ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-13213/2021 от 13.08.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                Дело  №А19-13213/2021

13.08.2021 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.В. Лунькова,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Н. Кононенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Флора и Фауна» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 4 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от административного органа - не явился;

от ООО «Флора и Фауна» - не явилось,

установил:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (далее – заявитель, административный орган, Россельхознадзор) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Флора и Фауна» (далее – ООО «Флора и Фауна», Общество) к административной ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Россельхознадзор о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом 15.07.2021г., в судебное заседание не явился.

ООО «Флора и Фауна» о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, исходя из положений п.2 ч.4 ст.123 АПК РФ, в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление административного органа не представило.

Копия определения суда о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении судебного заседания от 07.07.2021г. направлялась судом ООО «Флора и Фауна»заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении Россельхознадзора и выписке из ЕГРЮЛ Общества. Конверт с копией определения суда вернулся с отметкой об истечении срока хранения, о чем орган почтовой связи проинформировал суд. Сведениями о других адресах ООО «Флора и Фауна» суд не располагает.

Кроме этого, копия определения о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении судебного заседания от 07.07.2021г. опубликована 08.07.2021г. на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

В судебном заседании 09.08.2021г. в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13.08.2021г.

Дело рассматривается в соответствии со статьёй  205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся материалам, исследовав которые судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Флора и Фауна» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.03.2010г., основной государственный регистрационный номер <***>.

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия от 14.05.2021г. №729-р, должностным лицом административного органа 02.06.2021г. проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Флора и Фауна» обязательных требований.

В ходе проверки, по месту осуществления деятельности ООО «Флора и Фауна» по адресу: <...>, административным органом выявлены нарушения Обществом пунктов 9, 12, 16, 17 Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, утвержденных приказом Минсельхоза России от 29.07.2020 № 426; подпункта «з» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».

В павильоне №19 Торгового центра, расположенного по адресу: <...> на стеллажах и полках  для хранения лекарств отсутствует нумерация и маркировка; на шкафах для хранения лекарств отсутствуют стеллажные карты с указанием наименований лекарственных средств, номеров серий, сроков годности, количества единиц хранения; в помещениях для хранения лекарственных средств отсутствуют приборы для измерения температуры и влажности воздуха, а также журнал контроля температуры и влажности воздуха.

Предписанием от 03.06.2021г. №729-р Обществу предписано устранить выявленные нарушения обязательных требований, установленных законодательством о лицензировании и об обращении лекарственных средств в сроки до 14.06.2021г. и до 22.06.2021г.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 03.06.2021г. №10/729-р.

По факту выявленных нарушений в отношении ООО «Флора и Фауна» составлен протокол от 03.06.2021г. № ЖВВ 74/729-р об административном правонарушении, которым действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия обратилось в суд с настоящим заявлением о привлечении ООО «Флора и Фауна» к административной ответственности предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. Следовательно, она возлагается, на административный орган, составивший протокол об административном правонарушении.

Как установлено судом протокол об административном правонарушении от 03.06.2021г. № ЖВВ 74/729-р составлен уполномоченным должностным лицом административного органа в пределах представленных полномочий.

Протокол об административном правонарушении составлен в присутствие законного представителя ООО «Флора и Фауна». Каких-либо замечаний и возражений при составлении протокола об административном правонарушении от Общества не поступило.

Процедура составления протокола об административном правонарушении, в том числе установленная статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдена, права Общества не нарушены.

Диспозицией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является лицо, на котором в силу осуществления лицензируемого вида деятельности лежит обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий.

Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности).

Пунктом 47 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности предусмотрено, что фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.

Статьей 8 Федерального закона № 61-ФЗ установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1081 (далее - Положение о лицензировании фармацевтической деятельности).

Из содержания абзаца 2 подпункта «з» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности следует, что к числу лицензионных требований относится соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для ветеринарного применения, правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.

Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения утверждены Приказом Минсельхоза России от 29.07.2020 № 426 «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения» (далее - Правила хранения) и устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, определяют условия хранения лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, ветеринарные аптечные организации, индивидуальных предпринимателей, ветеринарные организации и иные организации, осуществляющие обращение лекарственных средств для ветеринарного применения.

В соответствии с пунктом 9 Правил хранения, при хранении лекарственных средств должны быть обеспечены их систематизация и учет. В этих целях предназначенные для хранения лекарственных средств стеллажи, шкафы и полки в них должны быть пронумерованы и промаркированы, поддоны (подтоварники) - промаркированы или пронумерованы.

При размещении лекарственных средств и маркировке (нумерации) предназначенных для этих целей стеллажей, шкафов, полок, а также поддонов (подтоварников) допускается использование информационных технологий.

