ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-6180/19 от 07.11.2019 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

12 ноября 2019 года

Дело №А17-6180/2019

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайковой В.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНТ И КОМПЛЕКТАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ И МАШИН» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) об оспаривании постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 11.2-Пс/142И-0429пл-2019 от 10.07.2019 о назначении административного наказания,

административный орган: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

при участии в судебном заседании:

- отобщества с ограниченной ответственностью «РЕМОНТ И КОМПЛЕКТАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ И МАШИН» - ФИО1 на основании доверенности от 10.07.2019, директор ФИО2 на основании протокола  № 22 от  29.04.2019,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНТ И КОМПЛЕКТАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ И МАШИН» (далее - ООО «РИКОМ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ЦУ Ростехнадзора, Управление, административный орган) № 11.2-Пс/142И-0429пл-2019 о назначении административного наказания от 10.07.2019, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Общество факт совершения вменяемого правонарушения отрицает, указав, что действующими во время регистрации опасного производственного объекта (ОПО) правилами промышленной безопасности регистрация опасного производственного объекта не ставилась в зависимость от того, подлежит либо не подлежит регистрации оборудование, работающее под давлением. Эксплуатируемый Обществом ОПО зарегистрирован в государственном реестре в 2008 году и перерегистрирован в 2013 году. В сведениях, характеризующих ОПО, в том числе, было указано оборудование, в настоящее время не подлежащее учету в регистрирующем органе. Вместе с тем, действующими правилами промышленной безопасности обязанность исключить из состава объекта не подлежащее учету оборудование не предусмотрена. Общество так же считает, что оспариваемое постановление вынесено административным органом по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ за правонарушения в области промышленной безопасности,  так как, исходя из описания объективной стороны вменяемого правонарушения, срок  давности по данному деянию истек в 2014 году. На основании указанных обстоятельств заявитель просит постановление № 11.2-Пс/142И-0429пл-2019 о назначении административного наказания от 10.07.2019 отменить. При непринятии судом названных доводов, заявитель просит суд применить положения статей 4.1.1, 4.1 КоАП и заменить назначенное постановлением от 10.07.2019 наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Административный орган считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указав, что вынесенное постановление является законным и обоснованным, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела.  При рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением установлено, чтоОбществом не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных при регистрации опасного производственного объекта, а именно, в сведениях об опасном производственном объекте указано оборудование под давлением, не подлежащее учету в органах Ростехнадзора - цистерна транспортная ТРЖК-7М, зав. № 7704113 ст. № 2. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования действующих нормативных правовых актов.Управление полагает, что административное правонарушение, заключающееся в необеспечении полноты и достоверности сведений, представленных при регистрации опасного производственного объекта, имеет длящийся характер, поскольку в связи с изменениями, вступившими в силу после регистрации ОПО, Общество бездействовало, не приведя сведения, характеризующие опасный производственный объект, в соответствие с требованиями действующих нормативных правовых актов. На основании изложенного, административный орган просит заявление ООО «РИКОМ» оставить без удовлетворения.

ЦУ Ростехнадзора, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, в суд явку представителя не обеспечило, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного органа.

Заявление ООО «РИКОМ» рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке, предусмотренном статьями 156-170, 207-211 АПК РФ, в отсутствие ЦУ Ростехнадзора.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил следующее.

ООО «РИКОМ» является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект III класса опасности: «Участок наполнения и хранения газов (кислород, углекислота, азот, аргон, фогон, биогон), рег. № А16-03851-0001, расположенный по адресу: 155906, <...>.

В период с 30.05.2019 по 06.06.2019 на основании распоряжения Управления от 06.05.2019 №В-429-пр «О проведении плановой выездной проверки ООО «РИКОМ»» была проведена плановая выездная проверка по осуществлению контроля за соблюдением юридическим лицом требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта III класса опасности: «Участок наполнения и хранения газов (кислород, углекислота, азот, аргон, фогон, биогон), рег. № А16-03851-0001.

