153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б
http://ivanovo.arbitr.ru
Дело № А17-890/2022
г. Иваново | 22 апреля 2022 года |
Решение в виде резолютивной части вынесено 04 апреля 2022 года.
Текст решения в полном объеме в связи с поступившей апелляционной жалобой изготовлен 22 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Савельевой М.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления капитального строительства Администрации города Иваново к Службе государственного финансового контроля Ивановской области об оспаривании Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-12-304/2021 от 20.12.2021;
установил:
Управление капитального строительства Администрации города Иваново (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее – административный орган, Служба, СГФК) об оспаривании Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-12-304/2021 от 20.12.2021 (далее – Постановление).
Определением суда от 07.02.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, установлен срок для предоставления документов.
Лица, участвующие в деле, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда.
В установленный срок от административного органа в материалы дела представлен отзыв.
В порядке ч. 3 ст. 208 АПК РФ Управлением капитального строительства Администрации города Иваново заявлено ходатайство о приостановлении действия исполнения Постановления о назначении административного наказания № 03-12-304/2021 от 20.12.2021 до принятия решения по делу. Определением суда от 18.03.2022 ходатайство Управления капитального строительства Администрации города Иваново удовлетворено, приостановлено исполнение Постановления о назначении административного наказания № 03-12-304/2021 от 20.12.2021 до вступления в законную силу судебного акта по делу №А17-890/2022.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 АПК РФ, 04.04.2022 по делу принято решение об оставлении без удовлетворения заявления Управления капитального строительства Администрации города Иваново к Службе государственного финансового контроля Ивановской области об оспаривании Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-12-304/2021 от 20.12.2021.
Согласно пункту 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
21.04.2022 от заявителя поступила апелляционная жалоба на Решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.04.2022 по делу №А17-890/2022, вынесенного в виде резолютивной части, в связи с чем, суд составляет мотивированное решение по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Управления капитального строительства Администрации города Иваново считает оспариваемое Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-12-304/2021 от 20.12.2021 незаконным и необоснованным по основаниям, указанным в заявлении. Заявитель не согласен с вынесенным постановлением № 03-12-304/2021 и считает решение о назначении административного наказания неправомерным и подлежащим отмене в связи с отсутствием события административного правонарушения, под которым подразумевается реальный факт совершения Управлением, в лице начальника ФИО1, деяния (действия, бездействия), запрещённого нормой КоАП РФ. При составлении акта КС-2 № 14 ООО «Мастер» была допущена техническая ошибка в части количества бортового камня (камни бортовые БР 100.20.8). В акте ошибочно указано 510 шт. вместо 226,3 шт. В целях исправления ошибки составлен минусовой акт КС-2 № 31. Излишне принятые и оплаченные работы в рамках заключенного муниципального контракта между Заказчиком и Подрядчиком на сумму 193 801,62 рубля были перечислены Обществом в добровольном порядке 31.05.2021 в бюджет города Иванова, а Управлением в свою очередь, 17.06.2021 произведен возврат субсидии Департаменту в размере 193704,72 руб., в том числе 191801,62 руб. - средства федерального бюджета. Таким образом, на сегодняшний день Управлением устранена ошибка излишне оплаченных средств подрядчику, в бухгалтерском учете сделаны соответствующие проводки.
Кроме того, Управлением капитального строительства Администрации города Иваново заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд. Ходатайство мотивировано тем, что в установленный законом срок Управлением капитального строительства Администрации города Иванова была подана жалоба на Постановление заместителя начальника Службы государственного финансового контроля в Ивановской области №03-12-304/2021 об оспаривании Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в Ленинский суд города Иванова (по месту нахождения административного органа). Согласно определению Ленинского районного суда от 28.01.2022 в принятии заявления Управлению было отказано, по основаниям, изложенным в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ.
СГФК просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на доводы указанные в письменном отзыве. Административным органом указано, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Состав правонарушения, предусмотренный ст. 15.14 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учётом норм материального и процессуального права суд пришёл к следующему.
Прокуратурой Ленинского района г. Иваново проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в управлении капитального строительства Администрации города Иванова, по результатам которой 03.12.2021 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Управления капитального строительства Администрации города Иваново.
