ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-2367/2021 от 27.05.2021 АС Республики Ингушетия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Республика  Ингушетия,  город Назрань, проспект имени Идриса  Базоркина ,44

телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80, http://ingushetia.arbitr.ru/info@ingushetia.mail


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Назрань                                                                                           Дело №А18-2367/2021

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2021 года

Полный текст решения изготовлен 31 мая 2021 года

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Цечоева Р.Ш., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ужаховой И.А.  рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Федерального казенного учреждения «Управление федеральных дорог автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» ( ФГУ УПРДОР «Кавказ») к ФИО1, третьи лица: Управление Росреестра по Республике Ингушетия; Общество с ограниченной  ответственностью  «Межевой земельный центр» об изъятии земельного участка для федеральных нужд

при участии сторон:

истец – не явился, извещен надлежащим образом,

ответчик – не явился, извещен надлежащим образом,

третьих лиц – не явились, извещены  надлежащим образом,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (далее – истец, Учреждение, ФКУ УПРДОР «Кавказ») обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к ФИО1 об изъятии для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 06:05:0600005:705 площадью 239 кв.м, (категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования) и расположенными на нем: нежилым зданием Кафе совмещенное с вулканизацией площадью 106,7 кв. м. кадастровым номером 06:05:0600001:548 и нежилым зданием Автосервис площадью 186,1 кв.м, кадастровым номером 06:05:0600005:670. Почтовый адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Ингушетия, г Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул Бакинская, 9В, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:659 общей площадью 633 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Кавказ» денежной суммы (возмещения) в размере 4 922 732 (Четыре миллиона девятьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать два) рубля на расчетный счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса

Представитель истца в судебном заседании участия не принял, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, в котором также поддержал свои исковые требования с учетом суммы стоимости изымаемых объектов недвижимости, проведенной в рамках данного дела судебной экспертизы.

Ответчик  и третьи лица не обеспечили участие представителей в судебное заседание, являются надлежаще извещенными о месте и времени судебного заседания в судебное заседание в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем размещения судебных актов на официальном сайте в сети Интернет. Также от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Возражения относительно рассмотрения дела без своего участия не представили.

Дело рассматривается в соответствии со статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия представителей ответчика и третьих лиц.

Определением от 12.04.2021 г. суд принял исковое заявление к производству суда, возбудил Дело №А18-2367/2021 и назначил предварительное судебное заседание, разъяснив сторонам о переходе с предварительного судебного заседания в основное для рассмотрения по существу при отсутствии возражения против завершения подготовки дела в соответствии  с ч.3 ст. 137 АПК РФ.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, в соответствии со статьей 136 АПК РФ для определения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определения достаточности доказательств по делу назначается предварительное судебное заседание.

В соответствии с п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ № 65 от 20.12.2006 г., согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в предварительном судебном заседании лица, участвующие в деле, не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и дело не подлежит рассмотрению коллегиальным составом, арбитражный суд выносит определение о завершении подготовки дела к судебному разбирательству и открытии судебного заседания.

Если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

С учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле и присутствующих в предварительном судебном заседании, суд в соответствии с п. 27 Постановления ВАС РФ № 65 от 20.12.2006 года, ч. 4 ст. 137 АПК РФ, суд завершил предварительное заседание и рассмотрел данное дело по существу.      

  В соответствии со ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

 В силу ч. 6 статьи 121 АПК РФ, лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи (ч. 6 ст. 121 АПК РФ). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе;

Ответчик, мотивированный отзыв не представил.

Как следует из исковых  требований,  ответчик отказывается от заключения соглашения об изъятии спорного земельного, что приводит к срыву сроков осуществления реконструкции переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000 и может повлечь за собой нарушение транспортного сообщения с Республикой Азербайджан, а также несвоевременное использование выделенных для этой цели средств бюджета.

Исследовав материалы дела и, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению полностью по следующим основаниям.

По смыслу статьи 4 АПК РФ целью обращения в арбитражный суд с иском является защита нарушенного или оспоренного права. Соответственно, право на иск по смыслу названной статьи АПК РФ и право на судебную защиту определяется действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите, а также возможности его восстановления в результате удовлетворения данного иска.

Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ) является обеспечение восстановления нарушенного права.

