АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
16.11.2021 г. Дело №А19-14278/2021
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паламовой З.Д.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ЧЕРЕМХОВО И ЧЕРЕМХОВСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, АДРЕС: 665413, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ЧЕРЕМХОВО, УЛ. ФИО2, Д. 5)
к МУНИЦИПАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ПОСЁЛКА МИХАЙЛОВКА (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 665448, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРЕМХОВСКИЙ РАЙОН, ФИО1, ФИО2 УЛИЦА, 17)
о взыскании 13 044 руб. 08 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика не явился, извещен,
установил:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ЧЕРЕМХОВО И ЧЕРЕМХОВСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к МУНИЦИПАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ПОСЁЛКА МИХАЙЛОВКА (далее - ответчик) о взыскании убытков вследствие несвоевременного представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования 13 044 руб. 08 коп.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, в отзыве на иск в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку сведения о застрахованном лице за июль 2017 года были предоставлены Пенсионному фонду в порядке, предусмотренном Постановлением №83-п, путем направления сведений по форме СЗВ-М на застрахованное лицо за июль 2017 года своевременно 08.08.2017, в связи с чем на дату принятия управлением решения 21.08.2017 с сентября 2017 года сведения о занятости застрахованного лица были в распоряжении истца, соответственно доказательства наличия вины ответчика не имеется.
Дело рассмотрено по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Мазан В.В. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Из составленного Пенсионным фондом протокола от 25.06.2019 № 265 видно, что контролирующим органом выявлен факт излишней выплаты индексированной страховой пенсии сотруднику МКОУ «СОШ № 3 поселка Михайловка» Мазан В.В. за период с 01.09.2017 по 31.05.2019 в общей сумме 13 044 руб. 08 коп. Как указано истцом, переплата пенсии Мазан В.В., как работающему пенсионеру, произошла по причине представления ответчиком недостоверных сведений по форме СЗВ-М за июнь 2017 года в отношении указанного лица.
Отсутствие у УПФ РФ в г. Черемхово и Черемховском районе сведений об осуществлении трудовой деятельности пенсионера Мазан В.В. в июне 2017 года, а также предоставление ответчиком недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июнь 2017 года повлекло неправомерную выплату пенсии Мазан В.В. в завышенном размере в период с 01.09.2017 по 31.05.2019, что привело к возникновению материального ущерба в размере 13 044 руб. 08 коп.
Пенсионный фонд уведомлением от 24.04.2020 № КВУ-09/2285 уведомил ответчика о данном обстоятельстве и потребовал возместить убытки.
Ответчиком указано, что сведения о работающем пенсионере за июль 2017 года были предоставлены в порядке, предусмотренном Постановлением №83п, путем направления сведений по форме СЗВ-М на 1 застрахованное лицо за июль 2017 года своевременно – 08.08.2017. Переплата пенсии возникла с 01.09.2017, следовательно, на момент принятия управлением решения 21.08.2017 с сентября 2017 года сведения о занятости застрахованного лица были в распоряжении истца и истец не лишен был возможности учесть данные сведения при назначении фиксированной выплаты.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
В части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ указанные сведения страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Таким образом, из анализа вышеназванных норм, а также пунктов 86, 88 и 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (утверждены приказом Минтрудасоцзащиты России от 17.11.2014 № 885н) следует, что пенсионерам в период осуществления работы и (или) иной деятельности выплачивается страховая пенсия и фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) без учета индексации (увеличения). Право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер. Выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии от работодателя (страхователя) получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности пенсионера, то ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежит пересмотру путем вынесения нового решения в месяце, следующем за месяцем получения сведений. Выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка, без удержания за прошлое время.
Согласно пункту 88 Правил № 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.
В пункте 90 Правил № 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих Правил, без удержания за прошлое время.
В соответствии с требованиями статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Как следует из материалов дела, спорные сведения о работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М за июнь 2017 года на Мазан В.В. не были представлены в установленный законом срок.
Управлением Пенсионного фонда проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
В результате проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета должностным лицом УПФ РФ в г. Черемхово и Черемховском районе обнаружен факт нарушения страхователем требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, что выразилось в нарушении срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за июнь 2017 года в отношении одного застрахованного лица.
Согласно акту от 29.04.2019 № 048S18190008176 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, при установленном до 17.07.2017 сроке, сведения по форме СЗВ-М за июнь 2017 года (ДОП) представлены в УПФ РФ в г. Черемхово и Черемховском районе 10.07.2017 в отношении 43-х застрахованных лиц, 24.04.2019 МКОУ «СОШ № 3 поселка Михайловка» представила сведения по форме СЗВ-М за июнь 2017 года в отношении оставшихся 10-ти лиц, за которых в представленной ранее форме за июнь 2017 года сведения не представлены.
По итогам рассмотрения вышеуказанного акта решением заместителем руководителя УПФ РФ в г. Черемхово и Черемховском районе 19.06.2019 № 048S19190010780 МКОУ «СОШ № 3 поселка Михайловка» привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
Решением о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии № 170000088662/В/М от 21.08.2017 Мазан В.В. с 01.09.2017 была произведена индексация размера пенсий в соответствии со статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ.
Таким образом, сведения о работающем пенсионере Мазан В.В. за июнь 2017 года в исходных формах СЗВ-М представлены в апреле 2019 года. Согласно сведениям по форме СЗВ-М за июль и последующие месяцы 2017 вплоть до мая 2019 года (ежемесячных), представленных страхователем в установленные сроки, застрахованное лицо осуществляло трудовую деятельность.
