ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-3266/12 от 31.01.2013 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело № А17-3266/2012

Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2013 года

Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2013 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Балашовой Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чинаевой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Департамента дорожного хозяйства Ивановской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Каминский текстиль», обществу с ограниченной ответственностью «Аграрная компания «Жажлевская», обществу с ограниченной ответственностью «Жажлево», к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (по месту нахождения филиала в Ивановской области)

о признании результатов межевания земельных участков недействительными, о признании внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений кадастровыми ошибками, об исправлении кадастровых ошибок,

третьи лица - общество с ограниченной ответственностью «Земля», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, общество с ограниченной ответственностью «ЮрИнфо»,  администрация Заволжского муниципального района Ивановской области,

при участии:

от истца - начальника отдела Серовой Е.А. по доверенности №2 от 17.01.2013, консультанта Дмитричева Д.А. по доверенности №124/ВД от 18.12.2012,

от ответчиков:

ФГБУ - юрисконсульта 1 категории юридического отдела Щедриной Н.Д. по доверенности от 24.10.2012,

ООО «Каминский текстиль» - Седовой Н.А., представителя по доверенности от 08.11.2012,

ООО «АК «Жажлевская» - Седовой Н.А., представителя по доверенности от 08.11.2012,

от третьих лиц:

ООО «ЮрИнфо» - генерального директора Седовой Н.А. по протоколу общего собрания участников общества №1 от 14.01.2009, Роговой Г.Н., представителя по доверенности от 16.10.2012,

от управления Росреестра – Левановой М.Р., представителя по доверенности от 10.01.2013,

от администрации – Ратушиной Л.В., представителя по доверенности от 29.08.2012, начальника отдела земельно-имущественных отношений Неробеевой С.А. по распоряжению №116-к от 20.09.2011,

установил:

Департамент дорожного хозяйства Ивановской области (далее – департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Каминский текстиль», обществу с ограниченной ответственностью «Аграрная компания «Жажлевская», обществу с ограниченной ответственностью «Жажлево», к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (по месту нахождения филиала в Ивановской области) (далее – ООО «Каминский текстиль», ООО «Аграрная компания «Жажлевская», ООО «Жажлево», ФГБУ, ответчики), которым просил:

1. Признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:050308:4, 37:04:050319:40, 37:04:050313:4, 37:04:050319:39, 37:04:050313:3 и 37:04:050321:4, расположенных по адресу: обл. Ивановская, Заволжский район, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:17, который является единым землепользованием, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности ООО «Каминский текстиль».

2. Признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:05030:1, 37:04:050319:1, 37:04:050319:6, 37:04:050312:1, 37:04:050312:33, 37:04:050313:2, 37:04:050319:7, 37:04:050313:1 и 37:04:050321:1, расположенных по адресу: обл. Ивановская, Заволжский район, СПК Жажлевский, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:384, который является единым землепользованием, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности «Аграрная компания «Жажлевская» и/или ООО «Жажлево».

3. Признать кадастровыми ошибками внесение в государственный кадастр недвижимости на основании результатов межевания земельных участков картометрическим способом сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:050308:4, 37:04:050319:40, 37:04:050313:4, 37:04:050319:39, 37:04:050313:3, 37:04:050321:4, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:17, который является единым землепользованием, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности ООО «Каминскийтекстиль».

4. Признать кадастровыми ошибками внесение в государственный кадастр недвижимости на основании результатов межевания земельных участков картометрическим способом сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:05030:1, 37:04:050319:1, 37:04:050319:6, 37:04:050312:1, 37:04:050312:33, 37:04:050313:2, 37:04:050319:7, 37:04:050313:1, 37:04:050321:1, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:384, который является единым землепользованием, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности «Аграрная компания «Жажлевская» и/или ООО «Жажлево».

5. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 37:04:000000:17 и 37:04:000000:384.

В исковом заявлении в качестве третьих лиц указаны общество с ограниченной ответственностью «Земля», управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, общество с ограниченной ответственностью «ЮрИнфо» (далее – ООО «Земля», Управление Росреестра, ООО «ЮрИнфо», третьи лица).

Определением суда от 02 августа 2012 года исковое заявление принято к производству и назначено предварительное судебное заседание.

Определением суда от 23 августа 2012 года предварительное судебное заседание откладывалось для обеспечения явки представителей лиц, участвующих в деле, и для представления дополнительных доказательств и пояснений по делу.

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 13 сентября 2012 года дело назначено к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Заволжского муниципального района Ивановской области (далее – администрация, третье лицо).

Рассмотрение дела в рамках статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось для представления дополнительных доказательств и обеспечения явки представителей лиц, участвующих в деле.

