ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-498/2022 от 12.08.2022 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина ,44

телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-8, http://ingushetia.arbitr.ru/, info@ingushetia.mail

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Назрань Дело № А18-498/2022

19 августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 19 августа 2022 года.

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Тутаева Х.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Торшхоевым М.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственному казенному учреждению «Центральная школа искусств Республики Ингушетия» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений персонифицированного учета,

при участии:

от заявителя – не явился, надлежаще извещен,

от ответчика – ФИО1, по доверенности №1 от 11.04.2022 г.

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее – истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Государственному казенному учреждению «Центральная школа искусств Республики Ингушетия» (далее – ответчик, ГУ ОПФ РФ по РИ обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к ГКУ «ЦШИ РИ» о взыскании финансовых санкций в размере 36500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗМ-Стаж, СЗВ-М тип документа «дополняющая», предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, возражения относительно рассмотрения дела в судебном заседании без своего участия не заявил.

Дело рассматривается в порядке части 4 статьи 123, статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца.

Ответчик представил отзыв на иск, в котором просил уменьшить сумму штрафных санкций, учитывая, что организация впервые допустила ошибку и исправила ее до обнаружения органом ПФР.

В судебном заседании представитель ответчика признал факт нарушения сроков подачи сведения о застрахованных лицах «дополнительная», пояснил, что в статье 17 ФЗ от 01.04.2006 г. №27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь может выявить ошибки в СЗВ-М и предоставить дополнительные сведения. Учреждением были самостоятельно выявлены указанные в исковом заявлении ошибки, и в связи с этим 15.07.2021 г. были направлены сведения по форме СЗВ-Стаж и СЗВ-М тип «дополняющая». В письме от 14.12.2014 г. №КА-09-25/13379 Пенсионный фонд РФ рекомендовал не применять финансовые санкции, предусмотренные статье 17 Закона №27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету. Кроме того в определении Верховного суда РФ от 05.-9.2018 №303-КГ18-5702 указано, что к страхователю, который самостоятельно исправил ошибку до ее обнаружения Фондом, не должны применяться финансовые санкции, такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок, что в конечном итоге, способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Предприятие является страхователем, обязанным представлять ежемесячную отчетность по месту своего учета.

Согласно Отчетам по форме СЗВ-М тип документа «дополняющая» страхователь несвоевременно представил сведения за пределами предусмотренного пунктом 2.2. статьи Закона №27-ФЗ сведения тип документа «дополняющая» в отношении 73 застрахованных лиц.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Закона № 27-ФЗ, страхователь обязан в установленный срок представлять в органы пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона 27-ФЗ страхователь обязан ежегодно не позднее 1 марта следующего за отчетным периодом-годом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя, отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведения указанные в настояшем пункте, о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсии, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.

Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500,00 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Предприятие является страхователем, обязанным представлять ежемесячную отчетность по месту своего учета.

Сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ № 83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно разделу 3 «Тип формы» - выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм».

Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-СТАЖ за отчетный период.

Если страхователем направляется форма СЗВ-СТАЖ в качестве дополнения ранее поданных в Фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код «доп» (дополняющая форма).

Код «отм» (отменяющая форма) указывает в приведенном поле при подаче формы СЗВ-СТАЖ, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за отчетный период.

В связи с нарушением предприятием сроков представления отчетности, суд приходит к выводу о правомерном привлечении страхователя к ответственности на основании ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

В то же время в силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может.

Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П).

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

В качестве основания для уменьшения размера назначенного штрафа могут быть приняты такие смягчающие ответственность обстоятельства как самостоятельное устранение выявленного нарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие ущерба, причиненного действиями страхователя, незначительный период просрочки и отсутствие умысла.

Как указано в письме ПФР от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ», любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Формальный подход к наложению штрафа недопустим.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2.2 Постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

Учитывая изложенное, принимая во внимание ходатайство ответчика о снижении размера штрафных санкций, размера штрафных санкций, значимый характер деятельности, финансирование предприятия за счет средств бюджета, признание вины, и отсутствие умыла и негативных последствий, суд с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера, наложенного на учреждение штрафа в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения в десять раз до 3 650 рублей.

Снижение размера финансовой санкции до 72 900 руб. соответствует характеру допущенного правонарушения и степени его вины. Иные обстоятельства, которые могут быть признаны смягчающими ответственность, судом не установлены. В данном случае снижение штрафа с учетом смягчающих обстоятельств является достаточной мерой соблюдения прав должника.

Дальнейшее снижение штрафа может привести к нарушению требований справедливости наказания, вследствие чего юридическая ответственность утрачивает присущие ей функции пресечения и предупреждения правонарушений.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного казенного учреждения «Центральная школа искусств Республики Ингушетия» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (ОРГН <***>, ИНН <***>) финансовые санкции в размере 3 650 рублей за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, при представлении сведений по форме СЗВ-Стаж за 2017-2021 г. за пределами срока, установленного п.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ,

Указанную сумму перечислить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Республике Ингушетия (ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия) ИНН <***>; КПП 060601001; ОКТМО 26701000; лицевой счет 04141П14000; расчетный счет <***>; Отделение НБ по Республике Ингушетия Южного ГУ ЦБ Российской Федерации, БИК 042618001, КБК 39211620010066000140.

В остальной части иска отказать.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия (изготовления в полном объеме).

Кассационная жалоба может быть подана в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев при условии, что решение суда первой инстанции было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы на решение суда первой инстанции подаются через Арбитражный суд Республики Ингушетия.

Судья Х.А. Тутаев