ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-5103/2011 от 12.12.2011 АС Ивановской области

­­­­АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022 г.Иваново, ул.Богдана Хмельницкого, д.59б

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иваново Дело № А17-5103/2011

14 декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Романовой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Быковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>) к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (ОГРН <***>, место нахождение <...>) о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 960 027 рублей, при участии в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитет Ивановской области по транспорту (ОГРН <***>, место нахождение <...>),

при участии:

от истца: ФИО2 по доверенности от 26.09.2011 года,

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 11.04.2011 года

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с иском к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов) о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 960 027 рублей, образовавшихся за период с 01.09.2008 по 28.02.2011. В качестве правового обоснования заявленных требований истец указывает ст.ст. 16, 790, 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей.

Определением арбитражного суда от 30.09.2011 исковое заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 10-00 часов 25.10.2011 года, о чем лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет Ивановской области по транспорту. Ответчику и третьему лицу предложено представить письменный отзыв и дополнительные документы в обоснование своих доводов и возражений.

Определением арбитражного суда от 25.10.2011 года дело признано подготовленным к рассмотрению по существу и назначено на 10-00 часов 12.12.2011 года, о чем лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом.

В судебное заседание третье лицо не явилось, заявлений и ходатайств от него не поступило. С учетом мнения сторон на основании ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Комитета Ивановской области по транспорту.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что Указами Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 № 165-УГ и от 14.02.2006 № 15-УГ установлен льготный проезд гражданам, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Ивановской области, путем осуществления перевозки на основании единых льготных проездных билетов. Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-УГ утверждены перечни (федеральный регистр и областной регистр) категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта, а также Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области. За период с 01.09.2008 по 28.02.2011 перевозка пассажиров осуществлялась истцом на основании договоров об оказании услуг по перевозке льготной категории граждан, заключенных с Комитетом по транспорту и связи Ивановской области. В условиях договоров предусмотрено, что затраты перевозчика за перевозку льготной категории пассажиров осуществляются по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. Истец полагает, что невозмещение расходов, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, привело по вине ответчика к возникновению у предпринимателя убытков в указанной сумме.

Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск. В нарушение требований ст. 65 АПК РФ истцом не доказан факт причинения убытков указами Губернатора области и постановлением Правительства области, размер этих убытков, несоответствие вышеназванных актов действующему законодательству. Расходы перевозчика на перевозку льготных категорий пассажиров возмещены в соответствии с условиями договоров в полном объеме. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности по требованиям, заявленным за сентябрь 2008 года. Заявленные ко взысканию судебные расходы на оплату услуг представителя ответчик полагает чрезмерными и неразумными, так как дело не представляет особой сложности с учетом сложившейся судебной практики.

Из письменного отзыва Комитета Ивановской области по транспорту также следует, что исковые требования необоснованны и подлежат оставлению без удовлетворения в связи с недоказанностью наличия и размера убытков и состава правонарушения в целом. Истец не уведомил органы власти о фактическом тарифе, по которому он брал провозную плату с пассажиров.

Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в спорный период предприниматель ФИО1 (до вступления в брак ФИО4) (перевозчик) осуществляла деятельность по перевозке льготной категории граждан во исполнение договора от 16.01.2008 № ЛП 08-29-3/052,от 29.01.2009 № ЛП 09-29-2/104, от 01.01.2010 № ЛП10-29-2/096, от 01.01.2011 № ЛП11-29-2/033, заключенных с Комитетом Ивановской области по транспорту и связи (позднее Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области, Комитет Ивановской области по транспорту) (заказчик) и в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 № 165-уг (с последующими изменениями и дополнениями) и Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-УГ.

В пункте 2.2. указанных договоров сторонами предусмотрено условие, что Комитет по транспорту будет принимать от перевозчика предъявленные им отчеты только установленного образца, осуществлять оплату по предъявленным отчетам в течение 10 дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке граждан льготных категорий, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных отчетов осуществляется, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области.

Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2007 N 30-п) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку.Впоследствии Постановлением Правительства Ивановской области от 29.09.2010 № 343-П внесены изменения, с 01.10.2010 предельный максимальный тариф утвержден в размере 8 рублей за одну поездку.

За указанный период истцом было перевезено 344 067 гражданин, имеющих право на льготы по проезду.

Затраты истца за перевозку льготной категории граждан (федеральных и региональных льготников) были возмещены Комитетом по транспорту, исходя из тарифа, установленного Правительством Ивановской области - 7 рублей за одну поездку, с 01.10.2010 – 8 рублей за одну поездку

Постановлением Правительства Ивановской области от 25.05.2007 № 128-п «О внесении изменений в Положение о Региональной службы по тарифам Ивановской области» внесены изменения в пункт 1 раздела 1 Положения о Региональной службы по тарифам Ивановской области, согласно которым Региональная служба по тарифам Ивановской области является исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным осуществлять на территории Ивановской области государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных и торговых организаций (среди прочих полномочий по установлению тарифов). В пределах своей компетенции Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 14.08.2007 № 91-п установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (в том числе маршрутными такси) на территории Ивановской области, в том числе в городском (муниципальном) сообщении - 8 рублей за одну поездку.

