Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-1105/2017
20 июля 2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13.07.2017года.
Решение в полном объеме изготовлено 20.07.2017 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Уразаевой А.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бакшеевой А.Д.,рассмотрев
в судебном заседании дело по исковому заявлению МИНИСТЕРСТВА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>)
к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 107174,
<...>)
о взыскании 3 866 084 руб. 95 коп.,
третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664025, <...>).
при участии в заседании представителей:
от истца: ФИО1– по доверенности от 14.11.2016, служебное удостоверение;
от ответчика: ФИО2- по доверенности от 15.04.2016 №320/116, паспорт;
от третьего лица: ФИО3 по доверенности от 13.04.2017 №ФПВ-38/6025, паспорт.
установил:
МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» (далее – ответчик, ОАО «РЖД») с требованием о взыскании 3 866 084 руб.
95 коп., в том числе: 3 473 969 руб. 05 коп. – неосновательное обогащение за пользование земельным участком с кадастровым номером 38:36:000031:20651, площадью 10710 кв.м., расположенным по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, станция Кая за период с 03 марта 2015 года по 11 ноября 2016 года; 392 115 руб. 90 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 03 марта 2015 года по 11 ноября 2016 года.
Истец требования поддержал, в обоснование требований сослался на использование ответчиком земельного участка с кадастровым номером 38:36:000031:20651, принадлежащего Иркутской области, в период с 3 марта 2015 года по 11 ноября 2016 года без уплаты арендных платежей.
Ответчик с исковыми требованиями не согласился, в представленном отзыве
на исковое заявление сослался на то, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу закона с 01.07.2006г., поскольку ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», которой установлены критерии отнесения земельных участков к различным уровням публичной собственности, вступила в силу с 01.07.2006 г. Кроме того доказательств того, что земля под железнодорожными путями каким-либо образом выбыла из собственности Российской Федерации, в материалы дела не представлено. В связи с чем, считает, что истец является ненадлежащим лицом.
Определением суда от 14.03.2017 по ходатайству ответчика привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Российская Федерация в лице ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
Определением суда от 11.04.2017 произведена замена третьего лица по делу –
с ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ на МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ.
Третье лицо в представленном отзыве на исковое заявление указало, что требования истца необоснованные, не соответствуют нормам федерального законодательства, поддержало доводы ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, суд установил следующие обстоятельства.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 22 июля 2014 года №601-рп ОАО «РЖД» предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 10710 кв.м., кадастровый номер 38:36:000031:20651, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, станция Кая, для эксплуатации подъездных путей, находящихся в собственности ОАО «РЖД» в аренду сроком на 49 лет.
18.07.2016 Министерство имущественных отношений Иркутской области направило ОАО «РЖД» проект договора аренды №433/16 от 17.06.2016 г., однако до настоящего времени договор со стороны ОАО «Российские железные дороги» подписан не был.
В обоснование исковых требований истец указывает, что ответчик, пользовался земельным участком с кадастровым номером 38:36:000031:20651 в период с 3 марта 2015 года по 11 ноября 2015 года не заключив с ним договор аренды земельного участка и не внося плату за фактическое пользование земельным участком, в связи с чем, ответчик пользуется земельным участком при отсутствии законных оснований, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Иркутской области с исковыми требованиями о взыскании суммы 3 866 084 руб. 95 коп., в том числе: 3 473 969 руб. 05 коп. – неосновательное обогащение за пользование земельным участком с кадастровым номером 38:36:000031:20651, площадью 10710 кв.м., расположенным по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, станция Кая за период с 03 марта 2015 года по 11 ноября 2016 года; 392 115 руб. 90 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 03 марта 2015 года по 11 ноября 2016 года.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, выслушав доходы представителей истца, ответчика и третьего лица, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу п. 1 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Таким образом, исходя из заявленных исковых требований в предмет доказывания по настоящему делу входят факты: факт пользования ответчиком имуществом истца, в отсутствие на то правовых оснований; обоснование размера суммы неосновательного обогащения, заявленного ко взысканию.
В соответствии с частью 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание свих требований возражений.
Истец считает, что с 01.07.2006 г. спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые осталась не разграниченной между публичными образованиями и в соответствии с п. 10 ст. 3 Закона №137-ФЗ распоряжение земельным участком с кадастровым номером 38:36:000031:20651 перешло к нему с момента образования ОАО «Российские железные дороги».
Ответчик возражает, считает, что с 01.07.2006 г. право собственности на спорный земельный участок возниклоуРоссийской Федерации в связи с вступлением в законную силу ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательства в их совокупности.
