АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-13800/2021
«06» декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 ноября 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загерсон А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Тулунское телевидение» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области
о признании незаконным и отмене постановления от 24.06.2021 №ПО-38/06/317 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежаще;
от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности, представлено удостоверение; ФИО2 – представитель по доверенности, представлено удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Тулунское телевидение» (далее – заявитель, ООО «Тулунское телевидение», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (далее – ответчик, Управление Роскомнадзора по Иркутской области) по делу об административном правонарушении от 24.06.2021г. №ПО-38/06/317.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание представителя не направил, дополнительных заявлений, ходатайств не представил.
Представители Управления заявленные Обществом требования не признали, считают оспариваемое постановление законным и обоснованным, процессуальных нарушений административным органом допущено не было, в связи с чем, просил в удовлетворении требований отказать.
Согласно части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Из материалов дела следует, что 04.06.2021г. по итогам проведения планового систематического наблюдения в отношении ООО «Тулунское телевидение» по месту нахождения государственного органа Управления Роскомнадзора по Иркутской области выявлено нарушение требований статьи 27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации», а именно выходные данные телеканала «СТВ Тулун» объявлялись менее четырех раз в сутки.
ООО «Тулунское телевидение» является держателем лицензии на осуществление телевизионного вещания №22852 от 08.02.2013г. на основании которой предусмотрено распространение в г. Тулуне Иркутской области телеканалов «СТВ Тулун» и «Че».
Средство массовой информации «Соболев-ТВ» («СТВ») зарегистрировано Восточно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций – выдано свидетельство о регистрации Эл №13-0533 от 18.09.2003г.
11 октября 2012 года телепрограмма «Соболев-ТВ» («СТВ») перерегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области в связи с изменением названия на «СТВ Тулун», формы периодического распространения массовой информации, уточнением тематики, выдано свидетельство Эл №ТУ38-00811.
Согласно лицензии вещание должно осуществляться ежедневно, круглосуточно (непрерывно), в объеме 168 часов в неделю.
20.05.2021г. выходные данные телеканал «СТВ Тулун» объявлялись три раза в сутки, что подтверждается справкой о результатах анализа записи эфира.
Указанные обстоятельства нашли свое отражение в акте систематического наблюдения от 04.06.2021г. №А-38/05/38.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления Роскомнадзора по Иркутской области составлен протокол в отношении ООО «Тулунское телевидение» от 10.06.2021г. №АП-38/05/764 об административных правонарушениях, которыми действия лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по статье 13.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
По результатам рассмотрения указанного протокола и материалов проверки, постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24.06.2021г. №ПО-38/06/317 ООО «Тулунское телевидение» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 13.22 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения, без конфискации средств массовой информации.
Полагая, что постановление от 24.06.2021г. №ПО-38/06/317 и порядок его принятия не соответствуют действующему законодательству, нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с рассматриваемым требованием.
Выслушав представителя административного органа, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009г. №228 установлено, что лицензирование в области оказания услуг связи, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Пунктами 1 и 4 названного положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 5.1.1.2. названного положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021г. №1045 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области связи.
Согласно указанному Положению государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор, являются руководители структурных подразделений территориальных органов органа государственного надзора, их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты и специалисты-эксперты, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.
Как следует из Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Роскомнадзора от 04.02.2014г. №16, в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций специалисты-эксперты уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, протоколы об административных правонарушениях в отношении ООО «Тулунское телевидение» составлены специалистом-экспертом Управления ФИО2, постановление об административном правонарушении вынесено старшим государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО3, то есть уполномоченными лицами.
Статьей 13.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.
В силу статьи 2 Закона №2124-1 под распространением продукции средства массовой информации понимаются, в числе прочего, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 37 части 1 статьи 12 Федерального закона №99-ФЗ предусмотрено, что деятельность по осуществлению телевизионного вещания и радиовещания подлежит лицензированию.
Согласно подпункту «е» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020г. №1529 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются, в том числе, соблюдение требований об объявлении выходных данных телеканала, радиоканала, телепрограммы и радиопрограммы в составе соответственно телеканала или радиоканала, установленных статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";
Частью 2 статьи 27 Закона №2124-1 предусмотрено, что вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы. При демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, телепрограммы, равно как и кинохроникальные программы, также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Согласно статье 60 Закона №2124-1 нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся, в частности в нарушении порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиопередач - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.06.2021г. по итогам проведения планового систематического наблюдения в отношении ООО «Тулунское телевидение» по месту нахождения государственного органа Управления Роскомнадзора по Иркутской области выявлено нарушение требований статьи 27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации», а именно выходные данные телеканала «СТВ Тулун» объявлялись менее четырех раз в сутки.
ООО «Тулунское телевидение» является держателем лицензии на осуществление телевизионного вещания №22852 от 08.02.2013г. на основании которой предусмотрено распространение в г. Тулуне Иркутской области телеканалов «СТВ Тулун» и «Че».
Средство массовой информации «Соболев-ТВ» («СТВ») зарегистрировано Восточно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций – выдано свидетельство о регистрации Эл №13-0533 от 18.09.2003г.
11 октября 2012 года телепрограмма «Соболев-ТВ» («СТВ») перерегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области в связи с изменением названия на «СТВ Тулун», формы периодического распространения массовой информации, уточнением тематики, выдано свидетельство Эл №ТУ38-00811.