Как следует из материалов дела, Управлением в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ), разделом III «Особенности механизма реализации Программы и управления Программой» Особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, приказом Минстроя России от 13.03.2020 № 121/пр «Об определении случаев осуществления федеральным бюджетным учреждением «Федеральный центр по сопровождению инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации строительного контроля по объектам капитального строительства, финансируемым (софинансируемым) за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с ФБУ «Федеральный центр по сопровождению инвестиционных программ» заключен контракт от 14.05.2020 № 11-П на осуществление строительного контроля) (далее — контракт от 14.05.2020) на сумму 667 630,32 рублей.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Управлением направлено в адрес ООО «Мастер» письмо от 25.05.2021 № 5-02-23-399 «О возврате денежных средств» на выявленное в ходе проверки нарушение с указанием подрядчику о необходимости возмещения в доход бюджета городского округа Иваново денежных средств в сумме 193 801,62 рублей за невыполненные работы по установке бортовых камней БР 100.20.8 в объеме 283,7 п/м, включенных в акт ф. КС-2 от 23.09.2020 № 14 в объеме больше фактически смонтированного. Из содержания письма ООО «Мастер» от 25.05.2021 № 25/05-2 в адрес Управления следует, что при составлении акта ф. КС-2 от 23.09.2020 № 14 была допущена техническая ошибка при указании количества бортового камня 510 штук вместо 226,3 штук, в целях устранения которой составлен минусовый акт КС-2 №31; излишне полученные денежные средства будут возвращены на соответствующий КБК после получения реквизитов на оплату. Платежным поручением от 31.05.2021 № 573 ООО «Мастер» возвращены денежные средства в сумме 193 801,62 рублей за невыполненные работы.
Исследовав материалы дела, оценив содержащиеся в них доказательства в совокупности, заслушав законного представителя Управления, прокурора Ленинского района г. Иваново, поддержавшую доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.12.2021, Служба государственного финансового контроля Ивановской области признала вину Управления в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, доказанной.
По результатам рассмотрения материалов проверки административный орган вынес постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-12-304/2021 от 20.12.2021 по статье 15.14 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 9 690,08 руб.
Управление капитального строительства Администрации города Иваново, полагая, что постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-12-304/2021 от 20.12.2021 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд, исследовав материалы административного дела в отношении заявителя, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. Аналогичные положения содержатся в частях 1, 2 статьи 30.3 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 113 АПК РФ процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями, а в исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. В соответствии с частью 4 статьи 113 и частью 3 статьи 114 АПК РФ течение процессуального срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока, а истекает процессуальный срок, исчисляемый днями, в последний день установленного срока.
Как следует из материалов дела, заявитель был надлежащим образом извещен о начавшемся в отношении него производстве по делу об административном правонарушении. Вынесенное административным органом постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-12-304/2021 от 20.12.2021 было получено Управлением 10.01.2022, что подтверждается почтовым уведомлением. С учетом изложенных нормативных положений срок для оспаривания постановления, предусмотренный частью 2 статьи 208 АПК РФ, истек 24.01.2022.
Вместе с тем заявление от 03.02.2022 об оспаривании Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-12-304/2021 от 20.12.2021 подано в Арбитражный суд Ивановской области 04.02.2022 (нарочно), то есть с нарушением установленного законом срока на обжалование.
В заявлении Управление ходатайствовало перед судом о восстановлении срока обжалования указанных актов административного органа. Ходатайство мотивировано направлением жалобы на Постановление заместителя начальника Службы государственного финансового контроля в Ивановской области №03-12-304/2021 об оспаривании Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в Ленинский суд города Иванова (по месту нахождения административного органа). Согласно определению Ленинского районного суда от 28.01.2022 в принятии заявления Управлению было отказано, по основаниям, изложенным в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления. Следовательно, суд вправе восстановить пропущенный срок лишь на основании заявленного ходатайства с обоснованием причин его пропуска, если признает причины пропуска срока уважительными.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду. К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка. Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только указать причины его пропуска, но и представить суду доказательства того, что заявитель не имел возможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный законом срок.
Судом установлено, что Управлением указаны обстоятельства, объясняющие причины пропуска срока на обжалование, а также обстоятельства, не позволившие соблюсти установленные сроки, в связи с чем считает необходимым удовлетворить ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Как следует из статьи 162 БК РФ, получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении капитального строительства администрации города Иванова, утвержденного Решением Ивановской городской Думы от 30.03.2006 № 87 (в редакции от 25.12.2019), управление капитального строительства администрации города Иванова (далее — Управление) является функциональным органом Администрации города Иванова,. организует и обеспечивает реализацию полномочий Администрации города Иванова по вопросам: проектирования объектов капитального строительства; строительства объектов капитального строительства; реконструкции объектов капитального строительства; проектирования и выполнения работ по комплексному благоустройству общественных территорий; проектирования и выполнения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, в случае если требуется доведение параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории; проектирования и выполнения работ по сносу нежилых, включая самовольно построенные, объектов капитального строительства, на территории города Иванова, за исключением: домов и зданий бывших детских садов, домов и нежилых строений - складов, в отношении которых имеется решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Иванова, а также хозяйственных построек.
