ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-7201/20 от 11.03.2021 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-7201/2020

г. Иваново

17 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта2021 года

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Ильичевой Оксаны Александровны,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Епифановой Э.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

заместителя военного прокурора Западного военного округа в интересах Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в лице Гороховецкого лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России,

Министерства обороны Российской Федерации

к Администрации Южского Муниципального района Ивановской области,

Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1,

Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области

о признании недействительным договора аренды земельного участка от 11.11.2019 № 180, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области и ФИО1;

об обязании Главы КФХ ФИО1 освободить земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182, предоставленный ему по договору аренды от 11.11.2019 № 180;

о снятии земельного участка с кадастровым номером 37:21:030502:182 с кадастрового учета (с учетом уточнения от 09.02.2021)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области,

при участии в судебном заседании:

от истца – капитана юстиции ФИО2 заместителя военного прокурора Ивановского гарнизона Западного военного округа по доверенности от 20.08.2020,  удостоверению от 20.10.2020 № 009026, выписке из приказа от 07.02.2020 №2л/с,

от Администрации Южского Муниципального района Ивановской области – представителя ФИО3 по доверенности от 10.03.2021 № 970, диплому, паспорту,

ответчика ФИО1 по паспорту,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора Западного военного округа (далее – Военный прокурор) обратился в Арбитражный суд Ивановской области в интересах Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в лице Гороховецкого лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России (далее – филиала ФГКУ «УЛХиП») с исковым заявлением к Администрации Южского Муниципального района Ивановской области (далее – Администрация, ответчик-1), Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – Глава КФХ, ФИО1, ответчик-2), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области:

1. о признании  недействительным  договора аренды земельного участка от 11.11.2019 № 180, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области и ФИО1 о передаче последнему, находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 37:21:030502:182, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5;

2. о признании недействительной записи о государственной регистрации обременения в виде аренды № 37:21:030502:182-37/046/2019-1 от 19.11.2019 на земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5, находящегося в государственной собственности;

3. об изъятии земельного участка с кадастровым номером 37:21:030502:182, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5, находящегося в государственной собственности, из чужого незаконного владения ФИО1;

4. о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182, площадью 11 959 586 кв. м., входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5.

Определением суда от 03.09.2020 исковое заявление принято к производству, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом назначено предварительное судебное заседание на 05.11.2020.

Определением суда от 05.11.2020 в соответствии со ст. ст. 46, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соистца привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны РФ, соистец), предварительное судебное заседание отложено на 21.12.2020.

Определением суда от 21.12.2020 на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее – Управление Росреестра по Ивановской области, третье лицо), указанное лицо исключено из числа ответчиков по делу, судебное заседание арбитражного суда первой инстанции назначено на 27.01.2021 в соответствии со ст. ст. 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Протокольным определением суда от 27.01.2021 в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 03.02.2021.

Судом в судебном заседании после перерыва разрешалось ходатайство Военного прокурора о привлечении к участию в качестве соответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области.

Рассмотрев ходатайство о привлечении к участию в деле соответчика, суд полагал его подлежащим удовлетворению, в связи с чем судом 03.02.2021 вынесено определение о привлечении соответчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области (далее – Комитет, ответчик-3), судебное заседание на основании ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено на 03.03.2021.

В судебном заседании 03.03.2021 судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято заявление Военного прокурора об уточнении исковых требований, рассмотрение дела продолжено с учетом требований о признании недействительным договора аренды земельного участка от 11.11.2019 № 180, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области и ФИО1; обязании Главы КФХ ФИО1 освободить земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182, предоставленный ему по договору аренды от 11.11.2019 № 180; снятии земельного участка с кадастровым номером 37:21:030502:182 с кадастрового учета.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11.03.2021.

