АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-14466/2021
15.11.2021
Резолютивная часть решения суда объявлена в судебном заседании 08.11.2021.
Решение суда в полном объеме изготовлено 15.11.2021.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пенюшова Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Родионовой В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664003, <...>)
к ФЕДЕРАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ № 32 С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666301, <...> (ПРОМЫШЛЕННЫЙ УЗЕЛ, БАЗА СТРОЙИНДУСТ, Д. 51)
об обязании выполнить мероприятия по противопожарному обустройству,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явились;
от ответчика: не явились;
установил:
МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к ФЕДЕРАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ № 32 С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» (далее - ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) об обязании выполнить мероприятия по противопожарному обустройству лесов на основании приказа от 28.12.2009 № 1710-апр (объем 2020 года), а именно: осуществить строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяженностью 0,4 км, согласно проекту освоения лесов, в срок до 01.12.2021.
Уточнения исковых требований приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
В обоснование исковых требований истец сослался на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по проведению на лесном участке мероприятий по охране лесов от пожаров, предусмотренных проектом освоения лесов.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения спора извещены надлежащим образом в порядке статей 121-123 АПК РФ.
Ответчик в отзыве на исковое заявление в удовлетворении предъявленных требований просил отказать, пояснив, что мероприятия по охране лесов от пожаров выполнены, при этом работы в части осуществления строительства лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров будут выполнены после согласования лесной декларации.
Истец направил ходатайство о рассмотрения дела в отсутствие представителя Министерства.
Судебные акты по рассматриваемому делу опубликованы на официальном портале арбитражных судов «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Дело рассматривается в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца и ответчика.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп с 15.06.2016 агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в министерство лесного комплекса Иркутской области.
На основании приказа агентства лесного хозяйства Иркутской области (в настоящее время Министерство лесного комплекса Иркутской области) от 28.12.2009 № 1710 «О предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование ФБУ ОИК-8 ГУФСИН РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ», распоряжения агентства лесного хозяйства Иркутской области от 08.06.2010 «О внесении изменений в приказ агентства от 28.12.2009 № 1710-апр по Зиминскому лесничеству», распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 29.10.2019 № 3365-мр «О внесении изменений в приказ № 1710-апр» ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ранее - ФБУ ОИК-8 ГУФСИН РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТ; переименовано на основании приказа ФСИН России от 13.06.2019 № 422) в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ предоставлен лесной участок в пределах земель лесного фонда в границах, определенных: планом лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре 226-2008-08, кадастровым номером 38:05:020401:2, общей площадью 9213 га, имеющий место положения: Иркутская область, муниципальное образование «Зиминский район», Зиминское лесничество, Буринское участковое лесничество, Кундулунская дача, кварталы № 1-10, в целях использования лесов для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины: по сплошным рубкам в размере 13,7 тыс.м³, в том числе: 7,3 тыс.м³ по хвойному хозяйству; по выборочным рубкам – 0,1 тыс.м³ ликвидной древесины по мягколиственному хозяйству, согласно проектоной документации по лесному участку.
В соответствии с проектом освоения лесов, разработанным ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, для обеспечения пожарной безопасности на лесном участке в соответствии с лесным кодексом Российской Федерации, учреждение обязано проводить противопожарное обустройство лесов, обеспечить создание систем и средств предупреждения лесных пожаров, создавать запасы ГСМ на пожароопасный период.
Меры противопожарного обустройства лесов среди прочего включают: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров.
Согласно приложению № 13 к Составу проекта освоения лесов и порядку его разработке «Основание и характеристики видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов» на 2020 год на лесном участке запроектировано строительство лесных дорог противопожарного назначения протяженностью 0,4 км (раздел 4.1 приложения № 13).
Как следует из искового заявления, учреждением не исполнена обязанность по строительству лесных дорог, предусмотренная проектом освоения лесов на 2020 год.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 05.04.2021 № 02-91-4232/21 о необходимости выполнить мероприятия по противопожарному обустройству лесов на лесном участке (объем 2020 года) в срок до 30.04.2021.
Требования министерства ответчиком в установленный срок не исполнены, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о понуждении выполнить лесовосстановительные мероприятия на лесном участке.
Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК РФ, либо иными способами, установленными законом.
Как следует из заявленных требований, истцом избран способ защиты гражданского права – понуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В силу статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Часть 1 статьи 29.1 ЛК РФ устанавливает, что в случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со статьей 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Согласно положениям статьи 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4). Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута (часть 8).
По части 1 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров (пункт 1). Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (часть 2). Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3).
В силу статьи 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1). Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры (часть 2).
В соответствии с частью 3 статьи 53.1 ЛК РФ указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями.
Согласно Правилам пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) (подпункт «а» пункта 3). Мера пожарной безопасности, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (пункт 5).
Таким образом, обязанность ответчика по проведению мероприятий по противопожарному обустройству лесов предусмотрена как нормативными правовыми актами в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, так и проектом освоения лесов.
В нарушение части 1 стать 65 АПК РФ ответчиком в материалы дела не представлено доказательств проведения мероприятий по противопожарному обустройству лесного участка (строительства противопожарной лесной дороги, протяженностью 0,4 км), требования истца в указанной части не оспорены.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При таких обстоятельствах, поскольку материалы дела не содержат доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязательств по проведению мероприятий по противопожарному обустройству лесного участка (строительства противопожарной лесной дороги, протяженностью 0,4 км), суд находит требования истца в указанной части правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме на основании статей 50.7, 51, 53, 53.1 ЛК РФ, пунктов 3,5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ, глава 25.3 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Из положений части 3 статьи 110 АПК РФ следует, что государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Данные государственные полномочия в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации о 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет как непосредственно, так и через учреждения, исполняющие наказания.
Для предоставления льготы по уплате государственной пошлины по подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ необходимо и достаточно подтвердить два признака: организационно-правовой статус лица (государственный орган, орган местного самоуправления) и его процессуальное положение (истец, ответчик).
ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ реализует указанные публичные полномочия, относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру ФСИН России, является ответчиком по арбитражному делу, а, следовательно, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, учитывая, что как истец, так и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 110, 174, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ № 32 С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» выполнить мероприятия по противопожарному обустройству лесов на основании приказа от 28.12.2009 № 1710-апр (объем 2020 года), а именно: осуществить строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяженностью 0,4 км, согласно проекту освоения лесов, в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.С. Пенюшов