ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-6945/2021 от 17.01.2022 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-6945/2021

г. Иваново

21 января 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена 17 января 2022 года

Полный текст решения изготовлен 21 января 2022 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Балашовой Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гусевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Нива Морозов и Ко»

(ИНН <***>, ОГРН <***>, Ивановская область, Комсомольский район, село Седельницы)

к акционерному обществу «Интер РАО-Электрогенерация»

(ИНН <***>, ОГРН <***>, город Москва)

о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Комсомольского муниципального района Ивановской области,

при участии:

от истца – представителя ФИО1 по доверенности от 23.07.2021,

от ответчика – представителя ФИО2 по доверенности от 30.01.2021,

от третьего лица – ФИО3, представителя по доверенности от 12.02.2021,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Нива Морозов и Ко» (далее – ООО «Нива Морозов и Ко», истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Интер РАО-Электрогенерация» (далее – АО «Интер РАО-Электрогенерация», ответчик) о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 37:08:010827:199 площадью 2410 кв.м, расположенного по адресу: Ивановская область, Комсомольский район, на предложенных истцом условиях.

Истцом в исковом заявлении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, указана администрация Комсомольского муниципального района Ивановской области.

Определением суда от 28 июля 2021 года исковое заявление оставлялось без движения. Во исполнение определения суда от истца поступили дополнительные документы и пояснения. Истец уточнил исковые требования.

Определением суда от 07 сентября 2021 года исковое заявление с учетом уточнения принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Комсомольского муниципального района Ивановской области (далее – администрация, третье лицо).

В соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением суда от 04 октября 2021 года дело назначено к судебному разбирательству.

Рассмотрение дела откладывалось.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута на следующих условиях:

«Общество с ограниченной ответственностью «Нива Морозов и Ко», далее именуемое «Собственник», в лице директора ФИО4, действующего на основании Устава, с одной стороны и ОАО «Интер РАО-Электрогенерация», далее именуемое «Пользователь», в лице __________________________________________,

действующего на основании _________________ , с другой стороны заключили настоящее соглашение (далее - Соглашение) о нижеследующем:

1. Предмет Соглашения.

1.1. Собственник в соответствии с условиями настоящего Соглашения предоставляет Пользователю право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) с кадастровым номером 37:08:010827:199 площадью 2410 кв.м по адресу: Ивановская обл., Комсомольский р-н (далее - Участок).

1.2. Публичный сервитут установлен на основании Постановления Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области «Об установлении публичного сервитута в интересах ОАО «Интер РАО-Электрогенерация» в отношении частей земельных участков в целях эксплуатации инженерного сооружения (газопровода)» от 15.11.2019 №334.

1.3.Границы сервитута установлены согласно схеме границ сервитута на плане обременяемого Участка (Приложение №1 к настоящему Соглашению).

1.4.Срок сервитута с учетом Постановления Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области «Об установлении публичного сервитута в интересах ОАО «Интер РАО-Электрогенерация» вотношении частей земельных участков в целях эксплуатации инженерного сооружения (газопровода)» от 15.11.2019 №334 устанавливается до 14.11.2068.

1.5. Использование Собственником земельного участка, указанного в п. 1.1. настоящего соглашения, в соответствии с разрешенным использованием земель: земли сельскохозяйственного назначения невозможно в связи с осуществлением публичного сервитута в срок до 14.11.2068, поскольку указанный участок земли используется Пользователем как дорога для проезда (прохода) к газопроводу.

2. Права и обязанности сторон.

2.1.Собственник обязан предоставлять Пользователю возможность ограниченно пользоваться Участком в порядке, установленном постановлением Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области «Об установлении публичного сервитута в интересах ОАО «Интер РАО-Электрогенерация» в отношении частей земельных участков в целях эксплуатации инженерного сооружения (газопровода)» от 15.11.2019 №334 и настоящим Соглашением.

2.2.Собственник вправе требовать от Пользователя возмещения убытков в случаях, предусмотренных настоящим соглашением и законодательством РФ.

2.3. Пользователь обязан:

2.3.1.Своевременно вносить плату за сервитут в соответствии с условиями настоящего Соглашения.

2.3.2.Осуществлять сервитут - пользоваться Участком с учетом соблюдения требований законодательства РФ применительно к землям сельскохозяйственного назначения.

2.3.3. Не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на Участке и прилегающих к ним территориях.