Военный прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, заявлениях от 14.10.2020, от 05.02.2021, указав, что земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182, переданный Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области ФИО1 по договору аренды от 11.11.2019 № 180 в соответствии  материалами  лесоустройства (планшеты, планы), заключением кадастрового инженера ФИО4, составленным в рамках государственного контракта от 10.10.2019 № 07 с приложенными к нему материалами, входит в состав земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5, являющегося ранее учтенным объектом недвижимости и на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а также право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России. Прокурором указано, что право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 37:21:000000:5 не прекращалось, Минобороны России своего согласия на отчуждение земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) у ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, не давало.

Минобороны России в отзыве на иск от 02.11.2020 поддержало заявленные прокурором требования, указав, что передача земельного участка с кадастровым номером 37:21:030502:182 на праве аренды ФИО1 нарушает права и законные интересы Российской Федерации как собственника земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5, обладающего правом владения, пользования и распоряжения своим имуществом, посягает на публичные интересы, поскольку совершена в нарушении требований закона. В рамках государственного контракта № 07 от 10.10.2019 Минобороны России принято решение о проведении комплекса кадастровых работ. Осуществлен раздел исходного земельного участка площадью 113 870 000 кв.м с кадастровым номером 37:21:000000:5 путем образования в его границах земельных участков, занятых лесными насаждениями. По мнению представителя Министерства, договор аренды от 11.11.2019 № 180 является недействительным в силу ничтожности, так как земельный участок с кадастровым номером 37:21:000000:5 не относится к муниципальной собственности, а вышеуказанный договор аренды заключен не от лица собственника указанного земельного участка.

В соответствии с отзывом от 09.03.2021 и ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии Минобороны России от 10.03.2021 Министерство поддержало заявленные требования Военного прокурора в полном объеме.

Филиал ФГКУ «УЛХиП» в отзыве от 09.03.2021 поддержал требования Военного прокурора с учетом заявления от 05.02.2021, просил удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик Администрация в отзыве на иск от 08.10.2020, а также в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, указав, что в соответствии с постановлением администрации Южского муниципального района от 13.06.2018 № 546-п утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местоположением: Российская Федерация, Ивановская область, Южский муниципальный район, Талицко-Мугреевское сельское поселение, юго-западнее деревни Большое, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли оборы, безопасности и земли иного специального назначения разрешенное использование - водоёмы (обводнённые карьеры), зона ИВ-1 – зона водных объектов, ориентировочной площадью 11 959 586 кв.м. Администрацией указано, что данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 03.10.2018 с присвоением кадастрового номера 37:21:030502:182; в соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 02.08.2019 № 121-рп «О переводе земельных участков из одной категорию в другую» указанный земельный участок переведен в категорию «земли сельскохозяйственного назначения». Данный земельный участок предоставлен ФИО1 по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по договору от 11.11.2019 № 180. Договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Ивановской области 19.11.2019; сведений о нахождении земельного участка с кадастровым номером 37:12:030502:182 в пределах земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5 не имелось.

Кроме того, администрацией также указано, что земельный участок с кадастровым номером 37:21:000000:5 располагается на землях 2-х категорий (земли промышленности и обороны и земли населенных пунктов), что противоречит положениям ЗК РФ. По мнению администрации, земельный участок не может располагаться на землях, относящихся к разным территориальным зонам (в данном случае, деревня Большое относится к жилой территориальной зоне; земли, которые находятся вокруг, относятся к землям промышленности, в том числе 182 участок находится рядом с землями сельскохозяйственного назначения), таким образом установить границы участка с кадастровым номером 37:21:000000:5 и поставить его на учет невозможно.

ФИО1 в отзыве на иск от 21.10.2020, а также в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, указав, в частности, что оспариваемый договор заключен по результатам проведения аукциона. На момент формирования земельного участка с кадастровым номером 37:21:030502:182 земельный участок с кадастровым номером 37:21:000000:5 не имел установленных границ, кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5 не проводились, в связи с чем согласование границ с правообладателем земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5 на момент формирования спорного земельного участка, предоставленного на праве аренды  ФИО1, не требовалось.