В судебных заседаниях при рассмотрении спора по существу представители истца уточнили исковые требования, просили удовлетворить требования, изложенные в пунктах 1-4 искового заявления, и исправить кадастровые ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:050308:4, 37:04:050319:40, 37:04:050313:4, 37:04:050319:39, 37:04:050313:3 и 37:04:050321:4, расположенных по адресу: Ивановская область, Заволжский район, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:17, который является единым землепользованием, находящимся в собственности ООО «Каминский текстиль, и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:05030:1, 37:04:050319:1, 37:04:050319:6, 37:04:050312:1, 37:04:050312:33, 37:04:050313:2, 37:04:050319:7, 37:04:050313:1 и 37:04:050321:1, расположенных по адресу: Ивановская область, Заволжский район, СПК Жажлевский, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:384, который является единым землепользованием, находящихся в собственности ООО «Аграрная компания «Жажлевская» и/или ООО «Жажлево», путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ указанных земельных участков согласно границам земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:198 под автомобильной дорогой общего пользования межмуниципального значения Ивановской области Заволжск-Жажлево, состоящего из четырех контуров, установленным при межевании ООО «Земля», с определенными координатами.

Уточненные исковые требования представители истца поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему, указали, что при определении границ земельного участка, на котором расположена автомобильная дорога Заволжск – Жажлево, являющаяся собственностью Ивановской области, установлено наложение границ земельных участков, принадлежащих ответчикам, и земельного участка, на котором расположена дорога. ООО «Земля» определены размеры и точки наложения границ земельных участков, сведения в отношении земельных участков ответчиков, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не позволяют осуществить постановку земельного участка под автомобильной дорогой на кадастровый учет и оформить права.

Представители ответчиков против удовлетворения исковых требований возражали, указали, что границы земельных участков ответчиков установлены картометрическим способом, согласованы, участки поставлены на кадастровый учет, приобретены в собственность.

Представитель ФГБУ указал, что ответственность за результат кадастровых работ несет кадастровый инженер, внесение изменений в государственный кадастр недвижимости возможно на основании межевого плана земельного участка, уточнение местоположения границ спорных земельных участков по отношению к границам земельного участка под автомобильной дорогой, предлагаемое истцом, неизбежно повлечет изменение площади земельных участков ответчиков, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке. Сведения о земельном участке, на котором расположена автомобильная дорога, внесены в государственный кадастр недвижимости 18 апреля 2006 года на основании инвентаризационной описи без установления его границ, дата (1993 год), указанная в выписке представляет собой дату документа, подтверждающего права на участок, указанного в описи – решения райисполкома от 19.02.1993 № 155, документ в учреждении отсутствует.

Представители ООО «ЮрИнфо» при рассмотрении дела по существу пояснили, что межевание земельных участков ответчиков проводилось картометрическим методом на основании проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий СХПК «Жажлевский» от 1992 и 2006 годов с учетом движения земель за период с 1992 по 2006 годы, проектный план границ утвержден и согласован в соответствии с пунктом 7.10 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром от 17 февраля 2003 года. При проведении межевания вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:000000:17 и 37:04:000000:384 никаких обременении и сервитутов выделено и установлено не было, в том числе и автомобильными дорогами. Информация о предстоящем межевании земельных участков осуществлялась через газетную публикацию, истец, полагая, что его права предстоящим межеванием могут быть нарушены, не лишен был возможности присутствовать при проведении межевых работ и представлять свои возражения в случае несогласия с установленными границами.

Представитель Росреестра представил в материалы дела копии выписок из проектов перераспределения земель СХПК «Жажлевский» от 1992 и 2006 годов, пояснил, что на картографическом материале отражена автомобильная дорога Долматово - Николо-Мера, часть автомобильной дороги в виде самостоятельного объекта не отражена, в Управлении Росреестра также отсутствует решение райисполкома от 19.02.1993 № 155, указанное в инвентаризационной описи, на основании которой в государственный кадастр недвижимости вносились сведения о земельном участке под автомобильной дорогой. В материалы дела представлена копия свидетельства, выданного 25 марта 1992 года Дорожному ремонтно – строительному управлению, из которого следует, что управлению на основании решения Исполнительного комитета от 19 февраля 1953 года № 155 предоставлено 45, 12 га прочих угодий для строительства дороги местного значения Заволжск – Зорино.