2.3.4. Привести Участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее трех месяцев со дня истечения срока публичного сервитута.

2.3.5. Снести объекты, размещенные им на основании публичного сервитута, и осуществить при необходимости рекультивацию земельного участка в срок не позднее, чем шесть месяцев с момента прекращения публичного сервитута.

2.4. Пользователь вправе:

2.4.1.Осуществлять пользование Участком согласно графику производства работ по эксплуатации и ремонту газопровода на каждый календарный год. График производства работ на каждый календарный год в обязательном порядке предварительно должен быть согласован с Собственником. График производства работ на газопроводе должен направляться Собственнику ежегодно, не позднее 1 декабря каждого текущего года для согласования работ на следующий календарный год.

2.4.2.Осуществлять ремонтные работы на газопроводе с обязательным предварительным уведомлением об этом Собственника, не позднее чем за 1 месяц до даты начала производства работ. По окончании производства работ за свой счет проводить работы по восстановлению плодородия почв и рекультивации земель. В случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий Пользователь вправе приступить к работам незамедлительно, без извещения об этом Собственника.

2.4.3. Реализовывать иные права, предусмотренные ст. 39.50 Земельного Кодекса РФ.

3. Плата за сервитут

3.1.За сервитут на Участок Пользователь перечисляет Собственнику плату в размере 2936 руб. в год.

3.2.Оплата производится Пользователем ежегодно не позднее 20-го числа января месяца текущего года путем перечисления денежных средств на расчетный счет Собственника.

3.3. Оплата за пользование сервитутом осуществляется Пользователем, начиная с 01.01.2020.

3.4.За период пользования 2020 год и 2021 год Пользователь обязан осуществить оплату Собственнику в срок не позднее 1 месяца со дня заключения настоящего договора.

3.5.Стоимость сервитута может быть изменена по оглашению сторон на основании вновь проведенной оценки стоимости сервитута, но не чаще 1 раза в 2 года.

4. Ответственность сторон

4.1. В случае просрочки срока платы стоимости сервитута Пользователь обязан оплатить Собственнику неустойку в размере 0,2% в день от суммы задолженности за каждый день просрочки.

4.2. В счет платы за публичный сервитут не засчитываются и возмещаются независимо от такой платы:

1) убытки, причиненные невозможностью исполнения Собственником обязательств перед третьими лицами;

2) иные убытки, причиненные Собственнику в результате деятельности, осуществляемой Пользователем, включая убытки, причиненные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии).

4.3.Убытки, указанные в п.4.2. настоящего договора, возмещаются Собственнику Пользователем в течение тридцати дней со дня обращения Собственника с требованием об их возмещении.

4.4.Во всем остальном стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ.

5. Заключительные положения

5.1. Соглашение составлено в двух экземплярах, по одному для каждой стороны.»

При рассмотрении дела по существу представитель истца поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, уточнении к нему, возражениях на отзыв, указал, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 37:08:010827:199, в границах которого установлен публичный сервитут на подъездную дорогу для эксплуатации и обслуживания линейного объекта – газопровода, принадлежащего ответчику, дорога не находится в охранной зоне, сервитут не может быть безвозмездным, проезд не является самостоятельным объектом, дорога в установленном порядке не оформлена, за использование земель сельскохозяйственного назначения для проезда необходимо вносить плату. В нарушение пункта 3 Постановления Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области №334 от 15.11.2019 ответчиком соглашение об установлении публичного сервитута не заключено, оплата не вносится.

Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, пояснил, что газопровод является подземным, не препятствует собственнику пользоваться земельным участком в рамках установленного целевого использования. Ответчик является собственником газопровода с 2012 года. В связи с тем, что право ответчика на газопровод возникло до 01.09.2018 на основании пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» плата за публичный сервитут не устанавливается. Дорога, которая является предметом спора, была на земельном участке истца еще до строительства газопроводов и используется для проезда к газопроводам не только ответчиком, но и иными организациями. Покупая земельный участок, истец не мог не знать о существовании данной дороги. Сам ответчик использует дорогу не чаще 1 раза в 6 месяцев. Согласно техническому отчету от 2007 года по сбору исходных данных на строительство газопровода, истец еще в 2007 году согласовал использование дороги для строительства и эксплуатации газопровода, приобрел земельный участок с обременением 24.11.2009. Обращаясь с данным иском, истец злоупотребляет правом, так как последним уже получена плата, связанная с размещением газопровода. Кроме того, срок на обжалование постановления №334 от 15.11.2019 истек.

