АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г.Иркутск
«29» июня 2021 года Дело №А19-10828/2021
Резолютивная часть решения объявлена 29.06.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 29.06.2021.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломаш Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Кировского района г. Иркутска
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БАЙКАЛ-СЕРАГЕМ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 664025, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, РОССИЙСКАЯ УЛИЦА, 5)
о привлечении к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, удостоверение,
от ответчика: не явились, извещен,
установил:
Прокурор Кировского района г. Иркутска обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БАЙКАЛ-СЕРАГЕМ» (далее – ООО «БАЙКАЛ-СЕРАГЕМ» к административной ответственности, предусмотренной ст.14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокурор заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении, представил дополнительные документы – заявление ответчика о замене административного штрафа на предупреждение.
ООО «БАЙКАЛ-СЕРАГЕМ» о времени и месте рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление суд не представил.
Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия предпринимателя.
Из материалов дела следует, что ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БАЙКАЛ-СЕРАГЕМ" зарегистрировано в ЕГРН за основным государственным регистрационным номером <***>.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 25.03.2021 №18 в отношении ООО "БАЙКАЛ-СЕРАГЕМ" проведена проверка соблюдения обществом требований земельного законодательства, законодательства о техническом регулировании при размещении рекламных конструкций, о лицензировании, Прокуратурой выявлены нарушения законодательства при установке и эксплуатации рекламных конструкций в деятельности ООО «Байкал-Серагем», в ходе которой установлено, что автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск на участке с км 1810+685 - км 1830+940, 7.4. сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером 38:00:000000:197, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись регистрации №38-38-12/008/2014-031 от 04.02.2014) и закреплена на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор «Прибайкалье».
На основании Распоряжения Федерального дорожного агентства от 09.06.2014 № 1120-р «Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы км 1529+980-км 1842, км 1860+700-1837+000 (Усольский муниципальный район, Иркутская область), по обе стороны от полосы отвода дороги установлена зона с особым режимом использования шириной 50 м.
Между ФКУ Упрдор «Прибайкалье» (далее – Управление) и ООО «Байкал-Серагем» был заключен договор от 23.08.2016 № 02-р на выполнение технических требований и условий по размещению рекламных конструкций в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» на участках км 1825+800 (справа), км 1825+450 (слева), км 1825+300 (справа), км 1825+150 (слева), км 1816+600 (слева) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск.
В 2016 году согласовано размещение 5 рекламных конструкций в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь».
С целью определения фактического местоположения рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, выявления самовольно установленных рекламных конструкций на автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск на участке с км 1810+685 - км до 1830+940, проходящем по территории Усольского района Иркутской области, 29.01.2021 ФКУ Упрдор «Прибайкалье» был проведен выезд, по результатам которого были составлены акты осмотра придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск - Кемерово - Красноярск -Иркутск в Усольском районе от 29.01.2021.
Выявлено, что по согласованным ФКУ Упрдор «Прибайкалье» адресам на км 1825+800 (справа), км 1825+450 (слева), км 1825+300 (справа), км 1825+150 (слева), рекламные конструкции отсутствуют.
Согласно схемы территориального планирования муниципального района Усольского районного муниципального образования указанные конструкции находятся под номерами № 18 км 1825+972 (справа), № 19 км 1825+443 (слева), № 20 км 1825+237 (справа), № 21 км 1825+108 (слева).
Стороны (слева, справа), указанные в документах ФКУ Упрдор «Прибайкалье», противоположны сторонам, указанным в документах администрации Усольского районного муниципального образования.
