АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново
27 июня 2014 года
Дело №А17-7370/2013
Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2014 года
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Торговой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коньковой И.Ю., рассмотрев дело, возбужденное по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖилСтройСервис» к муниципальному образованию городской округ Иваново в лице Администрации г. Иваново о взыскании задолженности по содержанию общего имущества дома и задолженности за отопление, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление жилищного хозяйства Администрации г. Иваново, Управление жилищной политики и ипотечного кредитования,
при участии в судебном заседании:
от истца – не явился,
от ответчика – не явился,
от Управления ЖКХ Администрации: представителя ФИО1 по доверенности № 01-25-253 от 17.03.2014,
от Управления Жилищной политики и ипотечного кредитования: представителя ФИО2 по доверенности от 05.11.2013 года,
установил:
в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ Иваново в лице Администрации г.Иваново (далее - ответчик) о задолженности по содержанию общего имущества дома, расположенного по адресу: <...> за IV квартал 2012 года в сумме 76397 руб. 22 коп., задолженности за отопление за IV квартал 2012 года в сумме 153004 руб. 85 коп., неустойки и судебных расходов, обратилось общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖилСтройСервис» (далее - истец).
Обращение с иском мотивировано неоплатой ответчиком оказанных истцом жилищно-коммунальных услуг и задолженности за отопление.
В судебном заседании истец, в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковое заявление в связи с признанием права проживания физических лиц в спорных квартирах и установления факта их длительного проживания в спорном периоде, и просит взыскать задолженности по содержанию общего имущества дома, расположенного по адресу: <...> за IV квартал 2012 года в сумме 49384 руб. 50 коп., задолженности за отопление за IV квартал 2012 года в сумме 82227 руб. 24 коп., неустойки в размере 8083 руб. 15 коп. и судебных расходов.
В судебные заседания ответчик не являлся, представителей не направлял. В порядке, определенном частью 1 статьи 123 АПК РФ, ответчик признан судом надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства. До начала судебного разбирательства от ответчика заявлений, ходатайств не поступило. Возражений против рассмотрения дела в отсутствие представителей ответчика от представителя истца не поступило. В порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебное разбирательство проведено в отсутствие ответчика.
Письменного отзыва на исковое заявление с указанием мотивов и возражений против заявленных исковых требований ответчиком в материалы дело не представлено.
Управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова представило в материалы дела письменный отзыв и дополнение к нему в которых указало на то, что в IV квартале 2012 года часть жилых помещений в доме №88 по ул. Ташкентская в г.Иваново несмотря на отсутствие договоров найма, были заняты гражданами и не могли быть заселены в установленном порядке, что подтверждается многочисленными решениями судов по искам Администрации г.Иваново к гражданам о признании не приобретшими право на жилую площадь и выселении. Обязанность предоставления субсидии на оплату коммунальных услуг на данные жилые помещения у Администрации города Иванова возникла в 2013 году, после вступления решений о выселении в законную силу. До этого момента обязанность по оплате коммунальных услуг была у граждан, фактически проживающих в вышеуказанных жилых помещениях.
Заслушав представителей сторон, изучив имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд установил.
27.09.2012г. между истцом и Управлением жилищнокоммунального хозяйства администрации г.Иваново, на основании проведенного 25.09.2012г. открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, был заключен договор, на основании которого истец осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...>. (Далее - Договор).
На основании п.2.1. договора, его предметом является обеспечение со стороны Управляющей организации благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества дома, а также регулирование предоставления собственникам и иным законным пользователям жилых и нежилых помещений жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с п. 3.3.1. договора собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за услуги управляющей организации с учетом всех пользователей услуг, а также иные платежи, установленные по решению общего собрания собственников помещений в доме.
В спорный период истец исполнял обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также по управлению многоквартирным домом в отношении собственников всех без исключения помещений в многоквартирном доме, что ответчиком не оспаривается.
В спорный период ответчик не оплачивал ООО «Управляющая компания «ЖилСтройСервис» услуги за управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также за отопление, в связи с чем, за ним образовалась задолженность за содержание общего имущества дома в сумме в сумме 49384 руб. 50 коп. и задолженность за отопление за IV квартал 2012 года в сумме 82227 руб. 24 коп.
ООО «Управляющая компания «ЖилСтройСервис» на основании указанного договора и постановления Администрации города Иванова от 14.05.2013г. №1047 «Об утверждении порядка расчета и предоставления субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным, иным специализированным кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим поставку ресурсов на коммунальные услуги населению, в целях возмещения затрат по содержанию общего имущества многоквартирных домов и предоставлению коммунальных услуг до заселения в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда» направляло в адрес Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова список незаселенных жилых помещений обслуживаемого дома для расчета объема возмещения расходов на содержание помещений и коммунальные услуги.
В ходе рассмотрения дела установлены жилые помещения, которые в спорный период были заняты гражданами без законных оснований, что подтверждается решениями судов общей юрисдикции. Обязанность предоставления субсидии на оплату коммунальных услуг на данные жилые помещения у Администрации города Иванова возникла в 2013 году, после вступления указанных решений о выселении в законную силу. До этого момента в спорный период 4 квартал 2012 года, обязанность по оплате за содержание общего имущества дома и отопление, в указанных выше квартирах лежала на проживающих в них гражданах.
Ответчик обязательства по внесению платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за услуги по отоплению помещений не исполняет.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, арбитражный суд пришел к заключению о правомерности и обоснованности уточненных исковых требований истца в части по следующим основаниям.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Аналогичная обязанность собственника помещений многоквартирного дома предусмотрена правовыми нормами, содержащимися в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которым собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (статьи 39 и 158 ЖКРФ).
