АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-1219/2017
30.03.2017 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление НИЖНЕУДИНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОКУРОРА (адрес: 665106, <...>)
к ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: Иркутская область, г. Нижнеудинск)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,
установил:
НИЖНЕУДИНСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОКУРОР (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 31.01.2017, опубликованным на официальном сайте суда в сети «Интернет», данное заявление с учетом наличия признаков, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 123, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Дело рассмотрено в порядке статей 205, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, суд установил следующее.
Нижнеудинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, законодательства о лицензировании при осуществлении деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в сервисном локомотивном депо Нижнеудинское филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ - Сервис».
Проверкой установлено, что в процессе деятельности депо образуются отходы IV класса опасности: тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%); обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); мусор офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); смет с территории предприятия малоопасный; пыль (порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более; золошлаковая смесь от сжигания углей; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, шлак сварочный, тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%).
Вышеуказанные отходы IV класса опасности передаются ИП ФИО1 в соответствии с договором на оказание услуг по транспортировке и размещению (захоронению) отходов производства и потребления IV-V классов опасности № 43/16-ВС от 10.02.2016 г (далее - Договор).
ИП ФИО1 выдана лицензия № 038-00159 от 29.01.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в приложении к которой указаны виды отходов, которые могут собираться, транспортироваться, обрабатываться, утилизироваться, обезвреживаться предпринимателем.
В соответствии с указанной лицензией ИП ФИО1 не вправе осуществлять деятельность, связанную со сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением: пыли (порошка) от шлифования черных металлов е содержанием металла 50% и более; тары из черных металлов, загрязненной лакокрасочными материалами (содержание менее 5%); тары из черных металлов, загрязненной нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); шлака сварочного.
По результатам проверки прокурором составлен акт проверки от 23.01.2017 и в отношении предпринимателя ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.01.2017, которое с заявлением и другими материалами административного дела, в порядке статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлено в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом установлено, что заявитель действовал в рамках полномочий, установленных статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закона № 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением отдельных видов деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
На основании пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности относится к лицензируемым видам деятельности.
В силу пункта 2 Постановления Правительства № 1062 от 03 октября 2015 года «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и размещению отходов I - IV классов опасности» лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
Согласно приложению к Постановлению Правительства № 1062 от 03 октября 2015 года «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и размещению отходов I - IV классов опасности» в перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности включены в том числе: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Согласно пункту 7 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов i - iv классов опасности (приложение к Постановлению Правительства № 1062 от 03 октября 2015) при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов).
Из материалов дела следует, что в результате производственной деятельности сервисного локомотивного депо Нижнеудинское филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ - Сервис» образуются отходы IV класса опасности: тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%); обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); мусор офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); смет с территории предприятия малоопасный; пыль (порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более; золошлаковая смесь от сжигания углей; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, шлак сварочный, тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%).
Нормативы образования вышеуказанных отходов и лимиты на их размещение утверждены приказом Росприроднадзора по Иркутской области № 2248-од от 01.11.2016 года.
Вышеуказанные отходы IV класса опасности передаются ИП ФИО1 в соответствии с договором на оказание услуг по транспортировке и размещению (захоронению) отходов производства и потребления IV-V классов опасности № 43/16-ВС от 10.02.2016 г .
Согласно пункту 1.1. Договора ООО «ТМХ-Сервис» поручает и оплачивает, а ИП ФИО1 принимает на себя обязательства по регулярной транспортировке и размещению отходов производства и потребления IV и V класса опасности на специализированном полигоне на основании договора на планово-регулярный прием захоронение твердых бытовых отходов.
В соответствии с п. 1.2 Договора сроки выполнения услуг определяются календарным планом (приложение № 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Приложением № 1 к Договору определено техническое задание на оказание услуг по транспортировке и размещению (захоронению) отходов производства и потребления 4, 5 классов опасности.
Согласно пункту 4.2 Приложения № 1 к Договору приему и размещению подлежат следующие объёмы размещаемых отходов IV-V класса опасности -263,993 тонн. Далее в приложении указаны наименования отходов: золошлаковая смесь от сжигания углей; пыль (порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более; смет с территории предприятия малоопасный; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%); тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; мусор офисных и бытовых помещении организаций несортированный (исключая крупногабаритный); шлак сварочный; обтирочный материал, загрязненный нефтью пли нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%).
В соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-IV классов опасности № 038-00159, выданной Росприроднадзором по Иркутской области 29.01.2016 года индивидуальный предприниматель ФИО1 не вправе осуществлять деятельность, связанную со сбором и транспортированием: ныли (порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более; тары из черных металлов, загрязненной лакокрасочными материалами (содержание менее 5%); тары из черных металлов, загрязненной нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); шлака сварочного.
Согласно данных учета отходов за 4 квартал 2016 года, в результате деятельности предприятия образовалось 0,1 тонна пыли (порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более и 0,1 тонна шлака сварочного.
Указанные виды отходов IV класса опасности совместно с иными отходами переданы ИП ФИО1 для транспортировки в декабре 2016 года, что подтверждено актом на вывоз ТБО от 31 декабря 2016 года, согласно которому в декабре 2016 года с территории сервисного депо вывезены твердые бытовые отходы в объеме 104,66 м 3, а также объяснениями главного инженера сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское» ФИО2, инженера по охране окружающей среды ФИО3 Услуги по вывозу твердых бытовых отходов оплачены ООО «ТМХ-Сервис» согласно счету № 561 от 3 1.12.2016 года.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения в настоящем случае являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, осуществляемой на основании специального разрешения (лицензии).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ИП ФИО1
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной, критерии которой определены частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Особенность вины индивидуальных предпринимателей характеризуется КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц. Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
В силу частей 1 и 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Предприниматель знал о необходимости соблюдения условий, предусмотренных лицензией, осознавал противоправность своих действий, имел возможность не допустить совершение административного правонарушения и мог предвидеть возможность наступления вредных последствий, однако допустил нарушения условий специального разрешения (лицензии), что свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя субъективной стороны правонарушения – вины в форме неосторожности.
Ответчиком не представлено суду доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований Закона.
Таким образом, прокурором доказано наличие оснований для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Вышеуказанные действия предпринимателя ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 23.01.2017, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.01.2017, копией лицензии от 29.01.2016 №038 00159, объяснением главного инженера сервисного локомотивного депо ООО «ТМХ-Сервис» ФИО2 от 24.01.2017, объяснением инженера по охране окружающей среды (эколога) сервисного локомотивного депо ООО «ТМХ-Сервис» ФИО3 от 23.01.2017, актом на ввоз ТБО от 31.12.2016, счетом № 561 от 31.12.2016, а также другими материалами дела.
Доводы предпринимателя, изложенные в объяснении в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.01.2017 о том, что им вывозятся различные виды отходов, в том числе пыль от шлифования черных металлов, шлак сварочный и все отходы являются сметом с территории, судом не принимается, так как предприниматель имел возможность обеспечить выполнение требований действующего законодательства путем не принятия отходов, не указанных в выданной ему лицензии или заключения договора (дополнительного соглашения) с условием о сортировке отходов.
Судом не установлено нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении, при производстве по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения заявления в суде не истек.
Санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, судом не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не представлено.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, суд учитывает, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался (доказательств обратного не представлено), имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов аналогичного класса опасности.
На основании статьи 2.4., части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих, административную ответственность, обстоятельств, учитывая обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие доказательств причинения каких либо убытков или вреда, суд считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья А.А. Пугачёв