ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-2078/2022 от 25.10.2022 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  РЕСПУБЛИКИ  ИНГУШЕТИЯ


Республика  Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина, 44

телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80

http://ingushetia.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Решение

город Назрань                                                                                  Дело №А18 -2078/2022

31 октября   2022 года

Резолютивная часть решения оглашена  25 октября  2022 года

Решение изготовлено в полном объеме   31 октября  2022 года

        Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Гелисхановой Р.З.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аушевой З.А., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление АО «Мир» Д.У. ЗПИФ комбинированный «Платформа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Ингушетия (ОГРН <***>, ИНН <***>), Должник: Ликвидатор ООО «Инвест-Групп  (ОГРН <***>, ИНН <***>)  о   признании недействительной записи от 15.04.2022 за государственным регистрационным номером 2220600025985 о регистрации прекращении деятельности  в связи с ликвидацией юридического лица, об обязании аннулировать запись за государственным регистрационным номером 2220600025985, при участии в судебном заседании от истца – не явился, от ответчика ФИО1  доверенность от 04.04.2022 года.

                    установил: В Арбитражный суд обратилось с заявлением АО «Мир» Д.У. ЗПИФ комбинированный «Платформа»   к  Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Ингушетия о  признании недействительной записи от 15.04.2022 за государственным регистрационным номером 2220600025985 о регистрации прекращении деятельности  в связи с ликвидацией юридического лица, об обязании аннулировать запись за государственным регистрационным номером 2220600025985.

Заявитель, надлежащим образом уведомленный  о времени и месте рассмотрения заявления, не обеспечил явку своего представителя  в судебное заседание. Дело в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено без его участия.

          Между тем, информация о движении дела, времени и месте судебного заседаниях размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Ингушетия в сети Интернет по веб-адресу: http://ingushetia.arbitr.ru/ согласно порядку, установленному статьёй 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

 В силу ч. 6 статьи 121 АПК РФ, лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи (ч. 6 ст. 121 АПК РФ). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе;

Определением от 19 октября 2022 года суд объявил перерыв до 14 часов 30 минут 25 октября 2022 года для представления Истцу нормативного обоснования о взыскании финансовых санкций за март 2021 года.

24 октября 2022г через «Мой Арбитр» от АО «Мир» Д.У. ЗПИФ комбинированный «Платформа» поступило пояснение на определение о назначении перерыва.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

      Как следует из материалов дела, 01.12.2020 года между ООО «Инвест-Групп  (далее – Заемщик, Должник) и АО «Мир» Д.У. ЗПИФ комбинированный «Платформа» (далее – Займодавец, Истец, Инвестор) заключен договор процентного целевого займа №10395. Согласно условия договора займа Заемщику предоставлен заем в размере 3 500 000 рублей на срок 150 дней.

      Обязательства по возврату заемных денежных средств ООО «Инвест-Групп» до настоящего момента не исполнены.

 Единственным участником ООО «Инвест-Групп» (Решение №3/2021 от 10.12.2021 года) принято решение о ликвидации ООО «Инвест-Групп» (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 060001001, место нахождения: 386201, <...>, ком. 1).

Сообщение о ликвидации юридического лица опубликовано на сайте Единого федерального ресурса сведений о банкротстве (ЕФРСБ) № 10485481 от 27.12.2021 года.

В журнале «Вестник государственной регистрации» часть 1 №1 (871) от 12.01.2002/42 было опубликовано сообщение о ликвидации ООО «Инвест-Групп».

Согласно указанному сообщению, требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 386201, <...>, ком.1.

Ликвидатором ООО «Инвест-Групп» был назначен ФИО2 (далее- Ликвидатор), что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц.

30.12.2021 г. Истцом в адрес Должника почтовым отправлением на адрес ликвидатора ООО «Инвест-Групп» ФИО2 386201, <...>, ком. 1 (трек-номер 80089467652652) было направлено требование о включении в ликвидационный баланс ООО «Инвест-Групп» задолженности.

06 января 2022 письмо прибыло в место вручения. 06 января 2022 года письмо не было вручено адресату.

Должник уклонился от получения указанного требования,  в связи с чем, вследствие истечения срока хранения почтовой корреспонденции, требование о включении в ликвидационный баланс 08 января 2022 года было выслано в адрес Истца.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направленно (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресатам не ознакомился с ним.

Согласно п. 63 Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридическ4и значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направленно по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее – индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

В соответствии с частью 3 статьи 191 ГК РФ, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Таким образом, Истец уложился в срок, установленный Должником для принятия заявленных кредиторами требований, однако в связи с уклонением Должника от получения корреспонденции требования Истца не были вкачены в промежуточный ликвидационный баланс ООО «Инвест-Групп».

28 марта 2022 года Истец обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением об обязании внести сведения о наличии задолженности в промежуточный ликвидационный баланс.

29 марта 2022 года исковое заявление было оставлено без движения, так как к исковому заявлению не был приложен документ, подтверждающий направление иска в адрес ФИО2, выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Инвест-Групп» получена более чем за тридцать дней до дня обращения истца в Арбитражный суд.

