ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-3230/08 от 28.08.2008 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153002, г. Иваново, ул.Б.Хмельницкого, 59 «б»

http://ivanovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело № А-17-3230/2008

05-23

28 августа 2008 года

(дата оглашения резолютивной части решения)

04 сентября 2008 года

(дата изготовления решения в полном объеме)

Судья Арбитражного суда Ивановской области Тимошкин К.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Меньшиковой Ю.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО Совместное российско-шведское предприятие «Владимирский маршрут»

к Ивановской таможне

о признании незаконным бездействия Ивановской таможни, выразившееся в невыдаче паспортов транспортных средств на транспортные средства, ввезенные Обществом в качестве вклада в уставный капитал по ГТД № 10105020/161007/0005055 и обязании таможенного органа выдать ООО СП «Владимирский маршрут» паспорта на транспортные средства: автобусы Scania/Scania - VabisCn-113Clb, VINYS4NC4X2BO1823882, 1995 года выпуска и Scania/Scania - VabisCn-113Clb, VINYS4NC4X2B01822711, 1993 года выпуска

при участии в судебном заседании:

от ООО СП «Владимирский маршрут» - ФИО1 по доверенности от 10.03.2008 года и ФИО2 по доверенности от 10.08.2008 года;

от Ивановской таможни – ФИО3 по доверенности от 10.01.2008 года,

установил:

ООО Совместное российско-шведское предприятие «Владимирский маршрут» (далее Общество, ООО СП «Владимирский маршрут») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Ивановской таможне о признании незаконными действий Ивановской таможни по отказу в выдаче паспортов транспортных средств, выраженных в письме от 19.05.2008 года за № 05-12/3756 «О выдаче ПТС» и обязать таможенный орган выдать ООО СП «Владимирский маршрут» паспорта на транспортные средства автобусы Scania/Scania - VabisCn-113Clb, VINYS4NC4X2BO1823882, 1995 года выпуска и Scania/Scania - VabisCn-113Clb, VINYS4NC4X2B01822711, 1993 года выпуска. Установить в соответствии с п. 7 ст. 201 АПК РФ немедленный срок исполнения решения.

В ходе судебного разбирательства по делу, в порядке ст. 49 АПК РФ, ООО СП «Владимирский маршрут» уточнило предмет заявленных требований. В связи с чем, Общество просит суд признать незаконным бездействие Ивановской таможни, выразившееся в невыдаче паспортов транспортных средств на транспортные средства, ввезенные Обществом в качестве вклада в уставный капитал по ГТД № 10105020/161007/0005055 и обязании таможенного органа выдать ООО СП «Владимирский маршрут» паспорта на транспортные средства (далее ПТС): автобусы Scania/Scania - VabisCn-113Clb, VINYS4NC4X2BO1823882, 1995 года выпуска и Scania/Scania - VabisCn-113Clb, VINYS4NC4X2B01822711, 1993 года выпуска.

ООО СП «Владимирский маршрут» считает незаконным бездействие Ивановской таможни по невыдаче ПТС на ввезенные автобусы по следующим основаниям. Ввезенные Обществом 12.10.2007 года на таможенную территорию РФ товары - два автобуса должны были быть оформлены в Ивановской таможне до 18.10.2007 года и на них должен быть выдан ПТС. Однако в связи с незаконным выставлением таможенным органом требования об уплате таможенных платежей от 17.10.2007 года и обжалованием его в судебном порядке, таможенное оформление ввезенного товара завершено лишь в апреле 2008 года, т.е. после вступления в законную силу с 01.01.2008 года экологического класса 3. Учитывая тот факт, что отношения по таможенному оформлению были начаты в октябре 2007 года, т.е. до вступления в законную силу Технического регламента и руководствуясь ст. 4, подп.8 п. 1 ст. 11 ТК РФ, пунктом 2 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 18.05.1993 года № 477, пунктом 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России от 23.06.2005 года № 496/192/134 заявитель считает незаконным бездействие Ивановской таможни по невыдаче ПТС на указанные выше транспортные средства.

Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель Общества, невыдача ПТС для их дальнейшей регистрации в органах Госавтоинспекции нарушает право собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом.

