АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-10079/2016
«12» апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11.04.2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12.04.2016 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каланда О.В., рассмотрев дело по заявлению АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «АНГАРСКНЕФТЕХИМПРОЕКТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 665835, <...>)
к ОТДЕЛЕНИЮ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ СИБИРСКОГО ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (место нахождения: 664025, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления № 59-09-05-54-ЮЛ-16-1350/3110-1 от 31.05.2016 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности;
от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности;
установил:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АНГАРСКНЕФТЕХИМПРОЕКТ» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к ОТДЕЛЕНИЮ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ СИБИРСКОГО ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о признании незаконным и отмене постановления № 59-09-05-54-ЮЛ-16-1350/3110-1 от 31.05.2016 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, в отзыве указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, процессуальных нарушений административным органом не допущено.
Из материалов дела следует, что в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе (далее - Управление) в отношении акционерного общества «Ангарскнефтехимпроект» (далее - Общество) поступили заявления ФИО3 от 09.02.2016. 11.02.2016 по вопросам, касающимся соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации к порядку раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме годовых отчетов за 2012 - 2014 годы.
Также в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе (далее - Управление) в отношении акционерного общества «Ангарскнефтехимпроект» (далее - Общество) поступила жалоба ФИО4 от 05.10.2015 по вопросам, касающимся соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации к порядку раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме годовых отчетов за 2012 - 2014 годы.
В ходе проведения проверки сведений ответчиком установлено, что Общество в составе годового отчета Общества за 2012 год не раскрыло на странице в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 24.06.2013 включительно информацию о совершенных Обществом в 2012 году сделках, признаваемых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» сделками, в совершении которых имелась заинтересованность и необходимость одобрения которых уполномоченным органом управления акционерного общества предусмотрена главой XI Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, чем нарушило требования пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции, действовавшей до 01.07.2015), пункта 70.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).
По результатам проверки Управлением службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе 14.04.2016г. составлен протокол №59-09-05-54-ЮЛ-16-1350/1020-1 об административном правонарушении.
Постановлением №АП-59-09-05-54-ЮЛ-16-1350/3110 от 31.05.2016 г. Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700000 рублей.
Полагая, данное постановление незаконным, нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с рассматриваемым требованием.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» открытое общество обязано раскрывать, в том числе годовой отчет общества.
Согласно пункту 26 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ), состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России.
Согласно ранее действовавшему Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утверждено Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 04.10.2011 N 11-46/пз-н) отрытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящей главы Положения именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать:
1) годовой отчет акционерного общества;
2) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества;
3) устав и внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;
4) сведения об аффилированных лицах акционерного общества;
5) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества;
6) дополнительные сведения, предусмотренные настоящей главой Положения.
Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной настоящим разделом Положения, возникает:
для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества;
для закрытых акционерных обществ - с даты, следующей за датой государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций или иных ценных бумаг закрытого акционерного общества, размещаемых путем открытой подписки (публичного размещения) (пункт 8.2.1).
Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной настоящей главой Положения, прекращается для закрытых акционерных обществ, осуществивших публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, одновременно с прекращением обязанности раскрывать в соответствии с настоящим Положением информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
Акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества (пункт 8.2.5).
Годовой отчет акционерного общества должен содержать перечень совершенных акционерным обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" сделками, в совершении которых имелась заинтересованность и необходимость одобрения которых уполномоченным органом управления акционерного общества предусмотрена главой XI Федерального закона "Об акционерных обществах", с указанием по каждой сделке заинтересованного лица (лиц), существенных условий и органа управления акционерного общества, принявшего решение о ее одобрении (пункт 8.2.3).
Пунктом 8.2.6 названного Положения установлено, что текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
С 17.03.2015 исполнение обязанности акционерного общества по раскрытию информации на рынке ценных бумаг регулируется Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв, Банком России 30.12.2014 № 454-П).
Обязанность акционерного общества по раскрытию информации в форме годового отчета установлена пунктами 69.1 и 70.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).
Согласно пункту 70.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П), годовой отчет акционерного общества подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества.
Годовой отчет акционерного общества подлежит предварительному утверждению советом директоров акционерного общества, а в случае отсутствия в акционерном обществе совета директоров - лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества, и должен быть утвержден общим собранием акционеров акционерного общества.
Согласно пункту 70.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П), акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее двух дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
Согласно пункту 1 статьи 63 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, протокол общего собрания акционеров составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров.
В соответствии с пунктом 70.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П), текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П) для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ, под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Целью раскрытия информации об обществе является донесение этой информации до сведения всех заинтересованных в ее получении лиц в объеме, необходимом для принятия решения об участии в обществе или совершения иных действий, способных повлиять на финансово-хозяйственную деятельность общества.
