АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
153022 г.Иваново, ул.Богдана Хмельницкого, д.59б
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Иваново Дело № А17-7984/2012
23 июля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 июля 2013 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Романовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества «Экспресс-сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 1 427 431 рублей при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Комитета Ивановской области по транспорту (ОГРН <***>)
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 01.12.2012 г. (паспорт)
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 14.12.2012 (удостоверение)
У С Т А Н О В И Л:
Закрытое акционерное общество «Экспресс-сервис» обратилось в арбитражный суд Ивановской области с иском к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 1 427 431 рублей. В качестве правового обоснования истец указал ст. 16, 790, 1069 ГК РФ.
Определением арбитражного суда от 29.01.2013 исковое заявление принято к производству суда и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 13-30 часов 25.02.2013 года, о чем стороны извещены надлежащим образом. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет Ивановской области по транспорту. Ответчикам и третьему лицу предложено представить письменный отзыв и дополнительные документы в обоснование своих доводов и возражений.
Определением арбитражного суда от 25.02.2013 дело признано подготовленным к судебному разбирательству и назначено на 10-00 часов 18.03.2013 года, о чем стороны извещены надлежащим образом.
Определением арбитражного суда Ивановской области от 18.03.2013 года судебное заседание отложено на 10-00 часов 16.04.2013 года по ходатайству ответчика.
Определением от 16.04.2013 по ходатайству ответчика производство по делу № А17-7984/2012 по иску ЗАО «Экспресс-сервис» к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей приостановлено до рассмотрения кассационной жалобы по аналогичному делу №А17-4463/2012 по иску ИП ФИО3 к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей
Определением арбитражного суда от 27.05.2013 года на 09-30 часов 23.07.2013 года назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу. Лицам, участвующим в деле предложено подготовиться к рассмотрению иска по существу после возобновления производства по делу.
Ответчик – Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. С учетом мнения истца и представителя Департамента финансов Ивановской области на основании ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Протокольным определением арбитражного суда от 23.07.2013 года на основании ст.ст. 146, 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу возобновлено
В судебном заседании истец поддержал исковые требования с учетом уточнения в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-УГ утверждены перечни (федеральный регистр и областной регистр) категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта, а также Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области. За период с июня 2009 года по февраль 2011 года транспортом истца перевезено 952 948 гражданина, в том числе включенных в федеральный регистр 269 575 граждан, в региональный регистр – 683373 гражданина. Перевозка осуществлялась по тарифам не превышающим тариф, установленный Региональной службой по тарифам Ивановской области. Перевозка пассажиров осуществлялась истцом на основании договоров об оказании услуг по перевозке льготной категории граждан, заключенных с Комитетом Ивановской области по транспорту и связи. В условиях договоров предусмотрено, что затраты перевозчика за перевозку льготной категории пассажиров осуществляются по действующему у перевозчика тарифу, но не выше уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. Постановлением Правительства Ивановской от 31.01.2007 № 11-п предельный максимальный уровень тарифа на перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте в городском сообщении установлен в размере 7 рублей за одну поездку, с 01.10.2010 предельный максимальный тариф утвержден в размере 8 рублей за одну поездку. Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 № 142-п с 01.06.2008 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области – в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку в автобусах всех типов (кроме Газель) – 9 рублей, в автобусах типа ГАЗЕЛЬ – 10 рублей.
Комитетом по транспорту в соответствии с Указами Губернатора Ивановской области, заключенными договорами и Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п понесенные истцом затраты по перевозке льготной категории граждан возмещены из расчета 7 рублей за одну поездку, с 01.10.2010 – из расчета 8 рублей за одну поездку. По мнению истца, его убытки по перевозке льготных категорий граждан за период с июня 2009 года по февраль 2011 года составили 1 427 431 рублей и подлежат компенсации за счет средств областного бюджета в размере 1 021 848 рублей за перевозку льготников, указанных в региональном регистре и за счет средств федерального бюджета в размере 405583 рублей за перевозку льготников, указанных в федеральном регистре. Истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей. Заявления ответчиков о пропуске срока исковой давности истец полагает необоснованными.