В ходе проведения указанного мероприятий ЦУ Ростехнадзора было установлено, что ООО «РИКОМ» допустило нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно:

1) в нарушение пункта 5 статьи 2, статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ), пункта 5 «т» Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение о лицензировании), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492; п.п. ж) пункта 215, п.п. а) пункта 217 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 № 116 (далее - ФНП ОРПД),не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных при регистрации в государственном реестре опасного производственного объекта: «Участок наполнения и хранения газов (кислород, углекислота, азот, аргон, фогон, биогон), per. А16-03851-0001, а именно в сведениях об опасном производственном объекте (ОПО) указано оборудование под давлением, не подлежащее учету в органах Ростехнадзора: Цистерна транспортная ТРЖК-7М зав. № 7704113 ст. № 2; Цистерна транспортная ТРЖК-7М зав. № 960012 ст. № 5;

2) в нарушениестатьи 9 Закона № 116-ФЗ, пункта 5 «у» Положения о лицензировании, пп. «и», «к» пункта 225 ФНП ОРПДдолжностная инструкция лица ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования, работающего под давлением не содержит следующие обязанности: контролировать проведение противоаварийных тренировок; выполнять прочие требования документов, определяющих его должностные обязанности;

3) в нарушение статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пункта 5 «у» Положения о лицензировании, пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве и потреблении продуктов разделения воздуха», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 ноября 2016 года № 500 (далее - ФНП ПРВ),в ООО «РИКОМ» не обеспечивается выполнение требований ФНП ПРВ, а именно: в целях приведения опасного производственного объекта per. A16-03851-0001 потребления ПРВ (жидкого и газообразного кислорода) в соответствие с требованиями ФНП ПРВ и других нормативных
правовых актов в области промышленной безопасности ООО «РИКОМ»,
эксплуатирующее объект потребления ПРВ (жидкого и газообразного кислорода), не провело комплексное обследование фактического состояния опасного
производственного объекта: «Участок наполнения и хранения газов (кислород,
углекислота, азот, аргон, фогон, биогон»,
per. A16-03851-0001;

4)  в нарушение части 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ, пункта 5 «п» Положения о лицензировании; п.п. (к) пункта 10 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730,план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте: «Участок наполнения и хранения газов (кислород, углекислота, азот, аргон, фогон, биогон»), по адресу: 155906, <...>, не предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 06.06.2019 № 11.2-0429пл-А/138И-2019.

По факту выявленных нарушений Управлением с соблюдением порядка, установленного статьей 28.2 КоАП РФ,  в отношении ООО «РИКОМ» составлен протокол об административном правонарушении от 06.06.2019 № 11.2-0429пл-Пр/142И-2019 по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

10.07.2019 в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением, на основании возражений Общества и документов, представленных в их обоснование, из протокола № 11.2-0429пл-Пр/142И-2019 от 06.06.2019 исключены нарушения, указанные в пункте 1, в части включения в состав опасного производственного объекта цистерны транспортной ТРЖК-7М зав. № 960012 ст. № 5,  а также нарушения, указанные в пунктах 2,3,4 административного протокола. Нарушение, зафиксированное в п.1 протокола № 11.2-0429пл-Пр/142И-2019, выразившееся в  необеспечении полноты и достоверности сведений, представленных при регистрации в государственном реестре опасного производственного объекта: «Участок наполнения и хранения газов (кислород, углекислота, азот, аргон, фогон, биогон), per. А16-03851-0001, а именно, в сведениях об опасном производственном объекте (ОПО) указано оборудование под давлением, не подлежащее учету в органах Ростехнадзора -  цистерна транспортная ТРЖК-7М зав. № 7704113 ст. № 2, признано административным органом установленным, и допущенным по вине Общества.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела Управлением 10.07.2019 вынесено Постановление № 11.2-Пс/142И-0429пл-2019 о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 200 000  рублей.

ООО «РИКОМ», не согласившись с вынесенным Постановлением № 11.2-Пс/142И-0429пл-2019 от 10.07.2019, обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об его оспаривании.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в числе прочего: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Как  следует из материалов административного дела, Обществу вменяется  нарушение пункта 5 статьи 2, статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пункта 5 «т» Положения о лицензировании, п.п. ж) пункта 215, п.п. а) пункта 217 ФНП ОРПД, а именно: Обществом не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных при регистрации в государственном реестре опасного производственного объекта -  «Участок наполнения и хранения газов (кислород, углекислота, азот, аргон, фогон, биогон)», per. А16-03851-0001. В сведениях об ОПО указано оборудование под давлением, не подлежащее учету в органах Ростехнадзора - цистерна транспортная ТРЖК-7М зав. № 7704113 ст. № 2.

Согласно пункта 5 «т» Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в том числе, являются соблюдение требований к регистрации эксплуатируемых объектов в государственном реестре в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Подпунктом «ж» пункта 215ФНП ОРПД установлено, что не подлежит учету в органах Ростехнадзора и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности следующее оборудование под давлением: сосуды для хранения или транспортирования сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, находящихся под давлением периодически при их опорожнении.

Регистрации в государственном реестре ОПО подлежат объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности (п.п. а) пункта 217 ФНП ОРПД).

