ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-10610/2012 от 11.07.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8 (395-2) 24-12-96; , факс 8 (395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Иркутск Дело № А19-10610/2012

« 11 » июля 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2012 г.

Полный текст решения изготовлен 11 июля 2012 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каланда О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Деловой партнер» (ОГРН 1053801113354, ИНН 3801078491, место нахождения: 665831, Иркутская область, г.Ангарск, 6А микрорайон, 17-25)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966 , место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17)

о признании незаконным и отмене постановления от 12.04.2012 № 170,

при участии представителей

от заявителя: не явились;

от административного органа, принявшего оспариваемый акт: Ушкевич А.С., доверенность от 12.01.2012 № 43;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Деловой партнер» (далее – ООО «Деловой партнер») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - УФАС по Иркутской области) о признании незаконным и отмене постановления от 12.04.2012 № 170.

Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

ООО «Деловой партнер» представителя в судебное заседание не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

С учетом мнения представителя УФАС по Иркутской области, не возражавшего против завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дела в судебном заседании, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Представитель УФАС по Иркутской области в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.

Из материалов дела следует, что должностными лицами УФАС по Иркутской области, в ходе осуществления государственного контроля по соблюдению требований законодательства о рекламе и пресечения распространения ненадлежащей рекламы, выявлен журнал «ВАШ журнал» № 05 (46), на странице 41 которого распространялась реклама, содержащая изображения образцов блюд японской кухни (с указанием цены 349 р.) следующего содержания: «СОБЕРИ СВОЙ ОБЕД ВМЕСТЕ С COCA COLA С 11-00 до 15-00 (Пн-Чт) Sushi Tokyo.ru бесплатная доставка (3955) 633331».

Антимонопольный орган, установив, что распространенная реклама содержит признаки нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» , 08.08.2011 возбудил дело № 1195, к участию в котором ООО «Деловой партнер» привлечено как рекламораспространитель.

Комиссией УФАС по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе по результатам рассмотрения дела № 1195 принято решение от 01.12.2011 № 1065, согласно которому вышеуказанная реклама блюд японской кухни признана ненадлежащей в связи с тем, что в рекламе отсутствуют обязательные сведения о продавце, который осуществляет продажу товаров дистанционным способом: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, или фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что является нарушением требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 данного решения материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу УФАС по Иркутской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

30.03.2012 должностным лицом УФАС по Иркутской области, в присутствии представителя лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении № 86.

12.04.2012 заместителем руководителя УФАС по Иркутской области, по результатам рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении и протокола об административном правонарушении от 30.03.2012 № 86, вынесено постановление № 170 о назначении административного наказания по делу № 27 об административном правонарушении, согласно которому ООО «Деловой партнер», являющееся рекламораспространителем ненадлежащей рекламы, содержащей изображение образцов блюд японской кухни (с указанием цены 349 р.) следующего содержания: «СОБЕРИ СВОЙ ОБЕД ВМЕСТЕ С COCA COLA С 11-00 до 15-00 (Пн-Чт) Sushi Tokyo.ru бесплатная доставка (3955) 633331», распространенной в журнале «ВАШ журнал» №05 (46) май 2011 на странице 41 с нарушением требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.

Не согласившись с постановлением от 12.04.2012 № 170, ООО «Деловой партнер» обратилось в суд с настоящим заявлением, указав, что объектом рекламирования в спорной рекламе являлись услуги общественного питания, включающие в себя дополнительную услугу по доставке продукции общественного питания потребителям. Данная деятельность не может быть квалифицирована как продажа товаров дистанционным способом, в связи с чем, требования статьи 8 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ к данной рекламе не могут быть применены.

В судебном заседании 04.07.2012, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 14 часов 11.07.2012. После окончания перерыва в судебное заседание явился представитель УФАС по Иркутской области Ушкевич А.С.

Выслушав представителя органа, принявшего оспариваемый акт, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.

Отношения в сфере рекламы, распространяемой на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), а также принимаемыми в соответствии с настоящим Законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пунктам 5, 7, 8 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

В соответствии с частью 2 статьи 497 Гражданского кодекса РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 62, продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах ли( представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (статья 8 Закона о рекламе).

Согласно Уставу ООО «Деловой партнер» общество, среди прочих, осуществляет следующие виды деятельности: деятельность информационных агентств (Код ОКВЭД 92.4), рекламная деятельность, издание журналов и периодических публикаций (Код ОКВЭД 22.13).

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации серии ПИ № ФС13-0122 от 14.09.2007, выданному Восточно-Сибирским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры), обществом учреждено средство массовой информации – журнал «Ваш Журнал». Примерная тематика: журнал для домашнего чтения – об интересных людях, увлечениях, полезные советы, развлекательная информация, рецепты; объем рекламы не более 40 %.

