АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б http://ivanovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И ЕДело № А17-3026/2021
г. Иваново 18 мая 2021 года |
|
|
|
|
|
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2021 года.
Арбитражный суд Ивановской области
в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Савушкиной Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
об аннулировании разрешения № 257566 от 22.03.2019 г. на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области, марка машин: Volkswagen Polo, государственный регистрационный знак <***>,
установил:
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее: предприниматель, ИП ФИО1) об аннулировании разрешения № 257566 от 22.03.2019 г. на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области.
В обоснование заявленных требований заявителем указано, что в ходе мероприятий по выявлению административных правонарушений в сфере перевозок пассажиров и багажа в легковом такси Министерством выявлены транспортные средства, использовавшие для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, без:
- полосы желтого цвета, имеющей светоотражающие свойства, шириной от 15 до 25 сантиметров, размещенной по всей длине боковых поверхностей кузова не ниже 10 сантиметров от нижних границ рамок боковых окон;
- полосы темно-серого цвета шириной от 15 до 25 сантиметров, размещенной от нижней границы кузова по всей длине боковых поверхностей кузова, переднего и заднего бампера;
- цветографической схемы, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке на кузове (боковых поверхностях кузова);
- опознавательного фонаря оранжевого цвета на крыше.
15.10.2020 г. ИП ФИО1 вынесено предписание № 23ИСХ-16172 об устранении выявленных нарушений. До настоящего момента ИП ФИО1 предписание не исполнила, отчет об исполнении предписания в Министерство не представила. Данные обстоятельства, по мнению Министерства, являются основаниями для аннулирования соответствующей лицензии.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 12.04.2021 года заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание. В порядке статьи 137 АПК РФ дело назначено к судебному разбирательству на 12.04.2021 в 12.40, о чем вынесено определение от 12.04.2021 года. Информация о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом размещена в сети Интернет.
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, надлежащим образом извещенное о начавшемся арбитражном процессе, в суд своего представителя не направило, заявлений, дополнений, ходатайств суду не представило.
ИП ФИО1, признанная судом в порядке ст. 123 АПК РФ надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направила, письменный отзыв, какие-либо заявления, дополнения, ходатайства не представила.
Заявление рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев документы, приобщенные к материалам дела, суд установил следующее.
ИП ФИО1 получено разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси № 257566 от 22.03.2019 г. на территории Московской области на транспортное средство «Volkswagen Polo», государственный регистрационный знак <***>.
С помощью автоматизированной фотофиксации транспортных средств Министерством выявлены нарушения ИП ФИО1 требований п. 1 ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В ходе проверки установлено, что транспортное средство с государственным регистрационным знаком <***>, используемое для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без полосы желтого цвета, имеющей светоотражающие свойства, шириной от 15 до 25 сантиметров, размещенной по всей длине боковых поверхностей кузова не ниже 10 сантиметров от нижних границ рамок боковых окон; полосы темно-серого цвета шириной от 15 до 25 сантиметров, размещенной от нижней границы кузова по всей длине боковых поверхностей кузова, переднего и заднего бампера; цветографической схемы, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке на кузове (боковых поверхностях кузова); опознавательного фонаря оранжевого цвета на крыше.
Министерством вынесено предписание от 15.10.2020 № 23ИСХ-16172 об устранении нарушений, указанных в предписании, в срок до 09.11.2020 г.
Предписание от 15.10.2020 № 23ИСХ-16172 направлено ФИО1 посредством почтовой связи по месту ее регистрации (адрес: 155200, <...>) и возвращено без вручения 27.11.2020 по истечению срока хранения, что подтверждается списком почтовых отправлений от 16.10.2020 и отчетом об отслеживании РПО с идентификатором 14350052060457.
В связи с непредставлением сведений об исполнении предписания и устранении нарушений, приостановлено действие разрешения № 257566 от 22.03.2019 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области сроком на 30 дней.
Так как ИП ФИО1 предписание не исполнила, отчет об исполнении предписания не представила, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ), Закона Московской области от 27.12.2005 № 268/2005-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, которое выдается уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 121 пункта 14 Положения о Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 21.02.2017 № 115/5 (далее - Положение о Министерстве), пунктом 2 Порядка подачи заявления, выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 15.07.2011 № 711/26, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области выдает разрешения, переоформляет разрешения, выдает дубликаты разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области.
В соответствии с пунктом 3 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.
Пунктом 1 части 16 статьи 9 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам, легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям: легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке (подпункт «б») легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации (подпункт «в»); легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета (подпункт «г»).