Управление Росреестра по Ивановской области в отзыве на иск от 02.10.2020, а также в дополнительном отзыве от 27.10.2020 по существу заявленных требований указало, что истцу предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 113 870 000 кв.м. на основании приказа директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 997 от 15.06.2016. В ЕГРН имеются актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером 37:21:000000:5, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения объектов, предназначенных для обеспечения обороны и безопасности, площадью – 113 870 000 кв.м., по адресу: обл. Ивановская, р-н Южский.

Третьим лицом указано, что по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 37:21:000000:5 стоит на кадастровом учете с декларированной площадью, границы не установлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. По данным ЕГРН указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации на основании п. 10 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» (запись о регистрации внесена 04.02.2005), а также передан Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование на основании Приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации «О предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации» от 15.06.2016 №997 (запись о регистрации внесена 14.09.2016).

Управлением Росреестра по Ивановской области также указало, что кадастровый учет вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 37:21:030502:182, образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, площадью 11 959 586 кв.м., местоположение: Ивановская область, Южский район, Талицко-Мугреевское сельское поселение, юго-западнее д. Большое, на основании межевого плана, подготовленного 17.09.2018 кадастровым инженером ФИО5, на основании обращения Комитета от 24.08.2018. По данному обращению была проведены предварительная правовая экспертиза, осуществляемая специалистом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области, в ходе которой, был сформирован положительный протокол проверок, без замечаний; сведения о вновь образованном земельном участке внесены в ЕГРН 03.10.2018, земельному участку присвоен кадастровый номер 37:21:030502:182. На основании заявления и постановления Администрации Южского муниципального района Ивановской области от 11.10.2018 № 1068-п в ЕГРН 16.10.2018 внесены изменения адресной части земельного участка: «Российская Федерация, Ивановская область, Южский муниципальный район, Талицко-Мугреевское сельское поселение, северо-западнее д. Большое». На основании межведомственного обращения Комитета  19.11.2019 произведена регистрация договора аренды от 11.11.2019 № 180 на земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182.

Минобороны РФ в судебное заседание до и после перерыва не явилось, в соответствии со ст.ст. 123, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания и его продолжении после перерыва. От соистца в материалы дела поступило ходатайство от 10.03.2021 о рассмотрении дела в отсутствие представителей Минобороны РФ.

Ответчик Комитет в судебное заседание до и после перерыва не явился, в соответствии со ст.ст. 123, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания и его продолжении после перерыва. Ответчик-3 определение суда о привлечении соответчика от 03.02.2021 получил 05.02.2021, что подтверждается уведомлением о вручении.

В соответствии с ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Третье лицо Управление Росреестра по Ивановской области в судебное заседание после перерыва не явилось, в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является надлежаще извещенным о времени и месте  продолжении судебного заседания после перерыва, о чем представитель третьего лица расписался в уведомлении – приложении к протоколу судебного заседания от 03.03.2021.

На основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного истца Минобороны РФ, ответчика Комитета, третьего лица Управления Росреестра по Ивановской области.

Заслушав Военного прокурора, ответчиков Администрацию и ФИО1, изучив имеющиеся документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.06.2010 № 637дсп Федеральное государственное учреждение «3 эксплуатационная комендатура Квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы» реорганизовано и из ФГУ выделено  Федеральное государственное учреждение «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 № 422-р изменен тип федерального государственного учреждения «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации» на Федеральное государственное казенное учреждение «Управление эксплуатации и расквартирования» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.10.2011 № 1813 Федеральное государственное казенное учреждение «Управление эксплуатации и расквартирования» Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации.

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 11.02.2015 № 72 Федеральное государственное казенное учреждение «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России).

Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 15.06.2016 № 997 ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России предоставлен земельный участок площадью 113 870 000 кв. м., входящий в границы Мугреевского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, расположенный по адресу: Ивановская область, Южский район.

Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 37:21:000000:5 (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения объектов, предназначенных для обеспечения обороны и безопасности).

