ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-8074/13 от 27.05.2014 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г.Иваново

03 июня 2014 года

Дело №А17-8074/2013

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03 июня 2014 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе:

председательствующего по делу - судьи Тимофеева М.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаховой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску

областного государственного унитарного предприятия «Ивановские газеты»

(ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 153037, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-ремонтный участок № 3»

(ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 155334, <...>)

о взыскании стоимости неосновательного обогащения,

третье лицо:

общество с ограниченной ответственностью «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов»

при участии в судебном заседании:

от истца – представителя ФИО1 (доверенность № 14-1 от 16.01.2014г.),

от ответчика – представителя ФИО2 (доверенность от 01.01.2014г.),

установил:

областное государственное унитарное предприятие «Ивановские газеты» (далее – истец, ОГУП «Ивановские газеты») обратилось в суд иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-ремонтный участок № 3» (далее – ответчик, ООО «ЖРУ № 3») о взыскании 10 315 руб. 50 коп., составляющих, по мнению истца, для последнего неосновательное обогащение.

Правовым основанием своих требований истец указал положения статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением от 14.01.2014г. исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Ивановской области в порядке упрощенного производства.

Учитывая поступившие от сторон дополнительные объяснения и документы, суд, на основании определения от 26.02.2014г., перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства; предварительное судебное заседание назначено на 17.04.2014г.

В порядке ст.ст. 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело назначено к рассмотрению спора по существу на 27.05.2014г.

В судебном заседании представитель истца требования иска поддержал в полном объеме, сославшись на следующие обстоятельства.

В номере 240 (4847) от 30.12.2010г. печатного издания «Ивановская газета» были размещены три объявления ООО «ЖРУ № 3»:

объявление № 1 на стр В12, площадь 138 кв.см,

объявление № 2 на стр В13, площадь 201,25 кв.см,

объявление № 3 на стр В17, площадь 109,25 кв.см.

Договор на размещение информационно-рекламных материалов сторонами заключен не был, в письменной форме заявок от ответчика не поступало. Объявления были размещены по просьбе действовавшего от имени ответчика третьего лица ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов».

Истец полагает, что в данном случае ООО «ЖРУ № 3» неосновательно (в отсутствие договора либо иного установленного законом основания) сберегло имущество (денежные средства) воспользовавшись услугой по размещению информационных материалов. Стоимость такого сбережения составляет 10 315 руб. 50 коп. и рассчитана в соответствии с прайс-листом, введенным в действие с 01.01.2010г.

Представитель ответчика в судебном заседании полагал, что оснований для удовлетворения иска не имеется ввиду того, что постановлением Правительства Ивановской области от 30 июля 2008 г. №205-п «Об учредительстве средства массовой информации «Ивановская газета» установлено, что печатное средство массовой информации «Ивановская газета» учреждается для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Ивановской области, иной официальной информации.

Финансирование расходов для возмещения затрат на размещение и распространение (официальное опубликование) в общественно-политическом издании «Ивановская газета» официальной информации органов государственной власти Ивановской области, иной официальной информации является расходным обязательством Ивановской области.

Производство и выпуск «Ивановской газеты» осуществляет ОГУП «Ивановские газеты».

Пунктом 9 ст. 7 Закона Ивановской области от 16 декабря 2009г. № 151-03 «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» установлены ассигнования из областного бюджета Департаменту внутренней политики Ивановской области, которые направляются на предоставление субсидии ОГУП «Редакция «Ивановская газета» для возмещения затрат на размещение и распространение в общественно-политическом издании «Ивановская газета» официальной информации органов государственной власти Ивановской области, иной официальной информации в порядке, определяемом Правительством Ивановской облети».

Из указанного следует, что ОГУП «Ивановские газеты» в 2010г. являлось официальным печатным изданием Ивановской области. Обязанность опубликования официальной информации о проведении открытого конкурса (извещение, конкурсная документация, протоколы) возложена на заказчиков (товарищества собственников жилья, управляющие организации) соответствующими нормативными актами, а затраты на размещение и распространение в общественно-политическом издании «Ивановская газета» официальной информации возмещаются в порядке предоставления соответствующих субсидий из областного бюджета.

В соответствии с п. 2.1 Порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по проведению капитального ремонта многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 18 октября 2010г. № 367-п «Об утверждении адресной программы Ивановской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010-2011 годы» (с изменениями и дополнениями) официальная информация о конкурсе  (извещение о проведении открытого конкурса по форме согласно приложению 6 к настоящей Программе, конкурсная документация, протоколы заседаний конкурсных комиссий) публикуется организатором конкурса на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления, на территории которого осуществляет деятельность заказчик, и (или) на портале органов государственной власти Ивановской области, а также в местных печатных средствах массовой информации либо в официальном печатном издании Ивановской области».

