АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-11272/2018
« 25 » июля 2018 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2018 г.
Полный текст решения изготовлен 25 июля 2018 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Рынок Листвянки» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664520, <...>)
к Администрации Листвянского муниципального образования - Администрации городского поселения (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664520, <...>)
о признании незаконным распоряжения Главы Листвянского муниципального образования - Администрации городского поселения от 02.04.2018 № 30 о создании комиссии и проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального унитарного предприятия «Рынок Листвянки»,
при участии представителей
от заявителя: директор ФИО1, выписка ЕГРЮЛ;
от ответчика: ФИО2, доверенность от 10.05.2018 № 06;
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Рынок Листвянки» (далее – МУП «Рынок Листвянки») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Листвянского муниципального образования - Администрации городского поселения о признании незаконным распоряжения Главы Листвянского муниципального образования - Администрации городского поселения от 02.04.2018 № 30 о создании комиссии и проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП «Рынок Листвянки».
Представитель заявителя в судебном заседании требования о признании незаконным оспариваемого распоряжения поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации Листвянского муниципального образования - Администрации городского поселения в судебном заседании, состоявшемся 18.07.2018, требования заявителя не признал, представил отзыв по делу.
Из материалов дела следует, что распоряжением главы Администрации Листвянского муниципального образования - Администрации городского поселения от 02.04.2018 № 30 назначено проведение внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП «Рынок Листвянки» за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, создана комиссия в целях проведения проверки.
Не согласившись с распоряжением от 02.04.2018 № 30, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании 11.07.2018, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 12 часов 30 минут 18.07.2018. После перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя ФИО1, представитель Администрации Листвянского муниципального образования - Администрации городского поселения ФИО2
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Так в соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно Уставу МУП «Рынок Листвянки», утвержденному постановлением главы Администрации Листвянского муниципального образования от 19.05.2009 № 55, предприятие, учрежденное Администрацией Иркутского районного муниципального образования, является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Функции учредителя выполняет и собственником имущества является Администрация Листвянского муниципального образования - Администрация городского поселения. Муниципальное имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Согласно пунктам 5.4, 5.5 Устава предприятие ежеквартально представляет учредителю, государственным органам бухгалтерскую отчетность, а также любую необходимую информацию о своей деятельности по их запросу. Проверка работы предприятия осуществляется соответствующими налоговыми, природоохранительными, антимонопольными и другими государственными органами, учредителем в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления Листвянского муниципального образования.
Собственник имущества МУП «Рынок Листвянки» в лице Администрации Листвянского муниципального образования, утвердив устав предприятия, определил, что итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия рассматриваются годовой балансовой комиссией, создаваемой учредителем (пункт 5.6 Устава).
Контроль собственника является одной из форм реализации местными органами власти полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, предусмотренных нормами гражданского законодательства, и не входит в сферу регулирования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку действие названного Федерального закона на отношения, связанные с осуществлением собственником контроля за деятельностью созданного им предприятия, не распространяется.
В статье 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ) определены права собственника имущества унитарного предприятия, одним из которых является принятие решения о проведении аудиторских проверок. Данное полномочие позволяет собственнику осуществлять контроль за деятельностью принадлежащего ему предприятия.
Исходя из части 1 статьи 26 Закона № 161-ФЗ бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
Согласно части 2 статьи 26 Закона № 161-ФЗ контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (часть 3 статьи 26 Закона № 161-ФЗ).
Таким образом, статья 26 Закона № 161-ФЗ предусматривает две формы контроля за деятельностью унитарного предприятия. К ним относятся обязательная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия и обязанность представления органам, осуществляющим контроль за деятельностью предприятия, его бухгалтерской отчетности и иных документов, перечень которых устанавливается уполномоченными органами.
Аудит организации проводится в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно пункту 3 статьи 1 которой аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
В пункте 1 статьи 26 Закона № 161-ФЗ установлено требование об обязательной ежегодной аудиторской проверке унитарного предприятия независимым аудитором.
Между тем, распоряжением от 02.04.2018 № 30 утвержден состав комиссии из числа должностных лиц Администрации Листвянского муниципального образования - Администрации городского поселения. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что аудиторская проверка данным распоряжением не назначалась.
Кроме того, установлено, что в период с 06.02.2017 по 27.02.2017 Контрольно-счетной палатой Иркутского районного муниципального образования на основании обращения прокуратуры Иркутского района от 31.01.2017 № 36ж-17 и плана деятельности КСП Иркутского района на 2017 год была проведена проверка деятельности МУП «Рынок Листвянки» за период с 2015 по 2016 г.г. По результатам проверки составлен аудиторский отчет от 30.03.2017 № 07/17-о.
Целью и предметом проверки являлись контроль за соблюдением предприятием требований бюджетного законодательства, заключением договоров на предоставление торговых мест, взиманием арендной паты с предпринимателей.
Следовательно, проверяемый период, указанный в распоряжении от 02.04.2018 № 30, и составляющий 3 года (с 2015 по 2017), совпадает с проверяемым периодом проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой, в части проверки деятельности предприятия за 2015, 2016 годы.
Судом установлено, что по обращению директора МУП «Рынок Листвянки» ФИО1 на действия Администрации Листвянского муниципального образования по проведению проверки, прокуратурой Иркутского района были выявлены нарушения законодательства о муниципальных унитарных предприятиях.
Прокуратурой в связи с выявленными нарушениями в адрес Администрации Листвянского муниципального образования внесено представление от 08.05.2018 № 7-23-2018 о принятии мер по устранению допущенных нарушений закона.
Как следует из представления прокурора от 08.05.2018 № 7-23-2018, внеплановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Рынок Листвянки», назначенная на основании распоряжения главы Листвянского муниципального образования от 02.04.2018 в связи с поступившим в администрацию обращением арендаторов торговых мест данном рынке, проведена администрацией в соответствии с полномочием, предусмотренным Законом № 161-ФЗ.
Вместе с тем, данным федеральным законом порядок основания проведения не регламентированы.
Исходя из положений статьи 26 названного Закона Администрация Листвянского муниципального образования как собственник имущества МУП «Рынок Листвянки» вправе осуществлять контроль за деятельностью такого предприятия, в том числе проводить аудиторские проверки.
При этом порядок осуществления такого контроля и аудиторских проверок должен быть установлен муниципальными правовыми актами.
По сведениям, представленным самим органом местного самоуправления, муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления такого контроля, не приняты.
Следовательно, осуществление контроля за деятельностью муниципального унитарного предприятия в отсутствие соответствующих муниципальных правовых актов является недопустимым.
Таким образом, распоряжение Главы Листвянского муниципального образования - Администрации городского поселения от 02.04.2018 № 30 о создании комиссии и проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП «Рынок Листвянки», не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, заявленные требования МУП «Рынок Листвянки» подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 101, 110 АПК РФ судебные расходы в виде уплаченной заявителем при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 3000 руб. (платежное поручение от 15.05.2018 № 155) подлежат взысканию в пользу МУП «Рынок Листвянки» с Администрации Листвянского муниципального образования - Администрации городского поселения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявленные требования Муниципального унитарного предприятия "Рынок Листвянки" удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы Администрации Листвянского муниципального образования-Администрации городского поселения от 02.04.2018 №30 «О создании комиссии и проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального унитарного предприятия "Рынок Листвянки".
Обязать Администрацию Листвянского муниципального образования-Администрацию городского поселения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального унитарного предприятия "Рынок Листвянки".
Взыскать с Администрации Листвянского муниципального образования-Администрации городского поселения в пользу Муниципального унитарного предприятия "Рынок Листвянки" судебные расходы в сумме 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова