АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
06.02.2009 г. Дело № А19-1096/09-67
Резолютивная часть решения объявлена 6 февраля 2009г. Полный текст решения изготовлен 6 февраля 2009г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Сураевой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области
о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1,
при участии в заседании:
от заявителя: после перерыва представителя ФИО2, по доверенности,
от ФИО1: предпринимателя ФИО1, паспорт,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области (далее по тексту «Заявитель») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании 30 января 2009г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 6 февраля 2009г.
Представитель Заявителя ФИО2 заявленные требования поддержала, обратилась с ходатайством о том, что при решении вопроса о привлечении к административной ответственности ФИО1 Заявитель просит суд не учитывать нарушение, выразившееся в отсутствии организации мероприятий по предупреждению террористических актов, установленных Рекомендациями по действиям в ситуациях обнаружения признаков террористических актов, утвержденных Федеральной антитеррористической комиссией от 22.12.99г.
Предприниматель ФИО1 пояснил суду, что с некоторыми нарушениями, установленными в ходе проверки, не согласен. Однако, документально подтвердить проведение в 2008г. мероприятий по повышению безопасности движения не может.
В обоснование заявленных требований Заявитель указал следующее.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя МИ ФНС № 12 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу 18.05.07г., (гос.рег.№ 307382713800013).
Предпринимателю выдана лицензия № АСС-38-105516 от 24.12.03г. на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия до 04.01.2009г.
В ходе проверки, проведенной 24.12.2008г. должностным лицом Заявителя в отношении предпринимателя ФИО1, выявлено несоблюдение предпринимателем установленных лицензией требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.
Установленные при проверке нарушения отражены в акте проверки от 24.12.08г. № 0900 и составленном в присутствии предпринимателя протоколе об административном правонарушении от 24.12.2008г. № 00123/181, который с заявлением и другими материалами проверки направлен в арбитражный суд для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав предпринимателя ФИО1, представителя Заявителя ФИО2, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании плана организационно-технических мероприятий отдела автотранспортного и автодорожного надзора в декабре 2008 года в соответствии с приказом Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области от 22.12.08г. № 2578/р на 24.12.08г. была назначена внеплановая проверка предпринимателя ФИО1, который на основании лицензии № АСС-38-105516 от 24.12.03г. со сроком действия до 04.01.2009г. вправе осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В ходе проверки ФИО1 государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области ФИО3 были установлены следующие нарушения лицензионных требований и условий: не организовано обследование дорожных условий на маршруте регулярных перевозок пассажиров с целью оценки соответствия автомобильных дорог требованиям безопасности дорожного движения (нарушены п.п.4-15 – 4.20, 5.23 приказа Министерства транспорта РФ от 08.01.97г. № 2), не организована сверка ДТП с органами ГИБДД (нарушен п.18 постановления Правительства от 29.06.95г. № 647), не организована стажировка водителей в соответствии с требованиями (нарушены пп.1.8, 3.2.3 приказа Министерства транспорта РФ от 09.03.95г. № 27), не организованы мероприятия по предупреждению террористических актов (не выполнены рекомендации по действиям в ситуациях обнаружения признаков террористических актов, утвержденные решением Федеральной антитеррористической комиссии от 22.12.99г.), не обеспечена охрана транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или повреждения транспортных средств (нарушен п.4.6 приказа Министерства транспорта РФ от 09.03.95г. № 27), не организована ежегодная 20-ти часовая программа повышения профессионального мастерства водителей (нарушены пп. 2.3.5 и 3.4.2 приказа Министерства транспорта РФ от 09.03.95г. № 27).
В судебном заседании представитель Заявителя обратилась с ходатайством о том, что при решении вопроса о привлечении к административной ответственности ФИО1 Заявитель просит суд не учитывать нарушение, выразившееся в отсутствии организации мероприятий по предупреждению террористических актов, установленных Рекомендациями по действиям в ситуациях обнаружения признаков террористических актов, утвержденных Федеральной антитеррористической комиссией от 22.12.99г.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с последующими изменениями и дополнениями (далее – Закон № 128-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 названного Закона № 128-ФЗ перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ определено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.п. «в» п. 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, Положением «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995г. № 27, Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ № 647 от 29.06.1995 г.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" с последующими изменениями и дополнениями юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Пунктами 4.15-4.20 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997г. № 2 организации, а также водители-предприниматели обязаны не реже двух раз в год проводить обследованием автобусных маршрутов, совместно с комиссией утвержденной соответствующими органами исполнительной власти. Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов. В случае выявления их несоответствия требованиям безопасности в акте отражаются предложения о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждения дорожно-транспортных происшествий на маршруте.