Из выписки из ЕГРЮЛ в отношении Должника следует, что поступило заявление о ликвидации юридического лица по форме Р15016, решение о ликвидации №2/2022 от 07.04.2022 года и ликвидационный баланс от 08.04.2022 года.

15.04.2022 года Управление ФНС по Республике Ингушетия в ЕГРЮЛ внесена регистрационная запись о прекращении деятельности ООО «Инвест-Групп» в результате ликвидации №2220600025985.

18 мая 2022 года вынесено определение о прекращении производства по делу так как юридическое лицо было ликвидировано.

В силу п. 5, ч. 1, ст. 150 ФПК РФ Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющая стороной в деле, ликвидирована.

Согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Выплата денежных сумм кредиторам  ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

При этом факт публикации сообщения о ликвидации не освобождает комиссию от обязанности уведомить кредиторов (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23 августа 2011 года по делу №А53-20017/2010).

Пунктом 1 статьи 64.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ.

В связи с выше изложенным Истец просит суд признать недействительным запись, внесению 15.04.2022 года Управлением ФНС по Республике Ингушетия за государственным регистрационным номером 2220600025985 о регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО «Инвест-Групп» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в связи с ликвидацией.

Обязать Управление ФНС по Республике Ингушетия внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недействительности записи от 15.04.2022 года за государственным номером 2220600025985.

     Представитель Управления требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

     Управление несогласно с заявленными требованиями АО «Мир» Д.У.ЗПИФ комбинированный «Платформа» считав", что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

     Общество с ограниченной ответственностью «ИНВЕСТ-ГРУПП» (далее-ООО «ИНВЕСТ-ГРУПП, Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица 24.11.2015 года.

      Единственным участником ООО «ИНВЕСТ-ГРУПП» (Решение № 3/2022 от 10.12.2021 года) принято решение о ликвидации ООО «ИНВЕСТ-ГРУПП».

      В регистрирующий орган от ликвидатора общества «ИНВЕСТ-ГРУПП» представлено уведомление о ликвидации юридического лица (форма №Р15016) в части    внесения    в государственный    реестр    сведений    о    промежуточном ликвидационном балансе юридического лица.

      По итогам рассмотрения представленного заявления 17.12.2021 г. регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2210600247493 о принятии ООО «ИНВЕСТ-ГРУПП» решения о ликвидации и назначении ликвидатора.

Сообщение о ликвидации ООО «ИНВЕСТ-ГРУПП» опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 871 от 12.01.2022 года, где было указано на порядок и сроки обращения кредитора по вопросу ликвидации юридического лица.

В последующем, ООО «ИНВЕСТ-ГРУПП» для государственной регистрации представлено уведомление о составлении промежуточного баланса, в связи с чем, регистрирующим органом 28.03.2022 года в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2220600023202 о составлении юридическим лицом промежуточного ликвидационного баланса.

Поскольку с момента публикации решения от 10.12.2021 года заявлений от кредиторов и иных лиц в течение трех месяцев не поступали, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия на основании решения внесена запись в ЕГРЮЛ запись за № 2220600025985 о ликвидации юридического лица (прекращение деятельности юридического лица).

Согласно п. 2 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В соответствии с п. 1 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.( п. 3,4 ст.62 Гражданского кодекса Российской Федерации).   

Согласно п. 1 ст. 63. Гражданского кодекса Российской          Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

В силу п.2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Согласно п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

В силу п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. ( П.9 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно подпунктам «а» и «б» п.1 ст 21. Закона «О государственной регистрации   юридических   лиц»   для   государственной   регистрации   в   связи   с ликвидацией     юридического     лица     в регистрирующий  орган  представляются заявление о государственной регистрации, в которой подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

В силу п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации не предусмотрено.

Ликвидатор ООО «ИНВЕСТ-ГРУПП» для государственной регистрации ликвидации юридического лица, в соответствии со ст. 21 Закона № 129-ФЗ представлены документы.

Учитывая наличие публикации о ликвидации в официальном журнале «Вестник» государственной регистрации» № 871 от 12.01.2022 регистрирующий орган принял решение о государственной регистрации, о чем в ЕГРЮЛ 15.04.2022 внесена запись за 2220600025985.

При этом представленные 08.04.2022 г. ООО «ИНВЕСТ-ГРУПП» для государственной регистрации документы соответствовали требованиям Закона, основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные ст. 23 Федерального Закона о государственной регистрации юридических лиц, у регистрирующего органа отсутствовали.

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона «О государственной регистрации» проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.

В силу пункта 5 статьи 20 Закона о государственной регистрации в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

Судебных актов, содержащих запрет на совершение регистрирующим органом определенных судебных действий,  а также принятии к производству искового заявления      АО      «МИР»      Д.У.ЗПИФ содержащего требования, предъявленные к  юридическому  лицу  ООО   «ИНВЕСТ-ГРУПП»   в  регистрирующий  орган   не поступало.

Между тем, регистрирующий орган не обладал информацией о наличии перед заявителем каких либо неисполненных обязательств ООО «ИНВЕСТ-ГРУПП» на момент принятия решения о государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией.

