153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б
http://ivanovo.arbitr.ru
Дело № А17-9810/2020
г. Иваново | 07 октября 2021 года |
Резолютивная часть решения оглашена 30 сентября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 07 октября 2021 года.
Арбитражный суд Ивановской области
в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о взыскании с Департамента социальной защиты населения Ивановской области в бюджет Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области денежные средства в сумме 307 384,37 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Вектор и К», ФИО1,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель ФИО2 на основании доверенности № 4 от 01.03.2020, удостоверения и документа об образовании;
от Департамента - ФИО3 на основании доверенности от 17.09.2021, удостоверения и документа об образовании;
установил:
в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением обратилась Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области (далее: истец, Администрация) к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области (ответчик, Департамент) о взыскании с Департамента социальной защиты населения Ивановской области в бюджет Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области денежные средства в качестве субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 309 774,97 руб.; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Вектор и К» (далее: ООО «Вектор и К»), ФИО1 (далее: ФИО1).
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 03.02.2021 заявление принято к производству в общем порядке, назначено предварительное судебное заседание. На основании ст. 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.
На основании ст. 49 АПК РФ Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области уточнила предмет заявленных требований, просила о взыскании с Департамента социальной защиты населения Ивановской области в бюджет Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области денежные средства в сумме 307 384,37 руб. Уточнения приняты судом.
Подлежат рассмотрению требования о взыскании с Департамента социальной защиты населения Ивановской области в бюджет Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области денежные средства в сумме 307 384,37 руб.
Представители ООО «Вектор и К», ФИО1 в судебное заседание не явились. В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 123 АПК РФ извещение третьих лиц признается судом надлежащим. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствии.
В обосновании заявленных требований Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области указала, что на основании решений Тейковского районного суда Ивановской области (постоянное судебное присутствие в г. Гаврилов Посад): от 22.05.2019 № 2-373/2019; от 22.05.2019 № 2-374/2019; от 03.06.2019 №2-501/2019; от 19.09.2019 № 2-813/2019, на Администрацию Гаврилово-Посадского муниципального района возложена обязанность предоставить жилое помещение по договору найма из специализированного жилого фонда четырем гражданам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во исполнение полномочий по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, между Департаментом социальной защиты населения Ивановской области и Администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области 09.01.2020 было заключено Соглашение о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования Ивановской области на осуществление переданных государственных полномочий по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» Размер субвенции, предоставляемой из областного бюджета бюджету Гаврилово-Посадского муниципального района, по выше указанному соглашению, составляет 3 220 371 руб. 23.12.2019 Департаментом до бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района были доведены соответствующие лимиты бюджетных ассигнований в сумме 3 220 371 руб.
По результатам аукциона Управлением были заключены три муниципальных контракта на приобретение жилья детям-сиротам: от 10.08.2020 № 09/2020 по цене - 956 239,77 руб., от 10.08.2020 № 10/2020 по цене - 951 458,57 руб., от 24.08.2020 № 11/2020 по цене - 951 458,57 руб. Информация о заключенных муниципальных контрактах была направлена в Департамент социальной защиты населения Ивановской области.
Первые два муниципальных контракта (от 10.08.2020 № 09/2020, от 10.08.2020 № 10/2020) были исполнены в полном объеме за счет средств субвенции. В отношении третьего муниципального контракта исполнение обязательства стало не возможно по следующим причинам. 02.08.2020 года вступили в силу изменения в закон Ивановской области, которые ввели новую методику определения размера субвенции. В соответствии с новой методикой размер субвенции для Гаврилово-Посадского муниципального района был рассчитан заново и существенно уменьшен (с 3 220 371,00 руб. до 2 551 772 руб.), что сделало невозможным исполнение принятых по контракту обязательств. Информация об изменении порядка перечисления субвенции, содержащаяся в письме Департамента от 07.07.2020 № исх.-4157-02317-08, направленная по системе электронного документооборота (далее - СЭД), Администрацией получена не была, это подтверждается карточкой СЭД статус которой: «Отклонен». Заказчик не имеет права в рамках заключенного муниципального контракта на изменение цены в связи с тем, что объект закупки является единой индивидуально-определенной вещью и изменить ее количество, фактически не представляется возможным, а стоимость товара определена в соответствии с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, осуществленным исходя из рыночной стоимости 1 квадратного метра и конъюнктуры рынка. Закупка началась не с заключения контракта, а с размещения извещения, поэтому в ней учитывались нормы права, вступившие в силу на момент размещения извещения. Изменения вступили в силу 02.08.2020, закупка была объявлена 16.07.2020 (первоначально) и 31.07.2020 (повторно), то есть до вступления изменений в силу.
