ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
21 марта 2019 года | Дело №А17-8303/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2019 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Романовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению благоустройства Администрации города Иванова (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 4 403 491 рубля 51 копейки, при участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента финансов Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрации города Иванова (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности №11 от 15.01.2019;
от ответчика: ФИО2 по доверенности № 3/01-14-589 от 30.11.2018
от третьего лица (Департамент финансов Ивановской области): ФИО3 по доверенности от 09.01.2019,
установил:
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области обратился в арбитражный суд с иском к Управлению благоустройства Администрации города Иванова о взыскании денежных средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в бюджет Ивановской области в связи с нарушением обязательств по соглашению №АШ-МБФ/31 от 21.04.2017 г. в размере 4 403 491 рублей 51 копеек. В качестве правового обоснования истец указал ст. 11, 12, 309, 314, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 01.10.2018 исковое заявление оставлено без движения. В установленный судом процессуальный срок истец представил дополнительные документы.
Определением суда от 14.11.2018 исковое заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент финансов Ивановской области, Администрация города Иванова.
В предварительном судебном заседании рассмотрено ходатайство третьего лица – Администрации города Иванова о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансово-казначейское управления Администрации города Иванова. Ходатайство обосновано тем, что в случае удовлетворения исковых требований исполнение судебного акта будет осуществляться финансово-казначейским управлением за счет бюджета города в виде расходов, не имеющих источников для возмещения.
В соответствии со ст. 51 АПК РФ, если судебный акт может повлиять на права и обязанности лица по отношению к одной из сторон, то указанное лицо может быть привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Следовательно, обязательным условием для участия в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, должно являться то обстоятельство, что принятый судом судебный акт может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, которое является предметом разбирательства в арбитражном суде.
Основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьего лица или возникновение права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом .
Учитывая, что ответчик является самостоятельным юридическим лицом, Финансово-казначейское управление Администрации города Иванова являясь функциональным органом Администрации города Иванова исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города Иванова (п. 1.1, 2.13 Положения о финансово-казначейском управлении администрации города Иванова, утвержденное Решение Ивановской городской Думы от 30.03.2006 N 86), принятый по данному делу судебный акт, не может затрагивать права и законные интересы Финансово-казначейского управления Администрации города Иванова, иное заявителем не обосновано и не доказано.
В судебное заседание ответчик и третьи лица не явились. О месте и времени судебного заседания извещены посредством публичного объявления путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в сети Интернет (адрес официального сайта указан во всех определениях суда) в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 «О процессуальных сроках».
От ответчика в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя. Лица участвующие в деле, против удовлетворения ходатайства не возражали.
Рассмотрев в порядке ст. 158 АПК РФ заявленное ходатайство, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства.
Статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Статьей 54 АПК РФ установлено, что в арбитражном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать их представители и содействующие осуществлению правосудия лица - эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания.
Частью 3 ст. 59 АПК РФ установлено, что представителями организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.
Следовательно, организация может представлять свои интересы: через органы юридического лица и через представителя. При этом действующим законодательством количество представителей юридического лица неограниченно.
В ст. 158 АПК РФ занятость представителя юридического лица в другом процессе не указана как обстоятельство, ввиду которого суд может отложить рассмотрение по делу.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания.
От Администрации города Иванова в материалах дела имеется ходатайство о проведении судебного заседания 12.03.2018 без участия представителя. На основании ст. 123 АПК РФ суд признал третьих лиц надлежащим образом извещенными о месте и времени проведения судебного заседания. Судебное заседание проведено без участия представителей ответчика, третьих лиц в порядке, предусмотренном ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ.
В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв.
Информация о перерыве в судебном заседании и продолжении судебного заседания размещена посредством публичного объявления на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в сети Интернет (адрес официального сайта указан во всех определениях суда) в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 «О процессуальных сроках». В материалах дела имеется ходатайство Администрации города Иванова о проведении судебного заседания 18.03.2019 без участия представителя. На основании ст. 123 АПК РФ суд признал третье лицо надлежащим образом извещенным о месте и времени проведения судебного заседания. Дело рассмотрено без участия представителя третьего лица в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 156 АПК РФ
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске с учетом дополнительных пояснений, представленный в суд 12.03.2019. Истец полагает, что между истцом и ответчиком сложились публично-правовые отношения, показатели результативности использования субсидии не достигнуты, что является нарушением и основанием для возврата субсидии. Показатель прироста автомобильной дороги устанавливается при приемке объекта и подписании акта А-1.
