ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-9730/18 от 27.12.2018 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иваново

Дело № А17-9730/2018

14 января 2019 года

Решение  в виде резолютивной части вынесено 27 декабря 2018 года.

Полный текст решения по заявлению лица, привлеченного к административной ответственности, изготовлен 14 января 2019 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ивановской области к обществу с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Центурион» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ивановской области (далее - Управление Росгвардии по Ивановской области, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Центурион» (далее – ООО ЧОО «Центурион», Общество)   к административной ответственности  по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований административный орган указал на выявленные по результатам проведенной в период с 09.10.2018 по 15.10.2018 внеплановой/документарной проверки факты осуществления Обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно нарушение требований части 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 2487-1), пп. «г», «д» пункта 2(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 (далее - Положение о лицензировании № 498, Положение о лицензировании частной охранной деятельности), пункта 51 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 № 814 (далее - Правила), пункта 146 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814» (далее - Инструкция).

Определением суда от 09.11.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, установлен срок для представления заявителем и Обществом дополнительных доказательств, отзыва на заявление и обосновывающих отзыв письменных доказательств, а также срок для представления в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направления друг другу дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Лица, участвующие в деле, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) надлежащим образом, извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда.

ООО ЧОО «Центурион» отзыва по факту вменяемого правонарушения в материалы дела не представило.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 АПК РФ. 27.12.2018 по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения. Принятая по результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 28.12.2018.

11.01.2019 от Общества поступило заявление о составлении мотивированного решения, в связи с чем суд принимает решение по правилам, установленным главой 20 АПК РФ, и составляет мотивированное решение по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО ЧОО «Центурион» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.06.2013 за основным государственным регистрационным номером 1083702026539. Для осуществления частной охранной деятельности Обществом оформлена лицензия ЧО № 035843  от 15.01.2014 со сроком действия до 20.08.2023.

12.10.2018 по результатам проведения административным органом внеплановой/документарной проверки (на основании распоряжения Управления от 20.09.2018 № 9/112дв), установлен факт осуществления ООО ЧОО «Центурион» предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившихся в нарушении требований части 3 статьи 12 Закона № 2487-1, пп. «г» пункта 2(1) Положения о лицензировании № 498, а именно: на объекте охраны (административное здание), расположенном по адресу: <...>, на основании заключенного 07.07.2018 между ООО ЧОО «Центурион» и ОКУ «Управление административными зданиями» государственного контракта № 38-18к на оказание комплексных услуг по вооруженной охране административных зданий, при оказании соответствующих охранных услуг в виде внутриобъектового и пропускного режимов (п. 1.1 государственного контракта), персонал и посетители объекта охраны не проинформированы об условиях установленных режимов посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию; в нарушении пп. «д» пункта 2(1) Положения о лицензировании № 498, пункта 51 Правил, пункта 146 Инструкции, а именно:  перед проведением ежеквартальной сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах, итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов, не подведены,

17.10.2018 по факту выявленных нарушений должностным лицом Управления в отношении ООО ЧОО «Центурион», в присутствии законного представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении № 37ЛРР20704171018000338 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании составленного 17.10.2018 Протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела, административный орган обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.    

    В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

   В силу статьи 1 Закона № 2487-1, частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации (статья 11.2  Закона № 2487-1).

 В соответствии с пунктом 32 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон № 99-ФЗ) частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

   Статьей 8 Закона № 99-ФЗ установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

   Положение о лицензировании частной охранной деятельности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498.

Пункт 2(1) подпункт «г» Положения о лицензировании № 498 предусматривает, что лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации",  являются соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями первой - третьей (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), седьмой и восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Согласно части 3 статьи 12 Закона № 2487-1 в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное   время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.

Из материалов административного дела следует, что 07.07.2018 между ООО ЧОО «Центурион» и ОКУ «Управление административными зданиями» заключен государственный контракт № 38-18к на оказание комплексных услуг по вооруженной охране административных зданий: <...> п.1.1. Контракта № 38-18к).

Согласно технического задания к контракту от 07.07.2018 № 38-18к, являющегося его неотъемлемой частью, охрана указанных объектов (административных зданий) осуществляется в виде обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов.

Вместе с тем, при проведении административным органом проверки 12.10.2018   выявлено, что в нарушении вышеуказанных норм права персонал и посетители объектов охраны (зданий) не проинформированы об условиях внутриобъектового и пропускного режимов посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию.