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Из письменного отзыва Департамента финансов следует, что осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов должно производиться из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации. С 2010 года субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта из федерального бюджета не поступали. Средств, выделенных в 2009 году, оказалось недостаточно для возмещения расходов транспортных организаций по перевозке граждан, меры социальной поддержки которым предоставлены на основании федеральных законов. Истцом не доказан факт причинения убытков указами Губернатора области и постановлением Правительства области, размер этих убытков, несоответствие вышеназванных актов действующему законодательству. Расходы перевозчика на перевозку льготных категорий пассажиров возмещены в соответствии с условиями договоров в полном объеме. Факт оказания услуг по перевозке льготных категорий граждан, а также объем оказанных услуг ответчиком не оспаривается Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности. Расходы, понесенные истцом на оплату услуг представителя, полагает завышенными.
Из письменного отзыва Министерства финансов РФ следует, что исковые требования необоснованны и подлежат оставлению без удовлетворения. С 2005 года федеральными законами не предусмотрена льгота в виде бесплатного проезда на общественном транспорте, а, следовательно, и обязанность Российской Федерации по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях. В 2009 года из федерального бюджета Ивановской области были направлены субвенции, в 2010-2011 годах – дотации. Департаментом финансов Ивановской области не представлено доказательств недостаточности средств выделенных субъекту РФ в 2009 - 2011 годах межбюджетных трансфертов. Российская Федерация никаких обязательств ни перед Ивановской областью, ни перед истцом в сфере транспортных услуг не имеет. Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в спорный период ЗАО «Экспресс-сервис» (перевозчик) осуществляло деятельность по перевозке льготной категории граждан во исполнение договоров от 23.06.2009 № ЛП 09-02-1/279, от 27.10.2009 № ЛП09-29-2/301, от 01.01.2010 №ЛП10-02-1/035, от 01.10.2010 № ЛП 10-29-2/039, от 01.01.2011 № ЛП 11-02-1/080, заключенных с Комитетом Ивановской области по транспорту и связи (позднее Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области, Комитет Ивановской области по транспорту) (заказчик) и в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-УГ.
В пункте 2.2. указанных договоров сторонами предусмотрено условие, что Комитет по транспорту будет принимать от перевозчика предъявленные им отчеты только установленного образца, осуществлять оплату по предъявленным отчетам в течение 10 дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке граждан льготных категорий, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных отчетов осуществляется, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2007 N 30-п) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку. Впоследствии Постановлением Правительства Ивановской области от 29.09.2010 № 343-П внесены изменения, с 01.10.2010 предельный максимальный тариф утвержден в размере 8 рублей за одну поездку.
За указанный период истцом было перевезено 952 948 гражданина, имеющих право на льготы по проезду, в том числе включенных в федеральный регистр 269575 гражданина, в региональный регистр – 683373 граждан.
Затраты истца за перевозку льготной категории граждан (федеральных и региональных льготников) были возмещены Комитетом по транспорту, исходя из тарифа, установленного Правительством Ивановской области - 7 рублей за одну поездку, с 01.10.2010 – 8 рублей за одну поездку
Постановлением Правительства Ивановской области от 25.05.2007 № 128-п «О внесении изменений в Положение о Региональной службы по тарифам Ивановской области» внесены изменения в пункт 1 раздела 1 Положения о Региональной службы по тарифам Ивановской области, согласно которым Региональная служба по тарифам Ивановской области является исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным осуществлять на территории Ивановской области государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных и торговых организаций (среди прочих полномочий по установлению тарифов). В пределах своей компетенции Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 № 142-п с 01.06.2008 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области – в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку в автобусах всех типов (кроме Газель) – 9 рублей, в автобусах типа ГАЗЕЛЬ – 10 рублей.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, были возмещены ответчиком не в полном объеме (из расчета 7 рублей за одну поездку с 01.10.2010 – 8 рублей за одну поездку), что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков. Правовым основанием иска истец указал статьи 16, 790, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и реформированием межбюджетных отношений с разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, в том числе с 1 января 2005 года отменены установленные законодательством Российской Федерации льготы, предусматривающие право бесплатного проезда граждан в городском пассажирском транспорте. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Статьей 73 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг «О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области» в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, на территории Ивановской области организован льготный проезд граждан на пассажирском транспорте общего пользования, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области (далее - льготный проезд граждан), с использованием социальной карты жителя Ивановской области. Данным Указом утвержден Порядок льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 2), а также Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 3).