По условиям предложенного соглашения, ответчик полагает: неправомерным включение в соглашение пункта 1.5, так как истец не доказал невозможность использования земельного участка по назначению, а также факт использования земельного участка по назначению ранее. Спорная дорога существовала до строительства газопровода. Пункты 2.3, 2.3.1, 4.1 и раздел 3 необходимо исключить, так как сервитут должен быть безвозмездным. Во втором предложении пункта 2.4.1 слова «согласован с Собственником» заменить на слова «направлен Собственнику». Третье предложение пункта 2.4.1 следует дополнить предложением: «По необходимости график производства работ может быть изменен Пользователем путем направления соответствующего уведомления Собственнику». Пункт 2.4.3 необходимо дополнить следующим абзацем: «В установленных границах публичного сервитута осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, в том числе:

1)осуществлять доступ на земельный участок в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий незамедлительно;

2)осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений, а также создание временных или вспомогательных сооружений, необходимых для таких строительства, реконструкции, ремонта;

3)осуществлять доставку, складирование и вывоз строительных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений, провоз и размещение строительной техники, которые необходимы для строительства, реконструкции, ремонта объектов в случае установления публичного сервитута, в целях, предусмотренных пп. 1 - 4 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации;

4)осуществлять консервацию и снос сооружений, принадлежащих обладателю публичного сервитута;

5)выполнять иные работы, необходимые в целях установленного публичного сервитута.

6) Требовать от Собственника или иных лиц соблюдения ограничений, установленных публичным сервитутом, и режима зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемой в связи с осуществлением деятельности, в целях обеспечения которой установлен публичный сервитут.

7) Самостоятельно уточнить местоположение границ публичного сервитута в связи с реконструкцией, влекущей изменение исключительно местоположения инженерного сооружения, при соблюдении следующих условий:

- общая площадь публичного сервитута не увеличивается;

- действие публичного сервитута не распространяется на земельные участки, которые предоставлены или принадлежат гражданам и (или) юридическим лицам и ранее не были обременены публичным сервитутом;

- расстояние от инженерного сооружения до границы публичного сервитута изменяется не более чем на десять процентов от первоначального расстояния;

- такое изменение не приводит к нарушению требований безопасной эксплуатации зданий, сооружений.

8)Отказаться от осуществления публичного сервитута в любое время.

9) До окончания срока публичного сервитута обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута на новый срок.

Первое предложение п. 4.2 изложить в следующей редакции: «Собственник может взыскать с пользователя...».

Дополнить соглашение пунктами следующего содержания:

«5.2. Публичный сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

5.3.Обязанность по подаче (получению) документов для государственной регистрации публичного сервитута лежит на Собственнике.

5.4.Расходы, связанные с государственной регистрацией сервитута, несет Собственник.

5.5. В соответствии с настоящим Соглашением публичный сервитут устанавливается на безвозмездной основе».

В ходе рассмотрения дела по существу представитель ответчика указал, что ответчик не настаивает на включении в соглашение пунктов 5.2. – 5.5.

В заявлении, представленном в материалы дела, третье лицо оставило разрешение спора на усмотрение суда и ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица. При рассмотрении дела по существу представитель третьего лица поддержал позицию истца, указал на необходимость согласования сторонами условий соглашения, в том числе установления платы за сервитут, так как земельный участок (в части) не будет использоваться истцом по целевому назначению, ответчиком будет осуществляться проезд.

Заслушав в ходе рассмотрения дела представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил.

Истец с 24.11.2009 является собственником земельного участка с кадастровым номером 37:08:010827:199, площадью 96695 кв.м, расположенного по адресу: Ивановская область, Комсомольский район, категория земель: сельскохозяйственное назначение, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

На период строительства газопровода истцом (арендодатель) и открытым акционерным обществом «Интер РАО ЕЭС» в лице филиала Ивановское ПГУ (арендатор) заключались договоры аренды земельного участка №12-05/2008 от 27.05.2008 и №8-04/2009 от 27.04.2009 с выплатой в пользу арендодателя арендной платы и сумм за потери сельскохозяйственного производства, убытков и упущенной выгоды, возникших при отводе участка для строительства газопровода.