Как следует из положений части 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом указанных норм права и установленных обстоятельств, при которых сведения на Мазан В.В. ответчиком за июнь 2017 года своевременно представлены не были, истец не располагал и не мог располагать сведениями о факте трудовых отношений. Также истец не вправе выйти за рамки процедуры перерасчета пенсий, установленных статьей 26.1. Закона № 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1- 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил №885н).
Из содержания приведенных пунктов Правил №885н следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пении получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 закона №400-ФЗ (пункт 88 Правил № 885н).
В пункте 90 Правил № 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих правил, без удержания за прошлое время.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Согласно части 1 статьи 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Статьей 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 названного Кодекса.
При этом в силу пункта 3 статьи 1109 ГК РФ суммы пенсии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Таким образом, действующее законодательство не допускает возложение на гражданина обязанности по возмещению истцу возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.
Суд установил вину ответчика в виде предоставления недостоверных сведений только за июнь 2017 года, что повлекло необоснованную выплату индексации пенсии в силу следующего.
Сведения по форме СЗВ-М за июнь 2017 года (ДОП) представлены в УПФ РФ в г. Черемхово и Черемховском районе 10.07.2017 в отношении 43 застрахованных лиц, далее 23.04.2019 представлены сведения по форме СЗВ-М за июнь 2017 года в отношении оставшихся 10 лиц, за которых в представленной ранее форме за июнь 2017 года сведения не представлены.
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», индексации подлежат страховые пенсии только не работающих пенсионеров.
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Сведения по форме СЗВ-М за июнь 2017 (содержащие сведения о Мазан В.В.) были представлены в Пенсионный фонд несвоевременно 23.04.2019, то есть позднее 15.07.2017 как того требует закон.
Решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии № 170000088662/В/М Мазан В.В. с 01.09.2017 вынесено 21.08.2017.
Вместе с тем сведения по форме СЗВ-М за июль 2017 года были представлены в Пенсионный фонд своевременно – 08.08.2017, то есть не позднее 15.08.2017 как того требует закон и далее ответчик подавал сведения своевременно за весь период (до мая 2019 года включительно).
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Следовательно, с 09.08.2017 у истца уже имелись актуальные сведения об осуществлении трудовой деятельности Мазан В.В. в июле 2017 года, а значит, имелась возможность осуществить перерасчет пенсии и прекратить выплату пенсии в повышенном размере, с учетом срока установленного части 6 статьи 26 Закона № 400 на вынесение распоряжения о перерасчете размера в срок до 30.09.2017 в отношении сведений, представленных 08.08.2017 за июль 2017 года.
Представленными в материалы настоящего дела сведениями с застрахованных лицах подтверждается, что сведения по форме СЗВ-М за июль 2017 года представлялись в Пенсионный фонд своевременно – 08.08.2017.
Истец не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за июль 2017 года, полученных в августе 2017 года, уже в сентябре 2017 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Фактически прекратить выплату индексации Мазан В.В. пенсионный фонд имел возможность с 01.10.2017, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ и приведенных выше пунктов 86, 88 и 90 Правил.
Закон № 385-ФЗ, которым внесены изменения в Закон № 27-ФЗ и Закон № 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, истец вправе вменить ответчику только сумму ущерба, представляющего собой незаконную выплату пенсии Мазан В.В. в повышенном размере за период с 01.09.2017 по 30.09.2017.
Учитывая изложенное, с учетом положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, пунктов 86, 88 и 90 названных Правил, истец имел возможность на основании сведений по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2017 года, полученных в августе 2017 года, принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии застрахованному лицу не позднее 30.09.2017 и с 01.10.2017 фактически прекратить ее выплату, в связи с чем суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению частично в размере 590 руб. 44 коп., исходя из расчета: 11 081 руб. 61 коп. (выплаченная сумма страховой пенсии в сентябре 2017 года) – 10 491 руб. 17 коп. (сумма страховой пенсии без учета индексации в сентябре 2017 года); в удовлетворении остальной части иска следует отказать.
Оснований для взыскания убытков в за период с 01.10.2017 по 31.05.2019 (т.е. после получения истцом в августе 2017 года сведений о работающем пенсионере и при наличии у истца возможности своевременно пересмотреть решение и прекратить выплату индексации с 01.10.2017) не имеется, в связи с отсутствием причинно-следственной связи между произведенными выплатами и действиями ответчика, выразившихся в нарушении срока представления сведений по форме СЗВ-М.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлины.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по заявленной сумме иска составляет 2 000 руб. 00 коп.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Истцом при подаче иска в суд государственная пошлина не уплачивалась, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку исковые требования удовлетворены частично в размере 590 руб. 44 коп. (4,52%), размер государственной пошлины по удовлетворенному иску составляет
90 руб. 40 коп. (4,52%).
В силу пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.
Поскольку ответчик является казенным образовательным учреждением, осуществляющим социально значимые функции по оказанию услуг в сфере образования граждан, имеет тяжелое материальное положение, не позволяющее уплатить государственную пошлину в установленном размере, учитывая незначительный размер подлежащей взысканию госпошлины, суд полагает возможным освободить ответчика от взыскания государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ПОСЁЛКА МИХАЙЛОВКА в пользуГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ЧЕРЕМХОВО И ЧЕРЕМХОВСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 590 руб. 44 коп. - убытки.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.
Судья А.Ф. Ханафина