ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-1150/15 от 08.06.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-1150/2015

15.06.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  08.06.2015   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   15.06.2015                         года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе  судьи М.Н.Габескирия,  при ведении протокола  судебного заседания помощником судьи А.В.Куклиной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания»  (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664033, <...>)

к Комитету о экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664511, <...>)

третьи лица - Администрация Иркутского районного муниципального образования (664511, Иркутская область. <...>),

Администрация Хомутовского муниципального образования (664540, <...>), Общество с ограниченной организацией «Энергостройконсалт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664074, <...>),

о признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельных участков

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 (доверенность № юр-77 от 18.03.2014 г., паспорт),

от ответчика –  ФИО2 (доверенность от 03.04.2015, удостоверение № 590),

от третьих лиц:

от Администрации Иркутского районного муниципального образования – ФИО2 (доверенность от 15.01.2015 № 32, удостоверение № 590),

от Администрации Хомутовского муниципального образования – ФИО3 (доверенность от 09.07.2014, паспорт <...>),

от Общества с ограниченной организацией «Энергостройконсалт» - не явились,

установил:

Открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» обратилось с требованиями о признании незаконными изложенных в письмах Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования от 20.11.14 № 11377 и от 21.11.14 № 11445 отказов в предоставлении земельных участков с предварительным согласованием для размещения объекта «КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ «Хомутово-РМЗ поле Мыс», расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район» (для строительства указанного линейного сооружения), обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения путем принятия решений о предоставлении Открытому акционерному обществу «Иркутская электросетевая компания» в аренду сроком на 11 месяцев земельных участков для строительства объекта «КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ «Хомутово-РМЗ поле Мыс», расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район».

            В поступившем в суд 26.02.15 отзыве ответчик, возражая в отношении требований Открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания», ссылается на то, что Правилами землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования в зоне Ж-1 и ПН-1 не предусмотрено строительство линейных объектов, что процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта была соблюдена, КУМИ и ГП при выборе и предварительном согласовании места размещения объекта руководствуется Земельным кодексом Российской Федерации и     утвержденным Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 04.10.12 № 4654 Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта для строительства (не связанного с жилищным строительством)».

            Кроме того, ответчик не согласен с требованием заявителя об обязании принять решение о предоставлении земельного участка, указывая, что названное требование не основано на законе и является преждевременным, т. к. согласно п. 1 раздела 3 утвержденного Решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 31.10.13 № 53-400/рд Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района,  предоставление земельных участков осуществляется на основании постановления администрации района, решение об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места для размещения объекта строительства также принимается администрацией Иркутского района, КУМИ и ГП Иркутского района не обладает полномочиями по утверждению акта выбора и обследования земельного участка, а также дальнейшему его предоставлению на каком-либо праве.

Определением от 26.02.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация Иркутского районного муниципального образования, Администрация Хомутовского муниципального образования.

Администрация Иркутского районного муниципального образования, возражая в отношении заявленных требований, указала на то, что полностью поддерживает позицию КУМИ и ГП, изложенную в ранее представленном отзыве, а также на то, что в настоящее время уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, расположенных на территории поселения, является орган местного самоуправления, то есть администрация Хомутовского муниципального образования, что испрашиваемый земельный участок имеет пересечение с другими земельными участками, испрашиваемыми под те же цели.

Определением от 20.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено Общество с ограниченной организацией «Энергостройконсалт», которое в поступившем в суд 13.05.2015 «Отзыве на исковое заявление» поддержало заявленные требования, указав на то, что предметом заключенного 11.04.2013 между ОАО «ИЭСК» и ООО «Энергостройконсалт» договора № 2-ВЭС-2013 являлись проектные, а не землеустроительные работы, составление каких-либо документов, необходимых для образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных ст.11.3 ЗК РФ ООО «Энергостройконсалт» не поручалось, а также то, что какие-либо смежные земельные участки в собственности ООО «Энергостройконсалт» отсутствуют и никакие земельные участки (смежные, на пересечении и т.п.) ООО «Энергостройконсалт» не предоставлялись, какие-либо не рассмотренные заявления ООО «Энергостройконсалт» на дату отказа – 20.11.2014 в Комитете по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике отсутствовали.

Заявитель в поступившем в судебное заседание дополнении и уточнении к заявлению уточнил пункт 2 заявления, потребовав обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования устранить допущенное нарушение (без уточнения способа), в остальной части заявленные требований оставил без изменения.

С учетом положение статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнение заявленных требований судом принято.

Согласно представительной заявителем в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 14.05.2015, в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, 10.03.2015 в ЕГРЮЛ внесены сведения о смене наименования Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования на Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского районного муниципального образования.

ООО «Энергостройконсалт», извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (ч. 6 ст. 121, ст. 123 АПК РФ), представителя в судебное заседание не направило.

В поступившем в судебное заседание 08.06.15 дополнительном отзыве Администрация Иркутского районного муниципального образования указала на то, что земельные участки, которые пересекаются с испрашиваемыми земельными участками, лицам, указанным в письме от 20.11.2014г. № 1137 администрацией Иркутского района не предоставлялись, что предоставление земельного участка (на момент подачи заявления и вынесения отказа) в зоне природных территорий (ПН-1) под строительство линейных объектов, при отсутствии данного вида разрешенного использования в Правилах землепользования и застройки не представлялось возможным, что у Комитета о экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского районного муниципального образования, в соответствии с п. 2 ст. 3.3. ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории поселений.

Присутствовавший в судебном заседании 08.06.15 представитель Администрации Иркутского районного муниципального образования пояснил, что в настоящее время законом не запрещено предоставление земельных участков в зоне ПН-1.

Администрация Хомутовского муниципального образования в поступившем в судебное заседание 08.06.15 отзыве указала на то, что согласно Правилам землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования, спорный земельный участок, указанный в письме КУМИ и ГП от 20.11.14 № 11377, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), а земельный участок, указанный в письме от 21.11.14 № 11445 – в зоне природного ландшафта (ПН-1), в основных видах разрешенного использования, предусмотренных Правилами, ни в зоне Ж-1, ни в зоне ПН-1, не включено строительство линейных объектов.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ООО «Энергостройконсалт».

Выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей сторон и рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что требуя признать незаконными изложенные в письмах Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования от 20.11.14 № 11377 и от 21.11.14 № 11445 отказы в предоставлении испрашиваемых земельных участков, ОАО «Иркутская электросетевая компания»  ссылается на несоответствие отказов земельному законодательству и нарушение названными отказами прав и законных интересов ОАО «Иркутская электросетевая компания» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положений названных правовых норм в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства: наличие у Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Иркутского районного муниципального образования полномочий на принятие оспариваемых решений, соответствие (несоответствие) данных решений закону и иному нормативному правовому акту, нарушение (отсутствие нарушения) такими решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ), распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с п. 1.1. утвержденного Решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 31.10.2012 г. № 42-318/рд Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования (в дальнейшем - Комитет) осуществляет полномочия по управлению в сфере муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры и градостроительства.

Комитет является структурным подразделением администрации Иркутского района, обладает правами юридического лица (казенное учреждение), имеет штампы, бланки и печати со своим наименованием, лицевой счет в Комитете по финансам администрации Иркутского района.

В задачи Комитета входит обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом Иркутского районного муниципального образования и земельными ресурсами района (п. 2.1. Положения).

Комитет обеспечивает подготовку, заключение, изменение, расторжение, прекращение договоров купли-продажи, договоров безвозмездного срочного пользования или аренды земельных участков (п. 3.18. Положения).

В соответствии с п. 3 Раздела 2 утвержденного Решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 31.10.2013 г. № 53-400/рд Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского района является специальным уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен в ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 которой, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).

Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:  1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1 ст. 31 ЗК РФ).

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 ст. 31 ЗК РФ).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).

Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 04.10.2012 г. № 4654 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта для строительства (не связанного с жилищным строительством)", который регулирует общественные отношения при предоставлении Комитетом по управлению муниципальным имуществом Иркутского районного муниципального образования (далее - Комитет) муниципальной услуги "Утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта для строительства (не связанного с жилищным строительством)", устанавливает стандарт предоставления муниципальной услуги, состав, последовательность и сроки административных процедур, требования к порядку их выполнения, формы контроля за исполнением Регламента, порядок обжалования решений и действий (бездействия) Комитета, а также его должностных лиц.

Предоставление Услуги в письменной форме включает следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация заявления; 2) подготовка и направление межведомственных запросов и служебной записки в ОАГ; 3) обработка документов ОАГ ИРМО и подготовка межведомственных запросов; 4) обработка документов Комитетом; 5) рассмотрение Земельной комиссией; 6) подготовка и согласование акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка; 7) подготовка, согласование и подписание Постановления; 8) выдача заявителю Постановления.

Согласно п. п. 3.1.3.1., 3.1.3.1.4. административного регламента, лицо, ответственное за оказание Услуги, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов действующему федеральному и областному законодательству, настоящему Регламенту принимает заявление и регистрирует заявление, присваивает регистрационный номер и дату на заявление, вносит запись о регистрации заявления в журнал регистрации входящих документов из расчета 30 минут на одного заявителя.

В соответствии с п. п. 3.1.3.2., 3.1.3.2.1., 3.2.3.1.1., 3.2.3.1.1.1., 3.2.3.1.1.2., 3.2.3.1.1.3., 3.2.3.1.1.4., 3.2.3.1.2., 3.2.3.1.3. административного регламента, сотрудник канцелярии администрации ИРМО:

В срок не позднее 1 рабочего дня передает принятые документы председателю Комитета.

После регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в течение 1 рабочего дня готовит следующие межведомственные запросы: В Росреестр - выписка из ЕГРП (содержащей общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости), В Росреестр - информация из государственного фонда архивных данных о категории испрашиваемого земельного участка, В администрацию муниципального образования - поселения, на территории населенного пункта которого находится испрашиваемый заявителем земельный участок - о наличии почтового адреса и присвоении указанного адреса в случае его отсутствия, В Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области - сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (краткие сведения) (в случае если с заявлением обратилось юридическое лицо).

В течение 1 рабочего дня готовит проект служебной записки в ОАГ ИРМО о возможности/невозможности формирования земельного участка.

Передает документы, указанные в пунктах 3.2.3.1.1, 3.2.3.1.2 настоящего Регламента, на подписание председателю Комитета.

Согласно п. п. 3.2.3.2., 3.2.3.2.1. административного регламента, председатель Комитета: В течение 1 рабочего дня с момента поступления к нему документов, указанных в пункте 3.2.3.1.3 настоящего Регламента, подписывает их и передает делопроизводителю Комитета.

На основании п. п. 3.2.3.3., 3.2.3.3.1. административного регламента, Делопроизводитель Комитета: В течение 1 рабочего дня регистрирует служебную записку и межведомственные запросы в журнале исходящей документации и незамедлительно после этого направляет их адресатам. Межведомственные запросы до перехода на электронное межведомственное взаимодействие передаются нарочно, служебная записка в ОАГ ИРМО передается начальнику ОАГ ИРМО.

В соответствии с п.п. 3.3.3.1., 3.3.3.1.1. административного регламента, начальник ОАГ ИРМО: При возможности формирования земельного участка в течение 1 рабочего дня подписывает заключение (информацию) о возможности формирования земельного участка.

За исключением случаев, указанных в пункте 3.3.3.2.1.2 настоящего Регламента, заключение (информация) может быть изложено(а) непосредственно на служебной записке Комитета.

Согласно п. п. 3.3.3.2., 3.3.3.2.1., 3.3.3.2.1.1., 3.3.3.2.1.2. административного регламента, Сотрудник ОАГ ИРМО: 3.3.3.2.1. В течение 1 рабочего дня готовит одно из следующих заключений (информацию): Формирование земельного участка возможно, Формирование земельного участка невозможно, в этом случае готовится письменное заключение, которое передается делопроизводителю Комитета.