Как следует из материалов дела, Распоряжением Минимущества России от 10.09.2002 № 3161-р «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления» (далее – Распоряжение от 10.09.2002 № 3161-р) утвержден перечень федеральных автомобильных дорог общего пользования, закрепленных на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями Минтранса России. Распоряжением от 10.09.2002 № 3161-р за ГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации» закреплена на праве оперативного управления федеральная автомобильная дорога М-29 "Кавказ" из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Республикой Азербайджан (на Баку).

В соответствии с приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2004 № ВБ-30 «О внесении изменений в уставы федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству» ГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации» переименовано в ФГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 № 317-р создано ФКУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» путем изменения типа ФГУ «Управление ордена 4 Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства», но с сохранением его основной цели деятельности.

Согласно постановлению Правительства от 17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» (далее – Постановление от 17.11.2010 № 928) автомобильная дорога М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку)" переименована в "Автомобильная дорога Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой". Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 29.03.2014 № МС-27-Р ФКУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» реорганизовано в форме присоединения к нему ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог на территории КарачаевоЧеркесской Республики Федерального дорожного агентства», с определением полного наименования после завершения процесса реорганизации – ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ Упрдор «Кавказ»).

Государственная компания (ФКУ УПРДОР «Кавказ») осуществляет деятельность по организации строительства переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) и реконструкции переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия на основании Федерального закона от 17 июля 2009г. № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 145-ФЗ).

Частью 2 статьи 37 Закона № 145-ФЗ, установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в том числе: обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных 5 участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и 3 (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании обращений ФКУ УПРДОР «Кавказ» от 16 апреля 2019 г. № 11/1934 и от 25 апреля 2019 г. № 11/2102, Распоряжением Федерального дорожного агентства 6 (Росавтодор) от 27.05.2019 №1254-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку).

Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)».

В соответствии с обращением ФКУ УПРДОР «Кавказ» от 4 июня 2019 г. № 11/2758, вышеуказанным распоряжением, Земельным Кодексом РФ, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», подпунктом 5.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения» и в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)» (далее – Проект) Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) от 05.08.2019 г. № 2066-р утверждено Распоряжение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества (далее – Распоряжение от 05.08.2019 г. № 2066-р).

На основании обращений ФКУ Упрдор «Кавказ» от 16 апреля 2019 г. № 11/1934 и от 25 апреля 2019 г. № 11/2102, Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 27.05.2019 №1254-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)».

В соответствии с обращением ФКУ Упрдор «Кавказ» от 4 июня 2019 г. № 11/2758, вышеуказанным распоряжением, ЗК РФ, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», подпунктом 5.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения» и в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)» (далее - Проект) Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) от 05.08.2019 г. № 2066-р утверждено Распоряжение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества (далее - Распоряжение от 05.08.2019 г. № 2066-р).

Пунктом 1 Распоряжения от 05.08.2019 г. № 2066-р принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе принадлежащих согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРП) от 26.06.2019 № 99/2019/269050689 и от 03.07.2019 № 99/2019/270536404 и № 99/2019/270501744 на праве собственности ФИО1 земельного участка площадью 239 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:659 площадью 633 кв.м, вместе с расположенным на нем нежилыми зданиями площадью 106,7 кв.м, и 186,1 кв.м, с кадастровыми номерами 06:05:0600001:548 и 06:05:0600005:670 соответственно,

Во исполнение Распоряжения от 05.08.2019 г. № 2066-р из земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:659 был образован земельный участок с кадастровым номером 06:05:0600005:705 площадью 239 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером 06:05:0600005:705 площадью 239 кв.м, попадает в зону строительства объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)».

Из пункта 2 Распоряжения от 05.08.2019 г. № 2066-р следует, что ФКУ Упрдор «Кавказ» обязали обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на е объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение об изъятии земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

13.08.2019 г. за исх. № 11/4094 от 08.08.2019 в адрес Аушевой Радимхан Закреевны было направлено уведомление, согласно которому ФКУ Упрдор «Кавказ» информировало собственника об изъятии в целях обеспечения реализации Проекта части площадью 239 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:659 общей площадью 633 кв.м, и расположенных на нем нежилых зданий площадью 106,7 кв.м, и 186,1 кв. м. с кадастровыми номерами 06:05:0600001:548 и 06:05:0600005:670 соответственно, категория земель земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса, расположенный по адресу: Республика Ингушетия, г Назрань, Насыр -Кортский административный округ, ул. Бакинская, 9В.