Представитель ООО «Земля» указал, что при выполнении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка под существующей автодорогой Заволжск-Жажлево в Заволжском районе выявлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 37:04:000000:17 и 37:04:000000:384, накладываются на участок под автодорогой. Протяженность наложения участка с кадастровым номером 37:04:000000:17 составляет 1172 м, площадь накладки - 22231 кв.м. Протяженность наложения участка с кадастровым номером 37:04:000000:384 составляет 4874 м, площадь накладки - 100137 кв.м. Определение координат характерных точек земельного участка под автодорогой Заволжск-Жажлево определялось геодезическим способом с нормативной точностью 0.5, что значительно точнее определения координат характерных точек земельных участков 37:04:000000:17 и 37:04:000000:384, которые определялись картометрическим способом с нормативной точностью – 2,5. В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2009 № Д23-2824 «О точности определения координат характерных точек границ земельных участков» за основу определения координат характерных точек границы в отношении двух смежных участков должен браться способ с более высокой точностью определения координат, то есть геодезический способ определения координат. Геодезический способ работы подразумевает под собой выезд на местность, где по фактическому расположению объекта формируется земельный участок, в свою очередь картометрический метод представляет собой работу с картометрическим материалом, без выезда на местность и проверки соответствия картометрических материалов действительности, таким образом, границу автодороги Заволжск-Жажлево не учли при согласовании границ вышеуказанных земельных участков, вследствие чего нарушена процедура согласования.

В письменном отзыве на исковое заявление администрация поддержала исковые требования, при рассмотрении дела по существу представители администрации пояснили, что в архиве администрации отсутствует решение райисполкома от 19.02.1993 № 155, указанное в инвентаризационной описи, на основании которой в государственный кадастр недвижимости вносились сведения о земельном участке под автомобильной дорогой, в 1993 году решений райисполкома быть не могло, поскольку органом местного самоуправления уже являлась администрация района. Кроме того, представители администрации указали, что в постановление о предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельных участков под автомобильными дорогами на территории района сведения о площади земельного участка под спорной автомобильной дорогой вносились на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Представители истца указали, что отраженная на картографическом материале в проектах перераспределения земель дорога Долматово - Николо-Мера фактически является частью дороги Заволжск-Жажлево, строительство, содержание и ремонт автомобильной дороги осуществляется за счет бюджетных средств Ивановской области.

В судебном заседании 31 января 2013 года представители истца представили в материалы дела копии дополнительных документов, в том числе копию решения Исполкома Ивановского областного Совета депутатов трудящихся №155 от 19.02.1953, пояснили, что автомобильная дорога Заволжск-Зорино существовала в проекте, фактически должна была располагаться на территории двух районов (Кинешемского и Заволжского), проект в полном объеме реализован не был, обустроены две автомобильные дороги: Заволжск-Жажлево, Норское-Зорино, в настоящее время существует проект по благоустройству разрыва между автомобильными дорогами Заволжск-Жажлево, Норское-Зорино.

Представители ООО «Жажлево» в судебные заседания не являлись, письменный отзыв по существу исковых требований не представлен.

При рассмотрении дела по существу судом в качестве свидетеля допрошена Бобина Любовь Александровна, утвердившая инвентаризационную опись по кадастровому кварталу 37:04:00 00 00, на основании которой в государственный кадастр недвижимости вносились сведения о земельном участке под автомобильной дорогой. Свидетель пояснил, что решение райисполкома должно находиться в архивном отделе администрации. Дорога Заволжск-Жажлево фактически существовала, однако это документально отражено не было, поскольку карты составлены в 1965 году. Свидетель на картографическом материале указал расположение дороги. Свидетель пояснил, что строительство дороги велось частями, оформлялась документация по выбору участков (акты выбора, проектная документация, др.), создавались комиссии. Акт утверждался постановлением Главы администрации. Постановления об утверждении акта содержали площади отведенных земельных участков, сейчас они должны быть в архивном отделе администрации Заволжского муниципального района. Площадь земельного участка под дорогой определялась специальными приборами по картографическому материалу, без определения границ на местности. Свидетель на вопрос суда пояснил, что проект землеустройства 1992 года учитывал не всю дорогу Заволск-Жажлево, полевая часть дороги была ошибочно отражена как внутрихозяйственная и соответственно вошла в земли сельскохозяйственного назначения, подлежащие приватизации, возможно была допущена ошибка в виде невыделения дороги как самостоятельного объекта, указал на наличие кадастровой ошибки, затруднился определить сущность понятия «кадастровая ошибка».

В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.

После перерыва в судебное заседание 31 января 2013 года представители ООО «Жажлево» и ООО «Земля» не явились. Информация о перерыве в судебном заседании размещалась на доске объявлений в здании Арбитражного суда Ивановской области и на официальном сайте суда в сети Интернет.