Из материалов инвентаризации земель 1992 года, находящихся в пользовании Объединенных Вооружённых сил СНГ на территории Южского района Ивановской области № 236 следует, что на основании распоряжения Главы администрации Южского района Ивановской области от 08.05.1992 № 137 создана комиссия для проведения инвентаризации земель, находящихся в пользовании Объединенных Вооруженных Сил СНГ на территории Южского района Ивановской области.

В соответствии с актом о проведении инвентаризации земель Объединенных Вооружённых сил СНГ на территории Южского района Ивановской области от 16.06.1992 неиспользуемых земель не выявлено, комиссией определено: оставить участок в ведении Объединенных Вооружённых сил СНГ для ведения лесного хозяйства Гороховецким военлесхозом. Итоги инвентаризации земель, находящихся в пользовании Объединенных Вооружённых сил на территории области утверждены Постановлением Главы администрации Ивановской области от 29.07.21992 № 377.

В соответствии со свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования от 01.12.1992 № 32 Московскому военному округу, Нижегородская область, Володарский район, пос. Новосмолино, Гороховецкая КЭЧ Администрацией Южского района для не сельскохозяйственных целей предоставлено 11 387 га прочих угодий.

По акту на передачу (приемку) лесов, расположенных на землях обороны от 09.10.1998 Мостовским лесхозом Ивановского управления лесами Гороховецкому военлесхозу  передано 11 393 га лесов второй группы.

Совместная комиссия по подготовке документов о закреплении лесов, расположенных на землях обороны составила акт от 01.12.1998 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны за федеральными органами исполнительной власти во вопросам обороны» о том, что лесхозы Рослесхоза передали военным лесхозам (лесничествам, воинским формированиям и другим организациям минобороны России) леса, расположенные на землях обороны, с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны, в том числе, ФИО6 лесхоз передал Гороховецкому военлесхозу 11 393 га лесов 2 категории Южского района (принадлежность земельных участков на которых расположены подлежащие закреплению леса к землям обороны – постановление ВЦИК от 30.11.1930).

Совместным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации рои 15.12.2000 № 555/592 утвержден акт о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, в  Ивановской области – 43 403,8 га в соответствие с актом от 01.12.1998.

Право постоянного (бессрочного) пользования  в отношении земельного участка площадью 11 387 га, категории земель – земли промышленности и специального назначения, Ивановская область, Южский район, с кадастровым номером 37:21:000000:5, зарегистрировано за Гороховецкой квартирно-эксплуатационной частью Московского военного округа на основании Постановления главы администрации Южского района Ивановской области от 01.12.1992 № 386, от 18.05.2004 № 430, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.02.2005 серии 37АА № 000891.

Согласно сведениям ЕГРН Российская Федерация является собственником  земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5, право собственности РФ зарегистрировано 04.02.2005, 14.09.2016 в ЕГРН зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.

В материалы дела филиалом ФГКУ «УЛХиП» представлены материалы лесоустройства 2007-2008 годов, планшеты Мугреевского участкового лесничества по Южскому району Ивановской области, План лесонасаждений Мугреевского участкового лесничества и часть Плана лесонасаждений Мугреевского участкового лесничества по Южскому району Ивановской области, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182 площадью 11 959 586 кв.м., расположен внутри земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5 площадью 113 870 000 кв.м., Южского района, Ивановской области.

Минобороны России принято решение о проведении комплекса кадастровых работ, которое осуществлено в соответствии с государственным контрактом от 10.10.2019 № 07. Кадастровым инженером произведен комплекс работ по разделу исходного земельного участка площадью 113 870 000 кв.м с кадастровым номером 37:21:000000:5 путем образования в его границах земельных участков, занятых лесными насаждениями.

В соответствии с заключение кадастрового инженера ФИО4 (в рамках государственного контракта от 10.10.2019 № 07 на выполнение комплекса кадастровых работ) установлено, что  в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5 расположены земельные участки третьих лиц, в том числе земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182 площадью 11 959 586 кв.м., вид разрешенного использования – для размещения искусственно созданных водных путей, местоположение – Российская Федерация, Ивановская область, Южский муниципальный район, Талицко-Мугреевское сельское поселение, северо-западнее деревни Большое.