При таких обстоятельствах учитывая отсутствие нарушений со стороны налогового органа процедуры регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией ООО «ИНВЕСТ-ГРУПП» оснований для удовлетворения заявителя отсутствуют.

Кроме того, как было указано выше, Управление не отвечает за недостоверность данных промежуточного и ликвидационного балансов, что, как считает заявитель, имело место в данном случае ввиду отсутствия в балансе сведений о его кредиторской задолженности.

Не отвечает Управление и за неисполнение ликвидатором возложенных на него обязательств, которые, как считает заявитель, не были им должным образом исполнены.

Так, ликвидатор ООО «ИНВЕСТ-ГРУПП» ФИО2 не выполнил требования статьи 63 ГК РФ - не уведомил как кредитора АО «Мир» Д.У.ЗПИФ о ликвидации Общество, не принял меры к выявлению обязательств кооператива и отражению их в ликвидационном балансе.

        Однако указанные заявителем нарушения влекут иные правовые последствия и не влияют на законность оспариваемого решения Управления.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого реестра индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 165н от 30.10.2017 г. (далее - Порядок ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП).

         Согласно пункту 4 Порядка ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП, внесение записей в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей осуществляется территориальными органами Федеральной налоговой службы России, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Каждой записи при внесении в ЕГРЮЛ и ЕГРИП присваивается государственный регистрационный номер.

Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также порядок исключения индивидуального предпринимателя из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по решению регистрирующего органа определены статьями 22.3 и 22.4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии с пунктом 1 статьи 22.4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" индивидуальный предприниматель признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующий индивидуальный предприниматель) в случаях, если к моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения одновременно соблюдаются следующие условия:

истекло пятнадцать месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних пятнадцати месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

индивидуальный предприниматель имеет недоимку и задолженность в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Недействующий индивидуальный предприниматель может быть исключен из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 22.4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи условий признания недействующим индивидуальным предпринимателем регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В силу пункта 3 статьи 22.4 указанного Федерального закона решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей должно быть опубликовано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 21.1 настоящего Федерального закона. Одновременно с решением о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим индивидуальным предпринимателем, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации установлено, что заявления, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем один месяц со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В таком случае решение об исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не принимается.

Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, заявления не направлены или не представлены, регистрирующий орган исключает недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей путем внесения в него соответствующей записи (пункт 5 статьи 22.4 Закона о государственной регистрации).

Согласно пункту 6 статьи 22.4 Закона о государственной регистрации исключение недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в течение одного года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Согласно пункту 3 статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

В силу приведенной нормы закона к вопросу об исключении индивидуального предпринимателя из ЕГРИП применимы правовые подходы, сформулированные в судебно-арбитражной практике применительно к исключению из ЕГРЮЛ коммерческих организаций.

Следовательно, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2011 N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина ФИО3" правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Если предприниматель не согласен с исключением, он может направить возражение или просто представить отчетность. При подаче возражения или отчетности в течение месяца после публикации информации процедура исключения прекращается, и предприниматель остается действующим. Исключение из ЕГРИП по решению регистрирующего органа позволяет не только прекратить начисление страховых взносов, которые необходимо уплачивать независимо от того, ведет предприниматель деятельность или нет. Также исчезает обязанность по сдаче любых видов отчетности.

Однако прекращение статуса предпринимателя не освобождает от уплаты недоимки по налогам и сборам, не является основанием для списания задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, соответствующим пеням и штрафам. Кроме этого, необходимо учитывать, что при исключении из ЕГРИП по решению регистрирующего органа возникает запрет на повторную регистрацию предпринимателя в течение трех лет.

Таким образом, формальное применение положений статьи 22.4 Закона N 129-ФЗ не соответствует целям введения законодателем рассматриваемого правового регулирования, направленного на исключение из реестра действительно прекративших предпринимательскую деятельность граждан.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суд установил, что на момент принятия инспекцией оспариваемого решения индивидуальный предприниматель  имел признаки недействующего индивидуального предпринимателя, поскольку фактически не  вел свою хозяйственную деятельность, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.

Ответчик внес запись от 17.10.2022 года, где признал внесенной в ЕГРЮЛ записи недействительной, суд считает заявленные требования о  признании недействительной записи от 15.04.2022 за государственным регистрационным номером 2220600025985 о регистрации прекращении деятельности  в связи с ликвидацией юридического лица, об обязании аннулировать запись за государственным регистрационным номером 2220600025985, ответчик исполнил до вынесения окончательного судебного акта.

При таких обстоятельствах, добровольное исполнение требований заявителя в полном объеме, подлежит отказу заявленные требования.

При подаче искового заявления истцом по платежному поручению № 69 от 19.07.2022 г. оплачено в размере 3 000 рублей.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В заявленных требованиях отказать полностью.

Выдать справку на возврат государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей уплаченной по платежному поручению № 69 от 19.07.2022 года.

            Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики  Ингушетия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

   Судья                                                                                                          Р.З. Гелисханова