В соответствии с разрешением №RU-37514000-12 от 23.11.2011 введены в эксплуатацию: газопровод, предназначенный для газоснабжения блоков ПГУ-325 Ивановской ГРЭС, газопровод подключения, ГРС-2 Ивановской ГРЭС для газоснабжения двух парогазовых установок ПГУ-325 (в объеме второго пускового комплекса).

Ответчик с 2012 года является собственником участка газопровода-отвода (от магистрального газопровода Починки-Ярославль до ГРС-2), протяженностью 14900 м, адрес: Ивановская область, Комсомольский район, вблизи с.Ковоселки (в материалы дела представлена копия свидетельства о государственной регистрации права от 20.11.2012 серии 37-СС №234565). Газопровод является подземным.

По ходатайству ответчика постановлением Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области №334 от 15.11.2019 «Об установлении публичного сервитута в интересах ОАО «Интер РАО-Электрогенерация» в отношении частей земельных участков в целях эксплуатации инженерного сооружения (газопровода)» установлен публичный сервитут в интересах ОАО «Интер РАО-Электрогенерация» в соответствии с графическим описанием местоположения границ публичного сервитута, подготовленным кадастровым инженером ФИО5, в отношении в том числе части земельного участка с кадастровым номером 37:08:010827:199 по адресу: Ивановская область, Комсомольский район, категории – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, площадь части земельного участка 2410 кв.м.

Согласно пункту 2 постановления срок действия публичного сервитута 49 лет.

В пункте 3 администрация постановила ОАО «Интер РАО-Электрогенерация» заключить соглашение об установлении публичного сервитута с правообладателями земельных участков, в отношении которых установлен публичный сервитут, с определением порядка расчета и внесения платы за публичный сервитут в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 4 постановления ОАО «Интер РАО-Электрогенерация» обязано привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее, чем три месяца после завершения капитального или текущего ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации, сноса инженерного сооружения, для размещения которого установлен публичный сервитут.

Сведения о публичном сервитуте содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (дата внесения записи 28.01.2020).

Из заключения кадастрового инженера ФИО5 следует, что публичный сервитут установлен в отношении части земельного участка, представляющей собой подъездную дорогу для эксплуатации и обслуживания существующего газопровода.

Истцом в материалы дела представлен отчет об оценке №66/03/2021 от 30.03.2021, согласно которому рыночная стоимость права временного владения (пользования) на условиях публичного сервитута в отношении части земельного участка площадью 2410 кв.м составляет 2936 руб. в год.

Истец письмом от 19.05.2020 обращался к ответчику с предложением о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута. В ответе от 17.07.2020 ответчик указал, что планирует заключить указанное соглашение.

На повторное письмо истца от 05.05.2021 ответчик письмом от 23.06.2021 ответил отказом, указав на отсутствие оснований.

В связи с незаключением сторонами соглашения, неурегулированием разногласий во внесудебном порядке, истец обратился с уточненным исковым заявлением в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к заключению о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения уточненных исковых требований о понуждении к заключению соглашения об осуществлении публичного сервитута (с изменением части условий договора).

В соответствии с положениями части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» определено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 12 статьи 39.47 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута.

Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом.

Пунктом 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Вопрос установления публичного сервитута регулируется главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - публичный сервитут), устанавливается, в том числе, решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения.

Постановлением Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области №334 от 15.11.2019 в соответствии с графическим описанием кадастрового инженера местоположения границ установлен публичный сервитут на подъездную дорогу для эксплуатации и обслуживания линейного объекта (газопровод, предназначенный газоснабжения блоков ПГУ-325 Ивановской ГРЭС, и газопровод подключения и ГРС-2 Ивановской ГРЭС для газоснабжения двух парогазовых установок ПГУ-325 (в объеме второго пускового комплекса).

В пункте 3 администрация постановила ОАО «Интер РАО-Электрогенерация» заключить соглашение об установлении публичного сервитута с правообладателями земельных участков, в отношении которых установлен публичный сервитут, с определением порядка расчета и внесения платы за публичный сервитут в соответствии с действующим законодательством.

В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, если содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Статей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

В постановлении от 31.01.2012 №11657/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.