Принимая во внимание принятые со стороны суда меры по надлежащему уведомлению обществ, спор в соответствии с положениями статей 123, 156 и 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрен в отсутствие их представителей.

Заслушав в ходе рассмотрения дела представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся материалы дела, суд установил.

Постановлением Главы администрации Заволжского района Ивановской области № 1005 от 09 декабря 1994 года земли общей площадью 400, 17 га под автомобильными дорогами общего пользования на территории Заволжского района изъяты из земель Заволжского дорожного ремонтно – строительного управления и переданы Областному государственному управлению автомобильных дорог общего пользования.

Из копии кадастровой выписки от 17 июля 2008 года следует, что в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке площадью 451 200 кв.м. (кадастровый номер 37:04:000000:198), расположенном в Заволжском районе Ивановской области автодорога Заволжск – Жажлево, разрешенное использование – для размещения автодороги, отнесенный к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики. Правообладателем на праве бессрочного (постоянного) пользования в выписке указано Управление автомобильных дорог общего пользования Ивановской области «Управление Ивавтодор», имеется ссылка на то, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Постановлением Главы администрации Заволжского муниципального района Ивановской области № 496 от 13 мая 2010 года внесены изменения в вышеуказанное постановление № 1005 от 09 декабря 1994 года, пункт второй изложен в иной редакции: предоставить в постоянное (бессрочное) пользование Ивановскому областному государственному управлению автомобильных дорог общего пользования земельные участки площадью 4 317 950 кв.м., занятые автомобильными дорогами общего пользования, в том числе, автомобильной дорогой Заволжск – Жажлево площадью 451 200 кв.м.

На основании постановления Администрации Ивановской области от 22.10.2002 № 119-па Ивановское областное государственное управление автомобильных дорог общего пользования (управление «Ивавтодор») переименовано в управление автомобильных дорог общего пользования Ивановской области (управление «Ивавтодор»). Распоряжением Правительства Ивановской области от 07.03.2006 № 38-рп управление переименовано в комитет Ивановской области по дорожному хозяйству. В дальнейшем комитет переименован в Департамент дорожного хозяйства Ивановской области (распоряжение Правительства Ивановской области от 23.05.2007 № 174-рп).

В соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 02.07.2008 № 222-рп «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ивановской области» (в редакции распоряжения от 22.12.2010 № 439-рп) автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения Ивановской области Заволжск-Жажлево является собственностью Ивановской области. Дорога закреплена за Департаментом дорожного хозяйства Ивановской области на праве оперативного управления (выписка из реестра имущества, находящегося в собственности Ивановской области по состоянию на 23.06.2011 приложена к материалам дела). Согласно сведениям, содержащимся в инвентарной карточке учета основных средств № 3056 от 05.09.2012, автодорога Заволжск-Жажлево длиной 22,2 км стоит на балансе истца, дата ввода в эксплуатацию - 31.12.1995.

Истцом в рамках размещения государственного заказа 11 марта 2011 года заключен государственный контракт № АШ-05/27 на выполнение подрядных работ по оформлению отвода земельных участков, занятых существующими автомобильными дорогами общего пользования в Заволжском районе Ивановской области. Подрядчиком по вышеназванному государственному контракту является ООО «Земля».

В результате проведения геодезических работ ООО «Земля» выявлено пересечение границ земельного участка, занимаемого автомобильной дорогой Заволжск-Жажлево, с границами ранее поставленных на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:000000:17 и 37:04:000000:384 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения). При этом обществом установлено, что по сведениям выписки из государственного кадастра недвижимости от 05.06.2012 дата внесения номера земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:17, расположенного по адресу: Ивановская область, Заволжский район, в государственный кадастр недвижимости - 19.01.1994. Правообладателем земельного участка является ООО «Каминский текстиль». Постановка данного земельного участка на государственный кадастровый учет осуществлялась на основании результатов межевания, проведенного ООО «ЮрИнфо». Участок был поставлен на кадастровый учет как единое землепользование с разрешенным использованием: для ведения сельскохозяйственного производства. В состав земельного участка, который поставлен на государственный кадастровый учет как единое землепользование, входят 115 обособленных земельных участков с самостоятельными кадастровыми номерами. Границы шести земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:050308:4, 37:04:050319:40, 37:04:050313:4, 37:04:050319:39, 37:04:050313:3 и 37:04:050321:4 пересекают границы земельного участка, занимаемого автомобильной дорогой общего пользования межмуниципального значения Ивановской области Заволжск-Жажлево, с кадастровым номером 37:04:000000:198, состоящего из четырех контуров.