Опубликование в сети Интернет информации о деятельности акционерного общества обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг с целью защиты прав и законных интересов владельцев эмиссионных ценных бумаг и доступного источника информации об эмитенте.
Таким образом, акционерное общество обязано обеспечить раскрытие годовых отчетов такого общества в сети Интернет в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, на годовом общем собрании акционеров должен решаться вопрос об утверждении годового отчета общества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества - лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.
Согласно пункту 70.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П), годовой отчет акционерного общества подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества.
Годовой отчет акционерного общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, а в случае отсутствия в акционерном обществе совета директоров (наблюдательного совета) - лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества, и должен быть утвержден общим собранием акционеров акционерного общества.
Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете акционерного общества, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) акционерного общества.
Из материалов дела следует, что годовой отчет Общества за 2012 год утвержден на годовом общем собрании акционеров Общества, состоявшемся 21.06.2013 (протокол от 21.06.2013 № 1/2013), что подтверждается копиями годового отчета Общества за 2012 год и протокола годового общего собрания акционеров Общества от 21.06.2013 № 1/2013.
Таким образом, Общество обязано было опубликовать текст годового отчета за 2012 год на странице в сети Интернет в срок не позднее 24.06.2013.
Согласно информации, содержащейся в справке Общества о раскрытии информации на странице в сети Интернет от 16.11.2015, Общество опубликовало текст годового отчета за 2012 год на странице в сети Интернет по адресу: http://disclosure.skriii.ru/disclosure/<***>/DTI=7 12.11.2015, то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 8.2.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П), указанный отчет подписан генеральным директором Общества ФИО5
В соответствии с пунктом 70.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П), годовой отчет акционерного общества должен содержать, в том числе, перечень совершенных акционерным обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ сделками, в совершении которых имелась заинтересованность и необходимость одобрения которых уполномоченным органом управления акционерного общества предусмотрена главой XI Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, с указанием по каждой сделке заинтересованного лица (лиц), существенных условий и органа управления акционерного общества, принявшего решение о ее одобрении.
Согласно разделу 6.2 годового отчета Общества за 2012 год, в 2012 году Общество не совершало сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.
Согласно заключению ревизионной комиссии Общества от 10.06.2013, ревизионная комиссия Общества подтверждает достоверность данных, содержащихся в годовом отчете Общества за 2012 год.
Согласно справке Общества от 18.03.2016 исх. № 06-4581/1, в состав органов управления Общества в 2012 году входили следующие лица:
единоличный исполнительный орган Общества: ФИО6 (с 07.12.2010 по 27.11.2012), ФИО5 (с 28.11.2012 по 10.10.2014);
члены совета директоров Общества: ФИО7 (до 26.12.2012) ФИО8 (до 26.06.2012), ФИО9 (до 26.06.2012г., ФИО10 (до 26.06.2012), ФИО6 (до 20.06.2013), ФИО11 (с 27.06.2012) ФИО12 9с 27.06.2012), ФИО13 (с 27.06.2012), ФИО14 (с 27.06.2012).
Акционером Общества, который владеет совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций Общества, являлось общество с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив», владеющее 97,12% акций Общества.
Обществом в Управление были представлены копии договоров, заключенных в 2012 году, из содержания и анализа которых следует, что Обществом в 2012 году заключены сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, со следующими лицами:
открытым акционерным обществом «Ангарский завод полимеров» (основание: открытое акционерное общество «Ангарский завод полимеров» является дочерним обществом общества с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив», являющегося акционером Общества, владеющим более 20% голосующих акции Общества (дата получения права собственности - 08.05.2007);
открытым акционерным обществом «Ангарская нефтехимическая компания» (основание: открытое акционерное общество «Ангарская нефтехимическая компания» является дочерним обществом общества с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив», являющегося акционером Общества, владеющим более 20% голосующих акций Общества (дата получения права собственности - 08.05.2007);
открытым акционерным обществом «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» (основание: открытое акционерное общество «Ангарская нефтехимическая компания» является дочерним обществом общества с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив», являющегося акционером Общества, владеющим более 20% голосующих акций Общества (дата получения права собственности - 08.05.2007);
открытым акционерным обществом «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» (после переименования – публичное акционерное общество «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке») (основание: публичное акционерное общество «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» является дочерним обществом общества с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив», являющегося акционером Общества, владеющим более 20% голосующих акций Общества (дата получения права собственности - 15.05.2007).
Указанная информация отражена в оборотно-сальдовых ведомостях, перечне контрагентов Общества, составленных Обществом за период с 01.01.2012 по 31.12.2014; а также письмах общества с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив», содержащих информацию о дочерних обществах общества с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив».
