АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-10469/2013
26.09.2013 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
рассмотрев дело в порядке упрощенного производства по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах (далее – Отдел, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, предприниматель) к административной ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определение о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 01.08.2013г. направлялось судом по почте заказными письмами с уведомлениями о вручении в адрес Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах и индивидуальному предпринимателю ФИО1
Определение о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 01.08.2013г. получено Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах 14.08.13г., что подтверждается уведомлением о вручении №62391.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 извещена о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, исходя из положений п.2 ч.4 ст.123 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Копия определения суда о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 01.08.2013г. направлялась судом предпринимателю ФИО1 заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении административного органа: 666781, <...> Конверт с копией определения суда о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 01.08.2013г. вернулся с отметкой «истек срок хранения», о чем орган почтовой связи проинформировал суд. Сведениями о других адресах индивидуального предпринимателя ФИО1 суд не располагает.
Кроме этого, копия определения о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 01.08.2013г. опубликована на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 отзыв на заявление не представила, требование о привлечении к административной ответственности не оспорила.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова участвующих в деле лиц по имеющимся материалам.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***>.
На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области 13.06.2013г. №001842 должностными лицами Отдела проведена плановая выездная проверка соблюдения предпринимателем ФИО1 обязательных требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
В ходе проверки административным органом установлен факт нарушения предпринимателем ФИО1 требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»; Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.11г. №797, Технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011г. № 798, а именно:
- в торговом месте №1, расположенном по адресу: <...>, в нарушение п.2 ст.9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» маркировка реализуемых ФИО1 товаров не содержит следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция, наименование и местонахождение изготовителя, импортера, дистрибьютора, наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления, единый знак обращения на рынке, срок службы продукции (при необходимости), гарантийный срок службы (при необходимости), товарный знак (при наличии) на следующих товарах: туфли для девочки «Домик», туфли для девочки «М+Д» 1128-С, туфли для девочки «UBB», туфли для девочки «Гномик» 2083, туфли для мальчика IMPEГIA, сандалии для мальчика PLAY, костюм для девочки, костюм ZNITONC, туника для девочки MEGGIE, ветровка для девочки XIAOSIBO, ветровка для мальчика XIAOQISHI;
- в нарушение п.8 ст.9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» маркировка одежда, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение к обязательным требования не содержит информацию с указанием: вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия; размера изделия на следующих товарах: костюм для девочки, костюм ZNITONC, ветровка для мальчика XIAOQISHI;
- нарушение п.9 ст.9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» маркировка реализуемой обуви не имеет информацию о материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью на следующих товарах: туфли для девочки «Домик», туфли для девочки «М+Д», туфли для девочки «UBB», туфли для девочки «Гномик», туфли для мальчика IMPEГIA, сандалии для мальчика PLAY, сандалии для мальчика р.16 ООО «Сандра»;
- в нарушение п.5.3 ст.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности игрушек» маркировка игрушек не содержит: наименование страны, где изготовлена игрушка, наименование и местонахождение изготовителя, импортера, информацию для связи с ним, товарный знак изготовителя (при наличии), минимальный возврат ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возврат ребенка, основной конструкционный материал (для детей до 3-х лет) (при необходимости), способы ухода за игрушкой (при необходимости), дата изготовления (месяц, год), срок службы или срок годности (при их установлении), условия хранения (при необходимости) на следующей игрушке: игрушка мягконабивная «Кот белый»;
- в нарушение п.5.3 ст.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности игрушек» маркировка игрушки музыкальной «Каталка-обучалка» №818D» не содержит информацию о дате изготовления (месяц, год);
- в нарушение п.6 ст.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности игрушек» маркировка игрушки утюг «Happy Family» не выполнена на русском языке.
Выявленные нарушения, зафиксированные административным органом в акте проверки от 19.07.2013г. №001842, послужили основанием для составления в отношении предпринимателя ФИО1 протокола от 19.07.2013г. № ИП/М-277/13-16-11 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ.
На основании абзаца 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении направлены Отделом с заявлением от 19.07.2013г. №16-11/0851 в Арбитражный суд Иркутской области для решения вопроса о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4., 10.3., 10.6., 10.8., частью 2 статьи 11.21., статьями 14.37., 14.44., 14.46., 20.4. настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 14.43. КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47. настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009г., а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (пункт 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»).
Аналогичные требования к объему обязательной информации, предоставляемой потребителям, установлены пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. №55.
Соблюдение указанных Правил является обязательным для продавца - организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к игрушкам, обеспечения свободного перемещения игрушек, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011г. №798 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» настоящий технический регламент устанавливает требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.
В силу требований пункта 5.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации.
Маркировка должна содержать следующую информацию: наименование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости) (пункт 5.3 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек»).
Учитывая положения указанных норм права, реализуемые игрушки в обязательном порядке должны иметь маркировку, содержащую обязательный перечень информации, установленный Техническим регламентом Таможенного союза 008/2011.
С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011г. №797 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
Реализуемая продукция, предназначенная для детей и подростков, в обязательном порядке должна иметь маркировку, содержащую обязательный перечень информации, установленный Техническим регламентом Таможенного союза 007/2011.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной административным органом проверки торгового места №1 предпринимателя ФИО1, расположенного по адресу: <...>, установлено, что предложены к реализации товары для детей и подростков, а также игрушки для детей, на которых отсутствует маркировка, необходимая информация, установленная п.5.3 ст.4, п.6 ст.4 Технического Регламента Таможенного Союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.11г. №798 «О безопасности игрушек», п.2 ст.9, п.8 ст.9, п.9 ст.9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
Выявленные нарушения обязательных требований Технических регламентов Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «О безопасности игрушек» образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.43. КоАП РФ.
Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
В рассматриваемом случае актом проверки от 19.07.2013г. №001842, протоколом от 19.07.2013г. №ИП/М-277/13-16-11 об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, а также другими материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт осуществления индивидуальным предпринимателем ФИО1 розничной продажи товаров с нарушением требований вышеуказанных технических регламентов.
Кроме того, в протоколе от 19.07.2013г. №ИП/М-277/13-16-11 об административном правонарушении, в графе «объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу» предприниматель ФИО1 указала, что маркировка отсутствует, так как не доведена изготовителем, закупка товара производилась на российских фирмах.
Документальные доказательства отсутствия указанных нарушений на момент проведения проверки лицом, привлекаемым к административной ответственности, в материалы дела не представлены, доводов об их наличии не заявлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях предпринимателя события вменяемого административного правонарушения, квалифицируемого частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Особенность вины индивидуальных предпринимателей характеризуется КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц. Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана в соответствии со статьей 2.2. КоАП РФ.
В силу частей 1 и 2 статьи 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В рассматриваемом случае при наличии возможности соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей и отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств предприниматель ФИО1 не предприняла все зависящие от нее меры для предотвращения правонарушения.
Занимаясь предпринимательской деятельностью, связанной с розничной продажей товаров, предприниматель должен был знать нормативное регулирование такой деятельности и предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае неисполнение предусмотренных законодательством требований, однако без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) лица, привлекаемого к административной ответственности, вины в форме неосторожности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5. КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у административного органа имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, а также имеются основания для привлечения предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Протокол от 19.07.2013г. № ИП/М-277/13-16-11 об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом административного органа в пределах предоставленной компетенции и при наличии достаточных оснований.
Права лица, привлекаемого к административной ответственности, на участие при составлении протокола об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заявителем обеспечены и соблюдены.
Установленный статьей 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
В силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.
При назначении наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
На основании части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, целей и принципов административного наказания, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих привлечение предпринимателя к административной ответственности за аналогичные правонарушения, а также иных обстоятельств, отягчающих ответственность, суд считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, 20000руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), адрес регистрации: 666780, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 20000 рублей.
Сумма административного штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: Управление Федерального казначейства по Иркутской области (Управление Роспотребнадзора по Иркутской области), расчетный счет <***> ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области г. Иркутск, БИК 042520001, КБК 14111690050056000140, ИНН <***>, КПП 380801001, ОКАТО 25244000000. Назначение платежа: Штрафы Роспотребнадзора.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья М.В. Луньков