На основании п. п. 3.3.3.3., 3.3.3.3.1., 3.3.3.3.2. административного регламента, Делопроизводитель Комитета: незамедлительно после получения заключения (информации) передает его (ее) и прилагаемые к нему (ней) документы лицу, ответственному за оказание Услуги. После подписания председателем Комитета отказ регистрируется в журнале исходящей документации и отправляется заявителю посредством почтовой связи на адрес, указанный в заявлении. В случае если заявитель изъявил желание лично забрать отказ, то последний вручается ему лично, о чем заявитель расписывается в журнале исходящей документации либо на экземпляре отказа Комитета.

В соответствии с п. п. 3.3.3.4., 3.3.3.4.1., 3.3.3.5., 3.3.3.5.1. административного регламента, Лицо, ответственное за оказание Услуги: При получении заключения ОАГ ИРМО о невозможности формирования земельного участка готовит письменный ответ заявителю об отказе в предоставлении Услуги и передает его председателю Комитета для подписания. Председатель Комитета: В течение 1 рабочего дня подписывает отказ в предоставлении Услуги и передает его делопроизводителю Комитета для отправки заявителю.

В поступившем 23.10.14 вх. № 8455/ю на имя Мэра Иркутского района заявлении от 22.10.2014 № 018/518 филиал ОАО «ИЭСК «Восточные электрические сети» заявил о выборе и предварительном согласовании места для размещения сооружения «КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-РМЗ поле Мыс», расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 672 кв. м., для заключения договора аренды на 11 месяцев. К заявлению приложены, в том числе, схема расположения земельного участка, диск с координатами.

В адресованном заявителю письме от 20.11.14 № 11377 Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального  образования указал на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок общей площадью 672 кв. м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, для размещения сооружения «КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-РМЗ поле Мыс», в соответствии с Правилами землепользования и застройки Хомутовского МО расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, размещение под испрашиваемые цели не предусмотрено, испрашиваемый земельный участок полностью пересекает ранее предоставленных различным заявителям (ООО «Байкалэнерго», ООО «Электростройконсалт») на рассмотрение заявлений под строительство ВЛ.

В поступившем 23.10.14 вх. № 8456/ю на имя Мэра Иркутского района заявлении от 22.10.2014 № 018/517 филиал ОАО «ИЭСК «Восточные электрические сети» заявило о выборе и предварительном согласовании места для размещения сооружения: «КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-РМЗ поле Мыс», расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 957 кв. м., для заключения договора аренды на 11 месяцев. К заявлению приложены, в том числе, схема расположения земельного участка, диск с координатами.

В адресованном заявителю письме от 20.11.14 № 11445 Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального  образования указал на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок общей площадью 957 кв. м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, для размещения сооружения «КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-РМЗ поле Мыс», в соответствии с Правилами землепользования и застройки Хомутовского МО расположен в зоне природных территорий, размещение под испрашиваемые цели не предусмотрено.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации используются по целевому назначению. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п. 5 ст. 85 ЗК РФ).

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.

Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры (п. 10 ст. 85 ЗК РФ).

Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Решением Думы Хомутовского муниципального образования от 28.02.2014г. № 20-100/дсн утверждены Правила землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования.

На карте градостроительного зонирования территории сельского поселения, выделена, в том числе, зона застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажа) (Ж-1).

Согласно пункту 1 статьи 49 Правил, основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства зоны Ж-1 являются индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками; условно разрешенным видом использования – объекты дошкольного образования,  объекты общеобразовательного назначения,  объекты социально-бытового назначения, объекты здравоохранения,  объекты торгового назначения, объекты спортивного назначения, здания, строения, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства и огородничества.

В соответствии с п. 1 статьи 49 Правил, вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства зоны Ж-1, являются , в том числе, объекты инженерно-технического обеспечения,  Линейные объекты:линии электропередачи, линии связи (в том числе, линейно-кабельные сооружения),  сети водоснабжения, водоотведения, газоснабэжения, теплоснабжения, автомобильные дороги общего   и  необщего пользования.

На карте градостроительного зонирования территории сельского поселения, выделена, в том числе, зона природных территорий (ПН-1).