Социальная карта жителя Ивановской области предоставляется гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания, финансируемые за счет средств бюджета Ивановской области и межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Приложению № 3 к Указу на Комитет Ивановской области по транспорту возложена обязанность по возмещению перевозчикам стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п «Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте» (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 Приложения № 3 к Указу Порядка Департамент финансов Ивановской области перечисляет комитету Ивановской области по транспорту средства на возмещение перевозчикам стоимости проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте"
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (с последующими дополнениями и изменениями) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку; Впоследствии Постановлением Правительства Ивановской области от 29.09.2010 № 343-П внесены изменения в указанное Постановление, с 01.10.2010 предельный максимальный тариф утвержден в размере 8 рублей за одну поездку.
Во исполнение утвержденного Указом Губернатора Ивановской области Порядка Комитет по транспорту заключил с ЗАО «Экспресс-сервис» (перевозчик) договоры от 23.06.2009 № ЛП 09-02-1/279, от 27.10.2009 № ЛП09-29-2/301, от 01.01.2010 №ЛП10-02-1/035, от 01.10.2010 № ЛП 10-29-2/039, от 01.01.2011 № ЛП 11-02-1/080, об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта. Предметом договоров, заключенных на 2009 - 2011 годы, являлось оказание услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-уг, на маршрутах Ивановской области по социальным картам жителя Ивановской области и возмещение связанных с этим затрат перевозчику.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Следовательно, законодатель предусмотрел полное возмещение перевозчику затрат, связанных с предоставлением установленных льгот.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между ответчиками имеется спор в части недостаточности средств, перечисленных из федерального бюджета в виде субвенций в 2009 году и не выделении средств на указанные цели в 2010-2011 годах. Возражения Министерства финансов РФ сводятся также к тому, что предоставление льгот граждан, включенных в федеральный регистр, не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, так как федеральным законодательством льготы, установленные инвалидам, ветеранам отменены.
Согласно ст. ст. 3, 44, 63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и приложения № 19 к нему Российская Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Ивановской области выделено 17 370 200 рублей.
Переданных из федерального бюджета в 2009 году денежных средств на реализацию льгот по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, включенных в федеральный регистр оказалось недостаточно. В 2010 и 2011 года субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации из федерального бюджета не выделялись.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на общественном транспорте для льготных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Представив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», законодатель не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, в не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение в 2009 году и не выделение в 2010-2011 годах на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 № 2508/11.
Доводы ответчика Министерства финансов РФ о перечислении в 2010 – 2011 годах дотаций бюджету Ивановской области не может рассматриваться как надлежащее исполнение Российской Федерацией обязательств по перечислению субвенций на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации. Финансовая помощь в виде дотации, предусмотренная соглашением № 01-01-06/06-365 от 06.10.2010, была предоставлена на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета субъекта, для финансирования подготовки объектов инфраструктуры г. Плес к празднованию 600-летия со дня основания и организации юбилейных мероприятий.
При данных обстоятельствах суд полагает, что убытки у ЗАО «Экспресс-сервис» возникли в результате бездействия федеральных и государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению льгот по оплате перевозчику предоставленных транспортных услуг. Выплаченные истцу Комитетом по транспорту на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца по перевозке за период с 01.06.2009 по 28.02.2011 льготных категорий граждан.
На общество как на лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя расходов по реализации Указов Губернатора Ивановской области, устанавливающего льготы для отдельных категорий граждан.
В соответствии со статьями 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности могут возникать из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Довод ответчика Департамента финансов о том, при подписании договоров об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта сторонами был согласован размер возмещения затрат перевозчика и истец в силу договора не имеет право требовать иного размера возмещения своих затрат по перевозке льготной категории пассажиров, следует признать несостоятельным.
Статья 15 ГК РФ является общей для возмещения размера убытков. Норма статьи 790 Гражданского кодекса РФ является специальной нормой, регулирующей пределы возмещения затрат перевозчика, она предусматривает полное возмещение перевозчику затрат по перевозке льготной категории пассажиров. Условие договора об оказании услуг по перевозке льготной категории граждан, в части неполного возмещения затрат перевозчику (в пределах установленных Правительством Ивановской области) следует признать ничтожным и не подлежащим применению на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ. (Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 25.09.2009 № ВАС-11833/09)
Неисполнение Российской Федерацией и Ивановской областью своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у него убытков и, как следствие, неосновательное сбережение ответчиками средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Ненадлежащее исполнение ответчиками указанных выше обязанностей нарушает права истца.
В соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ истец вправе требовать от ответчика возмещения убытков или присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из иска следует, что требования истца направлены на возмещение выпадающих доходов как убытков, вследствие неправомерных действий государственных органов, что предусмотрено ст.1069 ГК РФ.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Противоправность поведения ответчика Департамента финансов в данном случае заключается в уклонении (бездействии) от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией Указов Губернатора Ивановской области.
В материалы дела истцом представлены доказательства осуществления перевозки граждан по тарифам, действующим у перевозчика и не превышающим тарифов, утвержденных Региональной службой по тарифам Ивановской области
Расчет убытков судом проверен, признан правомерным. Размер убытков ответчиками не оспорен
Заявление ответчиков о применении исковой давности арбитражный суд считает необоснованным в силу следующего.
В статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря.
Исполнение федерального бюджета, областного бюджета завершается 31 декабря (статья 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По смыслу данных норм права течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по компенсации льгот, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
Данная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2009 N 15759/08 и от 26.04.2011 N 17828/10.
Следовательно, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2009 году истец мог и должен был узнать по окончании финансового года - не ранее 01.01.2010.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Исковое заявление подано в арбитражный суд 25.12.2012 о чем свидетельствует штемпель входящей корреспонденции, то есть в пределах срока исковой давности по требованиям за 2009 год.
С учетом изложенного, Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области обязана возместить ЗАО «Экспресс-сервис» убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот гражданам, относящихся к категории льготников регионального регистра за период с 01.06.2009 по 28.02.2011, в сумме 1 021 848 рублей. Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обязана возместить ЗАО «Экспресс-сервис» убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот гражданам, относящихся к категории льготников федерального регистра за период с 01.06.2009 по 28.02.2011 , в сумме 405 583 рублей.
Истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей.
20.12.2012 между ЗАО «Экспресс-сервис» (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (Консультант) заключен договор на оказание юридических услуг, по условиям которого Консультант обязуется оказать Заказчику юридические услуги- представительство интересов в арбитражном суде в связи с взысканием прибыли недополученной от перевозки льготных категорий граждан, в том числе изучить документы, подготовить исковое заявление, участие в судебных заседаниях. Согласно п. 2.1. договора вознаграждение за подготовку к участию введения дела, составление и подачу искового заявления, а также представительство в предварительном и судебном заседании на общую сумму 20 000 рублей выплачивается Заказчиком не позднее даты предварительного судебного заседания.
Услуги оплачены в полном объеме. что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением от 28.02.2013 № 16.
В соответствии со ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со ст.106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде относятся, в том числе, и расходы на оплату услуг адвоката и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 информационного письма от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» разъяснил, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, должно доказать их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Согласно пункту 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О указано, что правило части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющее арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, призвано создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (части 3) Конституции Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая разумность предъявляемых ко взысканию судебных расходов, а также категорию и сложность рассмотренного спора, продолжительность судебного разбирательства, время которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, суд приходит к выводу, что расходы истца по оплате услуг представителя в сумме 20 000 рублей следует признать разумными и обоснованными.
Государственная пошлина по делу составляет 27 274 рубля 31 копейка.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы истца подлежат распределению между ответчиками пропорционально размеру удовлетворенных требований. При этом суд учитывает, что ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины, но не освобождены от несения судебных расходов.
Так как в рассматриваемом деле финансовые органы выступали от имени публично-правовых образований Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то взыскание судебных расходов следует производить за счет средств казны публично-правовых образований.
При подаче иска истцом оплачена госпошлина в сумме 27 280 рублей. В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 12.12.2012 № 107 государственная пошлина в сумме 5 рублей 69 копеек подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск закрытого акционерного общества «Экспресс-сервис» к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 1 427 431 рублей, - удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу закрытого акционерного общества «Экспресс-сервис» 405 583 рублей в счет возмещения убытков и 13 432 рублей 28 копеек судебные расходы.
Взыскать с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области в пользу закрытого акционерного общества «Экспресс-сервис» 1 021 848 рублей в счет возмещения убытков и 33 842 рубля 3 копейки судебные расходы.
Возвратить закрытому акционерному обществу «Экспресс-сервис» из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 12.12.2012 № 107 государственную пошлину в сумме 5 рублей 69 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Т.В. Романова