Земельные участки, испрашиваемые для реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)», подлежат изъятию для государственных нужд в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (статьи 49, 56.2 , 56.12 ЗК РФ, 279 - 281 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.

В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В силу ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

В соответствии с частью 2 ст. 281 ГК РФ при определении размера возмещения щ изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Согласно ч. 1, 2 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночт стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ») с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

В соответствии со ст. И ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

На основании государственного контракта № 156 от 27.08.2018 г. заключенного между ФКУ Упрдор «Кавказ» и ООО «Межевой земельный центр», последний произвел оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:705, площадью 239 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:659 площадью 633 кв.м, (земли населённых пунктов, объекты придорожного сервиса), по адресу: Республика Ингушетия, г Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул. Бакинская, 9В.

А также оценку рыночной стоимости объектов, расположенных на земельных участках и размер убытков, причиненных изъятием.

Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд части площади земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:705 площадью 239 кв.м., в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, определялся на основании Отчета об оценке № 011-10/19 от 15.10.2019 г. (далее - Отчет № 011-10/19), подготовленного независимым оценщиком ООО «Межевой земельный центр».

В соответствии с Отчетом № 011-10/19, денежная сумма, подлежащая уплате истце ответчику, составляет 4 922 732 (Четыре миллиона девятьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать два) рубля, в том числе:

-           рыночная стоимость права собственности земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:705 площадью 239 кв.м, составляет - 1 077 110 руб. 00 коп.;

-           рыночную стоимость нежилого здания кафе совмещенное с вулканизацией с кадастровым номером 06:05:0600001:548, объемом 106,7 кв.м, составляет - 1 174 859 руб. 00 коп.;

-           рыночную стоимость нежилого здания автосервис с кадастровым номером 06:05:0600005:670, объемом 186,1 кв.м, составляет-2 449 761 руб. 00 коп.;

-           размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:705, составляет 221 001 руб. 00 коп.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке не установлено иное.

Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества, руководствуясь статьями 279 ГК РФ, 56.7, 56.9, 56.10 ЗК РФ, ФКУ Упрдор «Кавказ» были подготовлены в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:705 в целях обеспечения реализации Проекта проект соглашений № 24 «Об изъятии путем выкупа земельного участка для нужд Российской Федерации», в пункте 3.1 которого предусмотрена выплата денежных средств ответчику в размере 4 922 732 (Четыре миллиона девятьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать два) рубля. (Приложение № 7)

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения передан нарочно ФИО1 21.11.2019 с сопроводительным письмом за исх. №11/6126 от 12.11.2019 г. (Приложение № 5)

До настоящего времени соглашение ответчиком не подписано, предложения о внесении изменения в соглашение им не представлены.

Учитывая изложенное порядок изъятия для государственных нужд земельных участков, находящегося в собственности у ФИО1, соблюден.

Статья 282 ГК РФ устанавливает, что, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 ст. 56.10 ЗК РФ).

Согласно частям 1, 3, 4 статьи 56.11 ЗК РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества; сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.

Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав. С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд Российской Федерации.

Полномочия на обращение в суд с соответствующими исковыми заявлениями предоставлены ФКУ Упрдор «Кавказ» пунктом 10 статьи 56.10 ЗК РФ.

Согласно указанному пункту ЗК РФ, организация, на основании ходатайства кото]. . принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

На основании п. 1 Положения «О Федеральном дорожном агентстве» (Росавтодор), утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года № 374 - оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) является учредителем ФКУ Упрдор «Кавказ». (Приложение № 12)

Согласно пункту 3.1 Устава ФКУ Упрдор «Кавказ», утвержденного Приказом Росавтодора от 24.08.2015 г. № 801, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы» (далее - Программа). В рамках данной федеральной целевой программы выделена подпрограммы «Дорожное хозяйство», в которой выделены федеральные проекты «Морские порты России» и «Коммуникация между центрами экономического роста».

Целями указанной программы являются:

-           ускорение товародвижения, снижение транспортоемкости экономики, ускорение товародвижения на основе повышения индекса качества транспортной инфраструктуры;

-           повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения;

-           повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и рост экспорта транспортных услуг транспортного комплекса;

-           повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств.

Реализация Программы позволит обеспечить увеличение протяженности автомобильны х дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения; увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров; повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения; обеспечение устойчивого функционирования автомобильных дорог федерального значения.

Одним из важнейших инвестиционных проектов подпрограммы «Дорожное хозяйство» является «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой».