На стеллажах и шкафах должны быть прикреплены стеллажные карты с указанием наименований лекарственных средств, номеров серий, сроков годности, количества единиц хранения или с указанием фармакологических групп - при осуществлении хранения лекарственных средств в ветеринарных организациях и организациях, осуществляющих разведение, выращивание и содержание животных.

В случае использования информационных технологий в целях маркировки (нумерации) предназначенных для хранения лекарственных средств стеллажей, шкафов, полок, а также поддонов (подтоварников) допускается отсутствие стеллажных карт (пункт 12 Правил хранения).

В соответствии с п.16 Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для измерения температуры и влажности воздуха в местах, доступных для считывания указанных показателей. В помещениях для хранения лекарственных средств площадью более 10 м2 измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов.

Пунктом 17 Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения определено, что в целях обеспечения соблюдения условий хранения, предусмотренных инструкциями или указанных на Упаковках, показания приборов для измерения температуры и влажности воздуха должны регистрироваться два раза в день в журнале (карте) регистрации параметров воздуха (далее - журнал (карта) на бумажном носителе или в электронном виде, который ведется лицом, ответственным за хранение лекарственных средств. Журнал (карта) заводится на один календарный год. Журнал (карта) хранится в течение четырех лет, следующих за годом ведения журнала (карты). Приборы для измерения температуры и влажности воздуха должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 26, ст. 3021; 2019, № 52, ст. 7814).

Согласно пункту 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом «з» пункта 5 названного Положения является грубым нарушением лицензионных требований.

Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «Флора и Фауна» является лицензиатом, поскольку осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № 38-15-3-000215 от 21.09.2015 года.

Несоблюдение либо ненадлежащее соблюдение Обществом правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения рассматривается как нарушение лицензионных требований.

Проверкой установлено, что по месту осуществления деятельности ООО «Флора и Фауна» в павильоне №19 Торгового центра, расположенного по адресу: <...> на стеллажах и полках  для хранения лекарств отсутствует нумерация и маркировка; на шкафах для хранения лекарств отсутствуют стеллажные карты с указанием наименований лекарственных средств, номеров серий, сроков годности, количества единиц хранения; в помещениях для хранения лекарственных средств отсутствуют приборы для измерения температуры и влажности воздуха, а также журнал контроля температуры и влажности воздуха.

Факты ненадлежащего соблюдения ООО «Флора и Фауна» правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения подтверждаются актом проверки от 03.06.2021г. №10/729-р, фототаблицей к акту проверки, объяснениями ФИО1 от 02.06.2021г. и Обществом не опровергаются.

При таких обстоятельствах, суд считает доказанными события и объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Флора и Фауна» не представило суду пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, а также не представило каких-либо данных о наличии объективных препятствий для соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, а равно обстоятельств, исключающих его вину.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области регулирования фармацевтической деятельности. Следовательно, в рассматриваемом случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своей публично-правовой обязанности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у заявителя имелись основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, а также имеются основания для привлечения Общества с ограниченной ответственностью «Флора и Фауна» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

Права лица, привлекаемого к административной ответственности, предоставляемые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены.

Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

Обстоятельств, позволяющих признать совершенное предпринимателем правонарушение малозначительным, судом не установлено. Материалы дела не содержат доказательств исключительности данной ситуации, которые бы позволили применить ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также не установлено оснований для применения положений ст.ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, замены штрафа на предупреждение, либо снижения размера административного штрафа ниже низшего предела в порядке частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает в качестве меры наказания для юридических лиц - наложение административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Как следует из материалов дела, административный орган при составлении протокола об административном правонарушении обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность, не установил. Общество о наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность не заявило.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

С учетом характера совершенного правонарушения, принимая во внимание цели и принципы административного наказания, суд считает возможным назначить ООО «Флора и Фауна» административное наказание за совершенное административное правонарушение, применив минимальный размер административного штрафа, установленный для юридических лиц частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, 100000 рублей.

Руководствуясь статьями 167–170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. Заявленное требование удовлетворить.

2. Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Флора и Фауна» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес:666784, <...>), зарегистрированное в качестве юридического лица 04.03.2010г. Межрайонной ИФНС России №17 по Иркутской области, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100000руб.

Сумма административного штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель: УФК по Иркутской области (Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия, л/с <***>), ИНН <***>, КПП 380801001, р/сч <***>, кор/сч 40102810145370000026, банк получателя: Отделение Иркутск/ УФК по Иркутской области г. Иркутск, ОКТМО 25701000, БИК 012520101,  ОКПО 75073324, ОКОГУ 1325005, ОКФС 12, ОКОПФ 75104, ОГРН <***>, КБК 08111601141010001140.

3. Разъяснить Обществу с ограниченной ответственностью «Флора и Фауна», что в случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экземпляр настоящего решения будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». 

4. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                                         М.В. Луньков