ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-5414/16 от 27.07.2017 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

31 июля 2017 года

Дело №А17-5414/2016

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2017 года

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Ильичевой Оксаны Александровны,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сторожиловой Н.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области

к муниципальному предприятию Заволжского района «Заволжское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства»

о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Заволжского муниципального района Ивановской области; муниципальное унитарное предприятие «Заволжское коммунальное хозяйство», муниципальное унитарное предприятие Заволжского городского поселения «Заволжский коммунальщик»

при участии в судебном заседании:

от истца – представителей ФИО1 по доверенности от 04.05.2017, ФИО2 по доверенности от 27.06.2017,

от ответчика – представителя ФИО3 по доверенности от 15.01.2017,

от третьего лица МУП «Заволжский коммунальщик» – представителя ФИО2 по доверенности от 09.01.2017,

установил:

Администрация Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области (далее – Администрация Заволжского городского поселения, истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному предприятию Заволжского района «Заволжское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», ответчик) о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение коммунального хозяйства, протяженностью 3 140 м, кадастровый номер 37:04:000000:837, находящееся по адресу: Ивановская область, Заволжский район, г.Заволжск ТП №2.Правовым обоснованием иска истец указал п. 4 ч. 1 ст. 8, ст. 11, ч. 3 ст. 218, ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 14.07.2016 исковое заявление оставлено без движения, поскольку подано с нарушением требований, установленных статьями 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В пределах установленного срока от истца поступили дополнительные документы, пояснения.

Определением суда от 05.08.2016 исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 13.09.2016.

В предварительном судебном заседании протокольным определением суда от 13.09.2016 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 20.09.2016.

Определением суда от 20.09.2016 дело назначено к судебному заседанию суда первой инстанции на 08.11.2016, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Заволжского муниципального района Ивановской области; муниципальное унитарное предприятие «Заволжское коммунальное хозяйство».

Протокольным определением суда от 08.11.2016 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10.11.2016.

Определением суда от 10.11.2016 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А17-5412/2016.

03 февраля 2017 года изготовлено в полном объеме Постановление Второго арбитражного апелляционного суда по делу №А17-5412/2016, которым решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.11.2016 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Определением суда от 10.04.2017 производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 15.05.2017.

Протокольным определением суда от 15.05.2017 судебное заседание отложено на 29.06

В судебном заседании 29.06.2017 рассматривался вопрос о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное унитарное предприятие Заволжского городского поселения «Заволжский коммунальщик» как лицо, на чьи права и обязанности может повлиять судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела и с целью установления обстоятельств, необходимых для рассмотрения дела, поскольку спорное имущество находится в пользовании указанного лица.

В соответствии с ч.1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Суд для полного и всестороннего рассмотрения дела пришел к заключению о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное унитарное предприятие Заволжского городского поселения «Заволжский коммунальщик» как лицо, на чьи права и обязанности может повлиять судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела и с целью установления обстоятельств, необходимых для рассмотрения дела и связи с тем, что спорное имущество находится в пользовании указанного лица.

В связи с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статей 51, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение об отложении судебного разбирательства на 27.07.2017.

МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» в отзывах на иск от 13.09.2016, от 27.07.2017, а также в судебном заседании исковые требования не признало по следующим основаниям. Тепловые сети, в отношении которых заявлены исковые требования, представляют собой три участка тепловых сетей, закрепленных в разное время на праве хозяйственного ведения за МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ»: тепловые сети от котельной №3 г. Заволжска; тепловые сети от котельной №4 г. Заволжска; тепловые сети от котельной №7 г. Заволжска. Данные тепловые сети до 09.03.2016 были технологически присоединены и отходили от котельных №№ 3, 4, 7 г. Заволжска (с 09.03.2016 генерация тепловой энергии осуществляется от вновь построенной блочно-модульной котельной 12 МВт ООО «Газпром теплоэнерго Иваново»). Тем самым, фактически истец пытается признать право собственности на объект недвижимого имущества,   находящийся    в собственности Заволжского муниципального района Ивановской области и закрепленный на праве хозяйственного ведения за МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ». Участок тепловой сети от котельной № 4 (<...>). В соответствии с Постановлением Главы администрации    Заволжского района Ивановской области от 10.09.1999 № 604 по итогам рассмотрения обращения ОАО «Фибровая фабрика» было постановлено принять в муниципальную собственность котельную с оборудованием ОАО «Фибровая фабрика» по ул.Социалистическая, 14а. В соответствии с Постановлением Главы администрации Заволжского района Ивановской области от 12.10.1999 №673 по итогам рассмотрения обращения ОАО «Фибровая фабрика» было постановлено принять в муниципальную собственность теплотрассу от квартальной котельной микрорайона «Фибра» и поставить ее на баланс РМПО ЖКХ. Участок тепловой сети от котельной №3 (<...>). В соответствии с Актом приема-передачи основных средств от 12.12.1989 Ивановский производственный жилищно-ремонтный трест передал в собственность Заволжского комбината коммунальных предприятий и благоустройства (правопредшественник Заволжского РМПО ЖКХ) квартальную котельную по ул.Мира. Так, из архивной справки ОГУ «Государственный архив Ивановской области» от 3 4.03.2011 следует, что в соответствии с решением Ивановского облисполкома №349 от 2.0.09.1988 «О реорганизации структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством области» Заволжский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства был реорганизован в Заволжское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства (на базе водопровода, саночистки, службы ритуальных услуг, жилого фонда, котельной и электросетей г. Заволжска, р.п. Долматово, р.п. Заречный, и бани р.п. Долматово). При этом ответчик отметил, что здание котельной №3 и отходящая от нее тепловая сеть представляют собой единую сложную вещь ввиду использования   их по общему назначению (оказание услуг теплоснабжения). Таким образом, ответчик считает, что  данные объекты представляют собой сложную вещь и совершенная в отношении такой сложной вещи сделка (передача правопредшественнику предприятия) распространяется на все входящие в нее вещи (в том числе, и тепловую сеть), поскольку условиями сделки не предусмотрено иное. Соответственно, приобретение предприятием права на здание котельной №3 автоматически влечет за собой наличие оснований для приобретения прав на соответствующую тепловую сеть от котельной №3 по ул.Мира г.Заволжска. Участок тепловой сети от котельной бани (<...>). В соответствии с Постановлением главы администрации Заволжского района Ивановской области от 28.09.2000 №642/1 объекты коммунально-бытового назначения (в том числе, теплопровод по ул. Калинина) были   приняты   от   ОАО   «Коммунальщик»   в   муниципальную собственность Заволжского   района и переданы на баланс Заволжского РМПО ЖКХ по передаточному акту от 29.09.2000. С указанной даты в соответствии с правилами бухгалтерского учета данная тепловая сеть была поставлена на балансовый учет МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», где числится до настоящего времени. Более того, права МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» на все три вышеуказанные тепловые сети подтверждены условиями заключенного Договора о закреплении (передаче) объектов муниципальной собственности в право хозяйственного ведения от 29.09.2003 указано (п.2.1), что уставный фонд предприятия составляет имущество, которое отражается в самостоятельном балансе предприятия. В связи с тем обстоятельством, что тепловая сеть по ул. Калинина (от котельной бани), по ул. Социалистическая (от котельной № 4) и по ул. Мира (от котельной № 3) были переданы предприятию и поставлены на балансовый учет на основании вышеуказанных документов в период с 1989 по 2000г., то очевидно, что по состоянию на 01.09.2003 соответствующие объекты (котельная, котельная бани и ее тепловая сеть по ул. Калинина, котельная № 3 и ее тепловая сеть по ул. Мира, котельная № 4 и ее тепловая сеть по ул. Социалистическая) находились на балансе МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ». Таким образом, спорное сооружение коммунального хозяйства имеет титульного правообладателя в лице МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», а также то обстоятельство, что указанный правообладатель не отказывался от своих прав на тепловую сеть, то, очевидно, что спорный объект недвижимого имущества не обладает признаками бесхозяйной вещи. Кроме того, ответчик считает, что поскольку иск заявлен лицом, не владеющим спорным имуществом, следовательно, требования не подлежат удовлетворению.