Общая протяженность пересечений земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:17 с земельным участком, занимаемым автомобильной дорогой, составляет 1172 метра, площадь пересечений составляет 22 231 кв.м.

Кроме того, ООО «Земля» установлено, что по сведениям электронной выписки из государственного кадастра недвижимости от 26.05.2011 дата внесения номера земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:384, расположенного по адресу: Ивановская область, Заволжский район, СПК Жажлевский, в государственный кадастр недвижимости -19.02.2008. Правообладателем земельного участка являлось ООО «Жажлево». По данным выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 марта 2012 правообладателем указанного земельного участка значится ООО «Аграрная компания «Жажлевская». На кадастровый учет земельный участок также поставлен как единое землепользование с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства. В состав указанного земельного участка входят обособленные земельные участки, девять из которых (земельные участки с кадастровыми номерами 37:04:05030:1, 37:04:050319:1, 37:04:050319:6, 37:04:050312:1, 37:04:050312:33, 37:04:050313:2, 37:04:050319:7, 37:04:050313:1, 37:04:050321:1) пересекают границы земельного участка, занимаемого автомобильной дорогой общего пользования межмуниципального значения Ивановской области Заволжск-Жажлево с кадастровым номером 37:04:000000:198. Общая протяженность пересечений земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:384 с земельным участком, занимаемым автомобильной дорогой, составляет 4 874 метра, площадь пересечений составляет 100 137 кв.м.

Истец обращался в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (по месту нахождения филиала в Ивановской области) с заявлениями о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах земельного участка, занимаемого автомобильной дорогой. В выдаче кадастрового паспорта истцу отказано в связи с пересечением границ ранее учтенных земельных участков.

Посчитав, что в связи с установлением границ земельных участков ответчиков, нарушены его права, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании результатов межевания земельных участков недействительными, о признании внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений кадастровыми ошибками, об исправлении кадастровых ошибок.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к заключению о частичном удовлетворении исковых требований.

В соответствии с положениями части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Пунктом 1 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396 (действовавшего на дату межевания земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:000000:17 и 37:04:000000:384) было определено, что указанное положение устанавливает порядок проведения территориального землеустройства, включая образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.

При этом пунктом 3 Положения было предусмотрено, что работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства включают в себя:

а) сбор информации об объектах землеустройства, содержащейся в государственном земельном кадастре, государственном градостроительном кадастре, государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, геодезической, картографической и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации;

б) определение местоположения границ объектов землеустройства, в том числе ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

в) определение вариантов использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

г) определение площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

д) составление карты (плана) объектов землеустройства, отображающей в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства и ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.

Местоположение границ объектов землеустройства и ограниченных в использовании частей объектов землеустройства определяется с учетом требований федеральных законов, регулирующих их использование (пункт 4).

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся с учетом таких характеристик, как принадлежность к той или иной категории земель по целевому назначению, разрешенное использование, осуществляемое в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации, площадь, местоположение границ, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты) (пункт 5).

Межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно - территориальных образований, а также земельных участков (пункт 8).

Пунктом 9 было установлено, что работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя:

а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;

б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;

в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.

При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ (пункт 10).

В соответствии с вышеуказанным положением Росземкадастром разработаны и утверждены 17 февраля 2003 года Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, пунктом 3 которых также установлено, что при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков определяются:

1) местоположение границ земельных участков, в том числе ограниченных в использовании частей земельных участков;

2) варианты использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

3) площади земельных участков и ограниченных в использовании частей земельных участков;

4) иные характеристики земель, необходимые для принятия решений собственниками земельных участков по их распоряжению.

При этом рекомендуется принимать во внимание, что работы по образованию новых и упорядочению существующих земельных участков, как правило, включают в себя два этапа: составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение и составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости (пункт 4).

Пунктом 7.5. рекомендаций предусмотрено, что каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты);

Пунктом 7.6. установлено, что графическая часть проекта территориального землеустройства включает проектный план. Проектный план составляется на удобном для работы картографическом материале, на который предварительно нанесена информация, необходимая для принятия и обоснования проектных решений (границы существующих земельных участков, их кадастровые номера, границы охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель и т.п.).

Материалы, полученные при составлении проекта территориального землеустройства, формируются в землеустроительное дело в следующей последовательности: титульный лист; оглавление; сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (участках) в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории); задание на выполнение работ; утвержденный проект; копии документов, удостоверяющих права на землю, или правоустанавливающих документов; письма с согласованиями проекта; извещения лицам, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства; копии доверенностей лиц, уполномоченных правообладателями земельных участков на участие в согласовании проектных решений; материалы подготовительных работ (пункт 7.12.).

