153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б
http://ivanovo.arbitr.ru
Дело № А17-8756/2023
г. Иваново | 02 марта 2024 года |
Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 02 марта 2024 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Четвергова Д.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой Я.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Буратино» (далее – заявитель, МКДОУ детский сад «Буратино», Учреждение; ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Контрольно-счетной палате Ивановской области (далее - ответчик, КСП Ивановской области, надзорный орган) о признании недействительным предписания от 27.07.2023 № 02-05/2/497,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» (далее – третье лицо, Управление образования; ОГРН: <***>, ИНН: <***>),
при участии представителей ответчика ФИО1 (на основании доверенности от 09.01.2024, диплома, удостоверения), ФИО2 (на основании доверенности от 09.01.2024, удостоверения, диплома),
установил:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» с. Постнинский (далее - МКДОУ детский сад «Светлячок», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным представления КСП Ивановской области от 27.07.2023 № 02-05/2/497.
Данное представление выдано в адрес МКДОУ детский сад «Светлячок» по итогам планового контрольного мероприятия «Проверка законности и целевого использования иных межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2022 году бюджетам муниципальных районов Ивановской области на благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области (выборочно)» (далее – контрольное мероприятие), проведенного КСП Ивановской области в период с 17.05.2023 по 13.07.2023 в соответствии с пунктом 8 раздела II Плана деятельности на 2023 год; проверяемый период – 2022 год. По итогам указанного планового контрольного мероприятия, результаты которого подробно зафиксированы в акте от 13.07.2023, надзорным органом установлено, что МКДОУ детский сад «Светлячок» средства областного бюджета в сумме 691,2 тыс. руб. по коду бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: раздел/подраздел 0700/0701 «Образование»/«Дошкольное образование», целевая статья 0190088400 «Благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области», вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» - были направлены на восстановление (частичное восстановление) расходов, произведенных за счет средств бюджета муниципального образования «Родниковский муниципальный район» в рамках мероприятия «Благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций» муниципальной программы Родниковского муниципального района «Развитие образования Родниковского муниципального района», утвержденной Администрацией муниципального образования «Родниковский муниципальный район» от 13.12.2013 № 1565 (ред. от 07.10.2022), что не предусмотрено Методикой распределения и правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов Ивановской области на благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области в 2022 году, являющейся приложением № 22 к подпрограмме «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области», утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 450-п (ред. от 29.12.2022), соглашением от 15.02.2022 № 15-БТ о предоставлении иного межбюджетного трансферта из областного бюджета на благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области, заключенным между Департаментом образования Ивановской области и и.о. главы муниципального образования «Родниковский муниципальный район», и в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) является нецелевым использованием бюджетных средств. Как указал надзорный орган, допущенное МКДОУ детский сад «Светлячок» нарушение при расходовании бюджетных средств в сумме 691,2 тыс. руб. свидетельствует о том, что учреждением, как получателем бюджетных средств, ненадлежащим образом исполнялись бюджетные полномочия, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ в части обеспечения целевого использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Представлением от 27.07.2023, выданным ответчиком на основании статьи 24 Закона Ивановской области от 21.12.2006 № 140-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Ивановской области» (далее – Закон № 140-ОЗ), на заявителя возложены следующие обязанности:
1) возместить в доход областного бюджета средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 691,2 тыс. руб.;
2) принять меры по предотвращению нарушений бюджетного законодательства в части надлежащего исполнения полномочий получателя бюджетных средств, а также целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
3) рассмотреть вопрос о принятии мер дисциплинарной ответственности к лицам, допустившим нарушения.
В обоснование заявленных требований МКДОУ детский сад «Светлячок» указывает на то, что оспариваемое представление не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; заявитель выразил несогласие с наличием выявленного нарушения и, как следствие, возложением на него обязанности по устранению нарушений и причин и условий, ему способствовавших. Учреждение полагает, что довод надзорного органа о нецелевом характере использования спорных денежных средств является необоснованным, так как средства областного бюджета израсходованы в соответствии с установленными целями, а именно: благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций -, в связи с чем не имеется оснований для квалификации расходования указанных денежных средств как имеющего нецелевой характер в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ. Учреждение обращает внимание суда на то, что оно не восстанавливало средствами областного бюджета расходы, произведенные за счет средств бюджета муниципального образования, а в соответствии с пунктом 40 Порядка казначейского обслуживания, утвержденного приказом Казначейства России от 14.05.2020 № 21н (далее – Порядок № 21н), а реализовало свое право на уточнение в пределах текущего финансового года операции по казначейскому платежу, в строгом соответствии с утвержденной Управлением образования бюджетной сметой.