Администрация полагает, что ситуация, которая возникла в связи с односторонним уменьшением размера субвенции и перечислением из областного бюджета бюджету Гаврилово-Посадского муниципального района субвенции, необходимой для оплаты вышеуказанного контракта, в сумме 644074,20 руб., не достаточной для оплаты принятых обязательств, не только противоречит действующему законодательству, заключенному Соглашению, но и нарушает права как муниципального образования, так и лица из числа детей-сирот, подлежащего обеспечению жильем и продавца, осуществившего отчуждение жилья.
Более подробно позиция истца изложена в заявлении и дополнениях к нему.
Департамент социальной защиты населения Ивановской области с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Ответчиком указано, что при покупке квартиры на субвенцию, органы местного самоуправления должны неукоснительно соблюдать нормы Закона № 7-ОЗ и Порядка предоставления из областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов Ивановской области субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 04.09.2020 № 431-п. Покупка спорной квартиры Администрацией Гаврилово-Посадского района Ивановской области произведена в нарушении норм указанных нормативных правовых актов. Информирование органов местного самоуправления об изменении действующего федерального либо областного законодательства в обязанность Департамента не входит. Первые два контракта исполнены полностью в виду того, что протоколы рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе были подписаны 29.07.2020 и 31.07.2020, до вступления в силу изменений в Закон № 7-ОЗ, утвердивших новую методику определения размера субвенций на обеспечение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, а также требований к порядку их перечисления. Таким образом, разница между выделенной субвенцией на спорную квартиру и ее стоимостью по контракту составила 307 384, 37 руб. В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Закона № 7-ОЗ органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Более подробно позиция Департамента изложена в отзыве и дополнениях к нему.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
09.01.2020 между Департаментом социальной защиты населения Ивановской области и Администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области было заключено Соглашение о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования Ивановской области на осуществление переданных государственных полномочий по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области».
Департаментом до бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района были доведены соответствующие лимиты бюджетных ассигнований в сумме 3 220 371,00 руб.
В соответствии с пунктом 2.5.Соглашения, перечисление Субвенции местному бюджету осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателя средств местного бюджета, то есть в размере стоимости заключенных контрактов.
Администрация в лице Управления обратилась к ООО «Экспертное Бюро» за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта. По результатам рассмотрения обращения, с учетом исследуемого муниципального района, экспертная комиссия рекомендовала заказчику (Управлению) установить ценовое значение начальной (максимальной) цены договора относительно объекта закупки в размере: 956 239,77 руб.
По результатам аукциона, Администрацией в лице Управления были заключены три муниципальных контракта на приобретение жилья детям-сиротам:
1. от 10.08.2020 № 09/2020 по цене - 956 239,77 руб.
2. от 10.08.2020 № 10/2020 по цене - 951 458,57 руб.
3. от 24.08.2020 № 11/2020 по цене - 951 458,57 руб.
Первые два муниципальных контракта (от 10.08.2020 № 09/2020, от 10.08.2020 № 10/2020) были исполнены в полном объеме за счет средств субвенции.
Муниципальный контракт от 24.08.2020 № 11/2020 первоначально исполнен не был.
Истец направил в адрес Ответчика Требование (претензию) о перечислении субвенции от 06.10.2020 № 1953 с просьбой осуществить перечисление субвенции бюджету муниципального района на осуществление переданных государственных полномочий по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» в сумме обязательства, принятого местным бюджетом в соответствии с муниципальным контрактом от 24.08.2020 №11/2020 в сумме 951458,57 руб.
