ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-8203/17 от 27.11.2017 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

01 декабря 2017 года

Дело № А17-8203/2017

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2017 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Романовой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Симагиной К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Службы государственного финансового контроля Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о возмещении ущерба, причиненного бюджету Ивановской области нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в сумме 1 544 017 рублей 96 копеек

при участии от истца: ФИО1 по доверенности №91 от 20.10.2017; ФИО2 по доверенности №107 от 23.10.2017;

установил:

Служба государственного финансового контроля Ивановской области обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области о возмещении ущерба, причиненного бюджету Ивановской области нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в сумме 1 544 017 рублей 96 копеек. В качестве правового обоснования истец ссылается на ст. ст. 269.2, 270.2, 306.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 28.09.2017 исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 23.10.2017 года.

В предварительное судебное заседание ответчик, извещенный о месте и времени предварительного судебного заседания надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, возвращенное органом связи в адрес суда, не явился. На основании ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд признал ответчика надлежащим образом извещенным о месте и времени проведения предварительного судебного заседания. Предварительное судебное заседание проведено без участия истца в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 136 АПК РФ.

По итогам предварительного судебного заседания дело признано подготовленным к судебному разбирательству, судебное заседание назначено на 27.11.2017.

В судебное заседание ответчик не явился. О месте и времени судебного заседания истец извещен посредством публичного объявления путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в сети Интернет (адрес официального сайта указан во всех определениях суда) в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 «О процессуальных сроках». Дело рассмотрено без участия ответчика в порядке, предусмотренном ч. 3 статьи 156 АПК РФ.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства дела.

Постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2013 № 134-п утверждена Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013-2015 годы» (далее по тексту - Региональная адресная программа), разработанная в целях обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, предусматривает финансирование для ее реализации на территории Ивановской области.

Согласно Региональной адресной программе (в редакции от 08.07.2014) финансовая поддержка муниципальных образований Ивановской области на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда осуществляется в пределах лимита, установленного для Ивановской области. Доля финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд) является одинаковой для всех муниципальных образований Ивановской области и составляет в 2013 году 47,4%. Минимальная доля долевого финансирования за счет средств бюджета Ивановской области и местных бюджетов для всех муниципальных образований Ивановской области в 2013 году — 52,6%. При этом для муниципальных образований - участников Программы доля обязательного софинансирования из муниципального бюджета составляет 7%.

Объем финансовых средств, запланированный на предоставление финансовой поддержки для реализации мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по этапу реализации 2013 года, рассчитан как произведение общей площади многоквартирных домов, признанных аварийными, на стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ивановской области (26 750 рублей).

В соответствии с разделом 7 «Механизм реализации программы» региональной адресной программы от 15.04.2013 № 134-п (ред. от 19.06.2013) Плесское городское поселение включено в Программу и участвует в заявке на получение финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2013 году.

Между Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее по тексту – Департамент) и Администрацией Плёсского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области (далее по тексту – Администрация) заключен договор о долевом финансировании региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства от 25.03.2014 №07/мп-2014 (далее по тексту – договор о долевом финансировании), согласно которому Департамент обязуется перечислить денежные средства из областного бюджета в размере 30% от годового лимита на обеспечение адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2013 №134-п, в сумме 6 484 807 рублей 03 копейки.

Согласно п. 2.3.4 договора о долевом финансировании использовать средства, указанные в настоящем договоре, в соответствии с законом.

Согласно п. 4.2 договора о долевом финансировании муниципальное образование несет ответственность за нецелевое использование средств Фонда, средств бюджета Ивановской области, направленных в бюджет муниципального образования.

Постановлением Администрации от 02.04.2013 № 121 утверждена адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Плесского городского поселения на 2013-2015 годы», согласно которой площадь расселяемых помещений составляет 1772,5 кв.м., площадь помещений, предоставляемых к переселению - 2064,9 кв.м.

Между Администрацией Плёсского городского поселения Приволжского муниципального района (заказчик) и ООО «Меридиан» (подрядчик) муниципальный контракт от 29.08.2014 № 1-МКД, согласно которому подрядчик обязуется выполнить комплекс работ по объекту «Строительство «под ключ» 2-х многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Плесского городского поселения в целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013-2015 годы» (далее — муниципальный контракт от 29.08.2014 № 1-МКД).