Определением суда от 04.09.2023 заявление МКДОУ детский сад «Светлячок» принято к производству, на 24.10.2023 назначено предварительное судебное заседание, дело назначено к судебному разбирательству.
КСП Ивановской области с требованием и доводами заявителя не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Надзорный орган настаивает на законности и обоснованности оспариваемого представления по приведенным в нем мотивам. Ответчик утверждает, что оспариваемое заявителем нарушение имело место и подтверждено совокупностью представленных в материалы дела доказательств; доводы и аргументы заявителя об обратном ответчик находит необоснованными и противоречащими действующему правовому регулированию спорных правоотношений и фактическим обстоятельствам дела.
Более подробно позиции сторон по существу рассматриваемого в рамках настоящего дела требования со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства дела отражены в представленных в суд заявлении (с учетом дополнений) и отзыве на него, а также озвучены их представителями в ходе судебного разбирательства.
Определением 25.10.2023 (резолютивная часть от 24.10.2023) суд, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), произвел замену МКДОУ детский сад «Светлячок» на его правопреемника - МКДОУ детский сад «Буратино» в связи с реорганизацией в форме присоединения. Предварительное судебное заседание отложено судом на основании статьи 158 АПК РФ на 05.12.2023.
По окончании предварительного судебного заседания суд пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству, в связи с чем 05.12.2023 в соответствии со статьей 136, частью 4 статьи 137 АПК РФ завершил подготовительную стадию процесса и, в отсутствие возражений сторон, открыл судебное разбирательство в первой инстанции.
В прядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено судом на 18.01.2024.
Определением от 18.01.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования, судебное разбирательство отложено судом на 27.02.2024.
Управление образования мотивированный отзыв на заявление арбитражному суду не представило.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание 27.02.2024 явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ, каких-либо ходатайств, документов, пояснений не представили.
В силу части 2 статьи 200 АПК РФ настоящее дело рассмотрено судом 27.02.2024 в отсутствие заявителя и третьего лица (их представителей).
Представители ответчика в ходе судебного разбирательства поддержали позицию, изложенную в отзыве на заявление.
Заявление МКДОУ детский сад «Буратино» рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке, предусмотренном статьями 153 - 170, 197 - 201 АПК РФ.
Суд, исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в их взаимной связи и в совокупности, заслушав представителей ответчика, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
Предметом спора по настоящему делу является представление от 27.07.2023, выданное уполномоченным на то органом внешнего государственного финансового контроля в пределах его компетенции (статьи 9, 24 Закона № 140-ОЗ) по итогам планового контрольного мероприятия «Проверка законности и целевого использования иных межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2022 году бюджетам муниципальных районов Ивановской области на благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области (выборочно)». Данное представление оценивается арбитражным судом исходя из обстоятельств, имеющих место на момент его выдачи. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий выдавшего это представление органа, в части чего замечаний у заявителя не имеется, выяснению подлежит наличие у хозяйствующего субъекта обязанности и возможности исполнения содержащихся в представлении требований.
БК РФ установлены общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения (преамбула).
Согласно статье 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств сформулирован в статье 38 БК РФ и означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно положениям статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Как установлено надзорным органом в ходе контрольного мероприятия и следует из материалов дела, 21.06.2022 между Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» (заказчик) и ООО «Стройтехнология» (подрядчик, исполнитель), как победителем электронного аукциона от 08.06.2022 № 0133200001722001672 (идентификационный код закупки: 223372100799237210100100590014399244), заключен муниципальный контракт № 7/22 (далее - контракт) на выполнение работ по благоустройству территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области, которые выполняются подрядчиком в объеме, установленном Техническим заданием (приложение №1 к контракту), и в объемах, установленных в Локальных сметных расчетах по благоустройству территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области (приложение №2 к контракту) (далее – ЛСР), на сумму 17 174,9 тыс. руб., без НДС.