Ивановская таможня с требованиями ООО СП «Владимирский маршрут» не согласилась по основаниям изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему. Таможенным органом было указано, что согласно решения Арбитражного суда Ивановской области от 29.12.2007 года по делу № А-17-5937/05-23/2007, Ивановской таможне было предписано в течении 3-х дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести таможенное оформление товара. В связи с обжалованием данного решения в апелляционном порядке, решение вступило в законную силу 21.03.2008 года. К этому моменту в отношении Общества таможенным органом были возбуждены два дела об административных правонарушениях по ст. 16.16 КоАП РФ, за нарушения предельных сроков временного хранения товаров. В рамках этих дел, автобусы ввезенные Обществом были изъяты в качестве предметов административного правонарушения. 25.03.2008 года, по делам об административных правонарушениях принято решение о возврате автобусов законному владельцу. 08.04.2008 года Ивановским таможенным постом произведен условный выпуск товара по ГТД № 10105020/161007/5055.

Также таможенным органом пояснено, что выдача ПТС не является операцией по таможенному оформлению товаров, которое завершается помещением товаров под заявленный таможенный режим, а является дополнительной функцией возложенной на таможенные органы постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств».

На основании изложенного, Ивановская таможня считает требования ООО СП «Владимирский маршрут» не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Заслушав пояснения сторон и рассмотрев документы, приобщенные к материалам дела, суд установил.

12.10.2007 года ООО СП «Владимирский маршрут» на таможенную территорию РФ ввезены в качестве вклада иностранного инвестора - Компании «Бусмаркет Свиден Актиболаг» (Швеция) в уставной капитал ООО СП «Владимирский маршрут» автобусы Scania/Scania - VabisCn-113Clb, VINYS4NC4X2BO1823882, 1995 года выпуска и Scania/Scania - VabisCn-113Clb, VINYS4NC4X2B01822711, 1993 года выпуска. 16.10.2007 года ООО СП «Владимирский маршрут» представило к таможенному оформлению данные транспортные средства по ГТД № 10105020/161007/0005055, в режиме «выпуск для внутреннего потребления». При этом в декларации заявлены льготы по уплате ввозной таможенной пошлины на основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 (графы 36 основного и добавочного листов ГТД).

Всего по ГТД № 10105020/161007/0005055 заявлена льгота по ввозной таможенной пошлине в сумме 2332327,8 рубля и НДС в сумме 419.819 рублей, что отражено в Графах 47 основного и добавочного листов ГТД с кодовым обозначением: «20.. .УН».

17.10.2007 года Ивановский таможенный пост выявил несоблюдение условий выпуска товаров, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 149 ТК РФ, и принял решение о необходимости предоставления документов, подтверждающих внесение обеспечения таможенных платежей для осуществления условного выпуска товаров с предоставлением заявленных льгот, о чем заявителю были направлены соответствующие уведомление и требование от 17.10.2007 года.

Решением Арбитражного суда Ивановской области по делу № А-17-5937/05-23/2007 было признано недействительным требование Ивановской таможни от 17.10.2007 года о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей и незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении условного выпуска товара. Ивановской таможне предписывалось в течении трех дней с момента вступления решения в законную силу произвести таможенное оформление и выпуск товара ввезенного ООО СП «Владимирский маршрут» в качестве вклада в уставный капитал Общества по ГТД № 10105020/161007/0005055 в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, с учетом требований установленных таможенным законодательством Российской Федерации без обеспечения уплаты таможенных платежей указанных в требовании таможенного органа от 17.10.2007 года в сумме 2.752.146,80 рублей.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008 года резолютивная часть решения суда первой инстанции была изменена, в части указания на незаконность бездействия, выразившегося в неосуществлении условного выпуска товара. В остальной части решение оставлено в силе.

Факт незаконного выставления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей от 17.10.2007 года, в связи с наличием льготы по уплате таможенных платежей, является установленным решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением Второго апелляционного арбитражного суда и в соответствии с п.2 ст. 69 АПК РФ считается обстоятельством установленным и не доказывается вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 12.10.2005 года № 609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» установлено, что введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки: экологического класса 3 - с 1 января 2008 г.

Согласно ч. 1 ст. 4 ТК РФ акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1 ст. 60 ТК РФ, таможенное оформление товаров начинается при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

В части 2 данной статьи установлено, что таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Частью 1 ст. 124 ТК РФ предусмотрено, что декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) (глава 15) по выбору декларанта.

Согласно частей 1,3 ст. 132 ТК РФ, факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов. С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 ТК РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 ТК РФ (ч.1 ст. 152 ТК РФ).

