ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-12800/2012 от 03.08.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025 г. Иркутск, б.Гагарина, 70

тел. 24-12-96, факс 24-15-99

www.irkutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск

08.08.2012 Дело № А19-12800/2012

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2012 года

Полный текст решения изготовлен 08 августа 2012 года

Судья Арбитражного суда Иркутской области Верзаков Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасьевой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Финансовому управлению Администрации города Усть-Илимска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным бездействия

при участии в заседании:

  от заявителя: не явились;

от ответчика: не явились;

от третьего лица: не явились;

установил: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области (далее заявитель, налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации города Усть-Илимска (далее ответчик, управление) по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 04.04.2011 по делу № А19-3898/2011, а также с требованием обязать Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.04.2011 по делу № А19-3898/2011 в соответствии с исполнительным листом № 002673291 от 27.05.2011 в сумме 18897,86 руб.

Заявитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представил отзыв на заявление, в котором требования инспекции не признал, пояснил, что главным распорядителем бюджетных средств – Управлением образования Администрации Усть-Илимска в Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска не представлен запрос-требование о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств для должника, как это определено ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, отзыв на заявление не представило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассматривается в порядке ст. 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон и третьего лица.

По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04.04.2011 по делу № А19-3898/2011 удовлетворены требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» задолженности по уплате единого социального налога и пени в размере 419974,86 руб.

На основании указанного решения Арбитражный суд Иркутской области 27.05.2011г. выдал исполнительный лист серии АС № 002673291, который был направлен заявителем в Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска для исполнения.

Заявление налогового органа от 08.12.2011 № 06-23/020842 о направлении исполнительного листа и приложенные к нему документы поступили в управление 13.12.2011, что подтверждается штампом для входящей корреспонденции на заявлении.

В связи с отсутствием данных об исполнении указанного исполнительного листа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование своих требований налоговый орган указал, что бездействие финансового органа, выразившееся в неисполнении решения суда по делу № А19-3898/2011 противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы.

Суд исследовал представленные документы и пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произведено соответствующим финансовым органом в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.

Согласно абзацу 4 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

В силу пункта 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Согласно пункту 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех его лицевых счетах с уведомлением должника, а также в течение 10 дней информирует взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа.

В соответствии с пунктом 3.1.20 Положения о Финансовом управлении Администрации города Усть-Илимска, утвержденного решением Городской Думы г. Усть-Илимска от 28.05.2010 № 14/75, управление в соответствии с возложенными на него задачами определяет порядок открытия и ведения лицевых счетов, открывает и обслуживает лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Как следует из материалов дела, исполнительный лист серии АС № 002673291, выданный на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 04.04.2011 по делу № А19-3898/2011 о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» задолженности по уплате единого социального налога и пени в размере 419974,86 руб. поступил для исполнения в финансовый орган 13.12.2011, что подтверждается штампом для входящей корреспонденции на заявлении от 08.12.2011 № 06-23/020842.

Таким образом, названный исполнительный документ должен был быть исполнен в срок до 13.03.2012.

Суд считает необоснованным довод ответчика о том, что Управление образования Администрации города Усть-Илимска не направило в Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска запрос-требование о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств для должника, как это определено ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку невыполнение названным лицом указанных действий не влияет на обязанность управления исполнить решение суда в соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В нарушение указанной нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации ответчик не исполнил в трехмесячный срок предъявленный исполнительный лист, не приостановил осуществление расходных операций на лицевых счетах должника, а также своевременно не представил в адрес взыскателя сведения о неисполнении должником исполнительного документа.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что управление не выполнило возложенную на него законом обязанность по полному и своевременному исполнению исполнительного листа серии АС № 002673291, что повлекло нарушение прав и законных интересов взыскателя.

Доказательств совершения своевременных действий, направленных на исполнение вступившего в законную силу решения суда, либо наличия уважительных причин невозможности его своевременного исполнения Финансовым управлением Администрации города Усть-Илимска не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих совершение финансовым органом действий, направленных на исполнение судебного акта в полном объеме, арбитражный суд считает требования заявителя о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации города Усть-Илимска, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 04.04.2011 по делу № А19-3898/2011, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Финансового управления Администрации города Усть-Илимска, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 04.04.2011 по делу № А19-3898/2011.

Обязать Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.04.2011 по делу № А19-3898/2011 в соответствии с исполнительным листом № 002673291 от 27.05.2011 в части взыскания пени в сумме 18897,86 руб. в порядке, установленном действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.И. Верзаков