В таком случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что если при рассмотрении искового заявления о понуждении заключить договор или об урегулировании разногласий по условиям договора суд установит, что стороны не сослались на необходимость согласования какого-либо существенного условия и соглашение сторон по нему отсутствует, вопрос о таком условии выносится судом на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ). Равным образом в случае, когда между сторонами отсутствует спор по части условий, суд может вынести на обсуждение сторон вопрос о соотношении таких условий со спорными условиями. По итогам обсуждения суд, учитывая, в частности, мнения сторон по названным вопросам, обычную договорную практику, особенности конкретного договора и иные обстоятельства дела, принимает решение о редакции условий договора, в том числе отличной от предложенных сторонами (пункт 4 статьи 445, пункт 1 статьи 446 ГК РФ).

Ответчиком заявлены возражения относительно платности использования публичного сервитута.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Бесплатное пользование земельным участком не допускается.

Статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель:

1) в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения), 2) складирования строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта; 3) устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги; 4) размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях; 5) проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 6 указанной статьи безвозмездным является публичный сервитут, установленный: 1) в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса; 2) в целях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц; 3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут.

Действительно статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года. При этом плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 4 вышеуказанной статьи). Лица, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, вправе заключить с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. В случае отсутствия соглашения об осуществлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, указанных в решении об установлении публичного сервитута.

Однако, в рассматриваемом деле публичный сервитут фактически установлен на часть земельного участка, представляющего собой подъездную дорогу для эксплуатации и обслуживания газопровода, а не на земельный участок, на котором расположен сам газопровод, как сооружение, которое может размещаться на земельном участке на основании публичного сервитута, в связи с чем положения пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» применению не подлежат.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено настоящей статьей. Плата за публичный сервитут рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута.

Пункт 7 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает положения о том, что плата за публичный сервитут в отношении не обремененных правами третьих лиц публичных земельных участков устанавливается в размере определенного процента от их кадастровой стоимости. Плата за публичный сервитут в отношении частных земельных участков и предоставленных гражданам или юридическим лицам публичных земельных участков определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и специальными методическими рекомендациями.

В материалы дела представлен отчет об оценке №66/03/2021 от 30.03.2021, согласно которому рыночная стоимость права временного владения (пользования) на условиях публичного сервитута в отношении части земельного участка площадью 2410 кв.м в целях эксплуатации инженерного сооружения (газопровода) составляет 2936 руб. в год. Ответчиком не заявлено возражений относительно размера платы.

В связи с изложенным, пункты 2.3.1, 3.1 соглашения принимаются судом в редакции истца.

Положение пункта 3.2 соглашения о порядке оплаты и сроках также принимается судом в редакции истца, так как согласно пункту 8 статьи 39.47 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об осуществлении публичного сервитута должно содержать указанную информацию. Ответчик иного порядка оплаты не предложил.

Редакция пунктов 3.3 и 3.4 проекта соглашения, предложенного истцом, распространяет действие соглашения на предшествующий период, однако заключение договора на прошедший период противоречит общим принципам гражданского законодательства, не предусматривающих совершение действий в прошедшем времени (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Пунктом 2 данной нормы установлено, что только стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. В случае обязания заключить договор в судебном порядке, права и обязанности сторон возникают только на будущее время с момента вступления решения в законную силу.

Пунктом 12 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В этом случае соглашение об осуществлении публичного сервитута считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Размер платы за публичный сервитут может быть установлен судом независимо от суммы, внесенной в депозит нотариуса в соответствии с пунктом 9 статьи 39.46 или пунктами 11 и 13 настоящей статьи, и такая сумма засчитывается в счет платы за публичный сервитут. Рассмотрение судом указанного требования не препятствует осуществлению публичного сервитута в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи.

На основании изложенного пункты 3.3 и 3.4 подлежат исключению.

Учитывая отсутствие возражений ответчика, предложенная истцом редакция пункта 3.5 относительно порядка изменения стоимости сервитута, подлежит принятию судом, как не ухудшающая положение ответчика. С учетом исключения пунктов 3.3 и 3.4 нумерация пунктов договора в разделе 3 подлежит изменению.

Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (статья 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно статье 331 Гражданского кодекса Российской Федерации договорная неустойка определяется соглашением сторон.

Ввиду отсутствия согласия ответчика на включение неустойки в спорное соглашение, при отсутствии ее определения законом, суд не вправе самостоятельно установить такую ответственность. Условие о неустойке, изложенное в пункте 4.1 проекта истца подлежит исключению.

Ответчик указал на неправомерным включение в соглашение пункта 1.5, так как истец не доказал невозможность использования земельного участка по назначению.

