ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
01 июня 2020 года | Дело №А17-864/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2020 года, полный текст решения изготовлен 01 июня 2020 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наливиной Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области к Администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области (ОГРН <***> ИНН <***>) о возврате в бюджет Ивановской области денежных средств в сумме 29 453,64 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 (на основании доверенности от 21.10.2019, диплома о высшем юридическом образовании),
установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее – истец, Департамент ЖКХ) обратился в Арбитражный суд Ивановкой области с исковым заявлением к Администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области (далее – ответчик, Администрация) о возврате в бюджет Ивановской области денежных средств в сумме 29 453,64 руб. в связи с не обеспечением достижения значений показателей результативности использования субсидии по благоустройству территорий.
Определением суда от 10.02.2020 заявление было принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 16.03.2020г. В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предварительное судебное заседание откладывалось на 07.04.2020. В связи с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» дата предварительного судебного заседания изменена на 21.05.2020. В порядке статьи 163 АПК РФ в предварительном судебном заседании объявлялся перерыв до 25.05.2020. По окончании предварительного судебного заседания 25.05.2020 суд пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству. С учетом мнения представителя лица, участвующего в деле, арбитражным судом в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершено предварительное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.
Администрация, признанная судом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направила, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, оставив разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие указанного лица.
Заслушав представителя истца, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
26.06.2017 между Администрацией и Департаментом ЖКХ было заключено соглашение о предоставлении в 2017 году субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды № 1-17/167-п (далее - Соглашение).
В Департаменте ЖКХ в период с 20.06.2018 по 21.08.2018 службой государственного финансового контроля Ивановской области (далее - Служба) было проведено контрольное мероприятие «Проверка использования средств областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы «Формирование комфортной городской среды» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», полноты и достоверности отчетности о реализации мероприятий государственной программы», по итогам которого был составлен Акт от 21.08.2018 вышеуказанного контрольного мероприятия (далее - Акт от 21.08.2018).
Согласно Акту от 21.08.2018 Администрацией фактически не обеспечено достижение значений показателей результативности использования субсидии по благоустройству территорий:
- количество благоустроенных дворовых территорий - 2 ед.;
- количество благоустроенных общественных территорий – 1 ед., что подтверждается представленным проверке муниципальными контрактами.
Департаментом ЖКХ в адрес Ответчика направлено письмо от 27.09.2018 № 06-01-270, в котором содержалось требование об обеспечении возврата средств в доход областного бюджета в сумме 29453,64 руб. на лицевой счет Департамента ЖКХ.
До настоящего времени возврат средств в доход областного бюджета в сумме 29453,64 руб. на лицевой счет Департамента ЖКХ ответчиком не осуществлен.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к заключению об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с Правилами предоставления и распределения в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2017 г. № 101 (далее - Правила № 101), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 169, в Ивановской области постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п утверждена подпрограмма «Формирование современной городской среды» (далее-Подпрограмма) государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области».
Данная Подпрограмма направлена на обеспечение комплексного благоустройства территорий муниципальных образований, привлечение граждан к организации и реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий и мест массового отдыха населения.
Ответственным исполнителем данной Подпрограммы и исполнителем основных мероприятий (мероприятий) Подпрограммы в 2017 году являлся Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.
Подпрограмма предусматривает реализацию двух основных мероприятий:
1.Основное мероприятие «Формирование современной городской среды», в рамках которого реализуется мероприятие: «Субсидии бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды».
Мероприятие предусматривает предоставление субсидии муниципальным образованиям Ивановской области для обеспечения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий.
2. Основное мероприятие «Обустройство мест массового отдыха населения
(городских парков)», в рамках которого реализуется мероприятие: «Субсидии бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения (городских парков)».
Мероприятие предусматривает предоставление субсидии муниципальным образованиям Ивановской области для обеспечения мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения (городских парков).
Подпрограммой установлены:
Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды (далее - приложение 1 к Подпрограмме);
Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения (городских парков) (далее - приложение 2 к Подпрограмме).
Согласно приложению 1 к Подпрограмме «Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды» Субсидии предоставлялись бюджетам муниципальных образований Ивановской области (далее - муниципальные образования) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, касающимся проведения на муниципальном уровне муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий (далее - муниципальная программа).
Предоставление и распределение субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, с учетом Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 (далее - Правила от 10.02.2017 №169).
Направлением предоставления субсидий является благоустройство прилегающих к многоквартирным домам территорий, в том числе дворовых, а также объектов городской среды.
Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю бюджетных средств -Департаменту ЖКХ.
Согласно пункту 1.3. приложения 1 к Подпрограмме муниципальные образования обязаны были разработать и опубликовать не позднее 1 апреля 2017 года для общественного обсуждения (срок обсуждения - не менее 30 дней со дня опубликования) проект муниципальной программы на 2017 год.
Постановлением Администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района от 13.11.2017 №160-п «О программе «Благоустройство населенных пунктов Петровского городского поселения» приложением 8 к муниципальной программе «Благоустройство населенных пунктов Петровского городского поселения» утверждена подпрограмма «Формирование современной городской среды на территории Петровского городского поселения», которая определила перечень дворовых территорий многоквартирных домов, подлежащих благоустройству в 2017 году и общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году.
26.06.2017 между Администрацией и Департаментом ЖКХ было заключено соглашение о предоставлении в 2017 году субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды № 1-17/167-п.
Пунктами 2.1., 2.2. Соглашения размер субсидии определен в сумме -1204,9 тыс. рублей, в том числе:
на благоустройство дворовых территорий в общей сумме - 803,3 тыс. рублей;
на благоустройство общественных территорий в общей сумме - 401,6 тыс. рублей.
