ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-3049/09 от 29.06.2009 АС Волго-Вятского округа

­­­­АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022,г.Иваново,  ул.Богдана Хмельницкого, д.59б

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иваново                                                                                         Дело № А17-3049/2009

06 июля 2009 года

Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2009 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Чеботаревой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пирожковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном  заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Пестяковское водопроводно-канализационное хозяйство»

об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 23/6/2, вынесенного 26 мая 2009 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской области,

при участии в заседании:

от заявителя: Филипченко И.В., директора Общества по протоколу № 06 от 01.07.2008 года, паспорту; Исаевой Т.В., представителя по доверенности № 1 от 01.01.2009 года; Воронова В.В., представителя по доверенности от 29.06.2009 года и паспорту;

от административного органа: Холмогоровой И.В., представителя по доверенности от 29.06.2009 года, удостоверению № 1205; Козлова В.А., представителя по доверенности от 29.06.2009 года, удостоверению № 1030; Мочаловой Я.В., представителя по доверенности от 29.06.2003 года, удостоверению № 90;

 установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Пестяковское водопроводно-канализационное хозяйство» (далее по тексту – ООО «Пестяковское ВКХ», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 23/6/2, вынесенного 26 мая 2009 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской области (далее по тексту – Управление, административный орган). Оспариваемым постановлением ООО «Пестяковское ВКХ» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Заявитель считает незаконным привлечение к административной ответственности по следующим основаниям. Постановлением № 23/6/2 от  26 мая 2009 года ООО «Пестяковское ВКХ» привлечено к административной ответственности за осуществление деятельности по сбору и размещению опасных отходов без соответствующих разрешений на право обращения с опасными отходами производства и потребления. Так как,     в силу ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» специальным разрешением является лицензия на осуществление конкретного вида деятельности, ООО «Пестяковское ВКХ» привлечено к ответственности за отсутствие соответствующей лицензии. По мнению Общества, у него отсутствует обязанность иметь соответствующую лицензию. Основным видом деятельности Общества является водоснабжение и водоотведение в п. Пестяки.   ООО «Пестяковское ВКХ» не осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, то есть ту, на осуществление которой необходима лицензия. По мере образования отходы вывозятся и передаются для захоронения сторонней организации – ООО «Тополь». Также у административного органа отсутствовали  основания для наложения на Общество штрафа в максимальном размере санкции ст. 8.2 КоАП РФ – 250 тысяч рублей. Кроме того, в силу Федерального закона от 08.08.2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в отношении субъекта малого предпринимательства мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. ООО «Пестяковское ВКХ» было зарегистрировано 25.12.2006 года, по всем показателям относится к числу субъектов малого предпринимательства, следовательно, проверка в апреле 2009года является незаконной. Доказательства, полученные в результате незаконной проверки не могут быть положены в основу привлечения к административной ответственности в силу ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ.

Представители Управления Росприроднадзора по Ивановской области просили суд в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве. Проверка Общества была проведена в соответствии с планом проверок, в который ООО «Пестяковское водопроводно-канализационное хозяйство» было включено на основании п. 3 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Факт правонарушения выявлен и подтвержден материалами дела. Штраф назначен в максимальном размере с учетом отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ.

        Заслушав пояснения участвующих в деле лиц и рассмотрев приобщенные к материалам дела документы,  арбитражный суд установил  следующее.

         На основании приказа № 86 от 08.04.2009 года старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ивановской области в период с 13 по 29 апреля 2009 года проведена плановая проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Пестяковское водопроводно-канализационное хозяйство» требований законодательства в сфере природопользования.

В ходе проверки были выявлены следующие факты нарушения законодательства: в нарушение статьи 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприятию не установлены лимиты образования и размещения отходов; в нарушение статьи 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприятие не имеет лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами; в нарушение статьи 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприятие не имеет специально обученных лиц по обращению с опасными отходами; в нарушение статьи 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» Общество  не составляется отчетность по форме 2 птп (отходы).

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды № 23/6 от 13-29 апреля 2009 года.

23 апреля 2009 года старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ивановской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пестяковское водопроводно-канализационное хозяйство» составлен протокол № 23/6 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем главного государственного инспектора по Ивановской области вынесено Постановление № 23/6/2 о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

   Заслушав представителей заявителя,  административного органа, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что заявление  ООО «Пестяковское ВКХ»   подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Статьей 11 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В пункте 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.

Как следует из материалов дела (акта проверки № 23/6 от 29.04.2009 года, протокола об административном правонарушении № 23/6 от 23.04.2009 года, письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области от 22.05.2009 года № 2-СК-17/406 и др.), в результате деятельности ООО «Пестяковское ВКХ» по водоснабжению и водоотведению в п. Пестяки образуются отходы, в том числе опасные, вывоз и захоронение которых осуществляет ООО «Тополь» в соответствии с заключенными договорами от 25.02.2009 № 140 и от 13.02.2008 года № 157. При этом, ООО «Пестяковское ВКХ» не были разработаны в установленном законом порядке и утверждены уполномоченным органом проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Представитель ООО «Пестяковское ВКХ» в судебном заседании пояснил, что проект согласования лимитов направлялся в Ростехнадзор, но ответа получено не было. Бездействие Ростехнадзора Общество не обжаловало.

Статьей 15 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

В статье 19 Федерального закона № 89-ФЗ установлена обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В ходе проверки административным органом установлено, что в ООО «Пестяковское ВКХ» отсутствуют лица, прошедшие профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами, и не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, чем нарушены ст. 18, 19 Федерального закона № 89-ФЗ.

Частью 2  статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что ООО «Пестяковское ВКХ» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства и, следовательно, Общество, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, является виновным в совершении административного правонарушения.

