ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-7807/2021 от 11.10.2022 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-7807/2021

г. Иваново

18 октября 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2022 года

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Ильичевой Оксаны Александровны,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карпенковой И.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Прогресс-Строй» (ОГРН 1153702026554, ИНН 3702124531, Ивановская область, город Иваново)

к Областному казенному учреждению «Управление административными зданиями» (ОГРН 1023700543404, ИНН 3728013339, Ивановская область, город Иваново)

об обязании определить условия договора, по которым у ОКУ «Управление административными зданиями» и ООО «ПРОГРЕСС-СТРОЙ» имелись разногласия в редакции истца (с учетом уточнения от 07.07.2022),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент управления имуществом Ивановской области (ОГРН 1023700531800, ИНН 3728021266),

при участи в судебном заседании после перерыва:

от истца – представителя Перилова О.Ю. по доверенности от 23.07.2020, диплому, паспорту,

от ответчика – представителя Родионовой И.П. по доверенности от 21.10.2021, диплому (в подтверждении смены фамилии представлена копия свидетельства о расторжении брака), паспорту,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Прогресс-Строй» (далее – ООО «Прогресс-Строй», истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Областному казенному учреждению «Управление административными зданиями» (далее – ОКУ «Управление административными зданиями», Учреждение, ответчик) об обязании определить условия договора  № 32 на возмещение затрат по техническому обслуживанию и передаче коммунальных услуг в редакции истца.

Определением суда от 29.09.2021 исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 23.11.2021, к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент управления имуществом Ивановской области (далее – Департамент, третье лицо).

Протокольным определением суда от 23.11.2021 в соответствии со ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело назначено к судебному разбирательству  на 24.01.2022.

Протокольными определениями суда от 24.01.2022, 02.03.2022, 04.04.2022, 28.04.2022, 08.06.2022 в порядке ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание арбитражного суда первой инстанции  откладывалось на 02.03.2022, 04.04.2022, 28.04.2022, 08.06.2022, 13.07.2022 соответственно.

Определением суда от 13.07.2022 на основании статей 66, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у Областного казенного учреждения «Управление административными зданиями» истребован договор либо государственный контракт  на отопление здания, находящегося по адресу: г. Иваново, пр. Ленина, д.16, судебное заседание отложено на 04.08.2022.

ОКУ «Управление административными зданиями» 26.07.2022 представило запрошенные судом документы.

Протокольными определениями суда от 04.08.2022, от 15.09.2022 в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство отложено на 15.09.2022, затем на 05.10.2022.

Протокольным определением суда от 05.10.2022 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 11.10.2022.

Истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно сформулировав их в заявлении об уточнении исковых требований от 07.07.2022. Протокольным определением суда от 11.10.2022 на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принято заявление истца об уточнении исковых требований, рассмотрение дела продолжено с учетом уточненных требований об определении условий договора, по которым у ОКУ «Управление административными зданиями» и ООО «ПРОГРЕСС-СТРОЙ» имелись разногласия в редакции истца, а именно:

1) абз. 2 п.1.1. договора установить в редакции: «Стоимость услуг по техническому обслуживанию помещений определяется калькуляцией, указанной в приложении 1 к Договору, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора, при этом в работы по техническому обслуживанию помещений входят работы согласно Приложению №1».

2.1) п. 1 расчета в приложении №1 к договору в части определения возмещение затрат по техническому обслуживанию установить в следующей редакции:

1.   Возмещение  затрат по  техническому  обслуживанию  занимаемого  помещения составляет:

№п/п

Наименование работ

1.

1.Работы, выполняемые при проведении осмотров отдельных элементов и помещений:

·Устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации (смена прокладок в водопроводных кранах, уплотнение сгонов, устранение засоров, регулировка смывных бачков, крепление санитарно-технических приборов, прочистка сифонов, притирка пробочных кранов в смесителях, набивка сальников, смена поплавка шара, замена резиновых прокладок у колокола и шарового клапана, установка ограничителей - дроссельных шайб, очистка бачка от известковых отложений и др.), укрепление расшатавшихся приборов в местах их присоединения к трубопроводу, укрепление трубопроводов.

·Устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения (регулировка трехходовых кранов, набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции и др.; замена стальных радиаторов при течи, разборка, осмотр и очистка грязевиков воздухосборников, вантузов, компенсаторов регулирующих кранов, вентилей, задвижек; очистка от накипи запорной арматуры и др.; укрепление расшатавшихся приборов в местах их присоединения к трубопроводу, укрепление трубопроводов).

·Устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств (протирка и смена перегоревших электролампочек в помещениях общественного пользования, смена или ремонт штепсельных розеток и выключателей, мелкий ремонт электропроводки и др.).

  • Проветривание колодцев.
  • Проверка исправности канализационных вытяжек.
  • Проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах.
  • Проверка заземления ванн.
  • Мелкий ремонт печей и очагов (укрепление дверок, предтопочных листков и др.).
  • Прочистка канализационного лежака.
  • Промазка суриковой замазкой свищей, участков гребней стальной кровли и др.

·Проверка заземления оболочки электрокабеля, замеры сопротивления изоляции проводов.

·Проверка заземления оборудования (насосы, щитовые вентиляторы).

·Протирка и смена перегоревших электролампочек на лестничных клетках, технических подпольях и чердаках.

·Устранение мелких неисправностей электропроводки.

·Смена штепсельных розеток и выключателей.

2.

  • Работы, выполняемые при подготовке зданий к эксплуатации в весенне-летний период:
  • Укрепление водосточных труб, колен и воронок.
  • Расконсервирование и ремонт поливочной системы.
  • Снятие пружин на входных дверях.
  • Консервация системы центрального отопления.
  • Ремонт оборудования детских и спортивных площадок.
  • Ремонт просевших отмосток, тротуаров, пешеходных дорожек.
  • Устройство дополнительной сети поливочных систем.
  • Укрепление флагодержателей.
  • Консервация передвижных общественных туалетов (очистка, дезинфекция, промывка оборудования, подкраска, разгрузка рессор, регулировка оборудования).
  •  Работы по раскрытию продухов в цоколях и вентиляции чердаков. Осмотр кровель фасадов и полов в подвалах.

3.

Работы, выполняемые при подготовке зданий к эксплуатации в осенне-зимний период:

  • Укрепление оконных и балконных проемов.
  • Замена разбитых стекол окон, стеклоблоков и балконных дверей.
  • Утепление входных дверей в квартиры.
  • Ремонт и утепление чердачных перекрытий.
  • Ремонт и утепление трубопроводов в чердачных и подвальных помещениях.
  • Укрепление и ремонт парапетных ограждений.
  • Остекление и закрытие чердачных слуховых окон.
  • Изготовление новых или ремонт существующих ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, в подвалах.
  • Ремонт, регулировка и испытание систем водоснабжения и центрального отопления.  
  • Ремонт печей и кухонных очагов.
  • Ремонт и утепление бойлеров.
  • Ремонт, утепление и прочистка дымовентиляционных каналов.
  • Замена  разбитых  стеклоблоков,   стекол  окон,   входных  дверей  и дверей вспомогательных помещений.
  • Консервация поливочных систем.
  • Укрепление флагодержателей, номерных знаков.
  • Заделка продухов в цоколях зданий.
  • Ремонт и утепление наружных водоразборных кранов и колонок.
  • Ремонт и постановка пружин на входных дверях.
  • Ремонт и укрепление входных дверей.
  • Консервация общественных передвижных туалетов (очистка, дезинфекция, промывка оборудования, подкраска, снятие приборов и удаление воды, просушка, разгрузка рессор).

4.

Прочие работы:

  • Регулировка и наладка систем центрального отопления в период ее опробования. То же вентиляции.
  • Промывка системы центрального отопления.
  • Очистка и промывка водопроводных баков.
  • Регулировка и наладка  систем  автоматического управления  инженерным оборудованием.
  • Подготовка зданий к праздникам.
  • Прочистка колодцев.
  • Подготовка систем водостоков к сезонной эксплуатации.
  • Удаление с крыш снега и наледей.
  • Очистка кровли от мусора, грязи, листьев.

Итого:                                                                                             3 049 руб. 81 коп. в месяц

2.2.) п. 2 расчета в приложении №1 к договору установить в следующей редакции: «2. Возмещение затрат по услуге «Отопление» включает в себя затраты Учреждения по фактическому потреблению, соответствующие доле помещений, занимаемых Стороной 2».

2.3) п. 6 расчета в приложении № 1 к установить в следующей редакции «6. Возмещение затрат по услуге Регионального оператора «Обращение с твердыми коммунальными отходами» включает в себя фактические затраты Учреждения, соответствующее доле нормативного потребления от численности сотрудников Стороны 2».