Земельный кодекс Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 1) закрепляет в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории. Будучи неотъемлемым элементом правового регулирования земельных отношений, этот принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли, каковым целям служат также положения Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 7 и абзац второй статьи 42) и Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 260), возлагающие на собственников земельных участков, обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2009 года №1-П, от 30 июня 2011 года №13-П, от 14 ноября 2019 года №35-П и др.).

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером 37:08:010827:199 отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, при этом часть земельного участка, в отношении которой установлен публичный сервитут, представляет собой подъездную дорогу. Статьей 39.47 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязательные условия соглашения об осуществлении публичного сервитута. В связи с отсутствием согласия ответчика на включение указанного пункта в соглашение, при отсутствии необходимости установления его законом, суд полагает возможным исключить пункт 1.5 из текста соглашения.

Ответчиком заявлены возражения относительно указания в пункте 2.4.1 соглашения на право пользователя осуществлять пользование участком согласно графику производства работ, который должен быть «Согласован с собственником». Ответчик предложил указать: «Направлен собственнику», и дополнить пункт предложением: «По необходимости график производства работ может быть изменен пользователем путем направления соответствующего уведомления собственнику».

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.50 Земельного кодекса Российской Федерации обладатель публичного сервитута вправе в установленных границах публичного сервитута осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, в том числе осуществлять доступ на земельный участок по графику, установленному соглашением об осуществлении публичного сервитута, и при условии заблаговременного уведомления об этом правообладателя земельного участка, а в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий незамедлительно.

Учитывая регулирование данного вопроса законодателем, отсутствие возражений ответчика относительно направления графика производства работ, пункт 2.4.1 подлежит изложению в следующей редакции: «Осуществлять пользование участком согласно графику производства работ по эксплуатации и ремонту газопровода на каждый календарный год. График производства работ на каждый календарный год в обязательном порядке предварительно должен быть направлен собственнику. График производства работ на газопроводе должен направляться собственнику ежегодно, не позднее 1 декабря каждого текущего года на следующий календарный год. По необходимости график производства работ может быть изменен пользователем путем направления соответствующего уведомления собственнику». При этом судом принято во внимание назначение объекта (газопровод), для доступа к которому с целью обслуживания предоставлен сервитут. Истец осуществляет деятельность в сфере не связанной с газопроводом, его эксплуатацией и ремонтом, доказательств наличия в штате истца специалистов, обладающих специальными познаниями, не представлено.

Ответчиком не заявлено возражений относительно положений пункта 2.4.2 проекта соглашения.

Ответчик полагает обоснованным дополнить пункт 2.4.3 проекта соглашения следующим: «В установленных границах публичного сервитута осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, в том числе:

1)осуществлять доступ на земельный участок в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий незамедлительно;

2)осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений, а также создание временных или вспомогательных сооружений, необходимых для таких строительства, реконструкции, ремонта;

3)осуществлять доставку, складирование и вывоз строительных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений, провоз и размещение строительной техники, которые необходимы для строительства, реконструкции, ремонта объектов в случае установления публичного сервитута, в целях, предусмотренных пп. 1 - 4 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации;

4)осуществлять консервацию и снос сооружений, принадлежащих обладателю публичного сервитута;

5)выполнять иные работы, необходимые в целях установленного публичного сервитута.

6) требовать от Собственника или иных лиц соблюдения ограничений, установленных публичным сервитутом, и режима зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемой в связи с осуществлением деятельности, в целях обеспечения которой установлен публичный сервитут.

7) самостоятельно уточнить местоположение границ публичного сервитута в связи с реконструкцией, влекущей изменение исключительно местоположения инженерного сооружения, при соблюдении следующих условий:

- общая площадь публичного сервитута не увеличивается;

- действие публичного сервитута не распространяется на земельные участки, которые предоставлены или принадлежат гражданам и (или) юридическим лицам и ранее не были обременены публичным сервитутом;

- расстояние от инженерного сооружения до границы публичного сервитута изменяется не более чем на десять процентов от первоначального расстояния;

- такое изменение не приводит к нарушению требований безопасной эксплуатации зданий, сооружений.

8) отказаться от осуществления публичного сервитута в любое время.

9) до окончания срока публичного сервитута обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута на новый срок».

Учитывая, что предложенное ответчиком перечисление прав, предусмотренных статьей 39.50 Земельного кодекса Российской Федерации, не нарушает прав истца в связи с дублированием положений законодательства, суд полагает возможным принять редакцию обеих сторон пункта 2.4.3.