Третье лицо Администрация Заволжского муниципального района в отзыве на иск от 26.10.2016 требование не признала, указала, что собственником сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 3 140 м, кадастровый номер 37:04:000000:837, находящегося по адресу: Ивановская область, Заволжский район, г.Заволжск ТП №2, является Заволжский муниципальный район. Указом Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.1993 № 1325, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 установлены условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, согласно которым передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения в том числе: сооружения и сети водопровода и канализации, котельные и тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением, находящихся на территории предприятия). Во исполнение указанных нормативных актов, Постановлением Главы администрации Заволжского района Ивановской области от 31.10.1997 № 892 «О принятии в муниципальную собственность квартальной котельной и жилых домов по ул. Мира 25, 27, 31, 44 «а» и пер. Октябрьский, 6 с сетями теплообеспечения, водопровода и водоотведения АО «Заволжский химический завод» в муниципальную собственность Заволжского района с 01.11.1997 приняты квартальная котельная и жилые дома по ул. Мира 25, 27, 31, 44 «а» и пер. Октябрьский, 6 с сетями теплообеспечения, водопровода и водоотведения, которые поставлены на балансовый учет и содержание в РМПО ЖКХ. Постановлением главы администрации Заволжского района Ивановской области от 28.09.2000 № 642/I «О приеме в муниципальную собственность жилого фонда и объектов коммунально-бытового назначения ОАО «Коммунальщик» (приложение №1), в муниципальную собственность Заволжского района Ивановской области переданы теплопровод, протяженностью 4424 п/м  1969-1992 года ввода в эксплуатацию, ТП. Согласно приложению № 1 к передаточному акту от 29.09.2000, указанные объекты переданы на баланс РМПО ЖКХ с 01.10.2000. Договором о закреплении (передаче) объектов муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за МП Заволжского района «Заволжское РМПО ЖКХ» от 29.09.2003, право хозяйственного ведения закреплено за следующими объектами: теплопровод по ул. Мира, д. 44-а, теплопровод по ул. Мира, д. 31, теплопровод к общежитию по ул. Мира, д. 29, теплопровод от колодца №8 до Мира, 15. В перечне имущества, находящегося на балансе МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» и на которое частично зарегистрировано право хозяйственного ведения имеются следующие объекты: теплотрасса от котельной № 3, расположенная по ул. Мира, д. 44 «а» г. Заволжска; теплотрасса от котельной № 6 по ул. Мира к домам №№ 31,25,27, 27 «а» г. Заволжска; теплотрасса от котельной № 6 к общежитию по ул. Мира, д. 29 г. Заволжска. Третье лицо считает, что собственником тепловых сетей, протяженностью 3 140 метра, расположенных по ул. Мира г. Заволжска, является Заволжский муниципальный район в силу п. 1 ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ, согласно которому права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу указанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Третье лицо МУП «Заволжское коммунальное хозяйство» в возражениях на иск от 16.06.2017 указало, что осуществляет эксплуатацию тепловых сетей на основании договора аренды с ответчиком, заключенным с согласия собственника – администрации Заволжского муниципального района. Объект недвижимого имущества протяженностью 3 140 м сформирован истцом самостоятельно в отсутствие правовых оснований

Третье лицо МУП «Заволжский коммунальщик» в отзыве на иск указало, что распоряжением Администрации Заволжского городского поселения от 29.07.2015 № 195-р «Об определении организации по содержанию и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей» МУП «Заволжский коммунальщик» определено организацией по обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей, в том числе объекта недвижимого имущества: сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 3 140 м, кадастровый номер 37:04:000000:837, находящегося по адресу: Ивановская область, Заволжский район, г.Заволжск ТП №2. Третье лицо обслуживание спорное имущество, несет затраты на его содержание, для предприятия сформирован тариф с учетом вышеуказанных сетей.

Третьи лица Администрация Заволжского муниципального района,МУП «Заволжское коммунальное хозяйство» в судебное заседание не явились, о дате и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело в соответствии со ст.ст. 123, 156 (ч. 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие третьих лиц Администрации Заволжского муниципального района иМУП «Заволжское коммунальное хозяйство».

Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные документы, арбитражный суд установил следующее.

На территории Муниципального образования Заволжского городского поселения проложены тепловые сети – сооружение коммунального хозяйства, протяженностью 3 140 м, кадастровый номер 37:04:000000:837, по адресу: Ивановская область, Заволжский район, г.Заволжск ТП №2.

Указанный объект недвижимости не числится в реестрах федерального имущества, имущества Ивановской области и муниципального имущества Заволжского муниципального района, что подтверждается письмами Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ивановской области от 10.09.2014, Департамента управления имуществом Ивановской области от 21.03.2014, Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области от 31.03.2014.

Согласно справке Кинешемского отделения Ивановского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» сведениями о правах на указанный объект АО не располагает.

09.02.2015 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявления Администрации Заволжского городского поселения внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: сооружение, назначение объекта – сооружение коммунального хозяйства, кадастровый номер 37:04:000000:837, находящееся по адресу: Ивановская область, Заволжский район, г. Заволжск ТП № 2. Данный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 12.02.2016.

К вопросам местного значения поселений согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 установлено, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 вопросов местного значения.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрация Заволжского городского поселения обратилась в Заволжский районный суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Определением Заволжского районного суда от 07.04.2016 заявление оставлено без рассмотрения, поскольку имеется спор о праве в отношении недвижимого имущества. На объект недвижимого имущества претендует МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» как на имущество, находящееся в хозяйственном ведении.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с положениями части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Исходя из содержания статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.