Из заключения кадастрового инженера ФИО4 также следует, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02 февраля 1998 № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» приказом Министерства природных ресурсов РФ и Минобороны РФ от 15 декабря 2000 № 555/592 «Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны» утвержден сводный акт передачи лесов от лесхозов Рослесхоза военным лесхозам (лесничествам) леса, расположенные на землях обороны в Ивановской области (далее – Сводный акт).

Согласно п. 2 Сводного акта из Мостовского лесхоза Рослесхоза в Гороховецкий военный лесхоз в Южском районе Ивановской области передано 11 393 га лесов. Границы лесов определены в одновременно переданных от Рослесхоза лесоустроительных планшетах, позволяющих установить прохождение границ на местности (далее – Планшеты).

Указанные леса располагаются на земельном участке, ранее предоставленном Министерству обороны постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 30.11.1930 (далее – Земельный участок), о чем сделана запись в Сводном акте.

В настоящее время Земельном участок учтен в ЕГРН с кадастровым номером 37:21:000000:5 с площадью 11 387 га по адресу обл. Ивановская, р-н Южский, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для размещения объектов, предназначенных для обеспечения обороны и безопасности. На Земельный участок зарегистрировано право собственности РФ (peг. запись № 37-01/21-02/2004-414 от 04.02.2005) и право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ, ИНН: <***> (peг. запись № 37-37/006-37/017/004/2016-2068/1 от 14.09.2016). Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Учитывая, что документы, определявшие местоположение границ Земельного участка при его образовании, отсутствуют, в соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», границами Земельного участка считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов. В данном случае природными объектами являются леса, следовательно, границами Земельного участка считаются границы лесов, переданных по Сводному акту, в соответствии с Планшетами.

Разница в площади переданных лесов - 11 393 га и учтенной в ЕГРН площади Земельного участка – 11 387 га составляет 6 га, или 0,053 % от площади участка. Таким образом, уточнение сведений о местоположении границ Земельного участка и его площади соответствует ограничениям, установленным п/п 32 п. 1 ст. 26 Закона о регистрации.

В рамках исполнения государственного контракта от 30.12.2013 № 8/ГК ФГУП «Рослесинфорг» была проведена оцифровка (векторизация) Планшетов в системе координат СК-42, проекция эллипсоида - Гаусса-Крюгера.

Кадастровый инженер пришел к выводу о том, что при сопоставлении уточненных по результатам кадастровых работ границ земельного участка с границами, учтенных в ЕГРН земельных участков, установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5 поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182 (далее – земельный участок 2), совместное расположение Земельного участка и земельного участка 2 указано на прилагаемых рисунках.

На основании постановления администрации Южского муниципального района от 13.06.2018 № 546-п утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местоположением: Российская Федерация, Ивановская область, Южский муниципальный район, Талицко-Мугреевское сельское поселение, юго-западнее деревни Большое, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли оборы, безопасности и земли иного специального назначения разрешенное использование – водоёмы (обводнённые карьеры), зона ИВ-1 – зона водных объектов, ориентировочной площадью 11 959 586 кв.м.

Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 03.10.2018 с присвоением кадастрового номера 37:21:030502:182, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Распоряжением Правительства Ивановской области от 02.08.2019 № 121-рп «О переводе земельных участков из одной категорию в другую» земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182 переведен из категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения».

ФИО1 24.09.2019 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 37:21:030502:182 для целей организации рыбного хозяйства.

Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации Южского муниципального района Ивановской области от 02.10.2019 № 940-и «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка» проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 37:21:030502:182, площадью 11 959 586 кв. м., стоимостью 13 035 948,74 руб., с местоположением: Российская Федерация, Ивановская область, Южский муниципальный район, Талицко-Мугреевское сельское поселение, северо-западнее д. Большое.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 11.11.2019 № 91.1 принято решение допустить к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, и признан участником аукциона ФИО1, на основании ч. 14 ст. 39.12 Земельного Кодекса Российской Федерации аукцион признан несостоявшимися, в течение 10 дней со дня подписания протокола решено направить ФИО1 три экземпляра подписанного проекта договора аренды земельного участка.