Согласно договору от 04.04.2011, заключенному между ООО «Деловой партнер» (исполнитель) и Кюрсом А.С. (заказчик), заказчик поручил исполнителю изготовить и разместить рекламную информацию в журнале «Ваш журнал».

На основании пункта 2.2.1 указанного договора заказчик обязуется представить необходимый материал (текст рекламы, логотип и т.п.) для изготовления оригинал-макета или готовый макет исполнителю.

Макет рекламы между сторонами договора согласован.

За размещение информационно-рекламных материалов в издании «Ваш журнал» № 5 (46) ООО «Деловой партнер» в адрес Кюрса А.С. выставлен счет № 55 от 01.06.2011 на сумму 21500 руб.

Согласно приходному кассовому ордеру от 04.10.2011 Кюрс А.С. оплатил ООО «Деловой партнер» 21500 руб. В данном платежном документе в качестве основания платежа указано - реклама в журнале май 2011.

В соответствии с атом № 000044 от 01.07.2011 услуги (размещение информационно-рекламных материалов в издании «Ваш журнал» № 5 (46)) выполнены полностью и в срок. Претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг заказчик не имеет.

В рассматриваемом случае в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодателем спорной рекламы является Кюрс А.С., рекламораспространителем является ООО «Деловой партнер» - учредитель СМИ «Ваш журнал».

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в вышеуказанной рекламе, размещенной в журнале «Ваш журнал» № 5 (046) май 2011 на странице 41, распространена информация для неопределенного круга лиц о дистанционном способе продажи продуктов питания (блюд японской кухни - роллы, суши, салаты, лапша).

Довод ООО «Деловой партнер» о том, что объектом рекламирования явились услуги общественного питания, включающие в себя дополнительную услугу по доставке продукции общественного питания потребителям, и эта деятельность не может быть квалифицирована как продажа товаров способом дистанционной продажи, отклоняются судом как несостоятельные.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из текста и визуально - графического содержания рассматриваемой рекламы, можно заключить, что рассматриваемая реклама носит комплексный характер, поскольку содержит несколько объектов рекламирования: непосредственно ресторан «Sushi Токуо», товары, реализуемые данным рестораном (блюда японской кухни), а также услуги по доставке указанного товара.

Поскольку данная реклама предлагает ознакомление покупателя с описанием товара посредством фотоснимков, т.е. исключает возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора купли-продажи, следовательно, в соответствии с нормами гражданского законодательства этот способ продажи товара является дистанционным способом продажи товара.

Антимонопольным органом установлено, что специальные требования для рекламы товаров при дистанционном способе их продажи, установленные статьей 8 Закона о рекламе, при размещении спорной рекламы не соблюдены, а именно: не указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, данная реклама является ненадлежащей.

Установленный факт нарушения обществом указанных положений Закона о рекламе явился основанием для принятия антимонопольным органом решения от 01.12.2011 № 1065, согласно которому вышеуказанная реклама признана ненадлежащей. Данное решение не признано незаконным и не отменено.

В соответствии с частями 4, 7 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, статьей 8 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 16.1 (введенным Постановлением от 20.11.2008 № 60) Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ООО «Деловой партнер» при возможности исполнения требований по соблюдения законодательства о рекламе не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих норм, что свидетельствует о вине общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено судом.

Таким образом, в действиях ООО «Деловой партнер» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция указанной статьи предусматривает наложение штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Согласно оспариваемому постановлению от 12.04.2012 № 170 обществу назначен штраф в размере 101 000 руб.

В соответствии со статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1).

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

В данном случае, суд приходит к выводу о том, что УФАС по Иркутской области наказание назначено без учета обстоятельств, указанных в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, так, в частности, по делу не установлено наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, закрытый перечень которых установлен частью 3 статьи 4.3 КоАП РФ, следовательно, оснований для избрания наказания в виде штрафа в размере 101 000 руб., а не 100 000 руб., у административного органа не имелось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что постановление УФАС по Иркутской области в части назначенного наказания (размера штрафа) не может быть признано законным и подлежит изменению в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и изменить постановление № 170 о назначении административного наказания по делу № 27 об административном правонарушении, вынесенное 12.04.2012 в г.Иркутске заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Кулишом Александром Владимировичем, в части назначения Обществу с ограниченной ответственностью «Деловой партнер» административного наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.

Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Деловой партнер» (ОГРН 1053801113354, ИНН 3801078491, место нахождения: 665831, Иркутская область, г.Ангарск, 6А микрорайон, 17-25) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф в размере 100 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Н.Г.Позднякова