Порядок составления карты (плана) земельного участка установлен разделом 8 Методических рекомендаций.

При этом предусмотрено, что карта (план) земельного участка составляется на основе проекта территориального землеустройства и (или) сведений, содержащихся в кадастровой карте (плане) земельного участка (территории), с использованием сведений имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке земельного участка и (или) при его межевании. Составление карты (плана) земельного участка включает, в том числе установление на местности границ земельного участка. В ходе подготовительных работ необходимо также изучение кадастровой карты (плана) земельного участка (территории); документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии - правоустанавливающих документов); проекта территориального землеустройства и землеустроительной документации, связанной с перераспределением земель кадастрового квартала; каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС); градостроительной документации; картографических материалов, материалов дистанционного зондирования, материалов инвентаризации земель и других материалов и документов, содержащих необходимую информацию для составления карты (плана) земельного участка; адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства (правообладатели смежных земельных участков, правообладатели инженерных коммуникаций (электролинии, газопроводы, водопроводы и т.п.)).

Полевое обследование территории земельного участка при проведении подготовительных работ включает выявление объектов недвижимости, состояния пунктов опорной межевой сети (ОМС). Результаты обследования отражаются в пояснительной записке (пункт 8.4.).

Из пояснений представителей ООО «ЮрИнфо» следует, что в 2006 году проводилось межевание вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:000000:17 и 37:04:000000:384.

Пунктом 8.6. рекомендаций определено, что установление на местности границ земельного участка проводится при межевании земельного участка в соответствии с техническими условиями и требованиями проведения межевания, утвержденными Росземкадастром.

Землеустроительное дело формируется в следующей последовательности: титульный лист; оглавление; задание на выполнение работ; пояснительная записка; сброшюрованные материалы межевания и карта (план) земельного участка.

Если границы земельного участка на местности не устанавливались, то вместо материалов межевания в землеустроительное дело включаются: копии документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии - правоустанавливающих документов); сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (участках) в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории); ведомость вычисления площадей частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами; запросы о наличии и местоположении объектов, принадлежащих иным лицам, и (или) зон с особыми условиями использования земель (пункт 8.12.).

На дату составления землеустроительного дела в отношении земель, из которых сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 37:04:000000:17 и 37:04:000000:384, сведения о земельном участке с кадастровым номером 37:04:000000:198 под автомобильной дорогой Заволжск-Жажлево и его правообладателе имелись в государственном кадастре недвижимости.

В соответствии с пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396 при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за семь дней до начала работ.

Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что при составлении проекта перераспределения сельскохозяйственных угодий СПК «Жажлевский» в 2006 году (на основании которого вышеуказанные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет) учтена часть автомобильной дороги Завожск – Жажлево (участок Долматовский – Николо – Мера, копия Приложения № 1 к проектному плану границ приложена к материалам дела), при этом указано, что земли под автодорогой являются землями Заволжского ДРСУ.

Как указывалось выше, постановлением Главы администрации Заволжского района Ивановской области № 1005 от 09 декабря 1994 года земли общей площадью 400, 17 га под автомобильными дорогами общего пользования на территории Заволжского района изъяты из земель Заволжского дорожного ремонтно – строительного управления и переданы Областному государственному управлению автомобильных дорог общего пользования. На основании постановления Администрации Ивановской области от 22.10.2002 № 119-па Ивановское областное государственное управление автомобильных дорог общего пользования переименовано в управление автомобильных дорог общего пользования Ивановской области. Распоряжением Правительства Ивановской области от 07.03.2006 № 38-рп управление переименовано в комитет Ивановской области по дорожному хозяйству.

В материалах дела отсутствуют доказательства извещения указанных лиц о проведении межевых работ и согласования указанными лицами их результатов.

Кроме того, из материалов дела однозначно следует, что землеустроительные работы и установление границ земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:000000:17 и 37:04:000000:384 на местности не проводились, собственники, владельцы, пользователи и арендаторы смежных земельных участков, результаты указанных работ не согласовывали.

Пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определены основные принципы земельного законодательства, в том числе принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, и принцип разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

В силу положений пункта 2 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Строительство дороги осуществлялось поэтапно.

Действительно, на дату утверждения землеустроительного дела, границы земельного участка под автомобильной дорогой Заволжск – Жажлево не были определены.

В тоже время постановлением Главы администрации Ивановской области от 28.05.1992 № 287-р, утвержден перечень областных автомобильных дорог общего пользования, в который включена спорная автомобильная дорога, дороги переданы в хозяйственное ведение объединению «Ивавтодор».