Оценив доводы представителей истца и ответчика, представленные доказательства в соответствии с правилами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000031:20651 используется ответчиком исключительно под эксплуатацию подъездных железнодорожных путей, принадлежащих ОАО «РЖД» на праве собственности, что подтверждается схемой расположения земельного участка, расположенного на землях населенных пунктов в Свердловском районе г. Иркутска, утвержденной Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска от 04.03.2014 3504-02-440/14.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» подъездной железнодорожный путь, расположенный в границах спорного земельного участка относится к железнодорожным путям необщего пользования.
Вместе с тем, изначально подъездные железнодорожные пути общего пользования и земля под ними, были исключительно собственностью Российской Федерации и принадлежали ФГУП «Восточно-Сибирская железная дорога» на праве хозяйственного ведения. После создания путем преобразования ОАО «РЖД» на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. №585 железнодорожные пути на спорном земельном участке были внесены в уставной капитал ОАО «РЖД» и приватизированы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 38 АБ №276669 от 05.03.2004 г. (л.д. 35). При этом, в технической документации на сооружение – комплекс №26 (л.д. 36-43) указаны данные подъездные пути, в частности, под пунктом 184 указан подъездной железнодорожный путь – Акционерного общества восток радиоприемник (л.д. 43).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества№ №179-ФЗ от 21.12.2001 г., приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретаемому такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Пункт 2 названной статьи устанавливает, что приватизация имущественного комплекса унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением следующих земельных участков:
- находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного бессрочного пользования или аренды;
- занимаемых объектом недвижимости, указанных в п. 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия и необходимых для использования указанных объектов.
Статьей 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» №29-ФЗ от 27.02.2003 г. установлено, что земельные участки, за исключением земельных участком, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.
Анализ названных выше норм права применительно к рассматриваемой ситуации позволяет прийти к выводу, что приватизированные объекты ОАО «РЖД», ранее находящиеся у ФГУП «Восточно-Сибирская железная дорога» на праве хозяйственного ведения, и земельные участки под приватизированными объектами ОАО «РЖД», ранее находящиеся у ФГУП «Восточно-Сибирская железная дорога» на праве постоянного (бессрочного) пользования, входящие в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия и необходимые для использования объектов, в частности, железнодорожных путей, относятся в силу федерального законодательства к федеральной собственности.
Более того, в соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившей в силу с 01.07.2006 г., в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельное участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Из п. 10 ст. 3 Закона №137-ФЗ, действовавшего до 01.03.2015 г. следует, что осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в ст. 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации право собственности оставлено органам местного самоуправления и субъекта только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в п. 1 ст. 3.1.
Исходя из смысла названных норм права, государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной, следовательно, распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно. Органы местного самоуправления и субъекта вправе распоряжаться только такими земельными участки, право на которые на зарегистрировано, которые не отвечают критериям, указанным в п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику такого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Часть 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 38:36:000031:20651 ранее был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП ВСЖД, а именно, предприятию, созданному федеральными органами государственной власти, следует признать, что в силу ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г. №137-ФЗ, право государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000002:8446 является разграниченным и принадлежит Российской Федерации.
Аналогичная позиция также подтверждена Определением Верховного суда Российской Федерации от 01.07.2015 г. №302-ЭС14-8088.
Функции по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляют органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ст. 125 ГК РФ, постановление Правительства РФ от 05.06.2008 г. №432).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что Министерство имущественных отношений Иркутской области является ненадлежащим истцом по настоящему делу, поскольку уполномочен законом распоряжаться земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, к которым спорный земельный участок не относится.
При этом то обстоятельство, что право собственности за Российской Федерацией на спорный земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано, не опровергает вывода суда, что право собственности на спорный земельный участок возникло у Российской Федерации в силу ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г. №137-ФЗ.
По смыслу статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.
Указанный вывод суда полностью согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 19.07.2011 г. № 2178/11 и от 08.10.2013 г. № 4995/13.
Между тем, отсутствие в период пользования ответчиком спорным земельным участком с кадастровым номером 38:36:000031:20651 государственной регистрации права собственности на него Российской Федерации, не влияет на право Российской Федерации распоряжаться данным участком.
Следовательно, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения настоящего иска, в связи с чем, требованияМинистерства имущественных отношений Иркутской области о взыскании с ответчика неосновательного обогащения за пользование земельным участком и процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежат.
Всем существенным доводам сторон дана оценка, остальные доводы несущественны и на выводы суда повлиять не могут.
В соответствии со ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на истца, который в силу п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: А.Р. Уразаева