Приложением 10 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2020 год» к Закону Ивановской области от 16.12.2019 № 75-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее — Закон об областном бюджете на 2020 год) Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области утверждены на 2020 год бюджетные ассигнования по коду главного распорядителя 011 «Департамент строительства и архитектуры Ивановской области», разделу, подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», целевой статье 235F150212 «Стимулирование программ развития жилищного строительства (Строительство (реконструкция) автомобильных дорог)», виду расхода 500 «Межбюджетные трансферты» (далее-КБК 011 0409 235F150212 500) в сумме 212 599 404,70 рублей.
Государственная программа Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», приложением 5 к которой утверждена подпрограмма «Стимулирование развития жилищного строительства» (далее — Подпрограмма № 460-п) утверждена Постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 № 460-п.
Пунктом 2.3 раздела 2. «Характеристика основных мероприятий подпрограммы государственной программы Ивановской области» Подпрограммы № 460-п в рамках регионального проекта «Жилье» предусмотрена реализация мероприятия «Стимулирование программ развития жилищного строительства (Строительство (реконструкция) автомобильных дорог)», предусматривающего предоставление и распределение субсидий на стимулирование программ развития жилищного строительства (Строительство (реконструкция) автомобильных дорог) в соответствии с Порядком, установленным приложением 2 к Подпрограмме № 460-п (далее - Порядок №• 460-п), исполнителем данного мероприятия является Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее - Департамент строительства).
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка № 460-п (в редакции от 13.08.2020) порядок определяет цель, условия, порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на реализацию мероприятий по строительству (реконструкции) объектов социальной инфраструктуры, автомобильных дорог и инженерной инфраструктуры в рамках реализации проектов по развитию территорий, предусматривающих строительство жилья, в рамках стимулирования программ развития жилищного строительства, включая проекты жилищного строительства, отобранные в 2015 году в рамках программы «Жилье для российской семьи» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №323.
Постановлением Правительства Ивановской области от 28.02.2020 № 81-п в рамках мероприятия «Стимулирование программ развития жилищного строительства (Строительство (реконструкция) автомобильных дорог)» городскому округу Иваново в 2020 году предусмотрены средства субсидии на реализацию инвестиционных проектов «Строительство автодороги вдоль ул. Профсоюзной и ул. Наумова на отрезке от пр. Ф. Энгельса до нового направления ул. Бубнова», «Улично-дорожная сеть, расположенная от ул. П. Болыпевикова до ул. Соликамской, в рамках 1 очереди освоения микрорайона «Видный», на реализацию инвестиционного проекта «Реконструкция автомобильной дороги, включающей в себя ливневую канализацию, к микрорайону «Новая Ильинка», проходящую от ул. ФИО2 по ул. Володиной и Дальнему тупику в г. Иваново» в общей сумме 38 839 671,46 рублей, в том числе средства областного бюджета — 369 161,46 рублей.
Согласно материалам дела 11.03.2020 Департаментом строительства, в лице начальника Департамента строительства, с одной стороны, и Администрацией города Иванова, в лице заместителя Главы Администрации города Иванова, с другой стороны, заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету городского округа Иваново на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в рамках стимулирования программ развития жилищного строительства в рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в 2020 году», от 11.03.2020 № 24701000-1-2020-003 (далее - соглашение от 11.03.2020 № 24701000-1-2020-003).
Пунктом 1.1 соглашения от 11.03.2020 № 24701000-1-2020-003 определено, что предметом соглашения является предоставление из бюджета Ивановской области в 2020 году бюджету городского округа Иваново субсидии на стимулирование программ развития жилищного строительства (Строительство (реконструкция) автомобильных дорог) (далее - субсидия на строительство (реконструкцию) автомобильной дороги) в связи с реализацией инвестиционных проектов «Реконструкция автомобильной дороги, включающей в себя ливневую канализацию, к микрорайону «Новая Ильинка», проходящую от ул. ФИО2 по ул. Володиной и Дальнему тупику в г. Иваново», «Реконструкция автомобильной дороги, включающей в себя ливневую канализацию, к микрорайону «Новая Ильинка», проходящую от ул. ФИО2 по ул. Володиной и Дальнему тупику в г. Иваново», «Строительство автодороги вдоль ул. Профсоюзной и ул. Наумова на отрезке от пр. Ф. Энгельса до нового направления ул. Бубнова», «Улично-дорожная сеть, расположенная от ул. П. Большевикова до ул. Соликамской, в рамках 1 очереди освоения микрорайона «Видный» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Департаменту строительства как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации по КБК 011 0409 235F150212 522 в рамках регионального проекта «Жилье (Ивановская область)» Подпрограммы № 460-п.