По результатам проведенного аукциона между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области (арендодатель) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (арендатор) 11.11.2019 заключен договор аренды № 180 (далее – договор аренды, спорный договор) о передаче последнему находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 37:21:030502:182.

Земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182 передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи к договору аренды.

Обременение земельного участка договором аренды зарегистрировано в ЕГРН (№ 37:21:030502:182-37/046/2019-1 от 19.11.2019).

Военный прокурор указал, что земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182 площадью 11 959 586 кв. м., входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5, является федеральной собственностью (в лице Министерства обороны Российской Федерации), в связи с чем у Администрации Южского муниципального района отсутствовали полномочия по изъятию данного участка, а у Комитета отсутствовало право на заключение договора аренды.

Полагая, что договор аренды не соответствует действующему законодательству и нарушает требования закона, в связи с чем, является ничтожной сделкой, Военный прокурор и Минобороны РФ обратились в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением о признании договора аренды земельного участка недействительным, об обязании Главы КФХ ФИО1 освободить земельный участок, предоставленный по договору аренды, снятии земельного участка с кадастровым номером 37:21:030502:182 с кадастрового учета.

Заслушав пояснения Военного прокурора, ответчиков Администрацию и ФИО1, проанализировав представленные документы, а также подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям положения действующего законодательства, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

В соответствии с положениями части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума № 25), сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, является ничтожной.

Как разъяснено в пункте 75 Постановления Пленума № 25, применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. При этом само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

В пункте 78 постановления Пленума № 25 разъяснено также следующее. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки. В исковом заявлении такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.

В рассматриваемом деле суд считает, что в силу абзацев 2 и 3 части 1 статьи 52 АПК РФ Военный прокурор в интересах Российской Федерации  вправе обратиться с настоящим иском в арбитражный суд о признании недействительной сделки и применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органом местного самоуправления. Кроме того, при рассмотрении настоящего дела в качестве соистца по делу привлечено Минобороны РФ, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» и подпунктом 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве постоянного (бессрочного) пользования или оперативного управления подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.

Таким образом, иск заявлен уполномоченными лицами.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5, право собственности РФ зарегистрировано 04.02.2005, 14.09.2016 в ЕГРН зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.01.2017, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 данного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с данным Федеральным законом (далее – ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером 37:21:000000:5, находящийся в собственности Российской Федерации с 04.02.2005, образованный из земель обороны, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, является ранее учтенным земельным участком, то есть объектом недвижимости, права на который подлежат судебной защите способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

С 01.01.2017 правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу данного Закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственная регистрация права на земельный участок, совершенная по правилам ранее действовавшего законодательства, при отсутствии в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка в случаях, установленных пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признается юридически действительной.

При этом ни Законом № 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами в настоящее время не установлена обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков и внесение таких сведений в ЕГРН. Установление местоположения границ и внесение в ЕГРН сведений о них осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков и сроками не ограничиваются.

Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2020 № 305-ЭС20-15163 по делу № А40-57217/2018.

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Закона № 221-ФЗ кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Суд полагает, что при рассмотрении настоящего спора установлению подлежит факт наложения спорного земельного участка на земельный участок Российской Федерации.

Так, из представленных в дело материалов лесоустройства (планшеты, планы), заключения кадастрового инженера ФИО4, составленного в рамках государственного контракта от 10.10.2019 № 07 с приложенными к нему материалами, следует, что земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182 входит в состав земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5, который является ранее учтенным объектом недвижимости и на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а также право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.

Таким образом, одна и та же часть поверхности земли учтена и как земельный участок с кадастровым номером 37:21:000000:5, и как земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182.

При этом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 37:21:000000:5 зарегистрировано в установленном порядке, не прекращалось.