По соглашению «О расторжении муниципального контракта № 7/22 от 21.06.2022» от 13.12.2022, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) контракт от 21.06.2022 расторгнут с 13.12.2022 по соглашению сторон с выполнением работ на сумму 16 570,0 тыс. руб., в оставшейся части суммы 604,9 тыс. руб. муниципальный контракт подлежит расторжению. Стороны претензий друг другу не имеют.
Таким образом, возник остаток неиспользованных средств, который составил 691,2 тыс.руб. (86,3 тыс.руб. (результат экономии по результатам торгов) + 604,9 тыс.руб.).
Источником финансирования работ по контракту является иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, на благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области, в рамках подпрограммы «Развитие общего образования» (далее – Подпрограмма) государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области», утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 450-п (ред. от 29.12.2022).
Согласно пункту 1.15 Подпрограммы иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов Ивановской области на благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций предоставляются в соответствии с Методикой распределения и правилами предоставления, установленными приложением 22 к настоящей подпрограмме (далее – Методика).
В соответствии с пунктом 15 Методики не использованный на 1 января текущего финансового года остаток иного межбюджетного трансферта подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством.
Однако, вопреки названным требованиям Методики, Учреждением не был осуществлен возврат вышеуказанных бюджетных средств.
Вместо этого справкой-уведомлением от 02.12.2022 № 785 Управлением образования до МКДОУ детский сад «Светлячок» доведены лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации (далее – КБК) 0701 0190088400 244 в сумме 691,2 тыс. руб.
На основании доведенных лимитов бюджетных обязательств Учреждением составлено и Управлением образования, как главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственному ему Учреждению, 02.12.2022 утверждено изменение показателей бюджетной сметы МКДОУ детский сад «Светлячок» на 2022 финансовый год и плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе по КБК 0701 0190088400 244 в сумме 691,2 тыс. руб.
В соответствии с положениями пунктов 8, 10 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 14.02.2018 № 26н (далее – Порядок № 26н), МКДОУ детский сад «Светлячок» утверждены «Расчеты к обоснованию к бюджетной смете МКДОУ детский сад «Светлячок» с. Постнинский на 2022 год» (абзац 2 пункта 8 Порядка № 26н), которыми в рамках КБК 0701 0190088400 244 (средства областного бюджета) предусмотрены направления расходования средств в общей сумме 691,2 тыс. руб., в том числе:
- восстановление расходов по предварительной подготовке основания асфальтного покрытия «дорожная подушка» (1 этап) в сумме 511,2 тыс. руб.;
- частичное восстановление расходов по предварительной подготовке основания асфальтного покрытия «дорожная подушка» (2 этап) в сумме 180,0 тыс. руб.
Расходным расписанием от 02.12.2022 № УО00-00000007 Управлением образования до Учреждения доведены предельные объемы финансирования по КБК 0701 0190088400 244 на сумму 691,2 тыс. руб.
МКДОУ детский сад «Светлячок», как получателем бюджетных средств, в УФК по Ивановской области направлены уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, которыми предусмотрено изменение реквизитов платежных поручений в части корректировки КБК:
- уведомлением от 02.12.2022 № ПО00-000002 вносятся изменения в реквизиты платежного поручения от 05.10.2022 № 302591 на сумму 511,2 тыс. руб.: КБК 0701 0190023300 244 заменяется на КБК 0701 0190088400 244 с указанием назначения платежа – «за предварительную подготовку основания асфальтного покрытия «дорожная подушка» (1 этап), муниципальный контракт № 22/К-384 от 08.08.2022, акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) (далее – акт ф. КС-2) № 1 от 23.09.2022»;
- уведомлением от 02.12.2022 № ПО00-000003 вносятся изменения в реквизиты платежного поручения от 10.10.2022 № 325800 на сумму 381,1 тыс. руб.: КБК 0701 0190023300 244 заменяется на КБК 0701 0190088400 244 с указанием назначения платежа – «за предварительную подготовку основания асфальтного покрытия «дорожная подушка» (2 этап), муниципальный контракт № 22/К-385 от 05.09.2022, акт ф. КС-2 № 1 от 23.09.2022» и суммы платежа: по КБК 0701 0190023300 244 – 201,1 тыс. руб., по КБК 0701 0190088400 244 – 180,0 тыс. руб.