Впоследствии Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 № 142-п с 01.06.2008 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области – в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку в автобусах всех типов (кроме Газель) – 9 рублей, в автобусах типа ГАЗЕЛЬ – 10 рублей.

Письмом от 24.06.2008 предприниматель обратился в Комитет по транспорту и связи с заявлением, в котором уведомил заказчика, что с 01.06.2008 стоимость проезда на обслуживаемом им маршруте № 135установлен тариф на перевозку пассажиров маршрутными таксомоторами - 10 рублей, и просил возмещать плату за предоставление услуг по перевозке льготной категорий граждан с 01.06.2008 по действующему тарифу.

Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, были возмещены ответчиком не в полном объеме (из расчета 7 рублей за одну поездку с 01.10.2010 – 8 рублей за одну поездку), что послужило основанием для обращения предпринимателя ФИО1 в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков. Правовым основанием иска истец указал статьи 16, 790, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и реформированием межбюджетных отношений с разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, в том числе с 1 января 2005 года отменены установленные законодательством Российской Федерации льготы, предусматривающие право бесплатного проезда граждан в городском пассажирском транспорте.

Статьей 73 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 № 165-уг «О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области (в редакции Указа Губернатора от 14.02.2006 № 15-уг) в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, введен с 01.01.2006 единый льготный проездной билет (ЕЛПБ) на проезд во всех видах пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, утверждены перечни категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта (областной и федеральный регистры), а также утвержден Порядок организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области (далее - Порядок)

Согласно указанному Порядку на Комитет Ивановской области по транспорту и связи ( в настоящее время Комитет Ивановской области по транспорту) возложена обязанность по организации заключения договоров с перевозчиками на организацию обслуживания льготных категорий граждан, сбору, анализу, проверки и систематизации отрывных талонов, представляемых транспортными организациями ежемесячно, а также организации возмещения перевозчикам суммовой разницы между стоимостью проезда по действующему тарифу и ценой проездного билета (талона).

В соответствии с пунктом 9 Порядка Департамент финансов Ивановской области перечисляет комитету Ивановской области по транспорту и связи средства на возмещение перевозчикам расходов по оказанию услуг по перевозке граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки на транспорте, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. При этом средства для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, перечисляются в пределах средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета.

Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг «О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области» в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, на территории Ивановской области организован льготный проезд граждан на пассажирском транспорте общего пользования, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области (далее - льготный проезд граждан), с использованием социальной карты жителя Ивановской области. Данным Указом утвержден Порядок льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 2), а также Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 3).

Социальная карта жителя Ивановской области предоставляется гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания, финансируемые за счет средств бюджета Ивановской области и межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно Приложению № 3 к Указу на Комитет Ивановской области по транспорту возложена обязанность по возмещению перевозчикам стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п «Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте» (пункт 3).

В соответствии с пунктом 4 Приложения № 3 к Указу Порядка Департамент финансов Ивановской области перечисляет комитету Ивановской области по транспорту средства на возмещение перевозчикам стоимости проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте"

В материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии спора в части недостаточности средств, перечисленных из федерального бюджета в виде субвенций, не представлено.

Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (с последующими дополнениями и изменениями) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку; с 01.10.2010 предельный максимальный тариф утвержден в размере 8 рублей за одну поездку

Во исполнение утвержденного Указами Губернатора Ивановской области Порядка Комитет по транспорту заключил с предпринимателем ФИО4 (ФИО1) (перевозчик) договоры от 16.01.2008 № ЛП 08-29-3/052,от 29.01.2009 № ЛП 09-29-2/104, от 01.01.2010 № ЛП10-29-2/096, от 01.01.2011 № ЛП11-29-2/033 об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта. Предметом договора, заключенного в 2008 году являлось оказание услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также Указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 № 165-уг, на маршрутах Ивановской области по единым льготным проездным билетам (ЕЛПБ) и возмещение связанных с этим затрат перевозчику. Предметом договоров, заключенных в 2009 – 2011 годах, являлось оказание услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-уг, на маршрутах Ивановской области по социальным картам жителя Ивановской области и возмещение связанных с этим затрат перевозчику.

В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Следовательно, законодатель предусмотрел полное возмещение перевозчику затрат, связанных с предоставлением установленных льгот.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

При данных обстоятельствах суд полагает, что убытки у предпринимателя ФИО1 возникли в результате бездействия государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению предусмотренных Указами Губернатора Ивановской области льгот по оплате перевозчику предоставленных транспортных услуг. Выплаченные истцу Комитетом по транспорту на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца по перевозке за период с 01.09.2008 по 28.02.2011 льготных категорий граждан.

На предпринимателя как на лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя расходов по реализации Указов Губернатора Ивановской области, устанавливающего льготы для отдельных категорий граждан.

В соответствии со статьями 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности могут возникать из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Довод ответчика и третьего лица о том, при подписании договоров об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта сторонами был согласован размер возмещения затрат перевозчика и истец в силу договора не имеет право требовать иного размера возмещения своих затрат по перевозке льготной категории пассажиров, следует признать несостоятельным.