Неотъемлемой частью данного проекта является объект «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р- 217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингуше- (корректировка)», ответственным исполнителем которого является Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Кавказ»).

Распоряжением Росавтодора от 16.04.2018 № 1223-р была утверждена проектная документация по объекту «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)». {Приложение № 9)

По проектной документации по объекту: "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)", проведена государственная экспертиза ФАУ "Главгосэкспертиза России" (положительные заключения от 28.03.2018 № 00011-18/ГГЭ-10970/07-01, от 28.03.2018 № 00010- 18/ГГЭ-10970/15-01) и ЗАО "Проектный институт "Нефтепроект" (положительное заключение от 23.10.2015 №2850).

Автодорога с подъездом к городу Магас от автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» фактически является составной частью единого транспортного коридора соединяющего по кратчайшему расстоянию административные центры Северо-Кавказского федерального округа и Астраханской области с портами Черноморского и Каспийского побережья и Азербайджанской Республикой, учитывая динамичное развитие региональных транспортно-экономических связей, приобретает важное значение - служит перемычкой для перераспределения транспортных потоков и обеспечит кратчайший транспортный маршрут.

Данная дорога так же имеет важное стратегическое значение для мобильной переброски техники, как военной, так и специальной, а также грузов, направляемых в Азербайджанскую Республику и из нее.

Географическое расположение Республики Ингушетия накладывает определенные требования к организации работы транспорта, т.к. по территории республики проходит участок автомобильной дороги федерального значения «Ростов-Баку», поэтому крайне важна постоянная и надежная транспортная связь районов республики с транспортной сетью России.

Так, 13.07.2018 года между Обществом с ограниченной ответственностью Строительная Компания «НЕОН» (далее - ООО СК «Неон», Подрядчик) и ФКУ Упрдор «Кавказ» (Заказчик) заключен государственный контракт № 1001687 на выполнение дорожных работ по строительство

транспортной развязки на объекте «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М- "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)» (далее - Контракт).

Из п. 1.1. вышеуказанного государственного контракта следует, что Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту: «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р- 217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)» (далее - Проект), а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.

Стоимость работ по государственному контракту составляет 8 694 264 467 (восемь миллиардов шестьсот девяносто четыре миллионов двести шестьдесят четыре тысячи четыреста шестьдесят семь) рублей 78 копеек (в редакции Дополнительного соглашения от 19.12.2019 г. № о к Контракту). 

Кроме того, заказчик обязан предоставить подрядчику строительную площадку (п. 8.2 Контракта).

Сроки выполнения работ по контракту: начало: с даты заключения государственного контракта; окончание: - 30 ноября 2020 г. Перенос сроков строительства не предусмотрен.

Вместе с тем, с учетом положений ст. 328 ГК РФ подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии предоставления заказчиком земельного участка под строительство.

Из календарного графика производства работ, являющимся неотъемлемой частью Контракта усматривается, что срок выполнения работ начинается с июля 2018 г.

В связи с тем, что не решен вопрос об изъятии земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600004:1075 Подрядчик не может осуществлять работы строительству на объекте «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)».

Таким образом, Подрядчик не может в установленные Контрактом сроки начать работы по строительству на объекте «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)». При этом становится невозможным продолжение строительства объекта, так как без решения земельного вопроса нельзя произвести перенаправления движения с действующей автомобильной дороги на уже построенную часть автомобильной дороги для возможности производства работ по реконструкции действующей автомобильной дороги в установленные сроки.

Отсутствие возможности оформить право собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки - ввиду несогласия правообладателя с его изъятием нарушает права и законные интересы Российской Федерации, т.к. препятствует реализации проекта: «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)».    

Таким образом, отсутствие согласия собственника на изъятие земельного участка препятствует ФКУ Упрдор «Кавказ» в выполнении задач, возложенных на нее вышеуказанной федеральной целевой программой.

От ответчика поступило возражение на исковое заявление, в котором ответчик не согласен с размером возмещения рыночной стоимости (выкупной цены) подлежащей уплате Истцом.

Для определения рыночной стоимости земельного участка, объектов недвижимости и убытков, ответчик обратился в экспертное учреждение ООО «Экспертиза».