Бухгалтерскими справками от 05.12.2022 № ПО00-000009, № ПО00-000010 к документу «Сторно» главным бухгалтером МКУ ЦБ Отдела образования осуществлен перенос денежных обязательств, принятых на основании актов ф. КС-2 от 23.09.2022 № 1 в рамках исполнения муниципальных контрактов от 08.08.2022 № 22/К-384, от 05.09.2022 № 22/К-385 и оплаченных за счет средств бюджета МО «Родниковский м/р», в общей сумме 691,2 тыс. руб., в том числе:
- с КБК 0701 0190023300 244 на КБК 0701 0190088400 244 в сумме 511,2 тыс. руб.;
- с КБК 0701 0190023300 244 на КБК 0701 0190088400 244 в сумме 180,0 тыс. руб.
При проведении проверки надзорным органом выявлено, что платежными поручениями от 05.10.2022 № 302591, от 10.10.2022 № 325800 МКДОУ детский сад «Светлячок» были оплачены работы по предварительной подготовке основания асфальтового покрытия «дорожная подушка» на территории Учреждения, выполненные в рамках муниципальных контрактов от 08.08.2022 № 22/К-384 (на сумму 511,2 тыс. руб.), от 05.09.2022 № 22/К-385 (на сумму 381,1 тыс. руб.), заключенных между МКДОУ детский сад «Светлячок» и ООО «Стройтехнология», ООО «ГрандСтрой» соответственно. Средства в общей сумме 892,3 тыс. руб. на оплату данных работ были выделены Учреждению по КБК 0701 0190023300 244 (раздел/подраздел 0700/0701 «Образование»/ «Дошкольное образование», целевая статья 0190023300 «Благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций», вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг») за счет средств бюджета муниципального образования «Родниковский муниципальный район» в рамках мероприятия «Благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций» подпрограммы «Развитие, сохранение и укрепление материально-технической базы муниципальных организаций образования» Муниципальной программы.
Справкой-уведомлением от 29.07.2022 № 236, расходным расписанием от 05.10.2022 № УО00-00000006 Управлением образования до МКДОУ детский сад «Светлячок» доведены лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования по КБК 0701 0190023300 244 в сумме 892,3 тыс. руб., соответственно.
Исходя из вышеизложенного, Учреждением по КБК 0701 0190088400 244 (средства иного межбюджетного трансферта, предоставленного муниципальному образованию «Родниковский муниципальный район» из бюджета Ивановской области на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области) восстановлены (частично восстановлены) расходы в общей сумме 691,2 тыс. руб., произведенные МКДОУ детский сад «Светлячок» за счет средств бюджета муниципального образования «Родниковский муниципальный район» (КБК 0701 0190023300 244) в рамках реализации мероприятий Муниципальной программы.
Пунктом 2 Методики, абзацем 2 пункта 1.1., пунктом 1.3. раздела I Соглашения № 15-БТ определено:
- иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных районов Ивановской области в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств муниципальных районов Ивановской области, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных районов Ивановской области полномочий в сфере образования, в части реализации мероприятий по благоустройству территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области;
- иные межбюджетные трансферты направляются на благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций Ивановской области (выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия и укладке бортового камня на территориях муниципальных дошкольных образовательных организаций);
- не допускается использование иного межбюджетного трансферта на цели, не предусмотренные Методикой распределения иных межбюджетных трансфертов.
Следовательно, восстановление (частичное восстановление) расходов бюджета муниципального образования за счет средств иного межбюджетного трансферта, предоставленного из бюджета Ивановской области, Методикой распределения иных межбюджетных трансфертов, соглашением № 15-БТ не предусмотрено.
Таким образом, целевой характер бюджетных средств, выделенных МКДОУ детский сад «Светлячок» по КБК 0701 0190088400 244 на благоустройство территории (выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия) определен бюджетной росписью Управления образования, где Учреждение определено получателем бюджетных ассигнований, справками-уведомлениями, которыми до Учреждения доводились лимиты бюджетных обязательств, бюджетной сметой Учреждения.