Данный факт был зафиксирован в акте проверки  от 15.10.2018, подписанным директором Общества без возражений, и  подтвержден директором Общества   в объяснениях от 17.10.2018.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2(1) Положения о лицензировании, лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", является, в том числе соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия.

Правоотношения,  возникающие  при  обороте  гражданского,  служебного,  а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации,  урегулированы  Федеральным  законом  от  13.12.1996  N  150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии, Закон № 150-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 150-ФЗ оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия - производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.

Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  21.07.1998  N 814 «О  мерах  по  регулированию  оборота  гражданского и  служебного  оружия  и патронов  к  нему  на  территории  Российской  Федерации» утверждены  Правила оборота  гражданского  и  служебного  оружия  и  патронов  к  нему  на  территории Российской Федерации.

В пункте 51 Правил закреплено что субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Федерального закона "Об оружии", осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия.

Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 утверждена Инструкция по работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 146 Инструкции в организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах.

Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия.

Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов.

При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения «Сверка проведена. Расхождений нет» и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.

При проведении внеплановой/документарной проверки административным органом было установлено, что перед проведением ежеквартальной сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах, итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов, не подведены.

Из имеющейся в материалах дела копии книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов ООО ЧОО «Центурион» следует, что 01.10.2018 Обществом проведена ежеквартальная сверка соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным. Вместе с тем перед проведением сверки в книге учета оружия и патронов итоги не подведены.   Соответствующая запись  об итогах, предшествующих сверке,  заверенная подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов,  в книге номерного учета  отсутствует.

Факт выявленных нарушений подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении № 37ЛРР20704171018000338 от 17.10.2018, подписанным представителем Общества без возражений, государственным контрактом № 38-18к на оказание комплексных услуг по вооруженной охране административных зданий от 07.07.2018, объяснениями законного представителя Общества от 17.10.2018, данными в ходе административного расследования, иными материалами дела.

Совокупность вышеназванных доказательств  на основании статьи 26.2 КоАП РФ, суд признает достаточной для вывода о наличии  вменяемого Обществу события административного правонарушения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение выявленных нарушений, которые могли быть оценены в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии его вины, в материалах дела не имеется.

Таким образом, соответствующие действия (бездействие) Общества носят виновный характер и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что является основанием для привлечения его к административной ответственности.

Оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Наличия исключительных обстоятельств, позволяющих в силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10  квалифицировать  правонарушение как малозначительное, судом не выявлено.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ в качестве санкции за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде  предупреждения либо административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Хранение и учет оружия и патронов к нему без соблюдения правил и условий, установленных действующим законодательством, характеризуется значительной степенью общественной опасности, что свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга людей и исключает возможностьприменения в рассматриваемой ситуации такой меры ответственности как предупреждение.

Учитывая изложенное, принимая во внимание характер допущенного правонарушения, степень вины Общества,  суд приходит к выводу, что наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей является разумным, справедливым и соразмерным допущенному правонарушению.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 32 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», частью 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», пп. «г», «д» пункта 2(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498, пунктом 51 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 № 814, пунктом 146 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, статьями 206, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

1. Требования Управления Росгвардии по Ивановской области удовлетворить.

2.  Привлечь ООО ЧОО «Центурион» (юридический адрес: 153000, <...>, литер А, пом. 1010, зарегистрировано в качестве юридического лица 18.06.2013, ОГРН: <***>; ИНН: <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, который должен быть перечислен по следующим реквизитам: 

Получатель: УФК по Ивановской области (Управление Росгвардии по Ивановской области л/с <***>);

ИНН <***>; КПП 370201001;

ОКТМО: 24701000;

Банк получателя: Отделение  Иваново;

№ счета: 40101810700000010001;

БИК 042406001;

КБК 180 1 16 90040 04 6000 140;

Идентификатор 18037124181017003382;

Наименование платежа: штраф по решению арбитражного суда по делу №А17-9730/2018.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано представить суду сведения об оплате наложенного штрафа (копию платежного документа) не позднее 60-ти дней со дня вступления решения в законную силу.

3. Решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается путем подписания судьей резолютивной части решения. Решение (резолютивная часть) по делу вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, составляется арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано лицом, участвующим в деле, в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 181, 206, 229, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                                       М.С. Калиничева