Третье лицо Департамент в судебное заседание до и после перерыва не явилось, в соответствии со ст. 123, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания и его продолжении после перерыва. Департамент определение суда о принятии искового заявления к производству от 29.09.2021 получил 05.10.2021, что подтверждается уведомлением о вручении. Третьи лицо в ходатайстве от 10.10.2022 просило рассмотреть дело без участия представителя Департамента.

В соответствии с ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

На основании статей 121, 123, 156, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного третьего  лица.

Представитель истца в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, письменных объяснениях от 07.06.2022  заявлениях об уточнении исковых требований от 29.12.2021, 30.03.2022, 07.07.2022, в редакции от 11.10.2022, указав, что в силу уставной деятельности ОКУ «Управление административными зданиями» для ответчика является обязательным заключение спорного договор. Истцом указано, что в процессе рассмотрения спора сторонами договора остался не урегулирован вопрос о стоимости услуг по техническому обслуживанию помещений, переданных по договору аренды от 29.06.2021, определяемый  в абз. 2 п.п. 1 договора  № 32, а также в приложении № 1 к договору № 32. При этом истцом указано на необходимость конкретизации перечня наименования работ, затраты на которые подлежат возмещению истцом, в п. 1 расчета в приложении № 1 к договору, определенному на основе ч. 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ, п. 2.1. Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. По мнению истца, расчет затрат по услуге Регионального оператора подлежат возмещению в объеме фактических затрат ответчика, соответствующих доле нормативного потребления от численности сотрудников истца.

Представитель ответчика заявил возражения относительно исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск 26.10.2022, дополнениях к отзыву от 24.01.2022, 18.02.2022, 30.03.2022, 06.10.2022. Ответчик указал, что порядок заключения договоров на возмещение затрат по техническому обслуживанию и передаче коммунальных услуг с арендаторами недвижимого имущества, находящегося в собственности Ивановской области, регламентирован нормативно-правовыми актами Ивановской области. ОКУ «Управление административными зданиями» не возражает в установлении пункта 2 в заявлении об изменении исковых требований от 17.01.2022 в редакции истца, поскольку текст не противоречит условиям, изложенным в Договоре № 32. Ответчик просил установить пункт 5 в заявлении об изменении исковых требований от 17.01.2022 в редакции ответчика: «Возмещение затрат по услуге Регионального оператора «Обращение с твердыми коммунальными отходами» включает в себя затраты Учреждения по возмещению третьим лицам, соответствующее доле помещений, занимаемых Стороной 2», поскольку оплата такой услуги производится ответчиком в зависимости от объема вывозимых твердых коммунальных отходов, а не от нормативного потребления от численности сотрудников.

Третье лицо в отзыве на иск от 11.10.2021 оставило разрешение вопроса об урегулировании возникших между истцом и ответчиком разногласий на усмотрение суда, указав на то, что на территории субъекта Ивановской области отсутствует какой-либо нормативный правовой акт, определяющий порядок возмещения затрат по техническому обслуживанию и передаче коммунальных услуг арендаторами (ссудополучателями) недвижимого имущества, находящегося в собственности Ивановской области. Третье лицо ходатайством от 10.10.2022 просило рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.

Заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Между Департаментом управления имуществом Ивановской области (Арендодатель), ОКУ «Управление административными зданиями» (Держатель имущества казны) и ООО «Прогресс-Строй» (Арендатор) 29.06.2021 заключен договор аренды №11/2021 на недвижимое имущество скадастровым номером 37:24:010109:446, расположенное в здании с кадастровым номером 37:24:010109:144 по адресу: Ивановская область, г. Иваново, пр. Ленина, д. 16, в отношении которого утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Здание губернского комиссариата просвещения, в котором в 1918г. работал писатель-революционер Фурманов Дмитрий Андреевич», расположенного по адресу: г. Иваново, пр-т. Ленина, д. 16 (далее – договор аренды).

Пунктом 2.1.2. договора аренды предусмотрена обязанность Держателя имущества казны в двухнедельный срок с момента подписания настоящего договора заключить с арендатором договор на возмещение расходов по техническому обслуживанию и передаче коммунальных услуг.

Пунктом 2.3.2 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора в двухнедельный срок с момента подписания настоящего договора заключить с Держателем имущества казны договор на возмещение расходов по техническому обслуживанию и передаче коммунальных услуг.