Фактически, рекламные конструкции смещены и установлены по следующим адресам: км 1825+972 (справа), 1825+443 (слева), 1825+237 (справа), 1825+108 (слева), в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск, с нарушениями технических норм и правил, в нарушение пунктов 5.1, 5.2 ГОСТ 33027-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы», а именно:
1. на км 1825+972 (справа):
- конструкция установлена сбоку от федеральной автомобильной дороги на расстоянии от бровки земляного полотна (внешней границы обочины) до ближайшей точки горизонтальной проекции внешнего конструктивного элемента средства наружной рекламы менее 10 м. Фактическое расстояние составляет 9,3м.;
- нижний край рекламной конструкции и крепящих ее конструкций размешены на высоте менее 4,5 м от уровня проезжей части автомобильной дороги. Фактическая высота составляет 4,3 м.;
2. на км 1825+443 (слева):
- конструкция установлена сбоку от федеральной автомобильной дороги на расстоянии от бровки земляного полотна (внешней границы обочины) до ближайшей точки горизонтальной проекции внешнего конструктивного элемента средства наружной рекламы менее 10 м. Фактическое расстояние составляет 8, 8 м.;
- нижний край рекламной конструкции и крепящих ее конструкций размещены на высоте менее 4,5 м от уровня проезжей части автомобильной дороги. Фактическая высота составляет 3,97 м.;
3. на км 1825+237 (справа):
- конструкция установлена сбоку от федеральной автомобильной дороги на расстоянии от бровки земляного полотна (внешней границы обочины) до ближайшей точки горизонтальной проекции внешнего конструктивного элемента средства наружной рекламы менее 10 м. Фактическое расстояние составляет 9,3 м.;
- нижний край рекламной конструкции и крепящих ее конструкций размещены на высоте менее 4,5 м от уровня проезжей части автомобильной дороги. Фактическая высота составляет 4,3м.;
4. На км 1825+108 (слева):
- конструкция установлена сбоку от федеральной автомобильной дороги на расстоянии от бровки земляного полотна (внешней границы обочины) до ближайшей точки горизонтальной проекции внешнего конструктивного элемента средства наружной рекламы менее 10 м. Фактическое расстояние составляет 9,3 м.;
- нижний край рекламной конструкции и крепящих ее конструкций размещены на высоте менее 4,5 м от уровня проезжей части автомобильной дороги. Фактическая высота составляет 4,36 м.
Вышеуказанные обстоятельства зафиксированы в актах осмотра придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» (М-53 «Байкал») Новосибирск- Кемерово-Красноярск-Иркутск в Усольском районе от 29.01.2021.
В связи с нарушением условий Договора от 23.08.2016 № 02-р ООО «Байкал-Серагем», а именно, не исполнением Обществом технических требований и условий, которые являются обязательными для исполнения, в целях соблюдения порядка ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе», Управлением в адрес ООО «Байкал-Серагем» направлено уведомление о расторжении Договора от 15.02.2021 № 608 и требование от 15.02.2021 № 609 о демонтаже рекламных конструкций по следующим адресам: км 1825+972 (справа), 1825+443 (слева), 1825+237 (справа), 1825+108 (слева).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки №07-37-2021 от 02.04.2021.
По результатам проверки заместителем Прокуратуры Кировского района г. Иркутска постановлением от 02.04.2021 в отношении ООО "БАЙКАЛ-СЕРАГЕМ" возбуждено дела об административном правонарушении за эксплуатацию рекламных конструкций с нарушением требований технических регламентов по ст.14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.3 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст.14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (ч.6 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 14.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию.
В соответствии со статьей 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Пунктом 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
В соответствии со ст.26 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», размещение, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими установку рекламных конструкций, рекламных щитов и указателей.
Согласно п. 13.8 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» в полосе отвода автомобильной дороги не допускается размещение рекламной или иной информации, не имеющей непосредственного отношения к организации движения.
