АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-12123/2013
27 января 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20.01.2014.
Решение в полном объеме изготовлено 27.01.2014.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Кулика Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вальковой В.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)
министерства имущественных отношений Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (ОГРН <***>) (1); Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска» (ОГРН <***>) (2)
третьи лица: Государственное учреждение «Управление капитального строительства администрации Иркутской области» (1), Министерство спорта Российской Федерации (2), Федеральное государственное унитарное предприятие «Спорт-Инжиниринг» (3) и Министерство финансов Российской Федерации (4)
о признании права собственности
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) – ФИО1, ФИО2;
от ответчиков: 1 – не прибыл, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ;
2 - ФИО3 (2),
от третьих лиц: 1, 2, 3 – не прибыл, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,
4 – ФИО4
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области и Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска со следующими требованиями:
признать за Иркутской областью право общей долевой собственности в размере 24,84 % на нежилое здание «Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования физической культуры» г. Иркутск. Строительство спортивного комплекса в г. Иркутске, общей площадью 22 645,1 кв.м, расположенное по адресу: <...>, литер И. (кадастровый номер 38:00:000000:124);
зарегистрировать переход права собственности от Российской Федерации к Иркутской области на долю в праве общей долевой собственности в размере 24,84 % на нежилое здание «Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования физической культуры» г. Иркутск. Строительство спортивного комплекса в г.Иркутске, общей площадью 22 645,1 кв.м, расположенное по адресу: <...>, литер И. (кадастровый номер 38:00:000000:124).
В обоснование иска истец указал на то, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7 "О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" на основании соглашений о сотрудничестве от 12.10.2006 № 237 и о сотрудничестве в сфере строительства спортивных объектов на территории Иркутской области от 12.03.2008 № 05-51-51/8 Иркутской областью было профинансировано строительство спорного спортивного комплекса в сумме 306 000 000 руб. 00 коп. Однако право собственности на спортивный комплекс зарегистрировано полностью за Российской Федерацией.
Ответчики исковые требования не признали, полагая, что заключенные соглашения о сотрудничестве от 12.10.2006 № 237 и о сотрудничестве в сфере строительства спортивных объектов на территории Иркутской области от 12.03.2008 № 05-51-51/8 не порождают обязательственных правоотношений между сторонами, предусмотренных главой 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, как следствие, не являются основанием для возникновения имущественных прав истца на спорный спортивный комплекс.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Государственное учреждение «Управление капитального строительства администрации Иркутской области», Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное государственное унитарное предприятие «Спорт-Инжиниринг» и Министерство финансов Российской Федерации.
Государственное учреждение «Управление капитального строительства администрации Иркутской области» считает исковые требования подлежащими удовлетворению по тем же основаниям, что изложены истцом в иске.
Министерство спорта Российской Федерации и Федеральное государственное унитарное предприятие «Спорт-Инжиниринг» считают исковые требования неподлежащими удовлетворению по тем же основаниям, что изложены ответчиками в отзывах на иск.
Министерство финансов Российской Федерации арбитражному суду пояснило, что принятый по настоящему делу судебный акт не может повлиять на права и обязанности министерства.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области, Государственное учреждение «Управление капитального строительства администрации Иркутской области», Министерство спорта Российской Федерации и Федеральное государственное унитарное предприятие «Спорт-Инжиниринг», извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие по правилам главы 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15.01.2014 объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 20.01.2014, после завершения которого судебное заседание продолжено.
Выслушав представителей лиц, принявших участие в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7 "О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" в целях развития и популяризации физической культуры и спорта в Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Федеральная целевая программа), целью которой является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Во исполнение указанного Постановления 12.10.2006 между Федеральным агентством по физической культуре и спорту (Сторона 1) и Администрацией Иркутской области (Сторона 2) было подписано соглашение о сотрудничестве между Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Администрацией Иркутской области № 237 (далее -Соглашение № 237), предметом которого являлось определение порядка и взаимодействия Сторон по строительству спортивных объектов в образовательных учреждениях и по месту жительства на территории Иркутской области в соответствии с Федеральной целевой программой.
В статье 3 Соглашения № 237 Стороны согласовали, что строительство спортивных объектов будет осуществляться на основе долевого финансирования Росспорта (федеральный бюджет) и Администрацией Иркутской области (бюджет субъекта) (пункт 1 статьи 3). В целях исполнения Соглашения № 237 стороны определили согласовать перечень спортивных объектов, финансируемых на условиях долевого участия, и перечень возводимых за счет средств бюджета Иркутской области спортивных объектов, финансируемых на условиях обмена (пункт 7 статьи 3). Перечень, указанный в пункте 7 статьи 3, оформляется в виде приложений к Соглашению после утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.01 2006 № 7 перечня строек и объектов по направлению «Массовый спорт», подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Программы в 2007-2010 годах (пункт 8 статьи 3).