Цена контракта составляет 55 236 075 рублей (п. 2.1 муниципального контракта от 29.08.2014 № 1-МКД).

Работы по контракту выполнены в полном объеме, разрешен на ввод объектов в эксплуатацию домов 11 и 11а по ул. Первомайская, г. Плёс. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.06.2015, 24.06.2015 общая площадь 48 квартир составила 2229,4 кв.м.

Учитывая, что согласно адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Плесского городского поселения на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Администрации от 02.04.2013 № 121 площадь помещений, предоставляемых к переселению, составляет 2064,9 кв.м., а в результате в собственность муниципального образования поступили квартиры площадью 2229,4 кв.м., площадь, превышение площади подлежащий переселению превысила 164,5 кв.м.

Впоследствии расселяемая площадь уменьшилась на 51,7 при этом расчетная сумма, необходимая для расселения уточненной площади 1720,8 кв.м. составила 42 634 896 рублей 31 копейка, где 20 208 940 рублей 85 копеек (47,7%) – средства Фонда; 19 441 512 рублей 72 копейки (45,5%) – средства областного бюджета, 2 984 442 рубля 74 копейки (7%) – средства местного бюджета.

Общий объем средств Фонда и областного бюджета, направленных администрацией на оплату работ по строительству многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилого фонда при исполнении муниципального контракта от 29.08.2014 № 1-МКД за период 2014-2015гг. составил 22498311 рублей 38 копеек и 21616023 рубля 44 копейки соответственно.

Учитывая уменьшение расселяемой площади, расходы областного бюджета превысили на 2 174 510 рублей 72 копейки.

По заявке №16 от 13.05.2016 Администрацией осуществлен возврат денежных средств в областной бюджет на сумму 630 492 рубля 76 копеек.

Службой государственного финансового контроля Ивановской области проведена проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов (выборочно), источником которых являются средства областного бюджета, в администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области (далее Администрация). По итогам которой, Администрации выдано предписание от 15.02.2016 №01-20/1-11 о возмещении убытков, причиненных бюджету Ивановской области, которое ответчиком до настоящего времени не исполнено.

Учитывая, что денежные средства в сумме 1 544 017 рублей 96 копеек не возвращены в областной бюджет, истец полагает, что имеет место нецелевое расходование субсидии.

Поскольку в добровольном порядке истец не возместил убытки в виде субсидии израсходованной не по целевому назначению, истец обратился в суд с настоящим иском.

Оценив представленные в материалы дела документы, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Убытки, причиненные физическому или юридическому лицу, подлежат возмещению в соответствии со статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Статьей 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Как следует из положений ст. 15, 1064 ГК РФ для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наличие состава правонарушения: наступление вреда, причинная связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.

Приведенные нормы не указывают на противоправность поведения причинителя вреда как на непременное условие деликтной ответственности, но это подразумевается. Противоправность означает любое нарушение чужого субъективного (применительно к деликтным отношениям - абсолютного) права, причинившее вред, если иное не предусмотрено в законе. Обязательства из причинения вреда опираются на принцип генерального деликта, согласно которому каждому запрещено причинять вред имуществу или личности и всякое причинение вреда другому является противоправным, если лицо не было правомочно нанести вред. В любом случае, был ли вред причинен умышленно или по неосторожности, причинитель обязан его возместить.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями, по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Аналогичные бюджетные полномочия предусмотрены статьей 162 БК РФ для получателя бюджетных средств.

Частью 1 статьи 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий местным бюджетам.

Согласно ч. 1, 3 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства создан с целью создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

Согласно пункт 2.10 Положения о службе государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 № 540-п, Служба государственного финансового контроля Ивановской области представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Ивановской области по вопросам, отнесенным к компетенции Службы. Служба осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю, в том числе за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п. 2.1.1 указанного Положения).

Плесское городское поселение включено в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013-2015 годы», утвержденную постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2013 № 134-п, (раздел 7 «Механизм реализации программы»), предусматривающая обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Расселяемая площадь 1772,5 кв.м. определена в Приложение 1.1. Адресной программы (в редакции от 17.03.2015) на основании Постановлением Администрации Плёсского городского поселения от 02.04.2013 № 121.