В настоящее время автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения Ивановской области Заволжск-Жажлево является собственностью Ивановской области в соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 02.07.2008 № 222-рп «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ивановской области» (в редакции распоряжения от 22.12.2010 № 439-рп). Дорога закреплена за Департаментом дорожного хозяйства Ивановской области на праве оперативного управления (выписка из реестра имущества, находящегося в собственности Ивановской области по состоянию на 23.06.2011 приложена к материалам дела). Согласно сведениям, содержащимся в инвентарной карточке учета основных средств № 3056 от 05.09.2012, автодорога Заволжск-Жажлево длиной 22,2 км стоит на балансе истца, дата ввода в эксплуатацию - 31.12.1995.

Таким образом, составление проекта перераспределения сельскохозяйственных угодий СПК «Жажлевский» в 2006 году (на основании которого земельные участки с кадастровыми номерами 37:04:000000:17 и 37:04:000000:384 сформированы и поставлены на кадастровый учет) произведено без соблюдения требований закона (пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») в части выделения земель, отнесенных в силу закона к собственности субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Согласно части 4 данной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.

В силу части 1, пункта 2 части 2 статьи 26 того же Закона орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Орган кадастрового учета при принятии решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

В соответствии с пунктом 48 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста Российской Федерации от 20.02.2008 № 35, при обнаружении технической или кадастровой ошибки органом кадастрового учета должностное лицо, выявившее такую ошибку, составляет протокол выявления кадастровой ошибки. В протоколе указываются дата обнаружения ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. Протокол выявления технической (кадастровой) ошибки заверяется подписью уполномоченного на принятие решений должностного лица органа кадастрового учета.

В рассматриваемом случае соответствующий протокол не составлен, характер ошибки не определен.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 4, 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо (истец, заявитель) вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов, предъявив иск к другому участнику спорного материального правоотношения.

Вышеуказанным законом и иными нормативными правовыми актами не предусмотрены правомочия суда по установлению кадастровой ошибки либо ее признанию, суд вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

В соответствии со статьями 1, 7 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. В состав сведений государственного кадастра об объекте недвижимости включаются, в том числе: кадастровый номер и дата его внесения, описание местоположения границ объекта недвижимости (земельного участка), категория земель, к которым отнесен земельный участок. Согласно части 2 статьи 16 Закона № 221-ФЗ постановка на учет осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета для кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

По правилам статьи 39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, аренде, постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 27 марта 2009 № 4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков» в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, составляется акт согласования местоположения ранее учтенного земельного участка, в местоположении которого выявлена ошибка. Не требуется оформление такого акта согласования в случае, если в результате исправления ошибки, в местоположении ранее учтенного земельного участка не изменилась площадь указанного земельного участка и его конфигурация, т.е. сохранились прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений.

Внесение в кадастр сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ по сути представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 № 14765/10.

В рассматриваемом деле такого требования истцом не заявлялось.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, безусловно подтверждающие площадь земельного участка, занятого спорной автомобильной дорогой, исходя из которой проводились работы по определению ее границ на местности и соответственно определялись площади наложений.

Из кадастровой выписки следует, что границы участка на местности не установлены.

Действительно, площадь указана в сведениях государственного кадастра недвижимости. Однако при рассмотрении дела по существу представитель ФГБУ пояснил, что сведения о земельном участке, на котором расположена автомобильная дорога, внесены в государственный кадастр недвижимости 18 апреля 2006 года на основании инвентаризационной описи без установления его границ, дата (1993 год), указанная в выписке представляет собой дату документа, подтверждающего права на участок, указанного в описи – решения райисполкома от 19.02.1993 № 155, документ в учреждении отсутствует.

Судом неоднократно лицам, участвующим в деле, предлагалось представить в материалы дела вышеуказанный документ. Решение не представлено. Из справки администрации видно, что в архиве администрации отсутствует решение райисполкома от 19.02.1993 № 155, указанное в инвентаризационной описи, на основании которой в государственный кадастр недвижимости вносились сведения о земельном участке под автомобильной дорогой, с 1993 года органом местного самоуправления являлась администрация района. Распорядительные документы администрации с аналогичными реквизитами в архиве также отсутствуют.