Вместе с тем, правила промышленной безопасности - ФНП ОРПД, нарушение пунктов которых (п.п. ж) пункта 215, п.п. а) пункта 217) вменяется Обществу, утверждены Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116.   Эксплуатируемый заявителем ОПО введен в эксплуатацию  и зарегистрирован до вступления названных правил в силу. Сведения о входящих в состав ОПО технических устройствах (оборудовании) представлены в Управление при регистрации ОПО.

Процедура регистрации заявителем опасного производственного объекта в 2008 году и перерегистрации ОПО в 2013 году регулировалась Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 № 91 (далее - Правила № 91).

В соответствии с пунктом 6.2.2. Правила № 91 регистрации в органах Госгортехнадзора России не подлежат, в том числе, сосуды для хранения или транспортировки сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, находящихся под давлением периодически при их опорожнении.

   Пунктом 6.2.8. Правил № 91 установлено, что опасные производственные объекты, на которых эксплуатируются сосуды, работающие под давлением, должны быть зарегистрированы в Государственном реестре опасных производственных объектов в порядке, установленном Правилами регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов.

Из изложенного следует что, правила, действующие во время регистрации Обществом опасного производственного объекта: «Участок наполнения и хранения газов (кислород, углекислота, азот, аргон, фогон, биогон») рег. №А16-03851-0001, предусматривали регистрацию ОПО в независимости от того, подлежит ли регистрации  оборудование, работающее под давлением. Прямого запрета на включение в состав ОПО, подлежащего регистрации,  технических устройств,  не подлежащих  самостоятельной регистрации, Правила № 91 не содержат.

Из материалов административного дела следует, что опасный производственный объект: «Участок наполнения и хранения газов (кислород, углекислота, азот, аргон, фогон, биогон)», III класса опасности, расположенный по адресу: 155906, <...>, зарегистрирован ООО «РИКОМ» (эксплуатирующей организацией) в государственном реестре ОПО 10.09.2008, регистрационный номер А16-03851-0001. Перерегистрация ОПО произведена 22.11.2013.   Необходимость  и регистрации   соответствующего объекта в реестре ОПО   административный орган под сомнение не ставит. Согласно сведений, характеризующих опасный производственный объект, в числе технических устройств, входящих в состав подлежащего регистрации ОПО, включено  оборудование, работающее под давлением более 0,07 Мпа: цистерна транспортная ТРЖК-7М зав. № 7704113 ст. № 2, что не противоречит пунктом 6.2.8. Правил № 91. Самостоятельной регистрации цистерны транспортной ТРЖК-7М зав. № 7704113 ст. № 2 Обществом не осуществлялось.

  Таким образом, действия Общества, совершенные при   регистрации (перерегистрации)  ОПО, по включению в состав опасного производственного объекта цистерны транспортной ТРЖК-7М, зав. № 7704113 ст. № 2  являлись правомерными.

Иных доказательств и доводов подтверждающих, что со стороны Общества допущены нарушения требований промышленной безопасности, административным органом не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административным органом надлежащих доказательств наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в материалы дела не представлено.

Отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Кроме того, суд соглашается с доводами заявителя о пропуске административным органом срока  давности привлечения ООО «РИНКОМ» к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о промышленной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

Совершенное Обществом правонарушение не является длящимся. Исходя из изложенного в постановлении описания объективной стороны правонарушения, Обществом совершены действия по предоставлению сведений для регистрации опасного производственного объекта с нарушением требований к их полноте и достоверности.

Как установлено выше, опасный производственный объект: «Участок наполнения и хранения газов (кислород, углекислота, азот, аргон, фогон, биогон)», III класса опасности, расположенный по адресу: 155906, <...>, зарегистрирован ООО «РИКОМ» в государственном реестре ОПО 10.09.2008, регистрационный номер А16-03851-0001. Перерегистрация ОПО произведена 22.11.2013.  

Доказательств совершения Обществом действий по предоставлению сведений для регистрации опасного производственного объекта  после указанных дат административным органом не предоставлено.

По утверждению заявителя, не опровергнутому административным органом, оснований для   внесения изменений в государственный реестр, из числа предусмотренных п.26 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных  Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495, у Общества не было.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения за днем обнаружения правонарушения (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Таким образом, срок давности по вменяемому Обществу административным органом правонарушению истек в 2014 (24.11.2014). Оспариваемое постановление вынесено Управлением 10.07.2019, то есть по истечении срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах Постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 11.2-Пс/142И-0429пл-2019 от 10.07.2019 подлежит признанию незаконным и отмене полностью.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, так как согласно статье 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНТ И КОМПЛЕКТАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ И МАШИН» удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить полностью Постановление  Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 11.2-Пс/142И-0429пл-2019 от 10.07.2019.

3.  Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд  в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                                                  Калиничева М.С.