Кроме того, при рассмотрении дела судом принято во внимание следующее. Из представленных в дело архивных документов Управлением Росреестра по Ивановской области, а именно материалов дела № 236 инвентаризации земель, находящихся в пользовании Объединенных Вооруженных Сил СНГ на территории Южского района Ивановской области следует, что при обследовании в 1992 году, не использованных Министерством обороны земель, подлежащих изъятию, не выявлено. Из представленного третьим лицом дела № 15 следует, что Постановлением Главы Южского муниципального района Ивановской области от 08.11.2006 № 1504 «Об утверждении акта выбора и проекта границ земельного участка» утвержден акт выбора от 12.10.2006 и проект границ земельных участков, из земель промышленности с местоположением: Ивановская область, Южский район, ориентировочной площадью 3,2 га - для размещения производственной базы и ориентировочной площадью 188 га - для торфоразработок. Каких-либо сведений о том, что земельный участок изъят из собственности РФ материалы дела № 15 не содержат.

Материалы настоящего дела не содержат доказательств изъятия спорного земельного участка из собственности Российской Федерации и передачи его в собственность иных лиц с согласия РФ либо Минобороны РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Администрация не имела полномочий по распоряжению спорным земельным участком, являющегося частью  земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5. При совершении сделки по передаче в аренду ФИО1 части земельного участка с кадастровым номером 37:21:000000:5, явно нарушен запрет, установленный законом по распоряжению имуществом только собственниками, в связи с чем оспариваемая сделка посягает на публичные интересы и является недействительной в силу ничтожности.

Статьями 9 и 65 АПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Проанализировав доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд принимает во внимание все представленные Военным прокурором доказательства в подтверждение факта наложения земельных участков и учитывает отсутствие ходатайств ответчиков о назначении экспертизы в подтверждение доводов о том, что спорный земельный участок не налагается на земельный участок с кадастровым номером 37:21:000000:5.

На основании изложенного, суд приходит к следующим выводам. Земельный участок с кадастровым номером 37:21:000000:5 является ранее учтенным земельным участком в государственном реестре недвижимости. Избранный истцами способ защиты путем предъявления требований о признании сделки недействительной в рассматриваемом случае направлен на восстановление права собственности Российской Федерации на земельный участок, из которого фактически сформирован и поставлен на кадастровый учет спорный земельный участок. Следовательно, имеются основания для признания сделки недействительной и применения последствий недействительности сделки в виде обязания ФИО1 освободить земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182 и снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета, поскольку наличие сведений о спорном земельном участке будет препятствовать определению в установленном порядке границ земельного участка, принадлежащего Российской Федерации.

Однако при рассмотрении настоящего спора, суд полагает, что истцам следует отказать в иске к администрации, поскольку стороной оспариваемой сделки выступал Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области, являющийся юридическим лицом и обладающий полномочиями по заключению договоров аренды земельных участков.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает требования Военного прокурора и Минобороны РФ обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Размер государственной пошлины по делу составляет 18 000 руб. и в связи с обоснованностью исковых требований подлежит отнесению на ответчиков. Однако госпошлина подлежит взысканию только с ФИО1 в размере 9 000 руб., поскольку ответчик – Комитет освобожден от ее уплаты в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 110, 156 (ч. 3, 5), 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Исковые требования удовлетворить частично.

Признать недействительным договор аренды от 11.11.2019 № 180, находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 37:21:030502:182, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области и ФИО1.

Обязать ФИО1 освободить земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182, с местоположением: Ивановская область, Южский муниципальный район, Талицко-Мугреевское сельское поселение, северо-западнее д. Большое, предоставленный по договору аренды от 11.11.2019.

Снять земельный участок с кадастровым номером 37:21:030502:182 с кадастрового учета.

2.    В удовлетворении иска к Администрации Южского Муниципального района Ивановской области отказать.

3.Взыскать с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в доход федерального бюджета 9 000 руб. госпошлины по делу.

На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции – Второй арбитражный апелляционный суд (статья 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Волго – Вятского округа - в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (статья 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                               О.А. Ильичева