Согласно п. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

В соответствии с п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

Пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Обосновывая заявленное требование ОАО «Иркутская электросетевая компания» ссылается на поданную ФИО4 заявку на технологическое присоединение к электрической сети ОАО «Иркутская электросетевая компания» энергопринимающего устройства – жилого дома.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.04 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, согласно п. 3 которых, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (п. 6 Правил).

В соответствии с п. 8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем рассмотрении от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

В материалы дела заявителем представлены заявка ФИО4 от 13.11.12 на технологическое присоединение к электрической сети ОАО «ИЭСК», техническое решение № 3633-12п/2054 по технологическому присоединению, заключенный с ФИО4 договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 21.01.2013г. № 029/3633-ВЭС-2012 по адресу: Иркутская область, Иркутский район, поле Мыс, д. Талька, объект заявителя – жилой дом.

В обоснование факта расположения объектов электросетевого хозяйства ОАО «ИЭСК» на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя представлены свидетельство о праве собственности ОАО «ИЭСК» на сооружение ВЛ-10кВ Хомутово-Ремонтно-механический завод от ПС 110кВ Хомутово до опоры с.Барки, протяженностью 1152м, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район, а также схема запроектированной отпайки ВЛ-10 кВ на «Поле Мыс».

Указанные обстоятельства свидетельствуют об обязанности ОАО «Иркутская электросетевая компания» выполнить в отношении заявителя мероприятия по технологическому присоединению принадлежащего последнему энергопринимающего устройства – жилого дома.

В соответствии с п. 7 ст. 12 Правил землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования «Хомутовское сельское поселение», объекты благоустройства, а также линейные объекты, необходимые для функционирования объектов капитального строительства, находящихся и (или) предполагаемых к размещению в какой-либо из территориальных зон, являются разрешенными видами использования для данной зоны.

Выбранный для строительства ОАО «Иркутская электросетевая компания» земельный участок площадью 672 кв. м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, для размещения сооружения «КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-РМЗ поле Мыс», соответствует установленному п. 1 статьи 49 Правил землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования вспомогательному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства зоны Ж-1 - объекты инженерно-технического обеспечения,  Линейные объекты:линии электропередачи, линии связи (в том числе, линейно-кабельные сооружения),  сети водоснабжения, водоотведения, газоснабэжения, теплоснабжения, автомобильные дороги общего   и  необщего пользования.

Таким образом, с учетом положений п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выбранный для строительства ОАО «Иркутская электросетевая компания» земельный участок площадью 672 кв. м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, не противоречит Правилам землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования.

Названные обстоятельства свидетельствуют о том, что изложенный в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования от 20.11.14 № 11377 отказ в  предоставлении земельного участка общей площадью 672 кв. м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, для размещения сооружения «КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-РМЗ поле Мыс», не соответствует п. 5 ст. 30, п. п. 5, 6 ст. 31, Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 35, п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ОАО «Иркутская электросетевая компания», целями деятельности которого является, в том числе,  удовлетворение общественных потребностей в области передачи и распределения электроэнергии, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В поступившем в судебное заседание 08.06.15 дополнительном отзыве Администрация Иркутского районного муниципального образования указала на то, что земельные участки, которые пересекаются с испрашиваемыми земельными участками, лицам, указанным в письме от 20.11.2014г. № 1137 администрацией Иркутского района не предоставлялись.

Таким образом, ссылка в письме от 20.11.14 № 11377 на то, что испрашиваемый земельный участок полностью пересекает ранее предоставленных различным заявителям (ООО «Байкалэнерго», ООО «Электростройконсалт») на рассмотрение заявлений под строительство ВЛ, не обоснованна.

В соответствии с п. 10 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли (п. 2 ст. 94 ЗК РФ).

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 4 ст. 94 ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (п. 3 ст. 95 ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность (п. 2 ст. 99 ЗК РФ).

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (п. 4 ст. 99 ЗК РФ).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 100 Земельного кодекса Российской Федерации, к особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

На карте градостроительного зонирования территории сельского поселения, выделена, в том числе, зона природных территорий (ПН-1), на которую градостроительный регламент не распространяется в соответствии со ст. 36 п. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 20 Правил землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования, зона природных территорий включается в состав зон рекреационного назначения, в границах зон природного ландшафта не допускается размещение объектов капитального строительства, а также любая хозяйственная деятельность, оказывающая  негативное влияние на окружающую среду.