Ответчик 22.10.2020 направил в адрес Администрации дополнительное соглашение к ранее подписанному сторонами соглашению от 09.01.2020 № 27, согласно которому сумма субвенции по приобретенным объектам капитального вложения, а именно на приобретение жилого помещения, приобретенного по муниципальному контракту от 24.08.2020 №11/2020, составляет 644074,20 руб.
В ответ на письмо от 22.10.2020 вх.№ 2880 Администрация, сообщила, что в соответствии с пунктом 3.1.1. Соглашения о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования Ивановской области на осуществление переданных государственных полномочий по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» от 09.01.2020, в обязанности Департамента входит обеспечение предоставления Субвенции в порядке и при соблюдении Муниципалитетом условий предоставления Субвенции, установленных настоящим Соглашением, в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных Департаменту как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации.
05.11.2020 в Адрес Администрации от Департамента поступило подписанное с обеих сторон Дополнительное соглашение от 03.11.2020 № 2 к Соглашению № 27 от 09.01.2020 ранее направленное в адрес Ответчика на основании, размер субвенции предоставляемой из областного бюджета бюджету Гаврилово-Посадского муниципального района, составляет 2911620,74 руб.
Также в адрес Истца Департаментом было направлено Уведомление по расчетам между бюджетами от 06.11.2020 № 444, в котором Ответчик уведомляет, что в соответствии с законодательством предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов в сумме 2911620,74 руб.
19.10.2020 вх.№ 1382 в адрес Администрации поступило обращение от гражданки ФИО1, которая сообщила о том, что в нарушении пункта 2.4. Муниципального контракта № 11/2020 от 24.08.2020 денежные средства в сумме 951458,57 руб. не были перечислены на ее лицевой счет.
Ранее между ФИО1 и ООО «Вектор и К» был заключен договор № К-013-2020 от 10.07.2020, в котором общество обязуется совершать действия по сопровождению сделки, связанной с реализацией рассматриваемого объекта недвижимости путем проведения закупки через открытый электронный аукцион.
Администрация, полагая, что перечисление из областного бюджета бюджету Гаврилово-Посадского муниципального района субвенции, необходимой для оплаты вышеуказанного контракта, в сумме 644074,20 руб., которая недостаточна для оплаты принятых обязательств, будет противоречить действующему законодательству, заключенному соглашению и нарушит права как муниципального образования, так и лица из числа детей-сирот, подлежащего обеспечению жильем, обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим иском о взыскании с Департамента социальной защиты населения Ивановской области в бюджет Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области денежные средства в сумме 307 384,37 руб.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
По пункту 2 указанной нормы права под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пункта 2 указанной статьи лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Из анализа статей 15, 1064 ГК РФ следует, что для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наличие совокупности следующих элементов: наступление вреда, причинная связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности вышеуказанных элементов.
Как разъяснено в абзаце третьем пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
При обращении в арбитражный суд с иском о взыскании убытков истцу необходимо доказать факт причинения убытков, их размер, ненадлежащее исполнение договорных обязательств и юридически значимую причинную связь между ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств и возникновением убытков у истца.
Статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с этой статьей гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Часть 2 статьи 307 ГК РФ предусматривает, что одним из обстоятельств для возникновения обязательств служит их наличие в договоре.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно пункту ж части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Статьей 98.1 ЖК РФ установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил, что обеспечение вышеуказанной категории лиц жилыми помещениями должно осуществляться по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, порядок предоставления жилых помещений устанавливается законодательством соответствующего субъекта РФ; предоставление жилых помещений осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Закона 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Ивановская область передает в рамках реализации Государственной программы Ивановской области органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 4 статьи 8 Закона № 7-ОЗ установлено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Органы местного самоуправления, указанные в статье 8.1 настоящего Закона, вправе предоставлять лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, жилые помещения общей площадью более 33 квадратных метров при условии использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств.