В результате выполнения муниципального контракта по строительству 2-х многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Плесского городского поселения общая площадь 48 квартир поступившая в собственность Плёсского городского поселения составила 2229,4 кв.м., что подтверждается представленными в материалы дела документами: разрешение на ввод в эксплуатацию №RU37519000-179, №RU37519000-180. Согласно свидетельствам о государственной регистрации серии 37-СС с номерами с №606635, 606634, 606631, 606620, 606618, 606629, 606625, 606623, 606621, 606701, 606699, 606698,606696, 606693, 606692, 606690, 606688, 606685, 606684, 606681, 606727, 606733,606735, 606738, 606741, 606740, 606744, 606746, 606748, 606750, 606721, 606899, 606905, 606897, 606903,606895, 606901, 606893, 606725.

Согласно разделу 8 Обоснование объемов и источников финансирования Адресной программы доля финансовой поддержки за счет средств Фонда является одинаковой для всех муниципальных образований Ивановской области и составляет в 2013 году 47,4%; минимальная доля долевого финансирования за счет средств бюджета Ивановской области и местных бюджетов для всех муниципальных образований Ивановской области в 2013 году - 52,6%, при этом для муниципальных образований - участников Программы доля обязательного софинансирования из муниципального бюджета составляет 7%. Таким образом, доля финансирования за счет средств Ивановской области составляет 45,6%.

Стоимость затрат на строительство жилья составила 55 236 075 рублей (п. 2.1 муниципального контракта).

Согласно заявкам на кассовый ордер за период с 01.10.2014 по 14.07.2015 Управлением Федерального казначейства Ивановской области перечислено по муниципальному контракту от 29.08.2014 № 1-МКД 21 616 023 рубля 44 копейки.

В соответствии с Приказом Минрегиона России от 27.12.2012 N 554 стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенной для определения в 2013 году размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в Ивановской области составила 26 750 рублей.

Стоимость муниципального контракта составила 55 236 075 рублей, площадь переданных квартира 2229,4 кв.м., в связи с чем стоимость одного квадратного метра составит 24 776 рублей 21 копейка. Учитывая, что площадь расселения с учетом сокращения согласно Постановлению Администрации Плёсского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области от 21.01.2016 №11 – 1720,8 кв.м. Таким образом, расходы Ивановской области при доли финансировании 45,6% – 19 441 512 рублей 72 копейки.

Согласно условиям договора о долевом финансировании (п. 2.3.4, п. 4.2 договора о долевом финансировании) ответчик обязался использовать денежные средства в соответствии с законом и несет ответственность за их нецелевое использование.

Учитывая, что площадь квартир, переданная в собственность Плёсского городского поселения превысила площадь расселения, предусмотренная Адресной программой для граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, 2 174 510 рублей 72 копейки использованы не по целевому назначению, что является нарушением статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Согласно заявке на возврат от 13.05.2016 Администрацией Плёсского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области 630 492 рублей 76 копеек возвращено в бюджет Ивановской области. Сумма невозвращенной субсидии составила 1 544 017 рублей 96 копеек.

В соответствии с положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, при этом каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Судом определением о принятии искового заявления к производству ответчику предлагалось представить письменный отзыв на исковое заявление с приложением документов, обосновывающих его позицию. Письменный отзыв на иск, иные документы, опровергающие перечисление денежных средств либо возврат денежных средств в бюджет Ивановской области, расчет исковых требований ответчик не представил.

В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление отзыва не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений

В соответствии п.2 ст. 1064 ГК РФ, ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствие вины должен доказать ответчик.

Доказательства возврата денежных средств в бюджет Ивановской области либо отсутствия вины в материалы дела не представлены, иное ответчиком не доказано и не обосновано.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании государственной пошлины в федеральный бюджет судом не рассматривается в соответствии с ч. 3 ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск Службы государственного финансового контроля Ивановской области к Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области о возмещении ущерба, причиненного бюджету Ивановской области нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в сумме 1 544 017 рублей 96 копеек, - удовлетворить.

Взыскать с Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области в доход областного бюджета 1 544 017 рублей 96 копеек в счет возмещения ущерба, причиненного бюджету Ивановской области нарушением бюджетного законодательства

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.


Судья Т.В. Романова