В соответствии п. 5.1, 5.2 ГОСТ 33027-2014, средства наружной рекламы не должны размещаться:
- на одной опоре, в одном поперечном сечении с дорожными знаками, светофорами дорожными, табло и знаками переменной информации;
- над проезжей частью, обочинами дорог, остановочными полосами, а также на разделительных полосах, дорожных ограждениях, направляющих устройствах;
- на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств, а также на расстоянии менее 25 м от них;
- на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий, железнодорожных переездах, транспортных развязках в разных уровнях, наземных пешеходных переходах, пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне, пунктах взимания платы, стационарных пунктах весового и габаритного контроля, мостовых сооружениях, в туннелях и под железнодорожными и автомобильными путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них;
- на участках автомобильных дорог с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;
- на участках автомобильных дорог с радиусом кривой в плане менее 1200 м;
- на инженерных коммуникациях в границах полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог;
- на участках автомобильных дорог с продольным уклоном более 40 промилле;
- в зонах опасных участков автомобильных дорог, обозначенных соответствующими дорожными знаками;
- на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;
- сбоку от автомобильной дороги на расстоянии от бровки земляного полотна (внешней границы обочины) до ближайшей точки горизонтальной проекции внешнего конструктивного элемента средства наружной рекламы менее 15 м - для дорог I категории и менее 10 м - для дорог прочих категорий. При этом расстояние по горизонтали от бровки земляного полотна до основания опоры средства наружной рекламы должно быть не менее высоты рекламной конструкции плюс 5 м.;
- нижний край рекламной конструкции и крепящих ее конструкций размещают на высоте не менее 4,5 м от уровня проезжей части автомобильной дороги.
Как следует из материалов дела, ООО «Байкал Серагем» установило и эксплуатировало рекламные конструкции с нарушение требований п. 13.8 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» в полосе отвода автомобильной дороги.
Факт принадлежности Обществу спорных рекламных конструкций подтверждается актами осмотра от 29.01.2021 с приложением фотоматериалов, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела, и самим Обществом документально не опровергнут.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вышеуказанные действия Общества, а именно: размещение и эксплуатация вышеуказанных рекламных конструкции в придорожной полосе автомобильной дороги федерального значения в нарушение технических требований - №014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», требований ГОСТ 33027-2014 «Дороги автомобильные общего пользования», создает угрозу безопасности дорожного движения на данных участках указанной автомобильной дороги, препятствует его безопасной эксплуатации, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина Общества заключается в пренебрежительном отношении к установленному государством порядку в сфере разрешительной системы и исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства, регулирующего порядок размещения и эксплуатации рекламных конструкций. Доказательств, подтверждающих отсутствие у ответчика возможности соблюдения требований законодательства о рекламе или наличие иных обстоятельств, исключающих вину ответчика, в материалы дела не представлено.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не конкретизирует форму вины, при которой Общество может быть привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное административное правонарушение может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (часть 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах, суд считает установленными наличие в действиях ответчика состава административного правонарушения и основания для привлечения к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд, оценив характер совершенного правонарушения и степень общественной опасности, исходя из конкретных обстоятельств дела, не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительными.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Данная норма устанавливает не право, а обязанность лица, рассматривающего вопрос о привлечении к административной ответственности, в определенных случаях производить замену административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ - предупреждение это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 10.10.2017 N 2255- О, наличие таких специальных правил (особых условий) назначения административных наказаний, касающихся субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников (руководителей и иных должностных лиц), ориентирует органы административной юрисдикции на приоритетное применение к ним за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное посредством государственных или муниципальных контрольно- надзорных мероприятий, административного наказания в виде предупреждения, в том числе в случаях, когда санкция соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ не предусматривает возможности его назначения, что, по сути, согласуется с основными целями и принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Судом установлено, что Общество является субъектом малого предпринимательства. Кроме того, доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4, пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, в том числе доказательства привлечения Общества ранее к административной ответственности по статье 14.37 названного Кодекса, Управлением в материалы дела не представлено.
Учитывая степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, совершение Обществом правонарушения впервые, нестабильной экономической обстановке в стране, арбитражный суд назначает административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, требование Прокурора Кировского района г. Иркутска о привлечении Общества к ответственности подлежит удовлетворению.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Привлечь ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БАЙКАЛ-СЕРАГЕМ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 664025, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, РОССИЙСКАЯ УЛИЦА, 5, дата и место регистрации: 20.10.2006 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области) к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья О.Л. Зволейко