Частью 3 статьи 23.1 Закона Московской области от 27.12.2005 № 268/2005-ОЗ (в ред. Закона Московской области от 27.01.2017 №№ 2/2017-ОЗ) установлено, что легковое такси должно соответствовать цветовой гамме кузова, состоящей из основного белого цвета, полосы желтого цвета, имеющего светоотражающие свойства, шириной от 15 до 25 сантиметров, размещенной по всей длине боковых поверхностей кузова не ниже 10 сантиметров от нижних границ рамок боковых окон, полосы темно-серого цвета шириной от 15 до 25 сантиметров, размещенной от нижней границы кузова по всей длине боковых поверхностей кузова, переднего и заднего бампера.
Частью 10 статьи 9 Закона № 69-ФЗ в случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 16 настоящей статьи, уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц.
Частями 11 - 13 статьи 9 Закона № 69-ФЗ в установленный предписанием срок юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания.
В случае неисполнения выданного предписания (в том числе в случае, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания), уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия разрешения на срок, не превышающий одного месяца. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений. Срок действия разрешения на время приостановления его действия не продлевается.
В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не представили указанные документы в уполномоченный орган до истечения срока приостановления действия разрешения либо представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, уполномоченный орган обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения. Приостановление действия разрешения продлевается на срок до вступления в законную силу решения суда.
Пунктом 2 части 14 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае: неисполнения выданного предписания, указанного в части 10 настоящей статьи, в течение срока приостановления действия разрешения либо в случае, если представленный до истечения указанного срока отчет об исполнении предписания не подтверждает его исполнение.
Как следует из материалов дела, Министерством вынесено предписание от 15.10.2020 № 23ИСХ-16172 об устранении нарушений, указанных в предписании:
- полосы желтого цвета, имеющей светоотражающие свойства, шириной от 15 до 25 сантиметров, размещенной по всей длине боковых поверхностей кузова не ниже 10 сантиметров от нижних границ рамок боковых окон;
- полосы темно-серого цвета шириной от 15 до 25 сантиметров, размещенной от нижней границы кузова по всей длине боковых поверхностей кузова, переднего и заднего бампера;
- цветографической схемы, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке на кузове (боковых поверхностях кузова);
- опознавательного фонаря оранжевого цвета на крыше в срок до 09.11.2020г.
В связи с непредставлением сведений об исполнении предписания и устранении нарушений, приостановлено действие разрешения № 257566 от 22.03.2019 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области сроком на 30 дней.
В настоящем случае ИП ФИО1 ни административному органу, ни при рассмотрении дела в суде не представила документы, подтверждающие соблюдение ею требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Таким образом, основания для обращения в суд с заявлением об аннулировании разрешений, предусмотренные пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 21.04.2011г. № 69-ФЗ, у заявителя имелись.
Аннулирование лицензии является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства Российской Федерации. Основанием для аннулирования разрешений является неисполнение выданного предписания в течение срока приостановления действия разрешения.
Как следует из разъяснений, отраженных в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Оценивая законность решения о приостановлении или аннулировании лицензии, судам необходимо учитывать, что административный орган при его принятии должен руководствоваться нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» или нормами иных специальных федеральных законов, регулирующих отношения в области лицензирования видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 1 названного Закона, а не нормами КоАП РФ.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации аннулирование лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности, и такая мера должна носить исключительный характер, отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, соразмерной допущенным нарушениям, следовательно, является крайней мерой ответственности.
Однако в настоящем случае имеет место существенное нарушение требований законодательства в сфере перевозок. Требования, предусмотренные пунктом 1 части 16 статьи 9 Закона № 69-ФЗ установлены в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и иных транспортных средств. Выявленные нарушения существенно нарушают права потребителей данной услуги.
Установленная законом процедура аннулирования разрешения соблюдена. Обязательные требования, установленные к машинам такси, известны предпринимателю с момента получения разрешения в 2019 г. Предпринимателю направлялось предписание, приостановлено действие разрешения, направлено настоящее заявление Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, определение суда о принятии заявления и назначении судебного заседания. Однако в настоящем случае ИП ФИО1 ни административному органу, ни при рассмотрении дела в суде не представила документы, подтверждающие соблюдение ею требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Индивидуальный предприниматель самостоятельно несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, которые поступили по его адресу, указанному в ЕГРИП.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требование заявителя является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на сторону, не в пользу которой принят судебный акт.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты госпошлины.
Принимая во внимание, что заявленные требования носят неимущественный характер и удовлетворены судом, в силу части 3 статьи 110 АПК РФ и подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина в сумме 6 000 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Аннулировать разрешение, выданное индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области № 257566 от 22.03.2019 г., марка машин: Volkswagen Polo, государственный регистрационный знак <***>.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
4. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
5. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья М.С. Савельева