Согласно Отчета об оценке № 3509 от 29.11.2019 г. при определении размера возмещения при изъятии земельного участка площадью 239 кв.м, с кадастровым номером 06:05:0600005:705 расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Ингушетия, г. Назрань, Насыр-Кортский округ с расположенными в пределах земельного участка объектами недвижимости и улучшениями, в том числе размер убытков, составляет- 15 980 681, 00 (пятнадцать миллиона девятьсот восемьдесят тысяч шестьсот восемьдесят один) рублей.

В целях устранения расхождений в части стоимости изымаемого имущества, ответчик заявил ходатайство о проведении судебной оценочной экспертизы.

На основании определения Магасского районного суда Республики Ингушетия от 09.07.2020 г. экспертной организацией  - НОЦ «ЦСЭ им. Е.Ф. Буринского» ЮФУ была проведена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению данной экспертной организации от 26 октября 2020 года № 0448/Э общая стоимость размера возмещения за изымаемое имущество составляет 24 198 151,56 (двадцать четыре миллиона сто девяносто восемь тысяч сто пятьдесят один рубль пятьдесят шесть) рублей.

Дело было передано по подсудности от Магасского районного суда Республики Ингушетия в Арбитражный суд Республики Ингушетия в связи с наличием у ответчика ФИО1 статуса индивидуального предпринимателя.

Определением от 13 апреля 2021 года Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Цечоева Р.Ш.  рассмотрение дела в предварительном судебном заседании назначено на 21 мая 2021 года в 10 часов 00 минут.

К указанной дате от истца и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство ответчика также содержало согласие с исковыми требованиями в части изъятия для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 06:05:0600005:705 площадью 239 кв.м, (категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования) и расположенными на нем: нежилым зданием Кафе совмещенное с вулканизацией площадью 106,7 кв. м. кадастровым номером 06:05:0600001:548 и нежилым зданием Автосервис площадью 186,1 кв.м. кадастровым номером 06:05:0600005:670. Почтовый адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Ингушетия, г. Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул Бакинская, 9В, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:659 общей площадью 633 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Кавказ» денежной суммы (возмещения) в размере 24 198 151,56 (двадцать четыре миллиона сто девяносто восемь тысяч сто пятьдесят один рубль пятьдесят шесть копеек) рублей на расчетный счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса.

Исходя из приведенных норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суд пришел к выводу о соблюдении учреждением порядка и сроков принудительного изъятия принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка для федеральных нужд.

В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 года, указано, что по требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (пункт 2 статьи 281 Гражданского кодекса).

Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее-Закон №135-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 56.8 ЗК РФ).

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими 16 лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 ЗК РФ).

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано следующее. По смыслу пункта 2 статьи 281 ГК РФ собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было.

Если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, также разъяснено, что выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора судом.

Таким образом, в силу вышеизложенных норм законодательства и правовых норм, судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, а также установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств спора судом исковое заявление удовлетворяется с учетом определения стоимости размера изымаемого для государственных нужд недвижимого имущества на основании проведенной  НОЦ «ЦСЭ им. Е.Ф. Буринского» ЮФУ судебной оценочной экспертизы, которая установила общую стоимость размера рыночной стоимости изымаемых объектов, а также размера упущенной выгоды и убытков в размере 24 198 151,56 (двадцать четыре миллиона сто девяносто восемь тысяч сто пятьдесят один рубль пятьдесят шесть копеек).

Руководствуясь ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального казенного учреждения «Управление федеральных дорог автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» удовлетворить полностью.

Изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 06:05:0600005:705 площадью 239 кв.м, (категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования) и расположенными на нем: нежилым зданием Кафе совмещенное с вулканизацией площадью 106,7 кв. м. кадастровым номером 06:05:0600001:548 и нежилым зданием Автосервис площадью 186,1 кв.м. кадастровым номером 06:05:0600005:670. Почтовый адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Ингушетия, г. Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул Бакинская, 9В, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:659 общей площадью 633 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Кавказ» денежной суммы (возмещения) в размере 24 198 151,56 (двадцать четыре миллиона сто девяносто восемь тысяч сто пятьдесят один рубль пятьдесят шесть копеек) рублей на расчетный счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса.

Произвести выплату за услуги НОЦ «Центр судебной  экспертологии им. Е.Ф. Буринского»  за производство судебной оценочной экспертизы в размере 85 213 ( восемьдесят пять тысяч двести тринадцать) рублей  50 копеек  без НДС.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в течение одного месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Ингушетия.

Судья                                                                                                                     Р.Ш. Цечоев