Согласно пункту 15 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701 (действующему на 09.02.2015 – дату принятия на учет спорного объекта как бесхозяйного), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу пункта 19 указанного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается в случае, если: из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю; в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества.

Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.

В то же время согласно части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости в установленном порядке принят на регистрационный учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем обратиться в суд с требованием о признании на него права муниципальной собственности.

При этом указанное право реализовано Администрацией Заволжского городского поселения путем обращения в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, которое подлежит рассмотрению в особом порядке, а затем в арбитражный суд. Судом общей юрисдикции указанное обращение оставлено без рассмотрения, в связи с наличием спора о праве в отношении заявленных объектов недвижимости.

Таким образом, при обращении в арбитражный суд с настоящим иском, истец должен доказать законность оснований возникновения права собственности на вещь: то обстоятельство, что спорный объект является бесхозяйным. Приобретение права муниципальной собственности невозможно в тех случаях, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на спорный объект притязает ответчик, который указал, в частности, что Участок тепловой сети от котельной № 4 (<...>) принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. В соответствии с Постановлением Главы администрации Заволжского района Ивановской области от 10.09.1999 № 604 по итогам рассмотрения обращения ОАО «Фибровая фабрика» было постановлено принять в муниципальную собственность котельную с оборудованием ОАО «Фибровая фабрика» по ул.Социалистическая, 14а. В соответствии с Постановлением Главы администрации Заволжского района Ивановской области от 12.10.1999 №673 по итогам рассмотрения обращения ОАО «Фибровая фабрика» было постановлено принять в муниципальную собственность теплотрассу от квартальной котельной микрорайона «Фибра» и поставить ее на баланс РМПО ЖКХ. Участок тепловой сети от котельной №3 (<...>) также принадлежит ответчику на праве хозведения. В соответствии с Актом приема-передачи основных средств от 12.12.1989 Ивановский производственный жилищно-ремонтный трест передал в собственность Заволжского комбината коммунальных предприятий и благоустройства (правопредшественник Заволжского РМПО ЖКХ) квартальную котельную по ул.Мира. Так, из архивной справки ОГУ «Государственный архив Ивановской области» от 3 4.03.2011 следует, что в соответствии с решением Ивановского облисполкома №349 от 2.0.09.1988 «О реорганизации структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством области» Заволжский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства был реорганизован в Заволжское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства (на базе водопровода, саночистки, службы ритуальных услуг, жилого фонда, котельной и электросетей г. Заволжска, р.п. Долматово, р.п. Заречный, и бани р.п. Долматово). Таким образом, данные объекты представляют собой сложную вещь и совершенная в отношении такой сложной вещи сделка (передача правопредшественнику предприятия) распространяется на все входящие в нее вещи (в том числе, и тепловую сеть), поскольку условиями сделки не предусмотрено иное. Соответственно, приобретение ответчиком права на здание котельной №3 автоматически влечет за собой наличие оснований для приобретения прав на соответствующую тепловую сеть от котельной №3 по ул.Мира г.Заволжска.. В соответствии с Постановлением главы администрации Заволжского района Ивановской области от 28.09.2000 №642/1 объекты коммунально-бытового назначения (в том числе, теплопровод по ул. Калинина, участок тепловой сети от котельной бани (<...>)) были приняты от ОАО «Коммунальщик» в муниципальную собственность Заволжского района и переданы на баланс Заволжского РМПО ЖКХ по передаточному акту от 29.09.2000.

Суд считает, что отсутствие государственной регистрации права собственности Заволжского муниципального района или права хозяйственного ведения МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» на объект недвижимости не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 №1150/13.

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что основания для удовлетворения иска о признании права муниципальной собственности на безхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение коммунального хозяйства, протяженностью 3 140 м, кадастровый номер 37:04:000000:837, по адресу: Ивановская область, Заволжский район, г.Заволжск ТП №2, отсутствуют.

То обстоятельство, что решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.05.2017 по делу №А17-7173/2016 отказано в удовлетворении заявления Муниципального унитарного предприятия Заволжского муниципального района «Заволжское коммунальное хозяйство» к Администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области о признании недействительным и отмене распоряжения Администрации от  29.07.2015г. № 195-р «Об определении организации по содержанию и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей», не влияет на существо рассмотренного иска, т.к. не подтверждает право собственности истца на спорное имущество как на безхозяйный объект.

Администрация Заволжского городского поселения в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты госпошлины. В связи с отказом в удовлетворении исковых требований расходы по госпошлине распределению не подлежат.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьями 156 (ч. 5), 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции – Второй арбитражный апелляционный суд (статья 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Волго – Вятского округа - в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (статья 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                               О.А. Ильичева