Во исполнение указанной обязанности ответчик 28.06.2021 по электронной почте направил истцу проект договора на возмещение затрат по техническому обслуживанию №32. Согласно представленному проекту договора расчет возмещения затрат по техническому обслуживанию арендуемого имущества на 2021 г. составил 22 917 руб. 11 коп. (ставка 848 руб. 52 коп. за 1 кв.м.). При этом, как видно из расчета, техническое обслуживание складывается из эксплуатационных расходов и административно-хозяйственных расходов.

Истец 29.06.2021 в ответ направил протокол разногласий, согласно которого просил прописать стоимость услуг по техническому обслуживанию помещений с указанием видов работ и прогнозируемых объемов работ в натуральных показателях.

Ответчик 29.06.2021 направил истцу расчет возмещения затрат по техническому обслуживанию.

Также ответчик 29.06.2021 направил истцу по электронной почте  проект договора с приложением расчета возмещения затрат по техническому обслуживанию.

Держатель имущества казны 05.07.2021 в бумажной форме направил истцу проект договора №32 на возмещение затрат по техническому обслуживанию. Согласно представленному проекту договора расчет возмещения затрат по техническому обслуживанию арендуемого имущества на 2021 г. составил 17 070 руб. 35 коп. (ставка 632 руб. 04 коп. за 1 кв.м.). по сравнению с первоначальным вариантом снижена стоимость охранных мероприятий и оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда.

Истец, не согласившись с представленным проектом, направил в адрес ответчика  07.07.2021  протокол разногласий с письменной позицией относительно представленного расчета.

От ОКУ «Управление административными зданиями» в адрес истца 09.07.2021 поступил ответ с приложением протокола согласования разногласий.

Истец письмом от 22.07.2021 обратился в Департамент с указанием на наличие разногласий между арендатором и Держателем имущества казны по урегулированию вопроса на возмещение затрат по техническому обслуживанию переданного в аренду имущества.

Департамента письмом от 29.07.2021 указал истцу на необходимость передачи спора на рассмотрение в суд.

В связи с недостижением согласования отдельных пунктов договора, истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд с требованием об урегулировании разногласий.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к заключению о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований об урегулировании разногласий.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.

В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом вышеизложенных правовых норм суд должен оценить законность и обоснованность редакций спорных условий, предложенных обеими сторонами, а также определить в решении и отразить в резолютивной части редакцию принятого судом условия, соответствующую законодательству и отвечающую балансу интересов сторон.

В ходе рассмотрения спора между сторонами снят ряд разногласий. Как следует из пояснений и возражений лиц, участвующих в деле, разногласия сторон сводятся к определению условия абзаца 2 пункта 1.1 договора, а также пунктов 1, 2 (по которому стороны не возражали против включения его в текст договора в редакции истца), 6  расчета в приложении № 1 к договору.

Материалами дела установлено, что пунктом 2.1.2. договора аренды предусмотрена обязанность Держателя имущества казны в двухнедельный срок с момента подписания настоящего Договора заключить с Арендатором договор на возмещение расходов по техническому обслуживанию и передаче коммунальных услуг.

Пунктом 2.3.2 договора аренды предусмотрена обязанность Арендатора в двухнедельный срок с момента подписания договора заключить с Держателем имущества казны договор на возмещение расходов по техническому обслуживанию и передаче коммунальных услуг.

При разрешении разногласий сторон по абзацу 2 пункта 1.1 и п. 1 расчета в приложении № 1 к договору, истец ООО «Прогресс-Строй» считает подлежащим применению ч. 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ, п. 2.1. Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее – Приказ № 312).

Указанные доводы истца подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно п. 2.1 Устав областного казенного учреждения «Управление административными зданиями, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 28.11.2011 №433-п «Об утверждении уставов областных казенных учреждений, подведомственных Правительству Ивановской области» (далее – устав) предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий Ивановской области в решении вопросов использования и сохранения находящихся в ведении Учреждения зданий, сооружений и иных помещений в техническом исправном состоянии, обеспечения бесперебойной работы оборудования и находящихся в них устройств, а также обеспечение сохранности, организации обслуживания и осуществления услуг по эксплуатации имущества казны Ивановской области на основании договоров заключенных Департаментом с учреждением.

