АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-12771/2013
11 декабря 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 4 декабря 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Епифановой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Восточно-Сибирского транспортного прокурора (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664025 <...>) в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства морского и речного транспорта
к федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 677000, Республика Саха/Якутия, <...>);
обществу с ограниченной ответственностью «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная База флота» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 666780, <...>)
о признании недействительным договора, применении последствий недействительности сделки,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО2,
от ответчиков – не прибыли,
от третьего лица – не прибыл,
УСТАНОВИЛ:
Восточно-Сибирский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства морского и речного транспорта обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», обществу с ограниченной ответственностью «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная База флота» (далее – ответчики) о признании недействительным в силу ничтожности договора № 04 от 19.03.2012 на оказание услуг, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная база флота» и
федеральным государственным учреждением «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная база флота» плату, полученную по договору № 04 от 19.03.2012, в размере 1106 руб.
Федеральное государственное учреждение «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» переименовано в Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 14 № 002035873.
Федеральное агентство морского и речного транспорта в судебное заседание не прибыло, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления № 66402568623855.
Ответчик ООО «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная База флота» в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве на иск просил в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на то, что спорный договор добровольно расторгнут сторонами соглашением от 18.03.2013, порядок и сроки возврата платы по договору согласованы в указанном соглашении.
Ответчик федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 66402568623817, в отзыве на исковое заявление указал, что в связи с расторжением ответчиками договора № 04 от 19.03.2012 требование прокурора о применении последствий недействительности сделки является необоснованным и не подлежит удовлетворению. Кроме того, в дополнении к отзыву сослался на то, что истец не представил доказательств нарушения ответчиками публичных и общественных интересов путем заключения договора на оказание услуг от 19.03.2013 № 04.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебном заседании 27.11.2013 объявлялся перерыв до 04.12.2013, о чем сделано публичное объявление на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии в судебном заседании: от истца – ФИО2 (полномочия подтверждены удостоверением № 120888), в отсутствие ответчиков.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом уведомленных ответчиков.
Исследовав материалы дела: заслушав истца, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующим выводам.
Между федеральным бюджетным учреждением «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная База флота» (заказчик) заключен договор на оказание услуг от 19.03.2012 № 4, в соответствии с условиями которого (пунктом 1.1.) заказчик поручает, а исполнитель оказывает услуги по организации и проведению квалифицированного испытания двух работников заказчика при дипломировании и аттестации, связанных с обеспечением безопасности судоходства в Ленском бассейне.
В соответствии с пунктом 2.1 названного договора, стоимость услуг составляет
1106 руб. с учетом НДС.
Пунктом 2.2. договора предусмотрено, что заказчик производит 100% предварительную оплату путём перечисления денежных средств на расчетный счет или внесением денежных средств в кассу исполнителя, в течение 5 банковских дней с момента предъявления счета.
Согласно акту об оказании услуг от 05.04.2012 №6 и счету-фактуре от 05.04.2012 № 6 стоимость услуг по организации и проведению квалифицированного испытания работников заказчика, при дипломировании и аттестации, связанных с обеспечением безопасности судоходства в Ленском бассейне, составила 1106 руб.
Во исполнение условий договора от 19.03.2012 № 4 на расчетный счет исполнителя перечислены денежные средства в размере 1106 руб., что подтверждается платежным поручением от 18.04.2012 № 00250.
Восточно-Сибирский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском, полагая, что договор от 19.03.2012 № 4 на оказание услуг, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью
«Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная База флота» и Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» недействителен в силу его ничтожности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из положений статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах являются в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных в том числе органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что договор, заключенный между ООО «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная База флота» и ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» от 19.03.2012 № 4, не соответствует требованиям закона.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 названной статьи.
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для оказания государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в оказании предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг, утверждается постановлением Правительства Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Пунктом 1.1 спорного договора предусмотрено оказание исполнителем по получению заказчика услуг по организации и проведению квалификационного испытания двух работников заказчика при дипломировании и аттестации, связанных с обеспечением безопасности судоходства в Ленском бассейне.
Стоимость оказанных услуг согласно пункту 2.1 договора составляет 1106 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства и обязан: назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов; обеспечить безопасную практику эксплуатации судов; постоянно улучшать навыки членов экипажей судов, других работников в области безопасности судоходства; обеспечить укомплектование экипажей судов и поддерживать суда в техническом состоянии, которое должно соответствовать требованиям безопасности судоходства, установленным настоящим Кодексом. За несоблюдение требований обеспечения безопасности судоходства судовладелец несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из Устава ООО «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная База флота» предметом деятельности общества является деятельность внутреннего водного транспорта; деятельность внутреннего пассажирского транспорта; деятельность внутреннего грузового транспорта; транспортная обработка грузов; транспортная обработка грузов и хранение.
Подпунктом 9 пункта 4 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) установлено, что администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов.
К назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 27 КВВТ РФ в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 № 349 утверждено положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения квалификационные комиссии создаются в бассейновых органах государственного управления на внутреннем водном транспорте, перечень которых утверждается Министерством транспорта Российской Федерации. Решение о создании квалификационной комиссии принимает руководитель бассейнового органа. Квалификационную комиссию возглавляет руководитель бассейнового органа или его заместители.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.01.2006г. № 7 утвержден перечень бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте, в которых создаются квалификационные комиссии.
Согласно данному перечню в ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» квалификационная комиссия создана.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 №13/11 утверждены положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов.
Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (Приложение №1). Министерство транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации имеет право на введение дополнительных должностей руководителей и специалистов, подлежащих аттестации, или отмену указанных в перечне. Назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения в комиссиях, создаваемых в региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия - в органах, выдающих лицензии организациям (пункт 2 Приказа №13/11).
Согласно пункту 3 Приказа № 13/11 аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет. Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого, как правило, в учебных заведениях, указанных в Перечне, который определяется Министерством транспорта Российской Федерации, согласно Приказу от 11.03.1994 № 13/11.
Таким образом, в соответствии с требованиями закона и иных нормативных правовых актов, дипломирование и аттестация работников ООО «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная База флота» является обязательным условием осуществления судоходной компанией своей деятельности.
В силу положений статей 2, 8, 9 Закона №210-ФЗ дипломирование и аттестация указанных работников относится к компетенции государства.
Правительством Российской Федерации 06.05.2011 издано постановление № 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении услуг, и определении размера платы за их оказание».
Данным постановлением утверждены правила определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.
Согласно перечню, утвержденному вышеназванным постановлением, к платным услугам дипломирование и аттестация работников, связанных с обеспечением безопасности плавания, не отнесены.
Такие услуги согласно подпункту 72 пункту 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации (на дату заключения договора) облагались лишь государственной пошлиной.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что взимание дополнительной платы за оказание услуг по спорному договору не соответствует
требованиям законодательства, действовавшего на момент заключения договора 19.03.2012.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № ВАС-14096/12 от 09.11.2012.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о том, что договор от 19.04.2012 № 4, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная база флота» и федеральным бюджетным учреждением «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» является недействительными в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчиков о необоснованности заявленных исковых требований в связи с расторжением договора № 04 от 19.03.2012 отклоняются судом, ввиду того, что основания ничтожности спорного договора возникли в момент его заключения и, следовательно, факт расторжения договора не препятствует признанию его судом недействительным в силу ничтожности.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Недействительность данной сделки в силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации наступила с момента ее совершения, и соответственно, не порождает юридических последствий для сторон.
В связи с чем, подписание ответчиками соглашения от 18.03.2013 о расторжении недействительного договора не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требованиях о применении последствий недействительности сделки, так как недействительную сделку расторгнуть невозможно.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав отнесены признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии с частью 2 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.
Согласно части 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Как следует из материалов дела, ООО «Осетровская РЭБ флота» произвело оплату федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» по спорному договору в полном объеме, в размере 1106 руб., предусмотренные сделкой услуги также были оказаны. Факт оплаты сторонами не оспорен.
В связи с этим суд считает необходимым применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата федеральным бюджетным учреждением «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей»
обществу с ограниченной ответственностью «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная база флота» платы, полученной по договору от 19.03.2012 № 04, в размере 1106 руб.
Как указывалось выше, в силу недействительности оспариваемой сделки, соглашение о расторжении договора от 18.03.2013 не влечет за собой никаких юридических последствий, в том числе не порождает обязанности у заказчика возвратить исполнителю услуг денежные средства, а следовательно, в отсутствие соответствующего судебного решения, права заинтересованных лиц восстановлены не будут. На момент рассмотрения дела спорная сумма обществу с ограниченной ответственностью «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная база флота» не возвращена.
При этом в случае возврата одной стороной сделки другой указанной выше суммы, будут восстановлены и законные интересы, в защиту которых обратился в суд прокурор, поскольку названные услуги будут считаться оказанными безвозмездно.
Довод ответчика ФБУ «Администрация Ленского бассейна» о непредставлении истцом доказательств нарушения ответчиками публичных и общественных интересов путем заключения договора на оказание услуг от 19.03.2013 № 04. судом отклоняется ввиду следующего. Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (часть 3 статьи 35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Принимая во внимание, что договор от 19.03.2012 № 04 является ничтожной сделкой, суд считает требования истца о признании его недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Признать недействительным в силу ничтожности договор № 04 от 19.03.2012 на оказание услуг, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная база флота» и федеральным бюджетным учреждением «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей».
Применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Осетровская Ремонтно-Эксплуатационная база флота» плату, полученную по договору № 04 от 19.03.2012, в размере 1106 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья О.В. Епифанова