Следовательно, нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации установлено, что извещения о проведении открытого конкурса являются официальной информацией.

В соответствии с Методическими рекомендациями по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (утв. Решением правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 5 октября 2010 года, протокол № 194) при проведении открытого конкурса органы местного самоуправления, субъект Российской Федерации осуществляют различные действия в рамках своих полномочий и компетенции, в связи с чем информация, формируемая в ходе проведения открытого конкурса, с данной точки зрения также является официальной.

Таким образом, основанием для «сбережения имущества» выступили соответствующие правовые акты Правительства Ивановской области.

В соответствии с п. 4 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Обязательство в смысле, придаваемом истцом, в любом случае отсутствовало т.к. им самим указывается, что договор на размещение информационно-рекламных материалов сторонами не заключался, в письменной форме заявок от ответчика не поступало. Исходя из доводов высказанных представителем истца в ходе судебного заседания следует, что истец знал об отсутствии обязательства.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные в дело письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

При рассмотрении дела установлено, что адресной программой Ивановской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010-2011гг., утвержденной  Постановлением Правительства Ивановской области от 18.10.2010г. № 367-п «Об утверждении адресной программы Ивановской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год» (в редакции постановлений Правительства Ивановской области от 26.11.2010г. № 424-П, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрена финансовая поддержка муниципальных образований на проведение капитального ремонта 127 многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в пределах лимита, установленного для Ивановской области.

Согласно пунктов 1.1-1.2 раздела 8 указанной программы, устанавливающими порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, привлечение подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов путем проведения открытого конкурса (далее - конкурс) осуществляется товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирных домах управляющей организацией (далее - заказчик).

Заказчик осуществляет следующие функции и определяет во взаимодействии с уполномоченным органом местного самоуправления, в том числе: предмет конкурса; срок проведения конкурса; организатора конкурса в случае, предусмотренном подпунктом 1.3 настоящего порядка; утверждает конкурсную документацию по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее - конкурсная документация); формирует и участвует в работе конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее - конкурсная комиссия); заключает договор подряда с победителем конкурса.

Согласно пунктов 1.3 и 1.4 раздела 8 указанной программы, выполнение функций организатора конкурса осуществляется самим заказчиком во взаимодействии с уполномоченным органом местного самоуправления.

Для выполнения функций организатора конкурса заказчик вправе привлечь на основе гражданско-правового договора юридическое лицо (специализированную организацию), которое осуществляет функции, указанные в пункте 1.4 настоящего раздела.

При этом создание конкурсной комиссии, определение начальной (максимальной) цены договора подряда, определение предмета и существенных условий договора подряда, утверждение проекта договора подряда, конкурсной документации, определение условий проведения открытого конкурса и их изменение, подписание договора подряда осуществляются заказчиком.

Организатор конкурса осуществляет следующие функции, в том числе, в порядке, установленном пунктом 2 настоящего раздела, публикует информацию о проведении конкурса и конкурсную документацию.

В соответствии с ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать, во всяком случае, сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В силу положений пунктов 2.1-2.3 раздела 8 указанной программы официальная информация о конкурсе (извещение о проведении открытого конкурса по форме согласно приложению 6 к настоящей Программе, конкурсная документация, протоколы заседаний конкурсных комиссий) публикуется организатором конкурса на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления, на территории которого осуществляет деятельность заказчик, и (или) на портале органов государственной власти Ивановской области, а также в местных печатных средствах массовой информации либо в официальном печатном издании Ивановской области.

Дополнительно информация о проведении конкурса должна быть опубликована на сайте государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по форме согласно приложению 7 к настоящей Программе. При этом, информация о конкурсе должна содержать ссылку на интернет-сайт с официальной информацией о конкурсе.

По решению организатора конкурса информация о проведении конкурса может размещаться в печатных и электронных средствах массовой информации либо дополнительно распространяться претендентам на участие в конкурсе путем индивидуальной адресной рассылки.

Как следует из материалов дела, между ООО «ЖРУ № 3» и ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» заключен договор № 939 от 29.12.2010г. об оказании юридических услуг, по условиям которого исполнитель обязался выполнять организационно-технические функции по организации и проведению открытого конкурса на выбор подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории города Иваново и выступать от имени, с согласия и по поручению заказчика в ходе всех процедур открытого конкурса.

За указанные организационно-технические услуги ООО «ЖРУ № 3» оплатило 1 000 рублей.