В соответствии с приложением 3 к соглашению от 11.03.2020 № 24701000-1-2020-003 объем субсидии на строительство (реконструкцию) автомобильной дороги составил 38 839 671,46 рублей.
Таким образом, цель предоставления субсидии на строительство (реконструкцию) автомобильной дороги определена Законом об областном бюджете на 2020 год (целевая статья 235F150212 «Стимулирование программ развития жилищного строительства (Строительство (реконструкция) автомобильных дорог)»), пунктом 1.1 Порядка № 460-п, Постановлением № 81-п, пунктом 1.1 соглашения от 11.03.2020 № 24701000-1-2020-003.
Управление Федерального казначейства по Ивановской области (Департамент строительства) перечислило Управлению средства субсидии на строительство (реконструкцию) автомобильной дороги в сумме 8 021 695,53 рублей платежным поручением от 29.09.2020 № 669661.
Согласно материалам дела, в ходе проверки прокуратурой Ленинского района г. Иваново установлено, что Управлением и ООО «Мастер» на основании протокола подведения итогов электронного аукциона, проводимого Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области, с целью определения подрядчика и заключения с ним контракта на выполнение работ согласно ведомости объемов работ (приложение № 1 к контракту) в рамках проектной и сметной документации «Реконструкция автомобильной дороги, включающей в себя ливневую канализацию, к микрорайону «Новая Ильинка», проходящую от ул. ФИО2 по ул. Володиной и Дальнему тупику в г. Иваново» и признания аукциона несостоявшимся от 21.04.2020 № 0133200001720000705-3, заключен муниципальный контракт от 14.05.2020 № 4-С (далее - муниципальный контракт от 14.05.2020 № 4-С), цена контракта составляет 33 171 592,34 рублей, срок выполнения работ до 30.09.2020.
Пунктом 1.1 муниципального контракта от 14.05.2020 № 4-С определено, что предметом контракта является выполнение работ согласно ведомости объемов работ (приложение № 1 к контракту) в рамках проектной и сметной документации «Реконструкция автомобильной дороги, включающей в себя ливневую канализацию, к микрорайону «Новая Ильинка», проходящую от ул. ФИО2 по ул. Володиной и Дальнему тупику в г. Иваново».
Согласно условиям муниципального контракта от 14.05.2020 № 4-С: подрядчик обязуется в сроки, установленные контрактом, по заданию заказчика выполнить предусмотренные контрактом работы в установленный срок, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с условиями настоящего контракта и Приложений к нему (пункт 1.1, подпункт 6.1.1 пункта 6.1); устранять все замечания заказчика, данные им в порядке, установленном настоящим контрактом (подпункт 6.1.6 пункта 6.1); заказчик обязуется: назначить приказом своего представителя, который с момента заключения контракта будет осуществлять контроль за производством работ по контракту, экспертизу результатов выполненных работ и их приемку, довести соответствующую информацию до сведения подрядчика (подпункт 6.2.3 пункта 6.2); провести экспертизу результатов выполненных работ и принять качественно выполненные подрядчиком работы в течение 30 рабочих дней с даты предъявления заказчику выполненных работ (подписанных со своей стороны актов и справок унифицированных форм № КС-2 и № КС-3) или составить в указанный срок мотивированный отказ от приемки выполненных работ. В случае передачи функций заказчика по осуществлению контроля за выполнением работ другому юридическому лицу экспертиза результатов выполненных работ производится лицом, осуществляющим контроль (подпункт 6.2.4 пункта 6.2); в случае обнаружения дефектов выдавать соответствующее письменное требование об устранении недостатков с указанием сроков их устранения и контролировать их исполнение (подпункт 6.2.5 пункта 6.2); обеспечить оплату качественно выполненных подрядчиком работ в соответствии с разделом 4 настоящего контракта (пункт 4.5, подпункт 6.2.6 пункта 6.2); заказчик проводит проверку предоставленных подрядчиком результатов работ в части их соответствия условиям контракта, а также в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Экспертиза проводится заказчиком своими силами путем согласования ответственными лицами по реализации объекта актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 (пункт 8.1); заказчик в течение 3-ти рабочих дней осуществляет проверку выполненных работ, рассматривает, оформляет и подписывает документы или направляет обоснованный отказ (пункт 8.2). Порядок выполнения работ определен в разделе 7 муниципального контракта от 14.05.2020 № 4-С.