Соглашением о сотрудничестве в сфере строительства спортивных объектов на территории Иркутской области (далее – Соглашение о сотрудничестве), подписанным Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Администрацией Иркутской области 12.03.2008, Стороны согласовали перечень спортивных объектов, финансируемых на условиях долевого участия, и перечень возводимых за счет средств бюджета Иркутской области спортивных объектов, финансируемых на условиях обмена, объемы финансирования и сроки ввода спортивных объектов в эксплуатацию (Приложение к Соглашению о сотрудничестве).
В статье 3 Соглашения о сотрудничестве Стороны определили, что после завершения строительства объектов, определенных настоящим соглашением:
1. Объекты, перечисленные в п.п. 1-11 приложения к настоящему Соглашению, оформляются в собственность Иркутской области;
2. Объект, указанный в п. 12 приложения к настоящему Соглашению, передаётся на баланс Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Иркутский техникум физической культуры и спорта» для последующего оформления в установленном порядке в собственность Российской Федерации.
Сторона 2 принимает на себя обязательства не предъявлять претензий в отношении имущественных прав на объект, указанный в п. 12 приложения к настоящему Соглашению (статья 4 Соглашения о сотрудничестве).
В пункте 12 приложения к Соглашению о сотрудничестве указан следующий объект – Спортивный комплекс Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Иркутский техникум физической культуры и спорта», <...>, сумма средств – 306 000 000 руб. 00 коп., ввод объекта в эксплуатацию – 2008.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, Иркутская область профинансировала строительство спорного спортивного комплекса в сумме 306 000 000 руб. 00 коп.
Спорный объект построен и введен в эксплуатацию в 2012 году, что подтверждается представленным в материалы дела разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № RU 38303000-83/12.
Право собственности как на спорный объект, так и на земельный участок, где возведен спортивный комплекс, зарегистрировано за Российской Федерацией, объект с земельным участком переданы в оперативное управление и постоянное (бессрочно) пользование Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска, о чём свидетельствуют представленные в материалы дела выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.05.2013 и свидетельства о праве серии 38 АД 880354 и 38 АД 880355.
В связи с инвестированием строительства спорного объекта и квалифицируя Соглашение № 237 и Соглашение о сотрудничестве в качестве договора простого товарищества, Иркутская область со ссылками на пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" (далее – постановление № 54) и статью 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, связанные с толкованием положений Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ) "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" сформулированы в постановлении № 54.
Термины "инвестиции", "инвестиционная деятельность", "инвестиционный договор" не имеют своего собственного строгого юридического содержания и обычно используются в законодательстве в качестве общего обозначения для целой группы различных гражданско-правовых сделок, имеющих своей целью приобретение имущественных прав на возмездной основе. Из пунктов 4 - 7, 11 постановления N 54 следует, что экономическим понятием "инвестиционные сделки" обозначаются, например, договоры купли-продажи, договоры участия в долевом строительстве, договоры подряда, договоры простого товарищества.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления № 54, при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам надлежит устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Гражданского кодекса и т.д.
Для разрешения настоящего спора существенное значение имеет правовая квалификация отношений, сложившихся между сторонами Соглашений, заключенных между органами государственной власти. Необходимость выявления природы данных Соглашений выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4784/11 и от 24.01.2012 N 11450/11 и связана с тем, что понятие "инвестиции" не имеет собственного строгого или общепризнанного юридического содержания, а потому при использовании в наименованиях Соглашений оно может обозначать разнообразные отношения, складывающиеся между участниками гражданского оборота.
Из содержания Соглашений, заключенных Российской Федерацией и Иркутской областью, усматривается, что они не породили как у Российской Федерации, так и у Иркутской области каких-либо гражданско-правовых обязанностей друг перед другом. Определенные в них обязанности по финансированию строительства объектов спортивной инфраструктуры являются по своей природе публично-правовыми, они непосредственно связаны с выполнением органами государственной власти властно-распорядительных функций, возложенных на них, в частности, Федеральной целевой программой, и потому настоящие Соглашения, заключенные органами государственной власти, не могут квалифицироваться как гражданско-правовая сделка. Данные Соглашения не имеют частноправовой природы, а вытекают из публично-правовых отношений.
Поэтому настоящий спор не может быть разрешен с применением гражданского законодательства.
В статье 3 Соглашения о сотрудничестве Стороны определили какие объекты после завершения строительства передаются в собственность Иркутской области, а какие в собственность Российской федерации, согласно которой поименованный в пункте 12 приложения к Соглашению объект (спорный объект по настоящему делу) передаётся на баланс Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Иркутский техникум физической культуры и спорта» для последующего оформления в установленном порядке в собственность Российской Федерации.
При названных обстоятельствах, у Иркутской области не возникло каких-либо прав на спорный объект, вследствие чего в иске следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.Н.Кулик