонанс» не соблюден - объем вещания СМИ «НЕРЕХТА ТВ» составляет 76 часов 52 минуты 22 секунды в неделю вместо заявленных в лицензии 168 часов; соотношение вещания телеканала «НЕРЕХТА ТВ» к общему объему вещания составляет 76 часов 52 минуты 22 секунды в неделю вместо заявленных в лицензии 168 часов в неделю; программная направленность СМИ «НЕРЕХТА ТВ» не соблюдается, присутствуют направления вещания, не заявленные в лицензии, контенткоторых не подходит под описание краткой характеристики направлений вещания, указанной в п. 2 раздела 1 приложения к выписке из реестра лицензий по лицензии № 29119 от 24.01.2018; условия лицензии № 29119 от 24.01.2018 о периодичности и времени вещания Обществом не соблюдаются – присутствуют перерывы вещания. Данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении Обществом требований п. 2 части 9 статьи 31 Закона № 2124-1, подп. «а» пункта 4 Положения № 1529. Согласно части 9 статьи 31 Закона № 2124-1 к числу лицензионных требований при осуществлении телевизионного вещания относится, в том числе, обеспечение лицензиатом - вещателем телеканала доступности для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации в объеме не менее пяти процентов объема вещания в неделю (без учета телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной записи) (п. 5 части 9 статьи 31). Аналогичные требования содержатся в пункте 4 пп. «л» Положения № 1529 согласно которым лицензиат - вещатель телеканала обязан обеспечить доступность для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации в объеме не менее 5 процентов объема вещания в неделю (без учета телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной записи). Рекомендации, касающиеся обеспечения доступности к продукции вещателей телеканалов инвалидов по слуху, содержатся в пункте 3 приказа Минкомсвязи от 25.04.2014 № 108 «Методические рекомендации об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий». Согласно пункту 3.1 Методических рекомендаций обеспечивать адаптацию телеканалов следует следующими способами (средствами): субтитрирование; скрытое субтитрирование; перевод на русский жестовый язык; способом «бегущей строки»; иными способами (средствами) по согласованию с общественной организацией инвалидов по слуху, имеющей структурные подразделения на территориях более половины субъектов Российской Федерации. В акте проверки А-44/03/7 от 19.02.2021 административным органом зафиксировано, что ООО «Резонанс» в нарушение п. 5 части 9 статьи 31 Закона № 2124-1, подп. «л» пункта 4 Положения № 152 требования об обеспечении доступности продукции СМИ для инвалидов по слуху не соблюдаются. Факты выявленных нарушений подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении АП-44/03/46 от 16.03.2021, справкой о результатах систематического наблюдения по лицензии №29119, актом систематического наблюдения от 19.02.2021 А-44/03/7, иными материалами дела. Факт несоблюдения в проверяемый период требований Закона № 2124, Положения № 1529 при осуществлении лицензируемой деятельности Обществом не отрицается. Совокупность вышеназванных доказательств на основании статьи 26.2 КоАП РФ суд признает достаточной для вывода о наличии вменяемого ООО «Резонанс» события административного правонарушения. При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Общество осуществляет деятельность по оказанию услуг по телевизионному вещанию с нарушением лицензионных требований и условий. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Доказательств принятия ООО «Резонанс» всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение данного административного правонарушения, которые могли быть оценены в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии его вины, в материалах дела не имеется. Таким образом, действия (бездействие) Общества носят виновный характер и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что является основанием для привлечения его к административной ответственности. Оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Наличия исключительных обстоятельств, позволяющих в силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалифицировать правонарушение как малозначительное, судом не выявлено. Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ в качестве санкции за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде предупреждения либо административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Учитывая отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, добровольное устранение Обществом выявленных нарушений, а также тот факт, что совершенным правонарушением не был причинен вред и не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие имущественного ущерба, суд считает возможным в соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ применить к ООО «Резонанс» санкцию в виде предупреждения, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: 1. Требование Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области удовлетворить. 2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Резонанс» (ИНН <***>; ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения. 3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья М.С. Калиничева
|