Ответчиком иных возражений относительно содержания раздела 2 проекта соглашения «Права и обязанности сторон» не заявлено.

Ответчик полагает обоснованным изложить пункт 4.2 соглашения в следующей редакции «Собственник может взыскать с пользователя…»

Согласно пунктам 10 и 11 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в счет платы за публичный сервитут не засчитываются и возмещаются независимо от такой платы: 1) убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами; 2) иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии). Убытки, указанные в пункте 10 настоящей статьи, возмещаются правообладателю земельного участка обладателем публичного сервитута в течение тридцати дней со дня обращения правообладателя земельного участка с требованием об их возмещении.

Поскольку предложенная истцом редакция пунктов 4.2 и 4.3 повторяет положения закона, суд приходит к выводу об обоснованности изложения пункта 4.2 в редакции истца.

Согласно пункту 4 статьи 39.47 Земельного кодекса Российской Федерации срок соглашения об осуществлении публичного сервитута соответствует сроку публичного сервитута, предусмотренному решением об установлении публичного сервитута, в связи с чем в пункте 1.4 слова «до 14.11.2068» подлежат замене на слова «на 49 лет».

Пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» установлено, что при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется.

В связи с изложенным отсутствует необходимость дополнять раздел 5 пунктами, предложенными ответчиком, так как соглашение об установлении публичного сервитута считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда.

Нумерация пунктов подлежит изменению с учетом принятой судом редакции.

Довод ответчика об истечении срока обжалования Постановления №334 от 15.11.2019 не принимается судом в связи с иным предметом иска, факт установления публичного сервитута истцом не оспаривается, исковые требования заявлены на основании вышеуказанного Постановления №334 от 15.11.2019.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

Государственная пошлина по делу составляет 6 000 руб. и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате подлежат отнесению на ответчика.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь статьями 64, 65, 110, 167-170, 173, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Исковые требования удовлетворить частично.

2.Расходы по оплате государственной пошлины отнести на ответчика.

3.Обязать акционерное общество «Интер РАО-Электрогенерация» заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Нива Морозов и Ко» соглашение об осуществлении публичного сервитута в следующей редакции:

«Общество с ограниченной ответственностью «Нива Морозов и Ко», далее именуемое «Собственник», в лице директора ФИО4, действующего на основании Устава, с одной стороны и АО «Интер РАО-Электрогенерация», далее именуемое «Пользователь», в лице __________________________________________,

действующего на основании _________________ , с другой стороны заключили настоящее соглашение (далее - Соглашение) о нижеследующем:

1. Предмет Соглашения.

1.1. Собственник в соответствии с условиями настоящего Соглашения предоставляет Пользователю право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) с кадастровым номером 37:08:010827:199 площадью 2410 кв.м по адресу: Ивановская обл., Комсомольский р-н (далее - Участок).

1.2. Публичный сервитут установлен на основании Постановления Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области «Об установлении публичного сервитута в интересах ОАО «Интер РАО-Электрогенерация» в отношении частей земельных участков в целях эксплуатации инженерного сооружения (газопровода)» №334 от 15.11.2019.

1.3. Границы сервитута установлены согласно схеме границ сервитута на плане обременяемого Участка.

1.4. Срок сервитута с учетом Постановления Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области «Об установлении публичного сервитута в интересах ОАО «Интер РАО-Электрогенерация» вотношении частей земельных участков в целях эксплуатации инженерного сооружения (газопровода)» от 15.11.2019 №334 устанавливается на 49 лет.

2. Права и обязанности сторон.

2.1.Собственник обязан предоставлять Пользователю возможность ограниченно пользоваться Участком в порядке, установленном постановлением Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области «Об установлении публичного сервитута в интересах ОАО «Интер РАО-Электрогенерация» в отношении частей земельных участков в целях эксплуатации инженерного сооружения (газопровода)» от 15.11.2019 №334 и настоящим Соглашением.

2.2.Собственник вправе требовать от Пользователя возмещения убытков в случаях, предусмотренных настоящим соглашением и законодательством Российской Федерации.

2.3. Пользователь обязан:

2.3.1.Своевременно вносить плату за сервитут в соответствии с условиями настоящего Соглашения.

2.3.2.Осуществлять сервитут - пользоваться Участком с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации применительно к землям сельскохозяйственного назначения.