  Судом при рассмотрении данного дела не установлено обстоятельств, препятствующих заявителю получить в установленном порядке лимиты образования и размещения отходов, назначить  лиц, прошедших профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами, вести  учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.  Доказательств принятия всех возможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений требований ФЗ «Об отходах производства и потребления», заявителем в материалы дела не представлено. Правонарушение совершено по вине Общества, не принявшего своевременных мер для  получения лимитов образования и размещения отходов, назначения  лиц, прошедших профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами, ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; указанные обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении заявителя к требованиям экологического законодательства.

 При данных обстоятельствах, суд считает, что в действиях ООО «Пестяковское ВКХ» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

В  части привлечения ООО «Пестяковское ВКХ» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, оспариваемое постановление незаконно в силу следующего.

Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В пунктах 5.26, 5.28, 5.56 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-СТ, предусмотрено, что сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами; транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения; хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.

Материалы дела, в частности устав Общества, свидетельствуют, что основными видами деятельности общества являются: сбор, очистка и распределение воды; удаление и обработка сточных вод; обслуживание и ремонт инженерных коммуникаций; оказание коммунальных услуг. В результате осуществления данной деятельности образуются отходы. По мере образования отходы вывозятся и утилизируются сторонней организацией на основании заключенных с ней договоров.

Обществом заключены договоры от 25.02.2009 № 140 и от 13.02.2008 года № 157 с ООО «Тополь» на оказание услуг по приемке и захоронению твердых бытовых и промышленных отходов 4 и 5 классов опасности на полигоне ООО «Тополь».

Таким образом, действия Общества по временному накоплению отходов в рассматриваемом случае нельзя признать в качестве самостоятельной деятельности хозяйствующего субъекта по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Какую-либо предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов Общество не осуществляет и прибыли от такой деятельности не получает.

При таких обстоятельствах у ООО «Пестяковское ВКХ» отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. Сбор, хранение и транспортировка отходов в результате осуществления основной производственной деятельности не является подлежащей лицензированию деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В части отсутствия соответствующей лицензии привлечение ООО «Пестяковское ВКХ» к административной ответственности   по статье 8.2 КоАП РФ незаконно.

Доводы ООО «Пестяковское ВКХ» о том, что оспариваемым постановлением Общество привлечено к ответственности только за отсутствие соответствующей лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами судом не принимаются.  Постановлением №23/6/2 от 26.05.2009г. установлено, что ООО «Пестяковское ВКХ» осуществляет деятельность по сбору и размещению с опасными отходами без соответствующих разрешений на право обращения с опасными отходами производства и потребления.   Обществом нарушены статьи 9, 15, 18, 19 Закона «Об отходах производства и потребления». Так как в оспариваемом постановлении имеется ссылка на протокол об административном правонарушении №23/6 от 23.04.2009г., акт проверки 23/6 от 29.04.2009г., в которых  более подробно отражены допущенные Обществом нарушения; разработанные  в установленном законом порядке и утвержденные  уполномоченным органом проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение  также являются разрешительными документами, необходимыми при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами, у заявителя нет оснований считать, что оно привлечено к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ только за отсутствие соответствующей лицензии. Материалами  административного дела подтверждается нарушение Обществом статей 15, 18, 19 Закона «Об отходах производства и потребления», что образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.

Ссылка Общества  на то, что Управление провело проверку с нарушением положений абзаца третьего пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ), согласно которому в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации, не может быть принята во внимание в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 134-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 2 Закона N 134-ФЗ дано определение понятия "государственный контроль (надзор)", под которым понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Государственный контроль - это мероприятия по проверке свойств и характеристик товаров, работ, услуг на соответствие установленным требованиям.

Из перечисленных норм следует, что действие Закона N 134-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам, работам, услугам. В рассматриваемом случае Управление в рамках КоАП РФ провело проверку по соблюдению ООО «Пестяковское ВКХ» природоохранного законодательства в пределах обеспечения экологической безопасности,  в связи с чем ссылка на положения Закона N 134-ФЗ является несостоятельной.

В то же время, суд считает, что при назначении административного наказания  Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской области не были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность лица, а также неправомерно указано предусмотренное пунктом  1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ отягчающее административную ответственность обстоятельство.

В соответствии с п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

В силу части 2 статьи  4.2 КоАП РФ суд признаёт смягчающим административную ответственность обстоятельством тот факт, что Общество ранее к административной ответственности не привлекалось, данное правонарушение совершенно впервые.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.

Учитывая, что административным органом не представлено доказательств предъявления уполномоченным органом ООО «Пестяковское ВКХ» требования о прекращении противоправного поведения,   основания для применения пункта 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ – фактически отсутствовали. Суд считает недопустимым  установление штрафа в максимально предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ размере.

Санкция статьи 8.2 КоАП РФ предусматривает возможность наложения штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, с учетом смягчающих вину Общества обстоятельств, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению, а постановление о назначении административного наказания № 23/6/2, вынесенное 26 мая 2009 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской области, подлежащим отмене в части наложения штрафа в размере 250 тысяч рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

   РЕШИЛ:

1.Требования ООО  «Пестяковское водопроводно-канализационное хозяйство» удовлетворить частично.

2.Постановление № 23/6/2 от 26.05.2009 г. о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, вынесенное заместителем главного государственного инспектора по Ивановской области Аветисяном С.А., признать незаконным и изменить в части наложения взыскания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

3. Наложить на Общество с ограниченной ответственностью «Пестяковское водопроводно-канализационное хозяйство» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

4.На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 206, 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).

Судья                                                                                                Чеботарева И.А.