В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Согласно ч. 2, 4 ст. 8.1 Закона № 7-ОЗ размеры субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, определяются в соответствии с методикой, являющейся приложением к настоящему Закону.
В данной методике (в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом Ивановской области от 30.06.2020 № 38-ОЗ), было определено, что общий объем субвенции бюджетам городских округов, муниципальных районов из областного бюджета на исполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот определяется по следующей формуле: Сi = Чi x 33 кв. м x Н, где
Сi - размер субвенции, предоставляемой бюджету i-го городского округа, муниципального района;
Чi - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории i-го городского округа, муниципального района, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Закона, порядковый номер очередности которых по списку находится в пределах К;
К - расчетное количество жилых помещений, приобретаемых в планируемом году, определяется по следующей формуле:
S - сумма средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели в планируемом году;
Н - показатель средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Ивановской области, утвержденный на III квартал года, предшествующего планируемому, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации определять показатели средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации.
02.08.2020 года вступил в силу опубликованный 02.07.2020 г. Закон Ивановской области от 30.06.2020 № 38-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», согласно которому в Методику внесены следующие изменения:
Н - показатель средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по i-му городскому округу, муниципальному району, определяемый по следующей формуле: Н = R х k, где
R - показатель средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Ивановской области, утвержденный на III квартал года, предшествующего планируемому, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации определять показатели средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации;
k - корректирующий коэффициент для i-го городского округа, муниципального района, рассчитанный исходя из следующей численности населения, проживающего на территории i-го городского округа, муниципального района, по состоянию на 1 января года, предшествующего планируемому:
до 10 тысяч человек - 0,5;
от 10 до 20 тысяч человек - 0,6;
от 20 до 25 тысяч человек - 0,8;
от 25 до 32 тысяч человек - 1,2;
от 32 до 32,5 тысячи человек - 0,9;
от 32,5 до 35 тысяч человек - 0,6;
от 35 до 400 тысяч человек - 0,9;
свыше 400 тысяч человек - 1,5.
Показателями (критериями) распределения общего объема субвенции между муниципальными районами и городскими округами Ивановской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот являются численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального района, городского округа в соответствующем году, и показатель средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по городскому округу, муниципальному району.
Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам российской федерации на III квартал 2019 года (в рублях) для Ивановской области составляла 32529 руб. (Приказ Минстроя России от 21.06.2019 № 353/пр).
Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в ходе рассмотрения дела в суде подтвердила, что численность населения муниципального района по состоянию на 1 января года составляла от 10 до 20 тысяч человек. Такой численности населения методикой установлен коэффициент - 0,6.
Согласно методики определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов Ивановской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, и его распределения между городскими округами и муниципальными районами Ивановской области, являющейся приложением к Закону № 7-ОЗ (в редакции опубликованной 02.07.2020 г., вступившей в силу 02.08.2020 года) показатель средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Гаврилово-Посадскому муниципальному району в 2020 году составлял 19 517, 40 руб. (32529 руб. х 0,6).
Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций. Распределение субвенций городским округам и муниципальным районам утверждается законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Законом Ивановской области от 16.12.2019 № 75-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (таблица 38 приложения 15) Гаврилово-Посадскому муниципальному району на 2020 год предусмотрена субвенция на указанные цели в размере 2911620,74 руб.
При этом согласно п. 3.3.1 Соглашения № 27 от 09.01.2020 г. о предоставлении субвенции муниципалитете обязуется обеспечить целевое, правомерное и эффективное расходование средств Субвенции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Ивановской области.
Следовательно, Администрация должна соблюдать требования Методики не только на момент распределения субвенции, но и на момент ее расходования.