В адресованном заявителю письме от 20.11.14 № 11445 Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального  образования указал на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок общей площадью 957 кв. м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, для размещения сооружения «КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-РМЗ поле Мыс», в соответствии с Правилами землепользования и застройки Хомутовского МО расположен в зоне природных территорий, размещение под испрашиваемые цели не предусмотрено.

Согласно п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Согласно ФЗ РФ от 04.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 04.03.1995г. № 33-ФЗ, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Согласно ст. 2 ФЗ РФ от 04.03.1995г. № 33-ФЗ, при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность.

В материалы дела не представлены доказательства принятия органами государственной власти решений о создании особо охраняемых природных территорий, изъятии их из хозяйственного использования, а также внесения о них сведений в  государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с п. 3 ст. 40 ФЗ РФ от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей. При размещении указанных объектов должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

Таким образом, с учетом положений п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выбранный для строительства ОАО «Иркутская электросетевая компания» земельный участок площадью 957 кв. м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, не противоречит Правилам землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования.

Названные обстоятельства свидетельствуют о том, что изложенный в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования от   20.11.14 № 11445 20.11.14 отказ в  предоставлении земельного участка общей площадью 957 кв. м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, для размещения сооружения «КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-РМЗ поле Мыс», не соответствует п. 5 ст. 30, п. п. 5, 6 ст. 31, Земельного кодекса Российской Федерации, п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ОАО «Иркутская электросетевая компания».

Администрация Хомутовского муниципального образования в поступившем в суд 20.03.15 письме от 18.03.15 № 257/П33 указала на то, что вышеуказанный земельный участок расположен в границах достопримечательного места «Левобережно-Кудинская», а также   находится в санитарно-защитной зоне от проектируемого газопровода и котельной.

Вместе с тем, в письме от 20.11.14 № 11445 Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального  образования на указанные Администрацией Хомутовского муниципального образования сведения не ссылается.

В соответствии с п. 5 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 3 ФЗ РФ от 25.06.02 № 73-ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации», одним из видов объекта культурного наследия, в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов.

В соответствии со статьей 5 названного закона, земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 15 ФЗ РФ от 25.06.02 № 73-ФЗ, в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации (ст. 18 ФЗ РФ от 25.06.02 № 73-ФЗ).

На основании ст. 34 ФЗ РФ от 25.06.02 № 73-ФЗ, В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 ФЗ РФ от 25.06.02 № 73-ФЗ, Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.

 В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.

В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.

Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области в письме от 12.02.15 № 76-37-2872/15 указывается, что в результате археологических исследований по сохранению части объектов археологического наследия – достопримечательного места «Левобережно-Кудинская», расположенных в границах прохождения трасс строительства объектов в Иркутском районе: КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-РМЗ поле Мыс, не подтверждено наличие культурного слоя в границах испрашиваемого земельного участка, предмет охраны отсутствует, в связи с чем, Служба согласовывает строительство указанного объекта.

При изложенных обстоятельствах, требования заявителя о признании незаконными изложенных в письмах Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования от 20.11.14 № 11377 и от 21.11.14 № 11445 отказов в предоставлении земельных участков с предварительным согласованием для размещения объекта «КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ «Хомутово-РМЗ поле Мыс», расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район» (для строительства указанного линейного сооружения), подлежат удовлетворению.

На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с с КОМИТЕТА ПО ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 6000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать незаконными изложенные в письмах № 11377 от 20.11.2014г. и № 11445 от 21.11.2014г. Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования отказы в предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта «КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-РМЗ поле Мыс», расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район (для строительства указанного линейного сооружения), как не соответствующие земельному и градостроительному законодательству;

обязать КОМИТЕТ ПО ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя;

взыскать с КОМИТЕТА ПО ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по госпошлине в сумме 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                               М.Н. Габескирия