На основании пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.95г. № 647, владельцы транспортных средств обязаны ежемесячно сверять с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств
В соответствии с п.2.1 Положения «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995г. № 27 ( далее по тексту «Положение»), основными задачами организаций и водителей - предпринимателей по обеспечению безопасности дорожного движения являются:
- обеспечение профессиональной надежности водительского состава;
- обеспечение эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии;
- обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов.
Лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки (п.3.1.3 Положения).
Согласно п.3.2.1 указанного Положения организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3.
Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.
Пунктом 3.2.3 Положения установлено, что стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей.
Повышение профессионального мастерства водителей в соответствии с п.3.4.2 Положения осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
В целях обеспечения эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии согласно п.4.6 Положения организации и водители - предприниматели обязаны обеспечить охрану транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или повреждения транспортных средств.
Как следует из акта проверки от 24.12.08г. № 0900, протокола от 24.12.08г. №00123/181 вышеуказанные требования нормативных актов предпринимателем не соблюдены. Данное обстоятельство также подтверждается объяснениями предпринимателя ФИО1 при составлении протокола.
Предприниматель знал о том, что запрещено без соблюдения лицензионных условий заниматься лицензируемой деятельностью и осознавал противоправность своих действий. Несмотря на то, что у предпринимателя имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, он не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФИО1 в письменных пояснениях от 02.02.09г. (исх.№14) указал, что обследование маршрута могло быть осуществлено только совместно с комиссией, состоящей из представителей мэрии, городской ГАИ, МУП ПУ ВКХ, дорожных служб, трамвайно-троллейбусного управления и др. Однако, на просьбы предпринимателя об участии в комиссии по обследованию маршрута городской Департамент транспорта отвечает отказом.
В соответствии со ст. 65 НК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства, подтверждающие обращение ФИО1 в городской Департамент транспорта либо другой орган для проведения совместного обследования маршрута предпринимателем суду не представлено.
Колядой с письменными пояснениями от 02.02.09г. (исх.№ 14) представлены в материалы дела следующие документы: письмо в ОБ ДПС ГИБДД, от 21.01.09г. (исх.№ 12), договор от 30.12.08г. № 18 , заключенный предпринимателем с ООО «Старый трамвай» на проведения стажировки вновь принятых водителей, договор от 28.12.08г. № 17, заключенный предпринимателем с ООО «Старый трамвай» на проведение занятий по 20-часовой ежегодной программе переподготовки водителей, договор от 29.12.08г. б/н, заключенный предпринимателем с ИП ФИО4 на стоянку микроавтобусов и аренду производственных помещений.
Однако, указанные документы не могут быть приняты судом во внимание, так как договоры были заключены, а письмо было направлено позднее даты обнаружения рассматриваемых нарушений (24.12.08г.). Таким образом, на момент проверки представленные суду документы у предпринимателя отсутствовали.
Данные документы могут свидетельствовать только о том, что Колядой приняты меры для предотвращения нарушений в будущем.
При таких обстоятельствах, судом установлен факт совершения предпринимателем административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в связи с чем имеются все основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полномочия заявителя в части составления протокола, определены частями 3-4 статьи 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, статьей 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. № 402, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.10.2002 № 134 "О реализации положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которого к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ отнесены государственные транспортные инспекторы отделений Российской транспортной инспекции.
На основании статьи 2.4., части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая в качестве смягчающих ответственность обстоятельств то, что предприниматель признал вину, ранее к административной ответственности не привлекался, принял меры по предупреждению нарушений в будущем, а также в связи с отсутствием отягчающих обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере– три тысячи рублей.
Руководствуясь статьями 167 – 171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Иркутска, проживающего по адресу: <...>, основной государственный регистрационный номер 307382713800013, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей, с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Иркутской области (УГАДН по Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
ИНН <***> КПП 381101001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской обл.
БИК 042520001
Р/сч <***>
Назначение платежа: (для перечисления штрафов)
КБК 10611630000010000140 ОКАТО 25401000000 Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья О.П.Сураева