Пунктом 4.3.2 Соглашения определено, что Администрация обязывалась обеспечить достижение в срок до 31 декабря 2017 года следующих значений показателей результативности использования субсидии:
а) количество благоустроенных дворовых территорий - 6 ед.;
б) доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий- 10 %;
в) охват населения благоустроенными дворовыми территориями - 12,8%;
г) количество благоустроенных общественных территорий- 5 ед.;
д) площадь благоустроенных общественных территорий- 0,49 га;
е) доля общей площади благоустроенных общественных территорий к общей площади общественных территорий - 10,2 %.
Согласно отчету о достижении значений показателей результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2018, представленному Администрацией, значения показателей результативности следующие:
количество благоустроенных дворовых территорий - 6 ед.;
доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий -10 %;
охват населения благоустроенными дворовыми территориями - 12,8%;
количество благоустроенных общественных территорий - 5 ед.;
площадь благоустроенных общественных территорий - 0,49 га;
доля общей площади благоустроенных общественных территорий к общей площади общественных территорий - 10,2 %.
Согласно Акту от 21.08.2018 Администрацией фактически не обеспечено достижение значений показателей результативности использования Субсидии по благоустройству территорий:
количество благоустроенных дворовых территорий - 2 ед.;
количество благоустроенных общественных территорий -1 ед., что подтверждается представленным проверке муниципальными контрактами.
Вместе с тем, пунктом 4.11. Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды (Приложение 1 к Подпрограмме), пунктом 4.3.10. Соглашения и пункта 12 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п «О предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области» (далее - постановление Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п) в случае, если муниципальным образованием Ивановской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 настоящих Правил, то есть нарушения значений показателей результативности использования субсидии, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении обязательств, предусмотренных Соглашением в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 настоящих Правил в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по формуле, приведенной постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п.
Согласно расчету, произведенному Службой, объем средств, подлежащих возврату в областной бюджет Администрацией в соответствии с пунктами 12-14 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п, составляет 29453,64 руб.
Указанная сумма рассчитана по формуле, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п.
Формула расчета средств, подлежащих возврату в областной бюджет:
Vвозврата = (Vсубсидии х k x m/ n) x 0,1, где:
Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования Ивановской области в отчетном финансовом году;
к - коэффициент возврата субсидии;
m - количество показателей результативности использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-гo показателя результативности использования субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество показателей результативности использования субсидии.
При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет, в размере субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования Ивановской области в отчетном финансовом году (Vсубсидии), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года.
Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле:
к = SUM Di / m,
где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-гo показателя результативности использования субсидии.
При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-гo показателя результативности использования субсидии.
Индекс, отражающий уровень недостижения i-гo показателя результативности использования субсидии, определяется:
а) для показателей результативности использования субсидии, по которым
большее значение фактически достигнутого значения отражает большую
эффективность использования субсидии, - по формуле:
Di = 1 - Ti / Si,
где:
Ti - фактически достигнутое значение i-гo показателя результативности использования субсидии на отчетную дату;
Si - плановое значение i-гo показателя результативности использования субсидии, установленное Соглашением;
б) для показателей результативности использования субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую
эффективность использования субсидии, - по формуле:
Di = 1 - Si / Ti.
В соответствии с Соглашением № 1-17/167-п от 26.06.2017 Администрации в 2017 году предоставлена субсидия в размере 1 204 921,66 руб., в том числе:
- на благоустройство дворовых территорий в количестве 6 единиц на общую сумму 803,3 тыс. руб;
- на благоустройство общественных территорий в количестве 5 единиц на общую сумму 401,6 тыс. руб.
Фактически Администрацией не достигнуты показатели результативности по благоустройству дворовых территорий, вместо заявленных 6 единиц благоустроены 2 дворовых территории и 1 общественная территория, вместо заявленных 5. В результате, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета № 65-п, подлежит возврату в областной бюджет сумма 29 453,64 руб.
1 204 921,66 (сумма субсидии по Соглашению) х ((1 - 1(фактическое благоустройство общественных территорий) /5 (запланировано благоустройство общественных территорий) + (1-2 (фактическое благоустройство дворовых территорий)/6(запланировано благоустройство дворовых территорий)) /2 х 2(целевые показатели)/6(запланированные целевые показатели) х 0,1=1 204 921,66 х ((1-1/5)+(1-2/6))/2 х 2/6 х 0,1 = 29 453,64.
Статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с этой статьей гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Часть 2 статьи 307 ГК РФ предусматривает, что одним из обстоятельств для возникновения обязательств служит их наличие в договоре.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность.
Согласно пункту 4.3.10 Соглашения ответчик взял на себя обязательство в случае нарушения значений показателей результативности использования субсидии обеспечить возврат средств в областной бюджет.
В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п, контроль за соблюдением муниципальными образованиями Ивановской области условий, целей и порядка предоставления и расходования субсидий осуществляется ГРБС и органами государственного финансового контроля Ивановской области.
На основании пункта 1.1. Положения о службе государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 № 540-п служба государственного финансового контроля Ивановской области является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль.
Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком обязательств в части достижения результативности использования субсидии, что является основанием для возврата денежных средств в сумме 29 453 руб. 64 коп.
В соответствии с подпунктом 1.1. части 1 статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В связи с изложенным, принимая во внимание, что истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос об уплате госпошлины судом не рассматривается
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 170 - 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1.Исковые требования Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области удовлетворить.
2. Взыскать с Администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в пользу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области денежные средства в размере 29 453 руб. 64 коп.
3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
4. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
5. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья Никифорова Г.М.