Пунктом 2.2 Устава установлены цели деятельности учреждения: обеспечение сохранности и осуществления технического обслуживания зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий, находящихся в оперативном управлении (п.  2.2.1); обеспечение сохранности и осуществления технического обслуживания зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий, находящихся в оперативном управлении Правительства Ивановской области (п.  2.2.2); исполнение функций держателя имущества казны Ивановской области на основании договоров, заключенных с Департаментом (п.  2.2.3); организация обслуживания и осуществления услуг по эксплуатации имущества Ивановской области, находящегося в оперативном управлении Учреждения и сданного им в аренду или переданного в безвозмездное пользование (п.  2.2.4).

В силу п. 2.3. и 2.3.1. Устава для достижения целей указанных в п.2.2. Устава Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующий основной вид деятельности: заключает договоры (государственные контракты) в целях обслуживания и осуществления услуг по эксплуатации имущества Ивановской области, закрепленного на праве оперативного управления и имущества казны Ивановской области в пределах финансовых средств. На сновании Устава был принят Регламент о порядке заключения и исполнения договоров на возмещение затрат на коммунальные услуги, утвержденный Приказом от 15.01.2020 № 6.

Оценив представленные документы, взаимоотношения сторон по спорному договору, суд принимает во внимание, что порядок заключения договоров на возмещение затрат по техническому обслуживанию и передаче коммунальных услуг с арендаторами недвижимого имущества, находящегося в собственности Ивановской области установлен Регламентом о порядке заключения и исполнения договоров на возмещение затрат на коммунальные услуги и оказание эксплуатационных расходов и административно-хозяйственных услуг арендаторами (ссудополучателями) недвижимого имущества, находящегося в собственности Ивановской области, утвержденного Приказом учреждения от 15.01.2020 №6.

Расчет ставки на возмещение затрат по техническому обслуживанию недвижимого имущества и порядок возмещения коммунальных услуг производится в соответствии с методикой, утвержденной распоряжением Аппарата Правительства Ивановской области от 29.09.2016 № 50-х «Об утверждении методики прогнозирования поступления доходов в областной бюджет, закрепленных за Правительством Ивановской области, как главным администратором доходов областного бюджета», с учетом распоряжения от 24.07.2019 № 41-х о внесении изменений в указанное распоряжение.

Расчет ставки в расчете на 1 кв.м. занимаемого недвижимого имущества, находящегося в ведении Учреждения по адресу г. Иваново, пр. Ленина, д. 16 на период с 01.01.2021 по 31.12.2021, применяемой в рамках заключаемых договоров на возмещение затрат по техническому обслуживанию, утвержден Приказом учреждения от 29.06.2021 № 29 «Об установлении договорных ставок».

Согласно Порядку определения платы для физических и юридических лиц с целью возмещения затрат ОКУ «Управление административными зданиями» по техническому обслуживанию и передаче коммунальных услуг, утвержденному Приказом учреждения от 01.04.2016 № 20, ОКУ «Управление административными зданиями» заключает договоры в целях обслуживания и осуществления услуг по содержанию и эксплуатации имущества Ивановской области, закрепленного на праве оперативного управления и имущества казны Ивановской области, в пределах финансовых средств. Принцы формирования платы:

- Плата не может превышать экономически  обоснованных расходов на их оказание, определенных расчетным методом в соответствии с порядком;

- Плата рассчитывается на очередной финансовый год;

- Плата складывается из расчета стоимости на возмещение затрат по техническому  обслуживанию   и  расчета  стоимости   на  возмещение затрат по передаче коммунальных услуг (отопление, электроэнергия, холодная вода);

- В плату на возмещение затрат учреждения включаются налоги и сборы, начисляемые и уплаченные в соответствии с действующим законодательством.

Методика определения платы:

- Расчет платы за возмещение затрат по техническом обслуживанию осуществляется согласно сформированных затрат на площади, находящейся в оперативном управлении учреждения и в казне Ивановской области, переданные учреждению в целях обслуживания и содержания. Данные к расчету берутся из бюджетной сметы согласно перечню расходов, которые несет учреждение на содержание площадей. Исходя из сформированных затрат рассчитывается ставка на 1 кв.м занимаемых площадей в год по услугам на техническое обслуживание.

- Ставки на возмещение затрат по техническому обслуживанию и тарифные ставки на возмещение затрат по передаче коммунальных услуг утверждаются приказом начальнику учреждения с приложением расшифровки ставок по каждому административному зданию.