Статья 15 ГК РФ является общей для возмещения размера убытков. Норма статьи 790 Гражданского кодекса РФ является специальной нормой, регулирующей пределы возмещения затрат перевозчика, она предусматривает полное возмещение перевозчику затрат по перевозке льготной категории пассажиров. Условие договора об оказании услуг по перевозке льготной категории граждан, в части неполного возмещения затрат перевозчику (в пределах установленных Правительством Ивановской области) следует признать ничтожным и не подлежащим применению на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ. (Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 25.09.2009 № ВАС-11833/09)

Неисполнение Ивановской областью своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение субъектом федерации средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.

Ненадлежащее исполнение ответчиком указанных выше обязанностей нарушает права истца.

В соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ истец вправе требовать от ответчика возмещения убытков или присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Из иска следует, что требования истца направлены на возмещение выпадающих доходов как убытков, вследствие неправомерных действий государственных органов, что предусмотрено ст.1069 ГК РФ.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Противоправность поведения ответчика в данном случае заключается в уклонении (бездействии) от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией Указов Губернатора Ивановской области.

На основании выше изложенного, довод ответчика и третьего лица относительно недоказанности размера заявленных к возмещению убытков суд находит необоснованным.

Заявление ответчика о применении исковой давности в части требований за сентябрь 2008 арбитражный суд считает необоснованным.

В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии со ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Пунктом 2.1.3 договора, заключенного между истцом по настоящему делу и третьим лицом установлена обязанность перевозчика представлять ежемесячно с 20 числа отчетного месяца до 5 числа месяца, следующего за отчетным , представлять заказчику отрывные талоны из ЕЛПБ, документ, подтверждающий их количество по форме, указанной в Приложении 1 к договору, счет-фактуру на оплату акт выполненных работ.

Пунктом 2.2.2. договора предусмотрено возмещение перевозчику - истцу по предъявленным отрывным талонам в течение 10 дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки.

Таким образом, договором определены сроки возмещения расходов перевозчика ежемесячно.

С учетом изложенного суд считает, что заявитель, получая ежемесячную компенсацию за оказанные услуги по перевозке льготников, должен был знать о наличии невозмещенных затрат, понесенных им в связи с оказанием данных услуг по перевозке граждан - получателей социальной поддержки по истечении каждого отчетного месяца.

С учетом изложенного, Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области обязана возместить индивидуальному предпринимателю ФИО1 убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот.

Истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей.

24.09.2011 между предпринимателем ФИО1 (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО2 (Исполнитель) заключен договор на оказание юридических услуг, по условиям которого Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по подготовке документов, составлению и подаче иска в Арбитражный суд Ивановской области о взыскании долга с Департамента финансов Ивановской области с привлечением комитета Ивановской области по транспорту , представительство в Арбитражном суде Ивановской области. Оплата услуг согласно п. 3.1. договора установлена в размере 10 000 рублей. Услуги оплачены в полном объеме. что подтверждается представленной в материалы дела квитанцией к приходно-кассовому ордеру № 4 от 24.09.2011

В соответствии со ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со ст.106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде относятся, в том числе, и расходы на оплату услуг адвоката и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).

Согласно пункту 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О указано, что правило части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющее арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, призвано создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (части 3) Конституции Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", несмотря на то, что ответчик не заявил о чрезмерности предъявленных к возмещению судебных расходов, суд вправе, оценив размер требуемой суммы и установив, что она явно превышает разумные пределы, удовлетворить данное требование частично.

Взыскание расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах процессуальным законодательством отнесено к компетенции арбитражного суда и направлено на пресечение злоупотребления правом и недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая разумность и чрезмерность предъявляемых ко взысканию судебных расходов, а также категорию и сложность рассмотренного спора, продолжительность судебного разбирательства, время которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, принимая во внимание сложившуюся судебную практику по данной категории дел, суд приходит к выводу об уменьшении расходов на оплату услуг представителя до 6 000 рублей.

Государственная пошлина по делу составляет 22 200 рублей 54 копейки. При подаче иска истцом оплачена госпошлина в большем размере 22 201 рублей В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат взыскания с ответчика в пользу истца. При этом суд учитывает, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, но не освобожден от несения судебных расходов.

В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 28.09.2011 № 151 государственная пошлина в сумме 46 копеек подлежит возврату. При изготовлении резолютивной части решения была допущена опечатка в указании суммы взыскиваемых судебных расходов, а именно вместо 28 200 рублей 54 копеек было указано 28 201 рубль 54 копейки. На основании ст. 179 АПК РФ допущенная опечатка подлежит исправлению.

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Иск индивидуального предпринимателя ФИО1 к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 960 027 рублей, - удовлетворить.

Взыскать с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области в пользу индивидуального предпринимателяФИО1 960 027 рублей в счет возмещения убытков и 28 200 рублей 54 копейки судебные расходы.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 28.09.2011 № 151 государственную пошлину в сумме 46 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья Т.В. Романова