Указанным договором не предусмотрено размещение и опубликование за счет средств ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» конкурсной документации и информации по проведению открытого конкурса на выбор подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Согласно раздела 9 указанной программы также не предусмотрено размещение и опубликование за счет средств фонда конкурсной документации и информации по проведению открытого конкурса на выбор подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

В соответствие с требованиями законодательства по устной заявке ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» (специализированная организация), осуществлявшего на основе гражданско-правового договора с ООО «ЖРУ № 3» функции организатора конкурса и действовавшего от имени ответчика и в его интересах, в номере 240 (4847) от 30.12.2010г. печатного издания «Ивановская газета» были размещены три объявления ООО «ЖРУ № 3»:

объявление № 1 на стр В12, площадь 138 кв.см,

объявление № 2 на стр В13, площадь 201,25 кв.см,

объявление № 3 на стр В17, площадь 109,25 кв.см.

  Из текста представленного в дело номера вышеназванного средства массовой информации следует, что в нем размещены объявления следующего содержания:

- извещение о проведении комиссионного отбора по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории городского округа Вичуга. Заказчиком (организатором) комиссионного отбора является ООО «ЖРУ № 3»;

- решение № 2 от 30.12.2010г., принятое ООО «ЖРУ № 3», о формировании конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по выбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.

- решение № 1 от 29.12.2010г., принятое ООО «ЖРУ № 3», о проведении комиссионного отбора на выбор подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории городского округа Вичуга.

При этом, как установлено при рассмотрении дела, договор на размещение информационно-рекламных материалов сторонами не заключался, в письменной форме заявок от ответчика не поступало.

  В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные Главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (обязательства вследствие неосновательного обогащения), применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2 указанной статьи).

Обязательства, возникающие из неосновательного обогащения выполняют функцию универсального института защиты нарушенного права, являясь внедоговорными и регулируют правоотношения, не характерные для нормальных имущественных отношений участников гражданского оборота, поскольку связаны с ошибкой либо недобросовестностью субъектов. Такие обязательства гарантируют от нарушений прав и интересов участников гражданского оборота, имея своей целью восстановление имущественной сферы лица, за счет которого другое лицо неосновательно обогатилось.

В части 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится положение, согласно которому, неосновательное обогащение имеет место независимо от действий сопричастных к нему лиц и их воли. Важен объективный результат: наличие неосновательного обогащения, приобретения (сбережения) имущества без должного правового основания.

Из определения субъектов обязательства, установленного в статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве кредитора выступает лицо, за счет которого в хозяйственной сфере должника без правового основания образовалась имущественная выгода, в результате чего кредитор оказался в убытке.

С учетом приведенных норм и на основании общего принципа доказывания, предусмотренного в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в предмет доказывания по настоящему делу помимо размера неосновательного обогащения, входит установление следующих обстоятельств:

- имеет место приобретение или сбережение имущества - увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно бы должно было выйти из состава его имущества;

- приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, а имущество потерпевшего уменьшилось вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать;

- отсутствуют правовые основания, т.е. приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, а, значит, происходит неосновательно. Для возникновения обязательства важен сам факт безвозмездного перехода имущества от одного лица к другому или сбережения имущества одним лицом за счет другого при отсутствии к тому правовых оснований.

Из содержания опубликованных документов, принятых ООО «ЖРУ № 3», следует, что опубликованные документы направлены на удовлетворение интересов ответчика по заключению путем проведения торгов в форме открытого конкурса договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.

Доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении им обязанности по оплате оказанных услуг, ответчиком не представлено. Более того, ответчик не смог доказать отсутствие оказанных ему истцом услуг, с учетом действий третьего лица в интересах ООО «ЖРУ № 3» или наличие их в ином объеме и по иной цене.

В силу положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При указанных обстоятельствах в их совокупности, суд приходит к выводу, что лицом (приобретателем), которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет ОГУП «Ивановские газеты» (потерпевшего), является ответчик.

В соответствии с п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Приказом ОГУП «Ивановские газеты» № 18 от 31.12.2009г. утвержден и введен в действие с 01 января 2010 года прайс-лист для изготовления, подготовки и размещения рекламных материалов.

В соответствии с утвержденным прайс-листом цена размещения объявлений и рекламы для юридических лиц за 1 кв.см, составляет 23 рубля.

Истцом, в подтверждение размера неосновательного обогащения, представлен в материалы прайс-лист для изготовления, подготовки и размещения рекламных материалов, утвержденный приказом № 18 от 31.12.2009г. и введенный в действие с 01 января 2010 года. Содержание данного документа сторонами не оспаривалось.

Согласно представленному в дело расчету, ответчик неосновательно воспользовался услугами истца на следующие суммы:

138 кв.см. * 23 р = 3 174 руб.;

201,25 кв.см. * 23 р = 4 628 руб. 75 коп.;

109,25 кв.см. * 23 р = 2 512 руб. 75 коп.