В анализируемом контексте следует отметить, что Учреждением в рамках исполнения бюджетных ассигнований, выделенных по КБК 0701 0190088400 244, муниципальные контракты на выполнение работ по благоустройству территории не заключались, оплата денежных обязательств не производилась.
Учитывая изложенное, суд соглашается с обоснованным и документально подтвержденным выводом КСП Ивановской области о том, что расходование Учреждением средств областного бюджета в сумме 691,2 тыс. руб. на восстановление (частичное восстановление) расходов, произведенных за счет средств бюджета муниципального образования «Родниковский муниципальный район» в рамках мероприятия «Благоустройство территорий муниципальных дошкольных образовательных организаций» Муниципальной программы, в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
Довод Учреждения о том, что оно не восстанавливало средствами областного бюджета расходы, произведенные за счет средств бюджета муниципального образования, а в соответствии с пунктом 40 Порядка № 21н реализовало свое право на уточнение в пределах текущего финансового года операции по казначейскому платежу, в строгом соответствии с утвержденной Управлением образования бюджетной сметой, является несостоятельным и подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании норм права применительно к имеющим место фактическим обстоятельствам дела.
Пунктом 40 Порядка № 21н предусмотрено, что получатель бюджетных средств (администратор источников финансирования дефицита бюджета, финансовый орган, орган управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации) вправе в пределах текущего финансового года уточнить операции по казначейским платежам и (или) коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым данные операции были отражены на его лицевом счете, в следующих случаях:
- при изменении на основании нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации или финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами в соответствии с установленными БК РФ полномочиями принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации;
- при ошибочном указании получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации) в Распоряжении о совершении казначейских платежей, на основании которого был отражен казначейский платеж на его лицевом счете, кода бюджетной классификации Российской Федерации.
Как верно указано надзорным органом, названные нормативные положения не могут быть применены в данном случае, поскольку:
- изменения нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление иного межбюджетного трансферта, в проверяемом периоде к проверке не представлены;
- ошибочного указания получателем бюджетных средств КБК в платежных документах (платежные поручения от 05.10.2022 № 302591, от 10.10.2022 № 325800) не установлено. КБК, указанный в платежных документах (платежные поручения от 05.10.2022 № 302591, от 10.10.2022 № 325800), соответствовал коду доведенных до Учреждения бюджетных ассигнований.
Следовательно, проведенное Учреждением уточнение казначейской операции (в части корректировки КБК, указанных в платежных поручениях) недопустимо ввиду отсутствия к тому оснований, предусмотренных пунктом 40 Приказа № 21н.
При изложенных обстоятельствах представление ответчика от 27.07.2023 выдано уполномоченным органом при наличии к тому оснований, не противоречит приведенным выше положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с подлежащими применению положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания представления ответчика от 27.07.2023 № 02-05/2/497 недействительным, в связи с чем заявленное Учреждением требование следует оставить без удовлетворения.
Оснований для иных выводов из имеющихся в материалах дела доказательств, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
Судом исследованы все доводы и аргументы заявителя, однако они являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку, учитывая вышеизложенное, основаны на ошибочном толковании норм права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления подлежат отнесению на заявителя.
Определением суда от 04.09.2023 по настоящему делу были приняты меры по обеспечению заявления в виде приостановления действия представления КСП Ивановской области от 27.07.2023 № 02-05/2/497 до вступления итогового судебного акта по настоящему делу № А17-8756/2023 в законную силу.
Согласно части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
В связи с отказом в удовлетворении требования Учреждения о признании недействительным представления надзорного органа от 27.07.2023 № 02-05/2/497, обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Ивановской области от 04.09.2023 по настоящему делу, в соответствии со статьей 96 АПК РФ подлежат отмене после вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, руководствуясь статьями 96, 110, 167 - 170, 200 - 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Заявление муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Буратино» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) оставить без удовлетворения.
2. Отменить принятые определением суда от 04.09.2023 обеспечительные меры с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу.
3. Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня его принятия в соответствии со статьями 181, 201, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу в соответствии со статьями 181, 201, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Д.С. Четвергов