Факт того, что данные сделки отвечают критериям сделок с заинтересованностью, заявителем не оспаривается, был признан им в судебном заседании и подтверждается материалами дела.
Заявитель не отрицая, факт того, что данные сделки имели заинтересованность, указал, что в годовой отчет Общества за 2012 год не включалась информация о данных сделках, по причине того, что сделки совершались в процессе обычной хозяйственной деятельности Общества.
Вместе с тем, следует отметить, что пунктом 2 статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ императивно установлены случаи, при наступлении которых положения статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ не применяются.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью», содержащийся в пункте 2 статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ перечень случаев, когда положения о предварительном одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяются, является исчерпывающим.
Однако, к таким случаям не относятся случаи совершения обществом сделок в процессе обычной хозяйственной деятельности, т.е. такие сделки при наличии признаков, указанных в пункте 1 статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, являются сделками, в совершении которой имеется заинтересованность.
Суд считает обоснованным довод ответчика о том, что указание акционерным обществом в годовом отчете какой-либо информации о контрагентах не освобождает такое общество от обязанности отразить в годовом отчете всю необходимую информацию в отношении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, совершенных обществом в отчетном году.
Кроме того, статьей 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ определен порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена до ее совершения советом директоров общества или общим собранием акционеров в соответствии со статьей 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций 1000 и менее решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров, не заинтересованных в ее совершении. Если количество незаинтересованных директоров составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, решение по данному вопросу должно приниматься общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в ее совершении. В случае, если все члены совета директоров (наблюдательного совета) общества признаются заинтересованными лицами и (или) не являются независимыми директорами, сделка может быть одобрена решением общего собрания акционеров, принятым в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров - владельцев голосующих акций в случае, если предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок является имущество, стоимость которого по данным бухгалтерского учета (цена предложения приобретаемого имущества) общества составляет 2 и более процента балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
В соответствии с пунктом 5 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует одобрения общего собрания акционеров, предусмотренного пунктом 4 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ. в случаях, если условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, которые совершались между обществом и заинтересованным лицом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности общества, имевшей место до момента, когда заинтересованное лицо признается таковым. Указанное исключение распространяется только на сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершенные в период с момента, когда заинтересованное лицо признается таковым, и до момента проведения следующего годового общего собрания акционеров.
Таким образом, правила пункта 5 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ распространяются только на сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, подлежащих одобрению общим собранием акционеров, и при этом такие сделки должны соответствовать определенным критериям.
С учетом изложенного, Общество обязано было в составе годового отчета Общества за 2012 год раскрыть информацию о совершенных Обществом в 2012 году сделках, в совершении которых имелась заинтересованность лиц, указанных в пункте 1 статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Кроме того, согласно пункту 2.13 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П), в случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П), в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П), эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается.
В годовом отчете заявителя за 2012 г. такая информация также отсутствует.
Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П, является основанием для привлечения эмитента к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации, отсутствовала какая-либо информация о правовых основаниях, в силу которых Обществом не раскрыта в годовом отчете Общества за 2012 год информация о совершенных Обществом в 2012 году сделках, признаваемых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ сделками, в совершении которых имелась заинтересованность и необходимость одобрения которых уполномоченным органом управления акционерного общества предусмотрена главой XI Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Таким образом, Общество в составе годового отчета Общества за 2012 год не раскрыло на странице в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 24.06.2013 включительно информацию о совершенных Обществом в 2012 году сделках, признаваемых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ сделками, в совершении которых имелась заинтересованность и необходимость одобрения которых уполномоченным органом управления акционерного общества предусмотрена главой XI Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной, критерии которой определены статьями 2.1, 2.2 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Заявителем не представлено суду доказательств наличия объективных препятствий для соблюдениях требований действующего законодательства.
Ссылка заявителя на то, что обществом была утверждена Инструкция «Порядок подготовки годового отчета Общества», и обязанность по раскрытию информации о сделках с заинтересованностью возложена на заместителя генерального директора по общим вопросам ФИО15, не свидетельствует об отсутствии вины общества, так как помимо обязанности издать приказ (положение) о раскрытии информации, именно на общество возложена обязанное опубликовать годовой отчет и включить в него все необходимые сведения, а также проконтролировать соответствие отчета требованиям законодательства. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) работником общества возложенных обязанностей свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны общества и непринятии всех зависящих от него меры по их соблюдению (например путем контроля опубликованных сведений).