Ответчик с предъявленными исковыми требованиями не согласился, свою позицию изложил в отзыве от 12.12.2018. По мнению ответчика, исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку перечисленная субсидия полностью направлена на исполнение муниципальных контрактов, субсидия освоена полностью, показатели результативности достигнуты ввиду восстановления троллейбусного движения по Вокзальной площади, оснований для возврата субсидии не имеется.
В материалах дела от третьего лица Департамента финансов Ивановской области имеется отзыв от 04.12.2018, согласно которому исковые требования подлежат удовлетворению. По мнению Департамента, порядок предоставления субсидии определен в соглашении, где установлено обязательство получателя субсидии по достижению целевых показателей результативности. Учитывая, что показатели результативности по капитальному ремонту Вокзальной площади в городе Иванове ответчиком не обеспечено, нарушения не устранены.
В материалах дела имеется отзыв третьего лица – Администрации города Иваново №09-13-1730, согласно которому перечисленная субсидия освоена в полном объеме, троллейбусное движение восстановлено в полном объеме, показатели результативности достигнуты, в связи с чем, оснований для возврата субсидии нет.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства дела.
Между Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее по тексту – Департамент, истец), Администрацией города Иванова (далее по тексту – Администрация) и Управлением благоустройства Администрации города Иванова (далее по тексту – Управление, ответчик), заключено соглашение о предоставлении в 2017 году из дорожного фонда Ивановской области субсидии бюджету городского округа Иваново Ивановской области на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных знаков от 21.04.2017 №АШ-МДФ/31 (далее по тексту – соглашение), согласно которому Департамент в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств за счет средств дорожного фонда Ивановской области обязуется перечислить субсидию в размере 109 985 730 рублей в бюджет городского округа Иваново Ивановской (п. 1.2 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 25.12.2017).
Субсидия предоставляется для достижения значений показателей её результативности в соответствии с Перечнем. Показателем результативности использования субсидии является:
- прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог. Значения показателя результативности использования субсидии устанавливается в перечне (п. 1.4 соглашения).
Управление обязуется обеспечить целевое использование субсидии в срок до 31.12.2017 и обеспечить достижение целевых показателей результативности предоставления субсидий до 31.12.2017 (п. 2.5.2, 2.5.12 соглашения).
Стороны несут ответственность за неисполнение обязательств по настоящему соглашению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением (п. 3.1 соглашения).
В случае если Управлением по состоянию на 31 декабря 2017 года допущены нарушения значений показателей результативности использования субсидии и в срок до первой даты представления отчетности по форме приложения 3 к соглашению, указанные нарушения не устранены, а также допущены нарушения обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции) в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) и в срок до 1 апреля 2018 года указанные нарушения не устранены, возврат средств из бюджета города Иванова в областной бюджет осуществляется в соответствии с порядком предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 №447-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Развитие транспортной системы Ивановской области».
Основанием для освобождения Администрации и (или) Управления от применения мер ответственности, предусмотренных настоящим пунктом, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств (п. 3.6 соглашения).
Стороны освобождаются от ответственности за неисполнения или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему соглашению в случае наступления форс-мажорных обстоятельств (п.3.7 соглашения).
Соглашение вступает в силу с момента его подписания тремя сторонами и действует до полного исполнения сторонами соответствующих обязательств (п. 5.3 соглашения).
По платежным поручениям №16599 от 27.12.2017, №153531 от 25.08.2017, №224878 от 07.09.2017, №268353 от 15.09.2017, №320071 от 26.09.2017, №341018 от 28.09.2017, №406573 от 10.10.2017, №493362 от 25.10.2017, №597439 от 13.11.2017, №704321 от 29.11.2017, №634120 от 17.11.2017, №859761 от 21.12.2017 перечислена субсидия на общую сумму 107 308 198 рублей.
Между Управлением благоустройства Администрации города Иванова (заказчик) и ООО «ДСУ-1» (подрядчик) заключен муниципальный контракт №1307 от 03.07.2017, по условиям которого подрядчик принимает обязательства выполнить работы по капитальному ремонту Вокзальной площади в городе Иванове, а заказчик обязуется принять и оплатить результат работ в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Стоимость работ составляет 101 039 406 рублей (п. 1.1, 2.1 муниципального контракта).
По акту приемки законченных работ от 05.10.2018 работы по капитальному ремонту Вокзальной площади в городе Иванове приняты в эксплуатацию.
Постановлением Администрации города Иванова от 22.12.2017 №1758 восстановлено движение троллейбусов на территории Вокзальной площади.
Полагая, что после завершения работ показатели результативности использования субсидии не достигнуты, истец направил в адрес ответчика претензию о возврате денежных средств в сумме 4 403 491 рубль 51 копейка.