В данном случае, ООО СП «Владимирский маршрут» автобусы ввезены на таможенную территорию РФ 12.10.2007 года. 16.10.2007 года на ввезенные автобусы была подана ГТД № 10105020/161007/0005055, которая в этот же день принята таможенным органом, что подтверждается отметкой в ГТД. Таким образом, с момента принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, т.е. о факте начала декларирования ввезенных Обществом автобусов. В дальнейшем незаконное выставление требования Ивановской таможни от 17.10.2007 года явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд для защиты нарушенных прав и законных интересов и послужило поводом для длительного срока производства таможенного оформления и его завершения только в апреле 2008 года. При отсутствии незаконного требования таможенного органа таможенное оформление должно было завершиться в срок до 19.10.2007 года.

Таким образом, отношения по таможенному оформлению автобусов по ГТД № 10105020/161007/0005055 возникли в октябре 2007 года, т.е. до вступления в законную силу экологического класса 3. В связи с чем, согласно ч. 1 ст. 4 ТК РФ акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы. Следовательно таможенный орган был не вправе требовать от ООО СП «Владимирский маршрут» сертификат соответствия экологическому классу 3 на ввезенные транспортные средства.

Ссылка таможенного органа на решение суда согласно которого Ивановская таможня обязана в течении трех дней с момента вступления решения в законную силу произвести таможенное оформление и выпуск товара ввезенного ООО СП «Владимирский маршрут» в качестве вклада в уставный капитал Общества по ГТД № 10105020/161007/0005055 в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, с учетом требований установленных таможенным законодательством Российской Федерации без обеспечения уплаты таможенных платежей указанных в требовании таможенного органа от 17.10.2007 года в сумме 2.752.146,80 рублей является необоснованной, поскольку правила таможенного оформления товаров установлены ТК РФ.

Согласно ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;формирование уважительного отношения к закону и суду.

Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную ТК и другими федеральными законами (ст. 16 АПК РФ).

Таким образом, установление обязанности таможенного органа в решении арбитражного суда не изменяет требований действующего законодательства в области таможенных правоотношений и не является обстоятельством изменяющим сроков таможенного оформления товара. Решением суда констатирован факт незаконного выставления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей от 17.10.2007 года, что в свою очередь повлекло увеличение сроков для производства таможенного оформления и помещения товаров под запрашиваемый Обществом таможенный режим.

Действительно, таможенное оформление товара и выдача ПТС на ввезенные на таможенную территорию транспортные средства это две разные, но непосредственно зависимые друг от друга операции.

Согласно пункту 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 года № 447 «О введении паспортов транспортных средств» установлено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г.

Пунктами 6 и 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 года № 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005, регистрационный номер 6842) установлено, что таможенными органами паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года.

Таким образом, обязанность по выдаче ПТС на ввозимые на территорию РФ является установленной и данная обязанность неразрывно связано с фактом производства таможенного оформления.

Судом отклоняется довод Ивановской таможни, что в данном случае заинтересованным лицом является Ивановский таможенный пост Ивановской таможни. Как пояснено в дополнении к отзыву Ивановской таможни, Ивановский таможенный пост не является юридическим лицом, а является структурным подразделением Ивановской таможни.

Таким образом, указание в заявлении в качестве заинтересованного лица – Ивановской таможни, вместо ее структурного подразделения - Ивановского таможенного поста не является обстоятельством препятствующим рассмотрению дела.

На основании вышеизложенного, суд считает требования ООО СП «Владимирский маршрут» подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 7 ст. 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 5 Информационного письма от 13.03.2007 года № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в связи с удовлетворением заявленных требований ООО СП «Владимирский маршрут», 2.000 рублей расходов по государственной пошлине оплаченных по платежному поручению № 32 от 01.11.2007 года при подаче заявления о признании незаконным ненормативного правового акта недействительным подлежат взысканию с Ивановской таможни в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167,168,169,170,176,200,201 АПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования ООО СП «Владимирский маршрут» удовлетворить.

2. Признать незаконным бездействие Ивановской таможни, выразившееся в невыдаче паспортов транспортных средств на транспортные средства, ввезенные Обществом в качестве вклада в уставный капитал по ГТД № 10105020/161007/0005055.

3. Обязать Ивановскую таможню выдать ООО СП «Владимирский маршрут» паспорта на транспортные средства: автобусы Scania/Scania - VabisCn-113Clb, VINYS4NC4X2BO1823882, 1995 года выпуска и Scania/Scania - VabisCn-113Clb, VINYS4NC4X2B01822711, 1993 года выпуска.

4. Взыскать с Ивановской таможни в пользу ООО СП «Владимирский маршрут» 2.000 рублей государственной пошлины по делу уплаченной по платежному поручению № 32 от 01.11.2007 года. Выдать на взыскание государственной пошлины исполнительный лист.

5. На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).

Судья Тимошкин К.А.