2.3.3. Не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на Участке и прилегающих к ним территориях.

2.3.4. Привести Участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее трех месяцев со дня истечения срока публичного сервитута.

2.3.5.Снести объекты, размещенные им на основании публичного сервитута, и осуществить при необходимости рекультивацию земельного участка в срок не позднее, чем шесть месяцев с момента прекращения публичного сервитута.

2.4. Пользователь вправе:

2.4.1.Осуществлять пользование участком согласно графику производства работ по эксплуатации и ремонту газопровода на каждый календарный год. График производства работ на каждый календарный год в обязательном порядке предварительно должен быть направлен собственнику. График производства работ на газопроводе должен направляться собственнику ежегодно, не позднее 1 декабря каждого текущего года на следующий календарный год. По необходимости график производства работ может быть изменен пользователем путем направления соответствующего уведомления собственнику.

2.4.2.Осуществлять ремонтные работы на газопроводе с обязательным предварительным уведомлением об этом Собственника, не позднее чем за 1 месяц до даты начала производства работ. По окончании производства работ за свой счет проводить работы по восстановлению плодородия почв и рекультивации земель. В случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий Пользователь вправе приступить к работам незамедлительно, без извещения об этом Собственника.

2.4.3. В установленных границах публичного сервитута осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, в том числе:

1)осуществлять доступ на земельный участок в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий незамедлительно;

2)осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений, а также создание временных или вспомогательных сооружений, необходимых для таких строительства, реконструкции, ремонта;

3)осуществлять доставку, складирование и вывоз строительных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений, провоз и размещение строительной техники, которые необходимы для строительства, реконструкции, ремонта объектов в случае установления публичного сервитута, в целях, предусмотренных пп. 1 - 4 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации;

4)осуществлять консервацию и снос сооружений, принадлежащих обладателю публичного сервитута;

5)выполнять иные работы, необходимые в целях установленного публичного сервитута;

6) требовать от Собственника или иных лиц соблюдения ограничений, установленных публичным сервитутом, и режима зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемой в связи с осуществлением деятельности, в целях обеспечения которой установлен публичный сервитут;

7) самостоятельно уточнить местоположение границ публичного сервитута в связи с реконструкцией, влекущей изменение исключительно местоположения инженерного сооружения, при соблюдении следующих условий:

- общая площадь публичного сервитута не увеличивается;

- действие публичного сервитута не распространяется на земельные участки, которые предоставлены или принадлежат гражданам и (или) юридическим лицам и ранее не были обременены публичным сервитутом;

- расстояние от инженерного сооружения до границы публичного сервитута изменяется не более чем на десять процентов от первоначального расстояния;

- такое изменение не приводит к нарушению требований безопасной эксплуатации зданий, сооружений;

8) отказаться от осуществления публичного сервитута в любое время;

9) до окончания срока публичного сервитута обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута на новый срок.

Реализовывать иные права, предусмотренные статьей 39.50 Земельного Кодекса Российской Федерации.

3. Плата за сервитут.

3.1. За сервитут на Участок Пользователь перечисляет Собственнику плату в размере 2 936 руб. в год.

3.2. Оплата производится Пользователем ежегодно не позднее 20-го числа января месяца текущего года путем перечисления денежных средств на расчетный счет Собственника.

3.3. Стоимость сервитута может быть изменена по соглашению сторон на основании вновь проведенной оценки стоимости сервитута, но не чаще 1 раза в 2 года.

4. Ответственность сторон.

4.1. В счет платы за публичный сервитут не засчитываются и возмещаются независимо от такой платы:

1) убытки, причиненные невозможностью исполнения Собственником обязательств перед третьими лицами;

2) иные убытки, причиненные Собственнику в результате деятельности, осуществляемой Пользователем, включая убытки, причиненные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии).

4.2. Убытки, указанные в п.4.1. настоящего договора, возмещаются Собственнику Пользователем в течение тридцати дней со дня обращения Собственника с требованием об их возмещении.

4.3. Во всем остальном стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

5. Заключительные положения.

5.1. Соглашение составлено в двух экземплярах, по одному для каждой стороны.».

4.Взыскать с акционерного общества «Интер РАО-Электрогенерация» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Нива Морозов и Ко» 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

5.Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе направленные посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (система «Мой арбитр»)) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья Н.С. Балашова