При таких обстоятельствах суд считает, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что имелось событие административного правонарушения и факт его совершения Обществом, выразившееся в том, что Общество в составе годового отчета Общества за 2012 год не раскрыло на странице в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» включительно информацию о совершенных Обществом в 2012 году сделках, признаваемых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ сделками, в совершении которых имелась заинтересованность и необходимость одобрения которых уполномоченным органом управления акционерного общества предусмотрена главой XI Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, а также имеются основания для привлечения Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
На момент вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ с учетом даты опубликования отчета за 2012 год -12.11.2015 не истек.
Несоблюдение Обществом установленных законодательством требований не может быть признано малозначительным, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1).
На исключительность применения положений статьи 2.9 КоАП Российской Федерации указано также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2012 года N 14495/11.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 2 марта 2000 года N 38-О, фундаментальным принципом функционирования фондового рынка является его информационная прозрачность. Соблюдение этого принципа является гарантией защиты прав не только самих владельцев ценных бумаг, но и инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, то есть всех потенциальных владельцев ценных бумаг.
Принимая во внимание, что раскрытие информации на рынке ценных бумаг направлено на обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации, а также фактические обстоятельства настоящего дела суд не считает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить Общество от административной ответственности.
Тот факт, что в данном случае речь идет об отчете за 2012 год на выводы суда не влияет, так как нарушение срока опубликования отчета лишь подтверждает вину общества, поскольку Обществом не были обеспечены стандарты раскрытия информации. Данное обстоятельство также могло полечь нарушение прав и законных интересов, как имеющихся акционеров, так и потенциальных инвесторов и акционеров, поскольку раскрытие данной информации направлено на обеспечение прозрачности деятельности общества.
Довод заявителя о том, что признание гр.ФИО3 и ВВ. Гершкович потерпевшими является незаконным, так как отсутствуют доказательства причинения какого-либо вреда указанным гражданам судом отклоняется в связи со следующим.
Согласно статье 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ, под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Целью раскрытия информации об обществе является донесение этой информации до сведения всех заинтересованных в ее получении лиц в объеме, необходимом для принятия решения об участии в обществе или совершения иных действий, способных повлиять на финансово-хозяйственную деятельность общества.
Опубликование в сети Интернет информации о деятельности акционерного общества обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг с целью защиты прав и законных интересов владельцев эмиссионных ценных бумаг и доступного источника информации об эмитенте.
Как следует из материалов дела основанием для проведения проверки послужили именно обращение гр.ФИО3, и жалоба гражданина ФИО4 поступившие в интернет-приемную ответчика.
Согласно статье 1 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» целями настоящего закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (инвесторов). Также устанавливаются меры по защите таких прав.
Непредставление информации, представление неверной, вводящей в заблуждение (недостоверной) информации, отказ от раскрытия информации приводят к тому, что инвестор не обладает всей необходимой информацией для принятия правильных инвестиционных решений.
Таким образом, любое заинтересованное лицо независимо от целей получения указанной информации, вправе иметь доступ к ней. Нарушение указанных прав инвесторов может повлечь причинение материального ущерба, а также морального вреда.
Суд отмечает, что в любом случае признание ФИО3 и ФИО4 потерпевшими не является существенным нарушением, которое привело или могло привести к нарушению прав и законных интересов Общества, неправильному рассмотрению дела об административном правонарушении, при наличии в материалах дела достаточных доказательств совершения Обществом вменяемого административного правонарушения.
Ссылка заявителя на то, что все необходимые сведения были раскрыты в составе годовой бухгалтерской отчетности за соответствующий период, не свидетельствует об отсутствии в действиях общества события и состава административного правонарушения, так как действующим законодательством установлена обязанность раскрывать сведения о сделках с заинтересованность именно в годовом отчете в установленном законом порядке.
Оспариваемым постановлением заявителю назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Из представленного заявителем отчета о финансовых результат следует, что общество не находится в тяжелом финансовом положении (по результатам 2016 года получена прибыль в размере 838 тысяч рублей, в 2015 году – 210080 тыс. руб.).
Учитывая, что оспариваемым постановлением обществу назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, суд считает, что в данном случае наказание и его размер полностью отвечает целям наказания, характеру и тяжести совершенного административного правонарушения и назначено с учетом имущественного и финансового положения заявителя.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которые свидетельствовали бы о возможности назначения Обществу наказания в размере менее минимального размера административного штрафа судом не установлено.
Суд также отмечает, что в рамках дел № А19-10080/2016, № А19-1920/2016 (в которых заявителем оспаривались постановления ответчика о привлечении к административной ответственности за аналогичные правонарушения, но в отношении отчетов за другие периоды), решения по которым оставлены без изменения Четвертым апелляционным судом, вопрос о размере штрафа также рассматривался и суд пришел к выводу о справедливости и соразмерности назначенного наказания.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 123, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней после его принятия.
Судья А.А. Пугачёв