АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-13928/08-9
11 февраля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 4 февраля 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11 февраля 2009 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Епифановой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Епифановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Акционерной компании «АЛРОСА» (Закрытое акционерное общество) Усть-Кутское отделение Управления материально-технического снабжения (далее – АК «АЛРОСА» (ЗАО) Усть-Кутское отделение УМТС)
к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» филиал «Восточно-Сибирская железная дорога» (далее – ОАО «РЖД» филиал ВСЖД)
о взыскании 9248 руб. 40 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца – не явился,
от ответчика- ФИО1 – представитель по доверенности от 12.12.08 г. № 320/517,
установил:
АК «АЛРОСА» (ЗАО) Усть-Кутское отделение УМТС обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к ОАО «РЖД» филиал ВСЖД о взыскании 9248 руб. 40 коп.
В обоснование исковых требований истец указал, что по договору на организацию перевозок от 05.05.2004 г. № 6300/485-04 РЖД ответчик принял на себя обязательства по организации перевозки грузов. В адрес истца доставлен контейнер № 0055701 в вагоне № 94241577 с нарушением сроков, установленных Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Согласно транспортной накладной № ЭО 526415 срок доставки груза истекает 11 мая 2008г., однако груз доставлен на станцию назначения 18 мая 2008г. Просрочка составила 7 суток. За просрочку доставки груза истец начислил ответчику пени в размере 9248 руб. 40 коп. и направил претензию с требованием уплатить пени, которая оставлена без удовлетворения, в связи с чем истец на основании ст. 33, 97, 125 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», ст. 15, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации просит взыскать с ответчика пени в размере 9248 руб. 40 коп.
Ответчик иск не признал, в отзыве указал, что просрочки доставки груза не было, поскольку в соответствии с «Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом» срок доставки груза по накладной № ЭО 527078 должен составлять 26 суток, фактически груз доставлен за 23 дня.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом (уведомление № 81875), заявил о рассмотрении спора в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между АК «АЛРОСА» (ЗАО) Усть-Кутское отделение УМТС (заказчик) и ОАО «РЖД» филиал ВСЖД (исполнитель) заключен договор на организацию перевозок от 05.05.2004 г. № 6300/485-04 РЖД, согласно которому заказчик обязался поручать, а исполнитель принял на себя обязательства по организации перевозок грузов, выполнению транспортно-экспедиционных и дополнительных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В адрес грузополучателя по транспортной железнодорожной накладной № ЭО 526415 по маршруту от станции Москва-Рижская до станции Лена–Восточная доставлен контейнер № 0055701 в вагоне № 94241577.
В транспортной железнодорожной накладной № ЭО 526415 в графе «Срок доставки истекает» указана дата 11.05.2008 г., согласно штампу ст. Лена-Восточная на обратной стороне накладной № ЭО 526415 груз получен истцом 18.05.2008 г.
Истец полагает, что груз доставлен с просрочкой, в связи с чем на основании ст. 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ) начислил ответчику пени в размере 9 % от платы, взимаемой за перевозку груза за каждые сутки просрочки согласно следующему расчету: 14680 руб. (провозная плата) х 9 % х 7 суток (просрочка доставки груза) = 9248 руб. 40 коп.
Исследовав материалы дела: ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с п.11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 27, зарегистрированных в Минюсте 23.06.03г. № 4816 (далее – Правила), перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной в графе «Особые заявления и отметки грузоотправителя».
Договором на организацию перевозок от 05.05.2004 г. № 6300/485-04 РЖД, заключенным между АК «АЛРОСА» (ЗАО) Усть-Кутское отделение УМТС и ОАО «РЖД» филиал ВСЖД, и приложениями к нему не предусмотрено осуществление перевозок ранее сроков, установленных Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Правилами перевозок на железнодорожном транспорте.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.
Сроки доставки грузов, а также порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, определяются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки.
При перевозке грузовой скоростью повагонных, контейнерных и мелких отправок в зависимости от расстояния перевозки - от 5000 до 6999 км. норма суточного пробега составляет 270 км.
Норма суточного пробега по транспортной железнодорожной накладной № ЭО 526415 составляет 270 км. (от 5000 до 6999 км.).
В силу п. 5 Правил сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на:
2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза;
3 суток - при перевозке на расстояние свыше 1000 км грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах;
1 сутки - при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы.
В рассматриваемой ситуации расстояние составляет 5142 км., груз отправлен со ст. Москва-Рижская.
Исходя из этого, общий срок доставки груза составляет 26 суток (20 суток – исходя из норм суточного пробега (270 км.), плюс 2 суток – по операциям, связанным с отправлением и прибытием груза, плюс 3 суток – при перевозке на расстояние свыше 1000 км. (5142 км.), плюс 1 сутки – груз отправлен со ст. Москва-Рижская (станция Московского узла).
Согласно штемпелю железнодорожной станции Москва-Рижская на транспортной железнодорожной накладной № ЭО 526415 груз к перевозке принят 25.04.2008 г., на станцию Лена-Восточная груз прибыл 18.05.2008 г. – за 23 дня.
Кроме того, определением суда от 09.12.2008 г. у Московской железной дороги были истребованы доказательства, подтверждающие срок доставки груза по железнодорожной накладной № ЭО 526415.
В ответе от 22.12.2008г. Московская железная дорога указала, что срок доставки груза по транспортной железнодорожной накладной № ЭО 526415 составляет 26 суток (20 суток – исходя их норм суточного пробега, 2 суток – на операции, связанные отправлением и прибытием груза, 1 сутки - следование через Московский узел, 3 суток – при перевозке на расстояние свыше 1000 км грузов, перевозимых в контейнерах), фактически груз доставлен за 24 дня, следовательно, просрочка доставки груза по транспортной железнодорожной накладной № ЭО 526415 отсутствует. При указании в накладной № ЭО 526415 об истечении срока доставки груза 11.05.2008г. допущена ошибка.
Таким образом, из имеющихся в материалах доказательств следует, что просрочки доставки груза ответчиком в адрес истца допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В данном случае истец не доказал, что ответчик доставил груз с нарушением установленных сроков.
При таких обстоятельствах исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья О.В. Епифанова