Действительно, в материалах дела имеется копия свидетельства, выданного 25 марта 1992 года Дорожному ремонтно – строительному управлению, из которого следует, что управлению на основании решения Исполнительного комитета от 19 февраля 1953 года № 155 предоставлено 45, 12 га прочих угодий для строительства дороги местного значения Заволжск – Зорино. Представители истца представили в материалы дела копию решения Исполкома Ивановского областного Совета депутатов трудящихся №155 от 19.02.1953, пояснили, что автомобильная дорога Заволжск-Зорино существовала в проекте, фактически должна была располагаться на территории двух районов (Кинешемского и Заволжского), проект в полном объеме не реализован, обустроены две автомобильные дороги: Заволжск-Жажлево, Норское-Зорино, в настоящее время существует проект по благоустройству разрыва между ними. Вышеуказанным решением от 19.02.1953 Исполкомом определил обратиться к Совету Министров СССР с просьбой отвести Областному дорожному отделу для строительство дорог 35, 56 га земли из землепользования колхозов Наволокского, Юрьевецкого и Кинешемского районов, в том числе, под строительство автодороги Кинешма – Зорино на территории Кинешемского района 4,51 га из землепользования колхоза имени 17 партсъезда, Чегановского сельсовета и 1,89 га из землепользования подсобного хозяйства завода имени Фрунзе. Сведения о земельном участке площадью 45, 12 га для обустройства автомобильной дороги в решении отсутствуют.

Площадь земельного участка также указана в постановлении Главы администрации Заволжского муниципального района Ивановской области № 496 от 13 мая 2010 года о вынесении изменений в постановление № 1005 от 09 декабря 1994 года, однако при рассмотрении дела по существу представители администрации указали, что в постановление о предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельных участков под автомобильными дорогами на территории района сведения о площади земельного участка под спорной автомобильной дорогой вносились на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, при этом каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истцом в нарушение вышеуказанной процессуальной нормы не представлены доказательства, подтверждающие в установленном порядке площадь земельного участка, занятого автомобильной дорогой.

Иными лицами, участвующими в деле, также не представлены документы, опосредующие определение площади земельного участка под автомобильной дорогой.

Таким образом, представленные истцом документы не могут служить безусловным доказательством правомерности использования истцом земельного участка площадью именно 451 200 кв.м., что ставит под сомнение правильность установления координат при межевании земельного участка обществом «Земля», и соответственно свидетельствует о недоказанности истцом исковых требований о признании результатов межевания кадастровыми ошибками и исправлении ошибок путем изменения границ в рамках установленных координат.

При изложенных обстоятельствах суд, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что исковые требования о признании недействительными результатов межевания земельных участков являются правомерными и подлежащими удовлетворению, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований истца о признании результатов межевания кадастровыми ошибками и исправлении ошибок путем изменения границ в рамках установленных координат.

В соответствии со статьей 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

В тоже время, пунктом 2 указанной нормы определено, что предусмотренные указанным Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Принимая во внимание, что при обращении с исковым заявлением истец государственную пошлину не уплатил в связи с тем, что на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков (обществ) в доход федерального бюджета в соответствии с положениями подпункта 2 статьи 333.18, подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривает возможность солидарного взыскания судебных расходов с нескольких лиц. Указанная норма исходит из принципа долевого возмещения судебных расходов. В связи с изложенным государственная пошлина в части удовлетворенных исковых требований, составляющая 8 000 руб., подлежит взысканию - с общества с ограниченной ответственностью «Каминский текстиль» и общества с ограниченной ответственностью «Жажлево» по 2 666 руб. 67 коп. с каждого, с общества с ограниченной ответственностью «Аграрная компания «Жажлевская» в сумме 2 666 руб. 66 коп.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 64, 65, 96, 110, 156, 163, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

1. Уточненные исковые требования удовлетворить частично.

2. Признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:050308:4, 37:04:050319:40, 37:04:050313:4, 37:04:050319:39, 37:04:050313:3 и 37:04:050321:4, расположенных по адресу: Ивановская область, Заволжский район, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:17 (единое землепользование, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения).

3. Признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:05030:1, 37:04:050319:1, 37:04:050319:6, 37:04:050312:1, 37:04:050312:33, 37:04:050313:2, 37:04:050319:7, 37:04:050313:1 и 37:04:050321:1, расположенных по адресу: Ивановская область, Заволжский район, СПК Жажлевский, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:384 (единое землепользование, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения).

4. В оставшейся части уточненные исковые требования оставить без удовлетворения.

5. Взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину:

1) с общества с ограниченной ответственностью «Каминский текстиль» в сумме 2 666 руб. 67 коп.,

2) с общества с ограниченной ответственностью «Жажлево» в сумме 2 666 руб. 67 коп.,

3) с общества с ограниченной ответственностью «Аграрная компания «Жажлевская» в сумме 2 666 руб. 66 коп.

6. Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Ивановской области от 27.11.2012, с момента вступления решения суда в законную силу отменить.

7. На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).

Судья: Н.С. Балашова