Указанной методикой также определен перечень расходов на возмещение затрат по техническому обслуживанию и передаче коммунальных услуг.

Таким образом, поскольку уставной деятельностью ответчика является, в том числе,  организация обслуживания и осуществления услуг по эксплуатации имущества Ивановской области, расчет ставки на возмещение затрат по техническому обслуживанию недвижимого имущества и порядок возмещения коммунальных услуг определен ответчиком в соответствии с методикой, утвержденной распоряжением Аппарата Правительства Ивановской области от 29.09.2016 № 50-х «Об утверждении методики прогнозирования поступления доходов в областной бюджет, закрепленных за Правительством Ивановской области, как главным администратором доходов областного бюджета» (в редакции распоряжения от 24.07.2019 № 41-х), которая не отменена либо не изменена, следовательно, абзац 2 пункта 1.1 договора №32 должен быть принят в редакции ответчика:

«Стоимость услуг по техническому обслуживанию помещений приведена в приложении 1 к Договору, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.»

Кроме того, по указанным выше основаниям,  пункт 1 расчета в приложении № 1 к договору в части определения возмещения затрат по техническому обслуживанию в следующей редакции:

«Размер возмещаемых затрат по техническому обслуживанию занимаемого помещения устанавливается в соответствии с Методикой прогнозирования поступления доходов в областной бюджет, закрепленных за Правительством Ивановской области, как главным администратором доходов областного бюджета, утвержденной распоряжением аппарата Правительства Ивановской области от 29.09.2016 № 50-х (в редакции Распоряжения аппарата Правительства Ивановской области от 24.07.2019 № 41-х) составляет:

Ставка за 1 кв.м в год = 632,04 руб.

Общая сумма в месяц   632,04 руб. х 324,1 кв.м : 12 мес. = 17 070,35 руб.

Общая сумма за период с 29.06.2021г. по 31.12.2021г. 17 070,35 руб. х 6 мес. и 2 дня = 103 560,14 руб.».

Суд принимает во внимание, что при рассмотрении дела ответчиком не заявлялись разногласия по пункту 2 проекта приложения № 1  к договору № 32, следовательно, пункт 2 расчета в приложении № 1 к договору в части определения возмещения затрат по техническому обслуживанию в редакции истца: «Возмещение затрат по услуге «Отопление» включает в себя затраты Учреждения по фактическому потреблению, соответствующие доле помещений, занимаемых Стороной 2.»

Рассмотрев разногласия по п. 6 расчета в приложении № 1 к договору № 32, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В соответствии с ч.2 ст.24.7 Закона об отходах производства и потребления по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления).

В силу части 1 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Согласно положениям Правил №1156 под потребителем понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При расчете объемов оказанных услуг суд руководствуется п.5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505 (далее – Правила коммерческого учета), согласно которому коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

При этом первые два способа (расчетные) подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (п.6 Правил коммерческого учета), третий способ - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (пункт 9 Правил коммерческого учета), все три способа - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 7 Правил коммерческого учета).

В соответствии с Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.02.2017 №133-н/1 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ивановской области» среднемесячный норматив накопления твердых коммунальных отходов для офисных помещений определен в размере 0,121куб.м на 1 сотрудника.

При этом судом принято во внимание, что истец, являясь собственником твердых коммунальных отходов, был бы обязан заключить договор на обращение с ТКО по адресу места нахождения арендованного имущества. Указанные правоотношения также подлежали бы урегулированию на основании Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505, Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.02.2017 №133-н/1 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ивановской области».

Суд также учитывает, что права истца не могут ухудшаться ответчиком при выставлении обществу к возмещению затрат по услуге Регионального оператора «Обращение с твердыми коммунальными отходами» с учетом определенного Правилами коммерческого учета порядка расчетов.

На основании изложенного, суд считает возможным:

- изложить абзац 2 пункта 1.1 договора №32 на возмещение затрат по техническому обслуживанию и передаче коммунальных услуг от 05.07.2021 в редакции ответчика: «Стоимость услуг по техническому обслуживанию помещений приведена в приложении 1 к Договору, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.»