Согласно лицензии вещание должно осуществляться ежедневно, круглосуточно (непрерывно), в объеме 168 часов в неделю.
20.05.2021г. выходные данные телеканал «СТВ Тулун» объявлялись три раза в сутки, что подтверждается справкой о результатах анализа записи эфира, а именно:
- справкой о результатах анализа записи эфира за период с 00 часов 00 минут 17.05.2021г. по 24 часа 00 минут 23.05.2021г.;
- записью эфира на 12 ТВК в г. Тулуне Иркутской области за период с 00 часов 00 минут 17.05.2021г. по 24 часа 00 минут 23.05.2021г.
Во все остальные дни выходные данные телеканала «СТВ Тулун» объявлялись четыре раза в сутки, что подтверждается запись эфира на 12 ТВК в г. Тулуне Иркутской области за период с 00 часов 00 минут 17.05.2021г. по 24 часа 00 минут 23.05.2021г. и справкой о результатах анализа записи эфира.
В данном случае факт нарушения ООО «Тулунское телевидение» 20.05.2021г. требований части 2 статьи 27 Закона №2124-1 судом установлен и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе, актом систематического наблюдения от 04.06.2021г. №А-38/05/38, справкой о результатах систематического наблюдения по лицензии №22852 к акту от 04.06.2021г. №А-38/05/38, протоколом об административном правонарушении от 10.06.2021г. №АП-38/05/764, решением Тулунского городского суда Иркутской области от 27.09.2021г. по делу №12-216/2021 и свидетельствует о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 13.22 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24.06.2021г. должностное лицо – директор ООО «Тулунское телевидение» ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения. Оспаривание данного постановления явилось предметом рассмотрения по делу №12-216/2021, рассмотренному Тулунским городским судом Иркутской области. Постановление от 24.06.2021г. о привлечении должностного лица – директора ООО «Тулунское телевидение» ФИО4 оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. Решение суда общей юрисдикции по данному делу, имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
Частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Названным выше актом суда общей юрисдикции подтверждена правомерность проведенной Управлением проверки, в том числе допустимость и достоверность полученных административным органом доказательств нарушения в ходе рассматриваемого радиовещания требований части 2 статьи 27 Закона №2124-1.
Обстоятельства, установленные Тулунским городским судом Иркутской области от 27.09.2021г. по делу №12-216/2021, должны учитываться арбитражным судом при рассмотрении настоящего спора как обязательные.
В силу изложенного суд пришел к выводу о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статей 13.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Изложенное позволяет прийти к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статей 13.22 КоАП РФ, в том числе вины в его совершении.
Оснований для иных выводов и имеющихся материалов дела не усматривается.
Таким образом, суд пришел к выводу, что вышеперечисленные действия юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.22 КоАП РФ, как следствие, у административного органа имелись правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности.
Проверив процедуру привлечения к административной ответственности, суд установил, что в целях надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надзорным органом Обществу вручено письмо от 07.06.2021г. №10115-04/38 о необходимости прибыть в Управление в 11 часов 00 минут 10.06.2021г. Согласно копии письма от 07.06.2021г. №10115-04/38 данное письмо вручено директору ООО «Тулунское телевидение» ФИО4, о чем имеется отметка о получении указанного письма.
На составление протокола об административном правонарушении законный представитель юридического лица (надлежаще извещенный), а равно защитник Общества не явились, в связи с чем, протокол от 10.06.2021г. №АП-38/05/764 составлен уполномоченным должностным лицом Службы в порядке статьи 13.22 КоАП РФ.
Копия протокола от 10.06.2021г. №АП-38/05/764 направлена Управлением с сопроводительным письмом от 10.06.2021г. №10324-04/38 по адресу места регистрации Общества почтовым отправлением с номером почтового идентификатора №80086961270573 и согласно отчету об отслеживании отправления «Почты России» уведомление о вручении почтового отправления №80086961270573 получено заявителем 17.06.2021г.
Определение от 15.06.2021г. №ОН-38/06/10550 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 15 часов 00 минут 24.06.2021г. направлен Управлением с сопроводительным письмом от 16.06.2021г. №10602-05/38, по адресу места регистрации Общества почтовым отправлением с номером почтового идентификатора №80086961270924 и согласно отчету об отслеживании отправления «Почты России» уведомление о вручении почтового отправления №80086961270924 получен заявителем 23.06.2021г.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о том, что установленный КоАП РФ порядок производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушен, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, равно как и о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, Общество было извещено надлежащим образом.
Протокол от 10.06.2021г. №АП-38/05/764 об административном правонарушении составлен и постановление от 24.06.2021 №ПО-38/06/317 по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной им компетенции и при наличии достаточных оснований.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт совершенного противоправного деяния, судом не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и назначения наказания, следовательно, правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Всем существенным доводам заявителя судом дана соответствующая оценка. Другие доводы заявителя, изложенные в заявлении, судом отклоняются и на выводы суда не влияют.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований ООО «Тулунское телевидение» об отмене постановления Управления Роскомнадзора по Иркутской области от 24.06.2021 №ПО-38/06/317 следует отказать.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет», по адресу: https://kad.arbitr.ru/.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия решения на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л.А. Куклина