Поскольку в добровольном порядке ответчик денежные средства в сумме 4 403 491 рубль 51 копейка не возвратил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Из пункта 1 статьи 421 ГК РФ следует, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. По общему правилу условия договора определяются по усмотрению сторон (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно п. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В целях регулирования взаимоотношений между органами государственной власти Ивановской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области по отдельным вопросам межбюджетных отношений на территории Ивановской области действует Закон Ивановской области от 28.11.2005 N 173-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Ивановской области». В соответствии с п. 7 ст. 6 указанного закона правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам в форме субсидии устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Ивановской области.
Постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п утверждены Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области (далее по тексту – Правила).
Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 447-п утверждена государственная программа Ивановской области «Развитие транспортной системы Ивановской области», где в приложении №1 установлен порядок предоставления и распределения субсидий (далее по тексту - Приложение №1 к подпрограмме «Дорожное хозяйство» Постановления №447-п). Администратором программы указан Департамент дорожного хозяйства Ивановской области.
В подп. «л», «н» п. 8 Приложения №1 к подпрограмме «Дорожное хозяйство» Постановления №447-п (в редакции, действующей на момент заключения соглашения) предусмотрены последствия недостижения муниципальным образованием установленного значения показателя результативности использования Субсидии, несоблюдения графика выполнения мероприятий по строительству объектов капитального строительства; ответственность сторон за нарушение условий Соглашения
Факт заключения соглашения, перечисление субсидии ответчику в сумме 107 308 198 рублей сторонами не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: подписанным трехсторонним соглашением от 21.04.2017 №АШ-МДФ/31, платежными поручениями №16599 от 27.12.2017, №153531 от 25.08.2017, №224878 от 07.09.2017, №268353 от 15.09.2017, №320071 от 26.09.2017, №341018 от 28.09.2017, №406573 от 10.10.2017, №493362 от 25.10.2017, №597439 от 13.11.2017, №704321 от 29.11.2017, №634120 от 17.11.2017, №859761 от 21.12.2017.
Обязательства по достижению ответчиком показателей результативности использования субсидии в срок до 31.12.2017 установлены п. 1.4, 2.5.12 соглашения. Ответственность в виде возврата средств из бюджета города Иванова в областной бюджет, в случае неисполнения взятых на себя обязательств – нарушение показателей результативности, определена в п. 3.6 соглашения.
Как следует из п. 1.4 соглашения показателем результативности использования субсидии является прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог.
Таким образом, при заключении соглашения ответчик принял на себя обязательства -достигнуть определенные показатели результативности использования субсидии к 31.12.2017, а в случае нарушения указанных обязательств нести ответственность, предусмотренную соглашением.
Возражая против удовлетворения исковых требований, истец указывает на достижение показателей результативности использования субсидии, в подтверждении чего ссылается на представленные в материалы дела акты выполненных работ за период с июля 2017 года по ноябрь 2017 года, а также Постановление Администрации города Иванова от 22.12.2017 №1758, которым восстановлено движение троллейбусов на территории Вокзальной площади.
Вместе с тем, согласно отчету об осуществлении расходов бюджета городского округа Иваново на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов, софинансируемых за счет субсидий из дорожного фонда Ивановской области по состоянию на 01.01.2018 фактический прирост протяженности автомобильных дорог по п.2 «капитальный ремонт Вокзальной площади в городе Иванове» не указан. Кроме того, в материалы дела представлен акт о приемки выполненных работ №38 от 05.10.2018, подтверждающий продолжение выполнение работ по капитальному ремонту Вокзальной площади в городе Иванове в период с 01.12.2017 по 01.09.2018, то есть за пределами срока (31.12.2017), установленного соглашением.
Размер денежных средств, подлежащих возврату, произведен истцом исходя из наличий между сторонами публично-правовых отношений в соответствии с п. 12 Постановления №447-п (в редакции от 23.06.2017) со ссылкой на применение закона, смягчающего ответственность, ответчиком не оспорен, иного ответчиком не обосновано и не доказано.
Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком обязательств в части достижения результативности использования субсидии, что является основанием для возврата денежных средств в сумме 4 403 491 рублей 51 копейки.
В соответствии с подпунктом 1.1. части 1 статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В связи с изложенным, принимая во внимание, что истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос об уплате госпошлины судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Иск Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области к Управлению благоустройства Администрации города Иванова о взыскании 4 403 491 рублей 51 копейки, - удовлетворить.
Взыскать с Управления благоустройства Администрации города Иванова в пользу Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области 4 403 491 рубль 51 копейку в счет возврата средств субсидии, предоставленной по соглашению №АШ-МДФ/31от 21.04.2017.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Т.В. Романова