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Следовательно, при выборе способа управления домом посредством управляющей организации собственники помещений многоквартирного дома обязаны вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома избранной управляющей организации.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковой для всех собственников помещений в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (пункты 29 - 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).
В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из приведенных норм следует, что начисление собственникам помещений в многоквартирном доме платы за предоставленные услуги управляющая организация должна производить с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов.
Стоимость услуг рассчитывается путем умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего количества месяцев задолженности. При этом, поскольку в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникающих у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Факты оказания истцом услуг в исковом периоде по содержанию и ремонту общедомового имущества, их объем и стоимость материалами дела подтверждены, сведений о выполнении истцом услуг ненадлежащего качества, а равно доказательств внесения ответчиком платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в деле не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов) в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно пункту 1 Порядка расчета и предоставления субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным, иным специализированным кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим поставку ресурсов на коммунальные услуги населению, в целях возмещения затрат по содержанию общего имущества многоквартирных домов и предоставлению коммунальных услуг до заселения в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее - Порядок) субсидии предоставляются в целях возмещения затрат по содержанию общего имущества многоквартирных домов и предоставлению коммунальных услуг до заселения в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Заселение жилых помещений представляет собой их предоставление в установленном действующим жилищным законодательством порядке, а именно: на условиях социального найма в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации; на условиях найма жилых помещений специализированного жилищного фонда - в соответствии с разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и решением Ивановской городской Думы от 28.05.2008 № 793 «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда»; на условиях коммерческого найма жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования (в соответствии с главой 35 Гражданского кодекса Российской Федерации и решением Ивановской городской Думы от 01.07.2009 № 1097 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования»).
Вместе с тем, жилые помещения не могут быть заселены (то есть предоставлены) в установленном порядке, в случае если они несвободны юридически (в жилых помещениях зарегистрированы граждане) и (или) фактически, доступа в которые у органа местного самоуправления не имеется, находятся в споре или самовольно заняты гражданам.
Судом установлено, что некоторые жилые помещения дома 88 по ул. Ташкентской в спорный период были заняты гражданами, проживающими в них без законных оснований, что подтверждается решениями судов, вынесенных в пользу Администрации г.Иваново о признании граждан не приобретшими права пользования жилыми помещениями и выселении.
Несмотря на отсутствие договоров найма указанных жилых помещений, в IV квартале 2012 года фактически они были не свободы и не могли быть заселены (то есть предоставлены) в установленном порядке, в связи с чем, Администрация города Иванова, как собственник дома 88 по улице Ташкентская в городе Иванове, была вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав, а именно о выселении вышеуказанных граждан, в связи с чем, требование истца в отношении взыскания задолженности за фактически заселенные квартиры были им скорректированы на основании предоставленных третьим лицом решений судов общей юрисдикции о выселении.
Третьи лица согласились с уточненными требованиями истца, за исключением взыскания задолженности по двум жилым помещениям, а именно: комната №28 кВ.№3 и ком. №38 кв. №4, по причине того, что в отношении этих комнат также имеются решения судов общей юрисдикции в отношении их занятии, что истцом не было учтено.
В связи с этим, уточненные исковые требования подлежат частичному удовлетворению в сумме: 77556 руб. 60 коп. задолженности за отопление, 46 579 руб. 38 коп. задолженности по оплате услуг по содержанию и управлению домом.
Судом отклоняется требование истца о взыскании законной неустойки по ст. 155 ЖК РФ судом оставлены без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Уплата пеней по истечении предусмотренного в ч. 14 ст. 155 ЖК срока обусловлена своевременным информированием плательщиков о размере подлежащих внесению платежей получателями этой платы путем представления последними платежных документов в срок, установленный в ч. 2 ст. 155 ЖК РФ. При этом истцом не представлено доказательств направления ответчикам оформленных требований и счетов с указанием конкретных денежных сумм для оплаты, указанный истцом период начисления пеней документально не подтвержден и, соответственно, не был определен момент исполнения обязательств.
Суд считает подлежащими частичному удовлетворению требования истца о возмещении судебных издержек в силу следующего.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, подлежат отнесению на другое лицо, участвующее в деле.
Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов исходя из смысла статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ разрешается арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Сторона, требующая возмещения расходов на оплату услуг представителя, должна представить доказательства, подтверждающие их разумность, что соответствует требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктам 20 и 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Юридическое сопровождение рассмотрения дела в Арбитражном суде Ивановской области со стороны истца осуществляло ООО «Право» на основании договора о правовом обслуживании №30/09/13-1 от 30.09.2013г. Стоимость юридических услуг по договору составила 12 500 рублей. Оплата понесенных судебных расходов подтверждается платежным поручением №443 от 16.10.2013г.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине по делу и судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные истцом, подлежат отнесению ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 153-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Уточненные исковые требования истца удовлетворить частично.
2.Взыскать с муниципального образования городской округ Иваново в лице Администрации города Иваново (адрес: 153048, <...> ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 21.08.1996) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖилСтройСервис» (153000, <...>, кВ.11, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 30.10.2008) 77556 руб. 60 коп. задолженности за отопление, 46 579 руб. 38 коп. задолженности по оплате услуг по содержанию и управлению домом, 4614 руб. 67 коп. расходов по госпошлине, 11 112 руб. 50 коп. расходов на оплату услуг представителя.
3.Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Судья Т.Е. Торгова