В рассматриваемом случае спорный контракт № 11/2020, по которому в собственность муниципалитета приобретена однокомнатная квартира, находящаяся по адресу: <...>, общей площадью 36,6 кв. м., Управлением градостроительства и архитектуры Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района заключен 24.08.2020 года
В соответствии с приложением № 1 к Контракту общая площадь приобретаемого жилого помещения должна составлять не менее 14 кв. м. и не более 33 кв. м. Превышение общей площади, предложенной участниками закупок жилого помещения над требуемой площадью, не является основанием изменением цены контракта, входит в цену контракта и дополнительно не оплачивается. Общая стоимость квартиры составляет 951 458, 57 руб. (п. 2.1 контракта).
Из материалов дела следует, что закупка по данному контракту была объявлена 16.07.2020 г. (первоначально) и 31.07.2020 г. (повторно), то есть после опубликования Закона Ивановской области от 30.06.2020 № 38-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», изменившего методику распределения и расходования субвенции.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
30.06.2020 внесены изменения в Закон № 7-ОЗ, утвердившие новую методику определения размера субвенций на обеспечение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. Указанные изменения опубликованы 02.07.2020 и вступили в силу 02.08.2020.
31.07.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) было размещено извещение № 0133300007520000005 о проведении аукциона в электронной форме. Согласно информации, размещенной в ЕИС, срок подачи заявок на участие в аукционе до 10.08.2020.
Таким образом, Управление градостроительства и архитектуры администрации Гаврилово-Посадского муниципального района, имевшее возможность и обязанность мониторинга действующего законодательства, могло до 04.08.2020 принять решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако данные действия Управлением предприняты не были, что привело к заключению контракта на сумму, превышающую норматив, установленный в Законе № 7-ОЗ.
Следовательно, в соответствии с требованиями п. 4.1 ст. 8.1 Закона № 7-ОЗ, п.п. 6, 7 Порядка, субвенция, необходимая для оплаты денежного обязательства, возникшего в результате заключения спорного Контракта, должна перечисляться в сумме 644 074, 20 руб. (19 517, 40 руб. х 33 кв. м), что Департаментом согласно материалам дела и было выполнено.
Спорная денежная сумма 307 384,37 руб. (951 458, 57 руб. - 644 074, 20 руб.), выплаченная Администрацией по контракту за счет средств местного бюджета, представляет собой превышение норматива расходования бюджетных денежных средств согласно методике.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
На основании пункта 3 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса (абзац 1).
В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета (абзац 2).
Аналогичный правовой подход отражен в Определении Верховного Суда РФ от 15.06.2021 № 301-ЭС21-8142 по делу № А17-11149/2019, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.07.2019 № Ф01-3151/2019 по делу № А17-1872/2018, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.07.2021 № Ф01-2730/2021 по делу № А17-6207/2018.
В рассматриваемом случае на момент вступления в законную силу Закона Ивановской области от 30.06.2020 № 38-ОЗ (02.08.2020 г.), Администрация, действуя добросовестно для обеспечения целевого, правомерного и эффективного расходования средств Субвенции (п. 3.1.1 Соглашения), имела возможность в соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» имела возможность отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако данные действия Администрацией в лице Управления предприняты не были, что привело к заключению контракта на сумму, превышающую норматив, установленный в Законе № 7-ОЗ.
Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в соответствии с условиями заключенного соглашения должны была самостоятельно отслеживать все изменения законодательства. Следовательно, ссылка Администрации на неполучение извещения Департамента судом отклоняется, как не имеющая правового значения.
Таким образом, противоправное поведение, а также вина со стороны Департамента социальной защиты населения Ивановской области отсутствуют.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания с Департамента социальной защиты населения Ивановской области в бюджет Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области денежных средств в сумме 307 384,37 руб. Обратного заявителем не доказано.
На основании вышеизложенного требования истца подлежат оставлению без удовлетворения.
Стороны освобождены от оплаты государственной пошлины по делу на основании ст. 333.37 НК РФ, в связи с чем, вопрос о ее взыскании судом не рассматрвиается.
Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170 АПК РФ,
Р Е Ш И Л :
1. Требования Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о взыскании с Департамента социальной защиты населения Ивановской области в бюджет Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области денежные средства в сумме 307 384,37 руб. оставить без удовлетворения.
2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья М.С. Савельева