Управлением в 2020 году оплата работ в рамках исполнения муниципального контракта от 14.05.2020 № 4-С осуществлена на основании 8 платежных поручений.
В ходе проверки прокуратурой Ленинского района г. Иваново, с учетом проведенного контрольного обмера отдельных объемов работ, отраженных в актах приемки выполненных работ ф. КС-2 (далее — акт ф, КС-2) (акт контрольного замера (обмера) № 1 от 24.05.2021 Управления Федерального казначейства по Ивановской области), установлены факты невыполнения работ по устройству бортового камня БР 100.20.8/бетон В 22,5 (М300) в количестве 510 штук, принятых Управлением в 2020 году по акту ф. КС-2 от 23.09.2020 № 14 (позиция 62).
Общий объем невыполненных работ составил в сумме 193 801,62 рублей. Невыполненные работы оплачены на основании платежного поручения от 29.09.2020 № 379 на сумму 4 393 235,94 рублей, включающее в себя невыполненные работы на сумму 193 801,62 рублей.
Управление, в лице уполномоченных должностных лиц, обязано было удостовериться до направления бюджетных средств в наличии факта выполнения работ, принятых по акту ф. КС-2 от 23.09.2020 № 14 (количество бортового камня).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Управлением норм БК РФ, Соглашения от 11.03.2020 №24701000-1-2020-003, то есть в спорном случае имело место нецелевое использование средств федерального бюджета на оплату работ, которые не осуществлялись в действительности, образующее событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо несет ответственность за совершенное административное правонарушение, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Обязанности по контролю вопреки мнению заявителя лежали не только на организации, осуществлявшей строительный контроль, но и на заявителе. В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Будучи организацией, финансируемой из федерального бюджета, учреждение обязано использовать поступающие ему бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств; данное правило вытекает из требований бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством. Судом не установлено чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности.
Довод заявителя о том, что излишне принятые и оплаченные работы в рамках заключенного муниципального контракта между Заказчиком и Подрядчиком на сумму 193 801,62 руб. были перечислены Обществом в добровольном порядке 31.05.2021 в бюджет города Иванова, а Управлением в свою очередь, 17.06.2021 произведен возврат субсидии Департаменту в размере 193704,72 руб., в том числе 191801,62 руб. - средства федерального бюджета, судом отклоняется, поскольку, как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Управлением возврат и перечисление излишне принятых и оплаченных работ в рамках заключенного муниципального контракта осуществлен лишь 17.06.2021, факт правонарушения, за совершение которого Управление привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением, имел место в сентябре 2020, следовательно, Управление обладало достаточным временем для выявления и устранения технических неполадок, ошибок при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Изложенное свидетельствует о наличии вины заявителя в совершенном правонарушении.
Доводы заявителя сводятся к объяснению причин, способствовавших совершению правонарушения, но не являются основанием для вывода об отсутствии его вины во вменённом правонарушении и освобождения его от административной ответственности. Имеющиеся в деле доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания учреждения виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
С учетом всех изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что в действиях заявителя имеется и подтвержден надлежащими доказательствами состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Судом проверена процедура привлечения к административной ответственности, существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, не установлено. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, составляет два года со дня совершения административного правонарушения, который на момент вынесения постановления не истек.
Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 9 690,08 руб. соразмерно допущенному нарушению.
Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемое постановление является законным, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Ходатайство Управления капитального строительства Администрации города Иваново о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления удовлетворить.
2. Заявление Управления капитального строительства Администрации города Иваново к Службе государственного финансового контроля Ивановской области об оспаривании Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-12-304/2021 от 20.12.2021 оставить без удовлетворения.
3. Признать утратившим силу Определение суда о приостановлении действия оспариваемого акта от 18.03.2022 с момента вступления решения суда в законную силу.
4. Решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается путем подписания судьей резолютивной части решения. Решение (резолютивная часть) по делу вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В соответствии с ч. 2 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, составляется арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано лицом, участвующим в деле в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 181, 211, 229, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Решение арбитражного суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 229, 273, 275, 276, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья М.С. Савельева