Общий размер сбереженного имущества составил 10 315 руб. 50 коп.

В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 30.07.2008г. № 205-п «Об учредительстве средства массовой информации «Ивановская газета» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), Департамент общественных связей, молодежной и информационной политики Ивановской области определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области по предоставлению в порядке, утверждаемом Правительством Ивановской области, субсидии областному государственному унитарному предприятию «Редакция «Ивановская газета» на возмещение затрат, связанных с размещением и распространением в «Ивановской газете» официальной информации органов государственной власти Ивановской области, иной официальной информации.

Также определено, что финансирование расходов на возмещение затрат на официальное опубликование правовых актов органов государственной власти Ивановской области, иной официальной информации является расходным обязательством Ивановской области.

Установлено, что производство и выпуск «Ивановской газеты» осуществляет областное государственное унитарное предприятие «Редакция «Ивановская газета».

Постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2008г. № 264-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий ОГУП «Редакция «Ивановская газета» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), утвержден Порядок предоставления субсидий ОГУП «Редакция «Ивановская газета», согласно которому, субсидии предназначены для возмещения затрат на размещение и распространение в информационном издании «Ивановская газета» официальной информации органов государственной власти Ивановской области, иной официальной информации.

Субсидия на возмещение затрат, связанных с размещением и распространением в информационном издании «Ивановская газета» официальной информации органов государственной власти Ивановской области, предоставляется ОГУП «Редакция «Ивановская газета» ежемесячно в пределах 1/12 бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете Департаменту общественных связей, молодежной и информационной политики Ивановской области (далее - Департамент) на указанные цели.

Финансирование (предоставление субсидий) на возмещение затрат, связанных с размещением и распространением в информационном издании «Ивановская газета» иной официальной информации не предусмотрено.

Кроме того, ответчиком необоснованно и неправомерно расширительно трактуется термин «иная официальная информация», что не согласуется с нормами и положениями указанных постановлений Правительства Ивановской области от 30.07.2008г. № 205-п и от 15.10.2008г. № 264-п, а также Закона Ивановской области от 23.11.1994г. № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации» и пп. 38 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе учреждать печатные средства массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации.

Указанные печатные издания не могут отождествляться с официальным печатным изданием для публикации извещений о проведении конкурсов или аукционов в отношении государственного или муниципального имущества, вносимых в них изменений, извещений об отказе от проведения конкурсов или аукционов в соответствии с требованиями части 5 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции», а также с официальным печатным изданием для опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, наличие которого было предусмотрено ст. 16 ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в редакции Федерального закона от 23.07.2008г. № 160-ФЗ.

  Доводы ответчика со ссылкой на положения пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности, суд считает неосновательными.

Названная норма Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению только в том случае, если передача денежных средств или иного имущества произведена добровольно и намеренно при отсутствии какой-либо обязанности со стороны передающего (дарение), либо с благотворительной целью.

Судом установлено, что ОГУП «Ивановские газеты» доказало осуществление публикации информационных сообщений при очевидном наличии обязательства, поскольку необходимость опубликования информационных сообщений в соответствие с требованиями законодательства являлась обязательной для ОГУП «Ивановские газеты» в силу положений пунктов 2.1-2.3 раздела 8 Адресной программы Ивановской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010-2011гг., утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 18.10.2010 № 367-п.

Также обязательной являлась публикация информационных сообщений и для ООО «ЖРУ № 3», и действующего от его имени и в его интересах ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов», выполняющего функции организатора конкурса.

Опубликование информационных сообщений являлось обязательным условием для сторон при наличии установленного действующим законодательством Ивановской области обязательства, что давало истцу основания предполагать наличие у него обязательств по опубликованию информационных сообщений.

Ответчиком и третьим лицом не представлено доказательств, что ОГУП «Ивановские газеты», являющееся коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли, имело намерения оказать услуги безвозмездно или опубликовала информационные сообщения с целью благотворительности, поэтому оснований для применения пункта 4 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации к существующим отношениям сторон у суда не имеется.

При указанных обстоятельствах исковые требования ОГУП «Ивановские газеты» являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования областного государственного унитарного предприятия «Ивановские газеты» - удовлетворить.

2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-ремонтный участок № 3» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 155334, <...>) в пользу областного государственного унитарного предприятия «Ивановские газеты» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 153037, <...>):

- стоимость неосновательного обогащения в размере 10 315 руб. 50 коп.;

- расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (<...>) (ст. 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г.Нижний Новгород, Кремль, корп. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судья Тимофеев М.Ю.