- изложить пункт 1 расчета в приложении № 1 к договору в части определения возмещения затрат по техническому обслуживанию в следующей редакции:

«Размер возмещаемых затрат по техническому обслуживанию занимаемого помещения устанавливается в соответствии с Методикой прогнозирования поступления доходов в областной бюджет, закрепленных за Правительством Ивановской области, как главным администратором доходов областного бюджета, утвержденной распоряжением аппарата Правительства Ивановской области от 29.09.2016 № 50-х (в редакции Распоряжения аппарата Правительства Ивановской области от 24.07.2019 № 41-х) составляет:

Ставка за 1 кв.м в год = 632,04 руб.

Общая сумма в месяц   632,04 руб. х 324,1 кв.м : 12 мес. = 17 070,35 руб.

Общая сумма за период с 29.06.2021г. по 31.12.2021г. 17 070,35 руб. х 6 мес. и 2 дня = 103 560,14 руб.»

- изложить  пункт 2 расчета в приложении № 1 к договору в части определения возмещения затрат по техническому обслуживанию в редакции истца:

«Возмещение затрат по услуге «Отопление» включает в себя затраты Учреждения по фактическому потреблению, соответствующие доле помещений, занимаемых Стороной 2.»

- изложить пункт 6 расчета в приложении № 1 к договору в части определения возмещения затрат по техническому обслуживанию в редакции истца:

«Возмещение затрат по услуге Регионального оператора «Обращение с твердыми коммунальными отходами» включает в себя затраты Учреждения, соответствующее доле нормативного потребления Стороны 2 – общества с ограниченной ответственностью «Прогресс-Строй» (ОГРН 1153702026554, ИНН 3702124531) от численности сотрудников.»

На основании вышеизложенного уточненные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103, ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда).

Государственная пошлина по делу составляет 6 000 руб. и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 156 (ч. 5), 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Исковые требования удовлетворить частично.

Урегулировать разногласия, возникшие между Областным казенным учреждением «Управление административными зданиями» (ОГРН 1023700543404, ИНН 3728013339) и обществом с ограниченной ответственностью «Прогресс-Строй» (ОГРН 1153702026554, ИНН 3702124531) при заключении договора №32 на возмещение затрат по техническому обслуживанию и передаче коммунальных услуг от 05.07.2021.

Принять абзац 2 пункта 1.1 договора №32 на возмещение затрат по техническому обслуживанию и передаче коммунальных услуг от 05.07.2021 в редакции ответчика:

«Стоимость услуг по техническому обслуживанию помещений приведена в приложении 1 к Договору, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.»

Принять пункт 1 расчета в приложении № 1 к договору в части определения возмещения затрат по техническому обслуживанию в следующей редакции:

«Размер возмещаемых затрат по техническому обслуживанию занимаемого помещения устанавливается в соответствии с Методикой прогнозирования поступления доходов в областной бюджет, закрепленных за Правительством Ивановской области, как главным администратором доходов областного бюджета, утвержденной распоряжением аппарата Правительства Ивановской области от 29.09.2016 № 50-х (в редакции Распоряжения аппарата Правительства Ивановской области от 24.07.2019 № 41-х) составляет:

Ставка за 1 кв.м в год = 632,04 руб.

Общая сумма в месяц   632,04 руб. х 324,1 кв.м : 12 мес. = 17 070,35 руб.

Общая сумма за период с 29.06.2021г. по 31.12.2021г. 17 070,35 руб. х 6 мес. и 2 дня = 103 560,14 руб.»

Принять пункт 2 расчета в приложении № 1 к договору в части определения возмещения затрат по техническому обслуживанию в редакции истца:

«Возмещение затрат по услуге «Отопление» включает в себя затраты Учреждения по фактическому потреблению, соответствующие доле помещений, занимаемых Стороной 2.»

Принять пункт 6 расчета в приложении № 1 к договору в части определения возмещения затрат по техническому обслуживанию в редакции истца:

«Возмещение затрат по услуге Регионального оператора «Обращение с твердыми коммунальными отходами» включает в себя затраты Учреждения, соответствующее доле нормативного потребления Стороны 2 – общества с ограниченной ответственностью «Прогресс-Строй» (ОГРН 1153702026554, ИНН 3702124531) от численности сотрудников.»

2.Судебные расходы отнести на ответчика.

Взыскать с Областного казенного учреждения «Управление административными зданиями» (ОГРН 1023700543404, ИНН 3728013339) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Прогресс-Строй» (ОГРН 1153702026554, ИНН 3702124531) 6 000 руб. госпошлины по делу.

На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции – Второй арбитражный апелляционный суд (статья 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Волго – Вятского округа - в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (статья 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                            О.А. Ильичева